Характеристика среднего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – игре. В последние годы требования, предъявляемые к умственному развитию детей дошкольного возраста возрастают. При этом сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из дошкольного учреждения. Игра вытесняется учебной деятельностью, увеличивается количество обучающих занятий и сокращается время для игровой деятельности. Чрезмерная загруженность детей в дошкольном учреждении ведет к тому, что они все раньше и раньше становятся «маленькими» школьниками.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава I. Основные характеристики младшего дошкольного возраста……………....5
1.1Особенности младшего школьного возраста……………………………………….5
1.2 Роль игровой деятельности в умственном развитии дошкольников……………10
1.3 Дидактическая игра – основное средство умственного развития. Педагогические системы и место дидактических игр в них……………………………………………………12
1.4 Педагогические системы по М. Мантессори и «Пралески»……………………..14
Глава 2 Эмпирическое изучениероли игровой деятельности в умственном развитии дошкольников…………………………………………………………………………………..19
2.1Цель, гипотеза, объект и предмет исследования………………….…………........19
2.2Выбор и обоснование выбора методик исследования ……….........…………..…19
2.3Ход проведения исследования…………………………………………………...…21
2.4Анализ и интерпретация результатов……………………………………………...23

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 73.84 Кб (Скачать файл)

- роль (главная,  второстепенная);

- игрушки, игровой  материал;

- игровые действия (те моменты в деятельности  и отношениях взрослых,

которые воспроизводятся  ребенком)

Младшие дошкольники  имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом  выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для  кого они это сделали.

Для средних  дошкольников главное - отношения между  людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а  ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок, никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед  куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала  обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших  дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими, жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и  обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки.Садимся  за стол!").

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Роль игры в  развитии психики ребенка.

1) В игре ребенок  учится полноценному общению  со сверстниками.

2) Учиться подчинять  свои импульсивные желания правилам  игры. Появляется соподчинение мотивов  - "хочу" начинает подчиняться  "нельзя" или "надо".

3) В игре интенсивно  развиваются все психические  процессы, формируются первые нравственные  чувства (что плохо, а что  хорошо).

4) Формируются  новые мотивы и потребности  (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются  новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Мышление детей младшего школьного возраста значительно  отличается от мышлениядошкольников: так если для мышления дошкольника  характерно такое качество,как непроизвольность, малая управляемость и в постановке мыслительной задачи,и в ее решении, они чаще и легче задумывается и над тем, что им интересней,что  их увлекает, то младшие школьники  в результате обучения в школе, когданеобходимо  регулярно выполнять задания  в обязательномпорядке, научитьсяуправлять своим мышлением, думать тогда, когда  надо.

Во многом формированию такому произвольному, управляемому мышлениюспособствует указание учителя на уроке, побуждающие  детей к размышлению.При общении  в начальных классах у детей  формируется  осознанное критическоемышление. Это происходит благодаря тому, что  в классе обсуждаются путирешения  задач, рассматриваются различные  варианты решения, учитель постояннотребует от школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильностьсвоего суждения, т.е. требует от детей, чтобы они решали задачисамостоятельно.

Умение планировать свои действия так же активно формируется  у младшихшкольников в процессе школьного обучения учеба побуждает  детей вначалепрослеживать план решения задачи, а только потом  приступать к еепрактическому решению.

Младший школьник регулярно  и в обязательном порядке становится в систему,когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнятьумозаключения.

Поэтому в младшем школьном возрасте начинает интенсивно развиваться  и третийвид мышления: словесно - логический отвлеченное мышление, в  отличие отнаглядно - действенного и наглядно – образного мышления детей дошкольноговозраста.

На уроках в начальных  классах при решении учебных  задач у детей формируетсятакие приемы логического мышления как  сравнение, связанное с выделением исловесным обозначением в предмете различных свойств и признаков  обобщения,связанное с отвлечением  от несущественных признаков предмета и объединении их

на основе общности существенных особенностей.

По мере  обучения в  школе мышление детей становится более произвольным, болеепрограммируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становитсясловесно - логическим.

Конечно, и другие виды мышления развиваются дальше в этом возрасте, ноосновное направление падает на формирование приемов рассуждения иумозаключений.Учителя  знают, что мышление у детей одного и того же возраста достаточноразное, одни дети легче решают задачи практического  характера, когдатребуется использовать приемы наглядно - действенного мышления. Другим легчедаются задания связанные  с необходимостью воображать и представлять какие -либо состояния или явления, третья часть детей легче рассуждает, строитрассуждения и умозаключения, что позволяет им более успешно  решатьматематические задачи, выводить общие правила и использовать их в конкретныхситуациях.

И наконец если ребенок  успешно решает и легкие и  сложные  задачи в рамкахсоответствующего вида мышления и даже может помочь другим детям в решениилегких задач, объяснить причину допущенных им ошибок, а также может сампридумывать легкие задачи, у него третий уровень  развития в соответствующемвиде  мышления.

О наличии того или иного  вида мышления у ребенка можно  судить по  тому, какон решает соответствующие  данному виду задачи, так если при  решении легкихзадач на практическое преобразование предметов, или на оперирование ихобразами, или на рассуждения ребенок  плохо разбирается в их условии, путаетсяи  теряется при поиске их решений, то в этом случае считается, что у негопервый уровень развития в соответствующем виде мышления.

