Формирование толерантности у современных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: исследовать сформированность толерантности у детей и определить психолого-педагогические рекомендации по формированию их толерантного отношения к различным культурам.
Задачи исследования:
Провести анализ литературы по проблеме исследования;
Изучить возрастные особенности формирования толерантности в разные возрастные периоды;
Провести эмпирическое исследование общей толерантности школьников;
Сравнить индекс толерантности у школьников и студентов;
Предложить психолого–педагогические рекомендации по формированию толерантности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ явления толерантности
§1.1. Различные подходы к пониманию толерантности………………………..6
§1.2. Виды толерантности………………………………………………………...9
§1.3. Толерантность и интолерантность……………………………………......13
§1.4. Возрастной аспект формирования толерантности………………………19
§1.5. Методы, формы, психологические условия формирования толерантности……………………………………………………………………22
Глава 2. Эмпирическое исследование толерантности
§2.1. Описание методов исследования…………………………………………26
§2.2. Анализ результатов эмпирического исследования. Выводы по результатам эмпирического исследования.……………………………………………………………………34
§2.3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию толерантности………………………………..…………………………………..36
Заключение………………………………………………………………………38
Список используемой литературы………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 96.11 Кб (Скачать файл)

Особое внимание нужно уделять к детям подросткового возраста и юношеству. В период, когда формируется взрослость, когда сознание и самосознание достигают определенного уровня и подростки формируют в рамках самоопределения свою идентичность, осваивают различные социальные роли, крайне важно обратить внимание на то, что этот возрастной этап характеризуется особым типом смысловых отношений подростка к окружающей социальной действительности.

Л.С. Выготский охарактеризовал  этот этап как «расширение социальной среды». Подросток выстраивает новые отношения с окружающей средой. Существенной особенностью является трансформация его социальной позиции, самоопределение в системе социальных отношений, отнесение себя к тем или иным социальным группам.

В настоящее время в подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры и религии, негативные стереотипы и предубеждения. В подростковом возрасте учебная деятельность производит поворот от направленности на мир к направленности на самого себя. У ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет.

Переход из подросткового  возраста в старший школьный возраст  связан с появлением у школьника  необходимости самоопределения, т. е. определения себя в многообразии форм взрослой жизни. Оно опирается на формирующееся мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений. В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Адекватной формой реализации образовательных задач этого возраста являются детско-взрослые совместные мероприятия.

Формировать толерантность нужно на протяжении всей жизни. Ведь и после школы, ребёнок не должен менять свои убеждения, должен продолжать работать над собой. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.5. Методы, формы, психологические условия формирования толерантности.

Поиск условий, средств, форм воспитания толерантного сознания и  организации толерантных отношений  не может осуществляться без учета  особенностей самого ребёнка.

Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как  и всякое воспитание. Родителям ребёнка необходимо внимательно наблюдать за тем, как он ведёт себя с другими детьми (другой национальности, инвалиды и др.). Заметив проявление агрессии, нужно незамедлительно принимать меры: говорить с детьми о толерантном отношении, обращаясь к таким нравственным категориям, как справедливость, совесть, милосердие.

Когда ребёнок начинает учиться  в школе, то обязанности по формированию толерантности возлагаются на плечи  педагога.

 Воспитатель Государственного  бюджетного (областного) специального (коррекционного) образовательного учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья В.А. Карасёва говорит, что в процессе проведения соответствующей воспитательной работы педагогом должны решаться следующие задачи:

- воспитание личности, осознающей  достоинство человека;

- воспитание терпимости;

- воспитание гуманного  человека;

- формирование умения  разрешать конфликты ненасильственным  путём.

В ходе внеклассной работы дети могут в игровой форме, доступной  для их возраста, получить информацию о своих правах, о людях других национальностей, об их культуре.

Воспитание в духе толерантности  начинается с обсуждения вопросов, в чём заключаются права и  свободы детей, что, с одной стороны, способствует осуществлению этих прав, а с другой - укрепляет у детей стремление к защите прав других детей.

Образование является одним из главных социальных институтов, способствующих формированию толерантной личности в современном обществе. Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не проявиться, не будучи специально воспитанной, сформированной. Именно благодаря образованию не только сохраняется устойчивость общества, но и модифицируются формы и типы взаимоотношений людей, взаимодействия культур.

В качестве главной задачи образования определено формирование человека, готового к активной созидательной  деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурно-этнические общности, умеющего жить в мире и  согласии с представителями разных национальностей, рас и верований. [12]

Необходимое условие формирования толерантного отношения -  деятельность, потому как посредством деятельности у человека формируется отношение к окружающей действительности. Она характеризует:

-   Активное взаимодействие  человека с внешними объективными  обстоятельствами формирует в  его сознании образ, символ, знак  того, с чем он вступает в  ценностно-смысловые отношения;

-   В результате развития  деятельности происходит ее внутренние  преобразование. Происходит формирование  норм, автоматизация отдельных операций, превращение их в умения и  навыки. Так же цель действия  может приобрести самостоятельную  ценность, стать потребностью или  мотивом.

