Характеристика среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – игре. В последние годы требования, предъявляемые к умственному развитию детей дошкольного возраста возрастают. При этом сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из дошкольного учреждения. Игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учреждении ведет к тому, что они все раньше и раньше становятся «маленькими» школьниками.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Основные характеристики младшего дошкольного возраста……………....5
1.1Особенности младшего школьного возраста……………………………………….5
1.2 Роль игровой деятельности в умственном развитии дошкольников……………10
1.3 Дидактическая игра – основное средство умственного развития. Педагогические системы и место дидактических игр в них……………………………………………………12
1.4 Педагогические системы по М. Мантессори и «Пралески»……………………..14
Глава 2 Эмпирическое изучениероли игровой деятельности в умственном развитии дошкольников…………………………………………………………………………………..19
2.1Цель, гипотеза, объект и предмет исследования………………….…………........19
2.2Выбор и обоснование выбора методик исследования ……….........…………..…19
2.3Ход проведения исследования…………………………………………………...…21
2.4Анализ и интерпретация результатов……………………………………………...23

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 73.84 Кб (Скачать файл)

Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребёнка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребёнка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребёнка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребёнка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

В отношении  того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что  родители — не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители — помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям.

Монтессори  ожидает от взрослого, напротив, «внутренней  перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке  и его будущем.

Пособия методики Монтессори включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Но в первую очередь игры данной методики направлены на развитие образного мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Пралеска»

Программа «Пралеска» является национальной базовой программой для  всех детских садов Беларуси.

В Республике Беларусь в 90е  годы началась активная работа по созданию национальных программ воспитания и  обучения детей в детском саду. В 1995 году авторским коллективом  под руководством Е. А. Панько и!А. И. Васильевой] была издана программа  «Пралеска», которая успешно внедряется в работу многих дошкольных учреждений республики.

В 1999 году коллектив авторов  подготовил переработанное и дополненное  издание программы «Пралеска» с методическими рекомендациями.

Есть в «Пралеске» и  инновации, новшества, отличающие ее от других родственных ей программ воспитания и обучения дошкольников. Для «Пралески» характерен высокий уровень психологизации. И это не дань моде, не «плод» стремления искусственно «модернизировать» программу, а жизненная, профессиональная необходимость, которую осознавали еще классики педагогической мысли, основоположники  педагогической психологии, ее видные представители.

Впервые в «Пралеску» как  самостоятельные были введены такие  разделы, как «Познать, чтобы воспитывать», «Сотрудничаем с семьей», «Общение», «Познавательнопрактическая деятельность». Есть в ней и другие инновации, внесенные в ранее существующие разделы программ. В числе таковых  — усиленная ориентация на развитие детского творчества не только у детей  старшего дошкольного возраста, а  на всех этапах воспитания и обучения в дошкольном детстве. Такой подход противоречит устоявшимся взглядам на детское творчество, типовой программе, однако он соответствует позиции  ряда современных психологов (в их числе В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков), суть которой: творчество — центральное  образование личности, и формирование его у детей возможно на всех этапах обучения. Данный подход нашел подтверждение  не только в экспериментальном исследовании, но и в передовой педагогической практике (в том числе и в  работах некоторых авторов программы). 
Программа «Пралеска» в настоящее время является базисной для дошкольных учреждений Республики Беларусь. Многие воспитатели успешно работают по ней, планируют воспитательнообразовательную работу, исходя из характеристик психического и физического развития ребенка, его достижений. Например, к трем годам в группе «Малыши» (второйтретий год жизни) на доступном ребенку уровне происходит его социализация: он выделяет свое «Я», ставит себя в позицию субъекта деятельности, осознает, что в мире существуют другие люди. Необходимо, чтобы эти первые его представления о своем физическом и социальном «Я» обрели позитивную окраску. Это станет основой развития позитивной «Яконцепции» на последующих этапах развития ребенка.

У детей четвертогопятого года жизни (группа «Почемучки») можно  заметить изменения, которые связаны  с новой социальной ситуацией  развития ребенка. У ребенка появляется целый круг новых прав и элементарных обязанностей. Важные изменения отмечаются в игровой деятельности ребенка: развивается творческая игра, усложняется  сюжет и содержание игр, сами игры приобретают более устойчивый характер. Активно развивается в этот период и познавательнопрактическая деятельность. В жизни ребенка появляется экспериментирование. Он переходит от потребности во впечатлениях на основе рефлекса «что такое?» к  потребности в познании связей между  внешними и внутренними особенностями  предметов. Потребность в познании на этом этапе удовлетворяется с  помощью специальной познавательной деятельности, что соответствует  схеме: любопытство — любознательность — познавательная активность. 
Таким образом, программа «Пралеска, дает воспитателям возможность видеть достижения детей своей группы и смежных групп, что способствует осуществлению преемственности внутри дошкольного учреждения.

