Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:38, курсовая работа
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – игре. В последние годы требования, предъявляемые к умственному развитию детей дошкольного возраста возрастают. При этом сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из дошкольного учреждения. Игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учреждении ведет к тому, что они все раньше и раньше становятся «маленькими» школьниками.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Основные характеристики младшего дошкольного возраста……………....5
1.1Особенности младшего школьного возраста……………………………………….5
1.2 Роль игровой деятельности в умственном развитии дошкольников……………10
1.3 Дидактическая игра – основное средство умственного развития. Педагогические системы и место дидактических игр в них……………………………………………………12
1.4 Педагогические системы по М. Мантессори и «Пралески»……………………..14
Глава 2 Эмпирическое изучениероли игровой деятельности в умственном развитии дошкольников…………………………………………………………………………………..19
2.1Цель, гипотеза, объект и предмет исследования………………….…………........19
2.2Выбор и обоснование выбора методик исследования ……….........…………..…19
2.3Ход проведения исследования…………………………………………………...…21
2.4Анализ и интерпретация результатов……………………………………………...23
Интерпретация результатов
10 баллов — ребенок справился с заданием
за время меньшее, чем 25 сек, назвав при
этом все 7 недостающих на картинках предметов.
8-9 баллов— время
поиска ребенком всех недостающих предметов
заняло от 26 до 30 сек.
6-7 баллов — время
поиска всех недостающих предметов заняло
от 31 до 35 сек.
4-5 баллов — время
поиска всех недостающих предметов составило
от 36 до 40 сек.
2-3 балла — время
поиска всех недостающих предметов оказалось
в пределах от 41 до 45 сек.
0-1 балл — время
поиска всех недостающих деталей составило
в целом больше чем 45 сек
2.3Ход проведения исследования
Исследование было проведено в январе 2013 года на базе ГУО «Ясли-сад № 80» г. Бреста. Роль игровой деятельности в умственном развитии дошкольников изучалась на трех выборках детей среднего дошкольного возраста: группа играющая в игры М. Мантессори в количестве десяти человек, группа детей играющих в игры «Пралеска», в количестве десяти человек и контрольная группа в количестве десяти человек. Выбор групп случайный. Ход исследования заключался в проведение методики «Скульптура», теста «Самое непохожее» Л.А. Венгера, теста «Найди отличие», теста «Чего не хватает на рисунке» и ряда игр по М. Мантессори и программе «Пралеска». Испытуемым предлагалось пройти исследование познавательной сферы, затем играть в предложенные игры на протяжении месяца, далее проводилось повторное исследование развития умственной деятельности детей. Результаты методик подверглись анализу и интерпретации.
По методики Мари Монтессори были выбраны следующие развивающие игры: «Погода»:деревянная коробка с деревянными элементами, изображающими либо явления окружающей среды, либо временного отрезка. Всего в наборе – 72 элемента, крепятся они к любому ковролиновому или фланелевому коврику. Игра развивает внимание, речь и сенсорику.
«Русские буквы, эконом»: развивающая деревянная игра рамка-вкладыш Русские буквы. Развивает мелкую моторику, сенсомоторную координацию, внимание, память и навыки чтения.
«Шнуровка Ёжик, стандарт»: деревянная развивающая игра-шнуровка. В наборе – силуэт ёжика, шнурки и пять фигур для шнурования. Развивает точность глазомера, координацию движений и мелкую моторику.
«Семицветик»: дидактический материал по методике М. Монтессори, направленный на изучение и восприятие цвета. Игра содержит сами цветные таблички и рамки и методическое приложение с интересными и полезными заданиями.
«Секретики Лягушонок – Рыбка (круг-квадрат)»: деревянная развивающая игра для детей от восьми месяцев. Рамка-вкладыш с подслоем, где под вынимающимися вкладышами (кругом и квадратом) изображены Лягушонок и Рыбка, развивает логику, внимание, речь и память.
«Рамки-вкладыши 'Птицы зимующие'»: деревянная рамка-вкладыш с изображением знакомых нам птиц, не улетающих на зимовку. Рамка-вкладыш развивает мелкую моторику, координацию движений, речь, внимание, логику и память.
