Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:38, курсовая работа
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – игре. В последние годы требования, предъявляемые к умственному развитию детей дошкольного возраста возрастают. При этом сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из дошкольного учреждения. Игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учреждении ведет к тому, что они все раньше и раньше становятся «маленькими» школьниками.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Основные характеристики младшего дошкольного возраста……………....5
1.1Особенности младшего школьного возраста……………………………………….5
1.2 Роль игровой деятельности в умственном развитии дошкольников……………10
1.3 Дидактическая игра – основное средство умственного развития. Педагогические системы и место дидактических игр в них……………………………………………………12
1.4 Педагогические системы по М. Мантессори и «Пралески»……………………..14
Глава 2 Эмпирическое изучениероли игровой деятельности в умственном развитии дошкольников…………………………………………………………………………………..19
2.1Цель, гипотеза, объект и предмет исследования………………….…………........19
2.2Выбор и обоснование выбора методик исследования ……….........…………..…19
2.3Ход проведения исследования…………………………………………………...…21
2.4Анализ и интерпретация результатов……………………………………………...23
Развитию произвольной памяти
способствует дидактическая игра. Она
создает действенную игровую
мотивацию, подчиняет запоминание
близкой и понятной ребенку цели,
позволяет ему осознавать способы
выполнения деятельности, а также
дает взрослому возможность
Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях. Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребенка, если воспитатель обогащает её содержание, правильно организует.
1.3 Дидактическая
игра – основное средство
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.
Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.
Дидактические игры существуют
много веков. Их первым создателем был
народ, подметивший удивительную особенность
маленьких детей –
В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось 2 направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях.
Ярким представителем первого
направления был великий
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем.
Высшим проявлением детской деятельности Фребель справедливо считал игру. Он высоко ценил игру, считал ее важнейшим средством воспитания и обучения ребенка. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Фребель видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка [7, с. 15]. Материалом для детских игр стали простые и недорогие предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и др. Чем проще игрушка, тем больший простор остается для самодеятельности ребенка. Все игры Фребеля сопровождались песенкой или стихами, многие из которых сочинил он сам. Существенный вклад Фребеля в дошкольную педагогику состоит в том, что он осуществил систематику и внес порядок в детские игры, определил дидактическую задачу каждой игры и обосновал, в какой последовательности их проводить. [7, 16–17]
В начале XX в. широкое распространение получила система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори. Разработанный М. Монтессори сенсорный материал позволяет осуществлять многочисленные упражнения, помогающие ребенку развивать свой интеллект путем различения и классификации различных чувственных признаков предметов. В сенсорном материале Монтессори представлены самые разные воспринимаемые качества вещей – форма, цвет, размеры, температура, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки и др., причем данные качества как бы «очищены», «изолированы» от самих предметов. Так, например, для различения высоты или объема используются просто цилиндры или призмы, убывающие в размерах (а не домики или грибочки). Воспитатель не должен произносить ни одного лишнего слова, а только те, которые дают ясное, отчетливое представление о предмете. [7, 22]
В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материальными, самостоятельными творческими играми детей не придается значения.
Большой интерес представляют взгляды на игру Е.И. Тихеевой. Е.И. Тихеева рассматривает игру как одну их форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка.
В детском саду, руководимом Е.И. Тихеевой, существовали и использовались игры 2 видов: свободные игры, стимулированные окружающей средой, и игры, организованные педагогом, игры с правилами. Особая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание. Она определила особую роль воспитателя в дидактической игре: он вводит детей в игру, знакомит с ее содержанием и правилами. Е.И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах [4, с. 111].
В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-ые гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.А. Аванесова и др.
В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веркаса, Е.И. Смирнова) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют их развивающими [3].
Дидактическая игра имеет свою структуру. Мы рассмотрим ее компоненты, которые определили Козлова С.А., Куликова Т.А.:
Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая.
Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях.
Правила-то, что обеспечивает реализацию игрового содержания.
Таким образом, педагоги выделяли и выделяют большую роль дидактических игр в умственном развитии ребенка. В некоторых педагогических системах они составляют основу обучения и воспитания.
Чтобы приучить ребенка к
умственному труду, необходимо сделать
его интересным, занимательным. Занимательность
умственного труда достигается
разными методами, среди которых
на особом месте стоит дидактическая
игра, содержащая в себе большие
возможности для развития умственной
деятельности детей, для развития самостоятельности
и активности их мышления. В игровой
форме сам процесс мышления протекает
быстрее, активнее, так как игра –
вид деятельности, присущий этому
возрасту. В игре ребенок преодолевает
трудности умственной работы легко,
не замечая, что его учат. В дидактической
игре дети учатся думать о вещах, которые
они в данное время непосредственно
не воспринимают. Эта игра учит опираться
в решении задачи на представление
о ранее воспринятых предметах.
Игра требует использования
1.4 Педагогические системы по М. Мантессори и «Пралески»
Методика Марии Монтессори
Методика Марии Монтессори была создана в 19 веке в Италии и названа в честь ее основательницы, великого педагога и доктора медицины.
Основная идея методики Монтессори — максимально самостоятельное развитие ребенка в специально созданной среде, основной принцип - подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению и к саморазвитию. Девиз педагогики Монтессори - "Помоги мне это сделать самому". В этом и состоит основное отличие методики Монтессори от остальных методик раннего развития - ребенок с самого рождения воспринимается как личность с огромным потенциалом для саморазвития, а задача взрослых наблюдать за малышом и корректировать его самообучение.
Педагогика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребёнок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребёнка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего.
Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребёнка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учёбы. Поэтому педагоги системы Монтессори поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.
Самостоятельность подкрепляется
заданиями из практической жизни (то
есть такими, которые находят
Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребёнку возможность развивать своё чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребёнка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случиться, что ребёнок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. — и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.
По Марии Монтессори, процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии:
Каждая из этих стадий представляет собой отчётливый самостоятельный отрезок развития.
Фаза первой стадии детства (0—6 лет) — важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребёнка. Монтессори понимает первые три года жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребёнка, и называет это «Психический эмбрион». В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребёнок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.
В ходе своего развития ребёнок проходит так называемые «чувствительные», или «сенситивные» периоды. В такие периоды ребёнок особенно чувствителен к определённым возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребёнок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение сенситивного периода ребёнок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям — он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин «нормализация».
Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одним из важнейших сенситивных периодов каждого ребёнка является «усовершенствование чувств». Каждый ребёнок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учёбы единым целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена.
Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребёнка. Так, её математический материал позволяет ребёнку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах.
Информация о работе Характеристика среднего школьного возраста