Большую помощь в реализации содержания программы «Пралеска» оказывает  приложение к программе, которое  представлено по 21 направлению (возможные  отклонения, профилактика и коррекция  физического развития, профилактика и коррекция личности, эмоциональноволевой  и познавательной сферы, коррекция  межличностного взаимодействия). Дан  список художественных, музыкальных, изобразительных  произведений, а также приведены  нормативные показатели физического  развития детей и примерные формы  организации физического воспитания в детском саду (физкультурные  занятия, утренняя гимнастика, подвижные  игры, физкультминутки, пешеходные прогулки, физкультурные досуги, дни здоровья, недели здоровья, самостоятельная двигательная деятельность, коррекционная индивидуальная и дифференцированная работа с детьми, домашние задания по физкультуре, секционнокружковая работа, лечебные и реабилитационные мероприятия).

Анализируя программу  «Пралеска», профессор доктор педагогических наук К. В. Гавриловен отмечает, что  программа «Пралеска» основывается на фундаментальных идеях мировой  педагогической мысли и данных новейших отечественных исследований в области  дошкольного воспитания и детской  психологии. Состоятельна ее методологическая основа: признание дошкольного периода  в развитии ребенка как определяющего  уровень его интеллектуального, гуманистического, творческого развития в юношеском возрасте, в период профессионального становления; опора  на принципы природосообразности воспитания и гуманизации всех подструктур  образовательного процесса в дошкольных учреждениях, принцип деятельностного  подхода. Данная методология определила структуру программы, ее содержательное и методическое обеспечение.

При проведении специально-организованной деятельности используется принцип  интеграции с широким использованием игровых методов и приемов, что  позволяет правильно дозировать учебную нагрузку на каждого ребенка, предупреждает утомление, обеспечивает активное усвоение учебного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Эмпирическое изучение роли игровой деятельности в умственном развитии дошкольников 
2.1 Цель, гипотеза, объект и предмет исследования

Объект исследования: умственное развитие детей среднего дошкольного возраста.

Предмет исследования: влияние игровой деятельности на умственное развитие дошкольников.

Гипотеза исследования: игра оказывает влияние на развитие психических процессов дошкольника.

Цель исследования: изучение влияния игры на умственное развитие дошкольников.

Задачи исследования:

  1. Изучить современную педагогическую теорию игры и взгляды на её роль умственном развитии детей.
  2. Выявить уровень сформированности познавательных процессов у детей среднего дошкольного возраста.
  3. Апробировать программу развивающих игр.

 

  2.2 Выбор и обоснование выбора методик исследования

               Для эмпирического исследования  познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста использовались методика «Скульптура», тест на мышление «Самое непохожее» Л.А. Венгера, тест на внимание «Найди отличие», тест на восприятие «Чего не хватает на рисунках».(Приложение 1)

Методика «Скульптура»: отвечает требованиям надежности и валидности. Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно-образному и словесно-логическому. Фантазия ребенка наиболее полно проявляется как раз в соответствующих видах творческой деятельности.

Интерпретация результатов

Фантазия ребенка оценивается  от 0 до 10 баллов.

Оценка в 10 балловсвидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, безусловно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.

Оценка, находящаяся в  пределах от 8 до 9 баллов, говорит о том, что ребенок достаточно готов к обучению в школе.

Оценка в интервале от 6 до 7 балловявляется признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Оценка в 4-5 баллов говорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе.

 

 

 

 

Тест на мышление «Самое непохожее» Л.А. Венгера: Этот тест носит комплексный характер и позволяет изучить не только мышление, но и восприятие детей. Ребенку предлагается посмотреть на фигурки. Чем они отличаются друг от друга? Затем  выберать из этих фигурок одну, которая бы ничем не была похожа на выбранную мной (взрослый берет одну из фигурок и выкладывает перед ребенком), вспомни, что выбранная тобой фигурка не должна походить на мою ни формой, ни цветом, ни размером.

 

Интерпретация результатов

При оценке деятельности детей 4,5-5,5 лет можно считать правильным ответ, основанный на учете двух параметров из трех.

Нормально и то, что дети, отвечая на вопрос об отличии фигур, могут сказать, что разница в  том, что одни из них синие, а другие - красные, одни большие, а другие —  маленькие, одни круглые, а другие —  квадратные (вместо того, чтобы сказать: они отличаются формой, цветом и величиной, что является нормой для детей 6-7 лет).

Большое значение в любом  возрасте имеет реакция ребенка  на помощь, так как обучаемость (то есть умение решить задачу сразу после  объяснения взрослого) зависит от способностей. Способные, хотя и плохо обученные  дети могут с помощью взрослого  полностью решить задачу даже в 4,5-5 лет.

 

Тест на внимание «Найди отличие»: ребенкунеобходимо внимательно посмотреть на две пары картинок и отметить, чем они отличаются.

 

Интерпретация результатов

 

Всего отличительных признаков  в первой паре картинок 10, во второй — 7. Следовательно, ребенок максимально  может набрать за этот тест 17 баллов. Время на выполнение этого задания - 4 минуты.  

Оценка результатов:

16-17баллов— высокий уровень;   

4-7балла — ниже среднего;

13-15 баллов — выше среднего;

8-12 баллов - средний уровень.

0-3 балла— низкий уровень.

 

Тест на восприятие «Чего не хватает на рисунках»:Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Информация о работе Характеристика среднего школьного возраста