-   Сущность деятельности  как процесса развития заключается  в целенаправленном накоплении  информации с последующим использованием  ее для выработки качественных  оценок окружающего мира, выработки  обоснованных отношений и построения  успешного поведения.

-   Механизм удовлетворения  потребности человека в другом  человеке основан на формировании, развитии и функционировании  в ядре этой потребности обобщенного  (эталонного) образа другого человека. [11]

В деятельности ребенок не только усваивает нормы и правила  поведения, в ней реализуется  еще одно так называемое условие  формирования толерантности – диалогичность. Включаясь в различные объединения, ребенок получает опыт взаимодействия.

В качестве механизмов формирования этнической толерантности учащихся выступают обучение, воспитание, общение. Формирование навыков межэтнического взаимопонимания и взаимодействия может также осуществляться посредством  тренинга этнокультурной компетентности, культурного ассимилятора, деловых  и ролевых игр и др.

Формами формирования этнической толерантности являются индивидуально-парные взаимодействия и коллективные взаимоотношения. Эти взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемый школьником в ходе участия в лекциях, семинарах, дискуссиях, конференциях, различных объединениях, совместных мероприятиях и т.д.), стихийными или частично организованными (знания и опыт, обретаемый ребенком в семейных отношениях, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в отношениях с другими социальными институтами, в игровой и трудовой деятельности, а также из средств массовой информации и др.). Образовательные учреждения призваны сообразовывать воздействие на молодое поколение социальной среды, сообщать ему научные, достоверные знания, направленные на формирование позитивного отношения к своему и другим народам, их истории, культурам.

Педагогический процесс  должен быть построен с учетом возрастных особенностей детей. Вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.

Для положительных результатов  воспитания большое значение имеют  методы и приемы, организационные  формы занятий. Это этические беседы, диспуты, обсуждение книг, телепередач, анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия, встречи, обсуждения, изучение других культур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование толерантности.

§2.1. Описание методов  исследования.

Чтобы изучить реальный уровень  толерантности школьников мы использовали Методику диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко) и Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова).

Методика  диагностики общей коммуникативной  толерантности (В. В. Бойко).

Методика диагностики  общей коммуникативной толерантности, предложенная В. В. Бойко позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.

Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической - отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя). Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами). Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.

Пункты опросника сгруппированы  в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.

Инструкция: Оцените, насколько приведенные ниже суждения верны по отношению к Вам. При ответе используйте баллы от 0 до 3, где

0 — совсем неверно,

1 — верно в некоторой  степени,

2 — верно в значительной  степени,

3 — верно в высшей  степени.

Шкала 1. Неприятие или  непонимание индивидуальности другого  человека.

1. Медлительные люди обычно  действуют мне на нервы.

2. Меня раздражают суетливые,  непоседливые люди.

3. Шумные детские игры  я переношу с трудом

4. Оригинальные, нестандартные,  яркие люди действуют на меня  отрицательно.

5. Человек, который не  имеет недостатков, насторожил  бы меня.

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей.

6. Меня обычно выводит  из равновесия несообразительный  человек.

7. Меня раздражают любители  поговорить.

8. Меня затрудняет разговор  с безразличным для меня попутчиком  в поезде или самолете, начатый  по его желанию.

9. Я бы тяготился разговорами  случайного попутчика, который  имеет знания ниже моих.

10. Мне трудно найти  общий язык с людьми, по интеллекту  отличающимся от меня.

Шкала 3. Категоричность или  консерватизм в оценках других людей.

11. Современная молодежь  вызывает неприятные чувства  своим внешним видом (прически, косметика, наряды).

12. Так называемые «новые  русские» обычно производят неприятное  впечатление своим бескультурьем  либо жадностью.

13. Представители некоторых  национальностей в моем окружении  мне несимпатичны.

14. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.

15. Терпеть не могу людей  с низким профессиональным уровнем.

Шкала 4. Неумение скрывать или  сглаживать неприятные чувства при  столкновении с некоммуникабельными  качествами партнеров.

16. Считаю, что на грубость  надо отвечать тем же.

17. Мне трудно скрыть, если  человек мне чем-то неприятен.

18. Меня раздражают люди, которые стремятся в споре  настоять на своем.

19. Мне неприятны самоуверенные  люди.

20. Обычно мне трудно  удержаться от замечания озлобленному  или нервному человеку, который  толкается в транспорте.

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров.

21. Я имею привычку поучать  окружающих.

22. Невоспитанные люди  возмущают меня.

23. Я часто ловлю себя  на том, что пытаюсь воспитывать  других.

24. Я по привычке постоянно  делаю кому-то замечания.

25. Я люблю командовать  близкими.

Шкала 6. Стремление подогнать  партнера под себя, сделать его  «удобным».

26. Меня раздражают старики,  когда они в час пик оказываются  в городском транспорте или  в магазинах.

Информация о работе Формирование толерантности у современных детей