Характеристика среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – игре. В последние годы требования, предъявляемые к умственному развитию детей дошкольного возраста возрастают. При этом сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из дошкольного учреждения. Игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учреждении ведет к тому, что они все раньше и раньше становятся «маленькими» школьниками.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Основные характеристики младшего дошкольного возраста……………....5
1.1Особенности младшего школьного возраста……………………………………….5
1.2 Роль игровой деятельности в умственном развитии дошкольников……………10
1.3 Дидактическая игра – основное средство умственного развития. Педагогические системы и место дидактических игр в них……………………………………………………12
1.4 Педагогические системы по М. Мантессори и «Пралески»……………………..14
Глава 2 Эмпирическое изучениероли игровой деятельности в умственном развитии дошкольников…………………………………………………………………………………..19
2.1Цель, гипотеза, объект и предмет исследования………………….…………........19
2.2Выбор и обоснование выбора методик исследования ……….........…………..…19
2.3Ход проведения исследования…………………………………………………...…21
2.4Анализ и интерпретация результатов……………………………………………...23

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 73.84 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава I. Основные характеристики младшего дошкольного возраста……………....5

1.1Особенности младшего школьного возраста……………………………………….5

1.2 Роль игровой деятельности  в умственном развитии дошкольников……………10

1.3 Дидактическая игра  – основное средство умственного  развития. Педагогические системы  и место дидактических игр  в них……………………………………………………12

1.4 Педагогические системы  по М. Мантессори и «Пралески»……………………..14

Глава 2 Эмпирическое изучениероли игровой деятельности в умственном развитии дошкольников…………………………………………………………………………………..19

2.1Цель, гипотеза, объект и предмет исследования………………….…………........19

2.2Выбор и обоснование выбора методик исследования ……….........…………..…19

2.3Ход проведения исследования…………………………………………………...…21

2.4Анализ и интерпретация результатов……………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

            Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – игре.

В последние годы требования, предъявляемые к умственному  развитию детей дошкольного возраста возрастают. При этом сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из дошкольного учреждения. Игра вытесняется  учебной деятельностью, увеличивается  количество обучающих занятий и  сокращается время для игровой  деятельности. Чрезмерная загруженность  детей в дошкольном учреждении ведет  к тому, что они все раньше и  раньше становятся «маленькими» школьниками.

Игра — основной вид  деятельности ребенка, она оказывает  многогранное влияниена психическое  развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками иумениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевоеразвитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.

Главное, что  ребенок получает в игре, - возможность  взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка  и его отношение к действительности.

Предметом игровой  деятельности является взрослый человек  как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Главное изменение  в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят  на второй план, и на первый план выходит  четкое выполнение правил игры.

В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат. В дидактической  игре дети учатся думать о вещах, которые  они в данное время непосредственно  не воспринимают. Эта игра учит опираться  в решении задачи на представление  о ранее воспринятых предметах. Игра требует использования приобретенных  ранее знание в новых связях, в  новых обстоятельствах. В этих играх  ребенок должен решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и  различия, группировать предметы по различным  свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать  рассказы с включением небылиц и  т.д.

Теме игры и её влияния  на развитие ребенка дошкольника  посвящены многие исследования. Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей. Теорию игры разрабатывали  как зарубежные (Ж. Пиаже, В. Штерн, К. Гросс) так и отечественные психологи (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин). Педагоги создавали и создают целые системы дидактических игр. Это Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. Однако данная проблема нуждается в доработке с учетом практики современных детских садов.

Таким образом, объектом исследования является: умственное развитие детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние игровой деятельности на умственное развитие дошкольников.

Это позволило сформулировать цель моего исследования: изучение влияния игры на умственное развитие дошкольников.

На основе изучения теоретической  литературы я выдвинули гипотезу: игра оказывает влияние на развитие психических процессов дошкольника.

 

 

 

 

Задачи исследования:

  1. Изучить современную педагогическую теорию игры и взгляды на её роль умственном развитии детей.
  2. Выявить уровень сформированности познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста.
  3. Апробировать программу развивающих игр.

Избраны следующие методы исследования: анализ теоретической литературы, диагностика уровня развития психических познавательных процессов у дошкольников, наблюдение, организация игр и игровых упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

       

 

  Глава I. Основные характеристики младшего дошкольного возраста.

    1. Особенности младшего школьного возраста

Дошкольный возраст - особо  ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального  становления личности ребенка. В  это время в общении ребенка  со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его  личности. В дошкольном возрасте мир  ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем  старше становится ребенок, тем большее  значение для него приобретают контакты со сверстниками.

«Дошкольный возраст, - как отмечал А.Н. Леонтьев (1983), - период первоначального фактического склада личности». Именно в это время  происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются  тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная  сферы, формируется самосознание.