«Рамки - вкладыши 'Фрукты'»: деревянная рамка-вкладыш с изображением основных фруктов: лимона, банана, сливы, апельсина, яблока и груши. Помимо мелкой моторики и координации движения игра развивает речь и обогащает базовые знания.
«Пирамидка Кольцевая новая»: пирамида – классическая развивающая игрушка, которая займёт почётное место среди первых игрушек Вашего малыша. На вид простая, она сочетает в себе огромное количество развивающих функций.
«Волшебная дощечка»: деревянная дощечка с девятью пластмассовыми гвоздиками, геометрическими плашками и набором разноцветных резиночек позволяет сконструировать на плоскости множество изображений животных, предметов быта, узоров, геометрических фигур, букв и цифр.
«Игра Последовательности»: развивающая игра состоит из восьми тематических картинок, складывающихся в пазлы. Развивает мелкую моторику руки, воображение, логическое и комбинаторное мышление, временные (сначала - потом) и количественные (больше - меньше) соотношения.
По программе «Пралеска» были выбраны следующие ролевые игры:
«Дочки матери»: Девочки играют с мальчиками. Здесь у «мамы» есть «сыновья», «братья», «дочки», «сестры». Игра имеет оживленный характер, мальчишки – это непоседы и любители спорить, поэтому от девочек требуется умение где-то уступать, не обращать внимания на непослушание. Ребята стремятся к дружбе и сотрудничеству, используя взаимовыручку и улыбку. Игра позволяет ребятишкам стать нужными и значимыми в кругу сверстников, узнать характер и привычки своих друзей, почувствовать себя взрослыми. Развитие мышления, воображения, памяти, моторики и движения детей среднего школьного возраста.
«Больница»: Девочки играют с мальчиками. Здесь есть «доктор» и «пациенты». Мамы приходят со своими «заболевшими» детьми на прием. У каждого пациента есть своя карточка и «доктор» осматривает «больного», затем фиксирует заключение по осмотру «больного». Развитие мышления, воображения, памяти, моторики и движения детей среднего школьного возраста.
Модифицированная ролевая игра «Воспитательница»: Играют мальчики и девочки. Здесь есть «воспитательница», которая учит детей, следит за порядком, кормит, укладывает спать и «нянечка», которая убирает, моет посуду. Развитие мышления, воображения, памяти, моторики и движения детей среднего дошкольного возраста.
Подвижная игра «Трамвай»: Играют девочки и мальчики. Цепляюся друг за дружку, образуя трамвай. «Милиционер» регулирует движение, светофор показывает цвета, а «пешеходы» пытаются не попасть под трамвай.
2.4 Анализ и интерпретация результатов
В результате диагностики детей среднего дошкольного возраста1 группы по методики «Скульптура»,получены следующие данные:
Два ребенка за 5 минут не смогли ничего придумать и вылепить, что говорит об очень низком уровне воображения. Два ребенка придумали и вылепили из пластилина простые фигурки: шарики, тарелочку, что говорит о ниже среднего уровнявоображения. Четверо детей вылепили простую поделку, в которой имеется небольшое количество деталей: воздушный шарик, кружка, снеговик(два шарика), что говорит о среднем уровне вооброжения. Так же четыре ребенка придумали и вылепили необычные и оригинальные поделки: щуку, черепаху, цветок, жука. Что говорит о высоком уровне воображения.
В целом можно сказать о среднем уровне воображения в данной группе.
В результате диагностики детей среднего дошкольного возраста1 группы по тесту «Самое непохожее» Л.А. Венгера, получены следующие данные:
Пять детей справились с данным тестом, что говорит о высоком показателе мышления. Так же пять детей не смогли справиться с данным видом теста, что говорит о низком показателе мышления.
Т.о. можно сделать вывод что у детей средний уровень мышления.
В результате диагностики детей среднего дошкольного возраста1 группы по тесту «Найди отличие», получены следующие данные:
У одного ребенка показатель внимания находится на очень высоком уровне. Средний уровень внимания у троих детей. Ниже среднего у двоих детей и низкий уровень внимания у четверых детей. Что говорит о слабом развитии внимания у детей.
