Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:38, курсовая работа
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – игре. В последние годы требования, предъявляемые к умственному развитию детей дошкольного возраста возрастают. При этом сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из дошкольного учреждения. Игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учреждении ведет к тому, что они все раньше и раньше становятся «маленькими» школьниками.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Основные характеристики младшего дошкольного возраста……………....5
1.1Особенности младшего школьного возраста……………………………………….5
1.2 Роль игровой деятельности в умственном развитии дошкольников……………10
1.3 Дидактическая игра – основное средство умственного развития. Педагогические системы и место дидактических игр в них……………………………………………………12
1.4 Педагогические системы по М. Мантессори и «Пралески»……………………..14
Глава 2 Эмпирическое изучениероли игровой деятельности в умственном развитии дошкольников…………………………………………………………………………………..19
2.1Цель, гипотеза, объект и предмет исследования………………….…………........19
2.2Выбор и обоснование выбора методик исследования ……….........…………..…19
2.3Ход проведения исследования…………………………………………………...…21
2.4Анализ и интерпретация результатов……………………………………………...23
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Основные характеристики младшего дошкольного возраста……………....5
1.1Особенности младшего школьного возраста……………………………………….5
1.2 Роль игровой деятельности
в умственном развитии
1.3 Дидактическая игра
– основное средство
1.4 Педагогические системы по М. Мантессори и «Пралески»……………………..14
Глава 2 Эмпирическое изучениероли
игровой деятельности в умственном развитии
дошкольников………………………………………………
2.1Цель, гипотеза, объект и предмет
исследования………………….…………......
2.2Выбор и обоснование выбора методик исследования ……….........…………..…19
2.3Ход проведения исследования………………………………………………
2.4Анализ и интерпретация результатов……………………………………………..
Введение
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – игре.
В последние годы требования, предъявляемые к умственному развитию детей дошкольного возраста возрастают. При этом сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из дошкольного учреждения. Игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учреждении ведет к тому, что они все раньше и раньше становятся «маленькими» школьниками.
Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияниена психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками иумениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевоеразвитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.
Главное, что
ребенок получает в игре, - возможность
взять на себя роль. В ходе проигрывания
этой роли преобразуются действия ребенка
и его отношение к
Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.
Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
В игре ребенок преодолевает
трудности умственной работы легко,
не замечая, что его учат. В дидактической
игре дети учатся думать о вещах, которые
они в данное время непосредственно
не воспринимают. Эта игра учит опираться
в решении задачи на представление
о ранее воспринятых предметах.
Игра требует использования
Теме игры и её влияния на развитие ребенка дошкольника посвящены многие исследования. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Теорию игры разрабатывали как зарубежные (Ж. Пиаже, В. Штерн, К. Гросс) так и отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин). Педагоги создавали и создают целые системы дидактических игр. Это Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. Однако данная проблема нуждается в доработке с учетом практики современных детских садов.
Таким образом, объектом исследования является: умственное развитие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние игровой деятельности на умственное развитие дошкольников.
Это позволило сформулировать цель моего исследования: изучение влияния игры на умственное развитие дошкольников.
На основе изучения теоретической литературы я выдвинули гипотезу: игра оказывает влияние на развитие психических процессов дошкольника.
Задачи исследования:
Избраны следующие методы исследования: анализ теоретической литературы, диагностика уровня развития психических познавательных процессов у дошкольников, наблюдение, организация игр и игровых упражнений.
Глава I. Основные характеристики младшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
«Дошкольный возраст, - как отмечал А.Н. Леонтьев (1983), - период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.
В качестве центральных
новообразований дошкольного
* позиционные ролевые действия (функция осознания (1 фаза), функция отношения (2 фаза);
* позиционные
умственные действия (тенденция
к обобщению, установлению
Центральное личностное
новообразование дошкольного
Внутренняя позиция ребенка проявляется через:
* эмоционально окрашенные образы;
* ситуативные
ориентировки на усвоенные
* волю, выражаемую в упорстве;
* другие частные психические достижения.
Д.Б. Эльконин (1989)
в качестве основных психологических
новообразований дошкольного
1. Возникновение
первого схематичного абриса
цельного детского
Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д.Б. Эльконин (1989) замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных потребностей и высоким уровнем познавательных потребностей.
2. Возникновение первичных этических инстанций связано с различением «что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими.
3. Возникновение
соподчинения мотивов. В этом
возрасте уже можно наблюдать
преобладание обдуманных
4. Возникновение
произвольного поведения.
5. Возникновение
личного сознания. Д.Б. Эльконин (1989)
в качестве одного из основных
психологических
У дошкольника
возникает осознание
Основным фактором, оказывающим существенное влияние на развитие психических процессов у детей в возрасте от 2 до 6 лет, является игра.
Для детей игра является не просто особым, а ведущим видом деятельности. В игре дети получают опыт манипулирования предметами мира взрослых людей, знакомятся и усваивают нормы и правила социального поведения.
Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.
До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений (см. "Последовательность развития движений").
Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами - символами реальных предметов, явлений и действий (см. ниже "Умственное развитие ребенка").
Главное, что
ребенок получает в игре, - возможность
взять на себя роль. В ходе проигрывания
этой роли преобразуются действия ребенка
и его отношение к
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.
Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.
- тема;
- Сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре.
Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д.
Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.
Информация о работе Характеристика среднего школьного возраста