В качестве центральных  новообразований дошкольного возраста (3-7лет) можно выделить:

* позиционные  ролевые действия (функция осознания  (1 фаза), функция отношения (2 фаза);

* позиционные  умственные действия (тенденция  к обобщению, установлению связей: функция понимания (3 фаза), функция  рефлексии (4 фаза функционально-стадиальной  периодизации Ю.Н. Карандашева, 1991).

Центральное личностное новообразование дошкольного возраста - соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными  человеку формами поведения среди  других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.

Внутренняя  позиция ребенка проявляется  через:

* эмоционально  окрашенные образы;

* ситуативные  ориентировки на усвоенные нормативы; 

* волю, выражаемую  в упорстве;

* другие частные  психические достижения.

Д.Б. Эльконин (1989) в качестве основных психологических  новообразований дошкольного возраста считал:

1. Возникновение  первого схематичного абриса  цельного детского мировоззрения.  Ребенок не может жить в  беспорядке. Все, что видит, ребенок  пытается привести в порядок,  увидеть закономерные отношения,  в которые укладывается такой  непостоянный окружающий мир.  Ж. Пиаже (1969) показал, что у  ребенка в дошкольном возрасте  складывается артификалистское  мировоззрение: все, что окружает  ребенка, в том числе и явления  природы, - результат деятельности  людей. Такое мировоззрение увязывается  со всей структурой дошкольного  возраста, в центре которого находится  человек. Исследования Л.Ф. Обуховой (1996) показали, что для объяснения  явлений природы дети используют  моральные, анимистические и артификалистские  причины: солнце движется, чтобы  всем было тепло и светло; оно  хочет гулять и двигаться и  т.д. 

Строя картину  мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие  схемы. Д.Б. Эльконин (1989) замечает здесь  парадокс между низким уровнем интеллектуальных потребностей и высоким уровнем  познавательных потребностей.

2. Возникновение  первичных этических инстанций  связано с различением «что  такое хорошо и что такое  плохо». Эти этические инстанции  растут рядом с эстетическими. 

3. Возникновение  соподчинения мотивов. В этом  возрасте уже можно наблюдать  преобладание обдуманных действий  над импульсивными. Преодоление  непосредственных желаний определяется  не только ожиданием награды  или наказания со стороны взрослого,  но и высказанным обещанием самого ребенка. Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям (Ю.Н. Карандашев, 1987).

4. Возникновение  произвольного поведения. Произвольное  поведение - это поведение, опосредованное  определенным представлением. Д.Б.  Эльконин отмечал, что в дошкольном  возрасте ориентирующий поведение  образ сначала существует в  конкретной наглядной форме, но  затем он становится все более  и более обобщенным, выступающим  в форме правила, или нормы.  На основе формирования произвольного  поведения у ребенка, по Д.Б.  Эльконину, появляется стремление  управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение  личного сознания. Д.Б. Эльконин (1989) в качестве одного из основных  психологических новообразований  дошкольного возраста выделял  возникновение личного сознания, т.е. появление своего ограниченного  места в системе отношений  со взрослыми, стремление к  осуществлению общественно значимой  и общественно оцениваемой деятельности (Л.В. Финькевич, 1987). Если спросить  ребенка трех лет: «Ты какой?»,  он ответит: «Я большой». Если  же спросить ребенка семи лет:  «Ты какой?», он ответит: «Я  маленький».

У дошкольника  возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют  ввиду осознание ребенком своих  личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе  общественных отношений. В три года можно наблюдать внешнее «Я сам», в шесть лет - личное самосознание: внешнее превращается во внутреннее.

Основным фактором, оказывающим существенное влияние на развитие психических процессов у детей в возрасте от 2 до 6 лет, является игра.

Для детей игра является не просто особым, а ведущим видом  деятельности. В игре дети получают опыт манипулирования предметами мира взрослых людей, знакомятся и усваивают  нормы и правила социального  поведения.

Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.

До трех лет  игра представляет собой манипулирование  предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и  еды время. С помощью игрушек  он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать  за реакцией. В процессе игры ребенок  развивает координацию движений (см. "Последовательность развития движений").

Собственно  игра возникает в 3 года, когда ребенок  начинает мыслить целостными образами - символами реальных предметов, явлений  и действий (см. ниже "Умственное развитие ребенка").

Главное, что  ребенок получает в игре, - возможность  взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка  и его отношение к действительности.

Игра - ведущий  вид деятельности ребенка дошкольного  возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими  людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

Главное изменение  в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят  на второй план, и на первый план выходит  четкое выполнение правил игры.

В каждой игре свои игровые условия - участвующие в  ней дети, куклы, другие игрушки и  предметы.

- тема;

- Сюжет - та  сфера действительности, которая  отражается в игре.

Сначала ребенок  ограничен рамками семьи и  поэтому игры его связаны главным  образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д.

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить  ей только 10-15 минут, а затем ему  нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может  продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники  способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые  игры у них растягиваются на несколько  дней.

Информация о работе Характеристика среднего школьного возраста