Т.о. можно сделать вывод что у детей выше среднего уровень развития внимания.
В результате диагностики детей среднего дошкольного возраста1 группы по тесту «Чего не хватает на рисунках», получены следующие данные:
Шестьдетей с низким уровнем развития восприятия. Со уровнем ниже среднего восприятия четыре ребенка. Что в целом говорит о низком уровне восприятия детей данной группы.
Т.о. можно сделать вывод о том, что у детей 1 группы средний уровень развития познавательных процессов.
В результате диагностики детей среднего дошкольного возраста2 группы по методики «Скульптура», получены следующие данные:
Четыре ребенка придумали и вылепили из пластилина простые фигурки: шарики, тарелочку, человечка(туловище и ноги), треугольник, что говорит о низком уровне воображения. Три ребенка вылепили простую поделку, в которой имеется небольшое количество деталей: воздушный шарик, снеговик(два шарика), что говорит о среднем уровне воображения. Так же три ребенка придумали и вылепили необычные и оригинальные поделки: щуку, цемент на дом, цветок, жука, что говорит о высоком уровне воображения.
Это говорит о том, что у детей данной группы более высокий уровень воображения.
В результате диагностики детей среднего дошкольного возраста2 группы по тесту «Самое непохожее» Л.А. Венгера, получены следующие данные:
Шесть детей справились с данным тестом, что говорит о высоком показателе мышления. Так же четыре детей не смогли справиться с данным видом теста, что говорит о низком показателе мышления.
Что говорит о более высоком уровне мышления.
В результате диагностики детей среднего дошкольного возраста2 группы по тесту «Найди отличие», получены следующие данные:
У одного ребенка показатель внимания находится на очень высоком уровне. Средний уровень внимания у троих детей. Ниже среднего у одного ребенка и низкий уровень внимания у четверых детей. Что говорит о среднем уровне развитии внимания у детей.
В результате диагностики детей среднего дошкольного возраста2 группы по тесту «Чего не хватает на рисунках», получены следующие данные:
Шесть детей с низким уровнем развития восприятия. Со уровнем ниже среднего восприятия четыре ребенка. Что в целом говорит о низком уровне восприятия детей данной группы.
Т.о. можно сделать вывод о том, что у детей 2 группы развитие познавательных процессовнаходятся на более высоком уровне, чем у 1 группы (выше среднего).
В результате диагностики детей среднего дошкольного возраста 3 группы по методики «Скульптура», получены следующие данные:
Четыре ребенка придумали и вылепили из пластилина простые фигурки: шарики, палочку, что говорит о низком уровне воображения. Два ребенка вылепили простую поделку, в которой имеется небольшое количество деталей: цветок (2 части), черепаха (две части). Так же четыре ребенка придумали и вылепили необычные и оригинальные поделки: черепаху(много дополнительных деталей), снеговик (много дополнительных деталей), человек.
Это говорит о том, что у детей данной группы средний уровень воображения.
В результате диагностики детей среднего дошкольного возраста 3 группы по тесту «Самое непохожее» Л.А. Венгера, получены следующие данные:
Четыреребенка справились с данным тестом, что говорит о высоком показателе мышления. Так же шесть детей не смогли справиться с данным видом теста, что говорит о низком показателе мышления.
Это говорит о том, что в целом у детей низкий уровень мышления.
В результате диагностики детей среднего дошкольного возраста 3 группы по тесту «Найди отличие», получены следующие данные:
Средний уровень внимания у троих детей. Ниже среднего у двоих детей и низкий уровень внимания у пятерых детей. Что говорит об очень слабом развитии внимания у детей.
В результате диагностики детей среднего дошкольного возраста 3 группы по тесту «Чего не хватает на рисунках», получены следующие данные:
Пять детей с низким уровнем развития восприятия. Со средним уровнем восприятия пять детей. Что в целом говорит о среднем уровне восприятия детей данной группы.
Т.о. можно сделать вывод о том, что у детей 3 группы средний уровень развития познавательных процессов.
Информация о работе Характеристика среднего школьного возраста