Если ребенок успешно  решает легкие задачи, предназначенные  для применениятого или иного  вида мышления, но затрудняется в решении  более сложных задач,в частности  из - за того, что не удается представить  все это решение целиком,поскольку  недостаточно развито умение планировать, то в этом случаесчитается, что у  него второй уровень развития в соответствующем  видемышления.

Для умственного развития младшего школьника нужно использовать три видамышления. При этом с помощью  каждого из них  у ребенка лучше  формируется теили иные качества ума. Так решение задач с помощью  наглядно – действенногомышления позволяет развивать у учеников навыки управления своими действиями,осуществление целенаправленных, а не случайных и хаотичных попыток в решениизадач.

Такая особенность этого  вида мышления следствие того, что  с его помощьюрешаются задачи, в которых предметы можно брать  в руки, чтобы изменить ихсостояния  и свойства, а так же расположить  в пространстве.Поскольку работая  с предметами ребенку легче наблюдать  за своими действиямипо их изменению, то в этом случае и легче управлять  действиями, прекращатьпрактические попытки, если их результат не соответствует  требованиям задачи,или наоборот заставлять себя довести попытку  до конца, до полученияопределенного результата, а на бросить ее выполнение, не узнав  результата.

И так, с помощью наглядно - действенного мышления удобнее развивать  у детейтакое важное качество ума, как  способность при решении задач  действоватьцеленаправленно, сознательно  управлять и контролировать своими действиями.Своеобразие наглядно - образного мышления заключается  в том, что решая задачис его  помощью, человек не имеет возможности  реально изменять образы ипредставления. Это позволяет разрабатывать  разные планы для достижения цели,мысленно согласовывать эти планы, чтобы  найти наилучший. Поскольку прирешении задач с помощью наглядно - образного  мышления, человеку приходитсяоперировать  лишь образами предметов (т.е. оперировать  предметами лишь вмысленном плане), то в этом случае труднее управлять  своими действиями,контролировать их и осознавать чем в том случае, когда имеется возможностьоперировать самими предметами.Поэтому главной  целью работы по развитию наглядно - образного мышления неможет состоять в том, чтобы с его помощью  формировать умение управлять своимидействиями при решении задач.Главная же цель коррекции у детей наглядно - образного мышления заключается  втом, чтобы с его помощью формировать  умение рассматривать разные пути, разныепланы, разные варианты достижения цели, разные способы решения задач.Это  следует из того, что оперируя предметами в мыслительном плане,представляя  возможные варианты их изменений  можно найти быстрее нужноерешение, чем выполняя каждый вариант, который  возможен. Тем более, что невсегда имеются условия для многократных изменений в реальной ситуации.Своеобразие  словесно - логического мышления состоит  в том, что этоотвлеченное мышление, в ходе которого человек действует  не с вещами, и ихобразами, а с  понятиями о них, оформленных  в словах или знаках. При этомчеловек  действует по определенным правилам отвлекаясь от наглядныхособенностей  вещей и их образов.

Поэтому главная цель работы по развитию у детей словесно – логического мышления заключается в том, чтобы с его помощью формировать у детей умениерассуждать, делать выводы из тех суждений, которые предлагаются в качествеисходных, умение ограничиваться содержанием этих суждений и не привлекатьдругих соображений, связанных с внешними особенностями тех вещей или образов,которые отражаются и обозначаются в исходных суждениях.

Вывод: Итак, мышление младшего школьника осуществляется тремя  способами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словестно-логическим. Уровнимышления у детей одного и того же возраста достаточно разные. Поэтому задачи педагогов, психологов состоит в дифференцированном подходе к развитиюмышления у младших школьников.

 

 

 

 

1.2 Роль игровой  деятельности в умственном развитии  дошкольников

Игра – наиболее доступный  для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего  мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность  в общении.

Как верно заметил Рубинштейн: «Игра – практика развития». Так, ей принадлежит существенная роль в  умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных  психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о  воспитании гармоничной личности. Ведущую  роль игры в формировании психики  ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.М. Горький, Н.К. Крупская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Луначарский, Д.Б. Эльконин и др.).

Разнообразные знания, впечатления  обогащают его духовный мир, и  всё это находит отражение  в игре.

Уровень развития мышления ребенка определяет характер его  деятельности, интеллектуальный уровень  ее осуществления.

Практические задачи, которые  должен решить в игре ребенок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач  продиктовано самой жизнью, окружением ребенка, его опытом, знаниями.

Решение игровых задач  с помощью предметных действий приобретает  форму применения всё более обобщённых игровых способов познания действительности. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на более высоком  интеллектуальном уровне. Важным моментом является установление преемственности  содержания вне игрового опыта и  игры. Речь идёт не о копировании  в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в  игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно  новую интеллектуальную основу. Особенно показательно замещение игрового действия словом. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия  для развития интеллекта, для перехода от наглядно – действенного мышления к элементам словесно – логического  мышления. Именно в игре развивается  способность ребенка создавать  системы обобщенных типичных образов  и явлений, мысленно преобразовывать  их.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения  и всех психических процессов  – от элементарных до самых сложных. Дети лучше сосредотачиваются и  больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого.

Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в  мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель  становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и  ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким  образом, игра способствует тому, что  ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные  роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет  с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности  человека, позволяющей представить  другой взгляд и другую точку зрения, преодолевается так называемый «познавательный  эгоцентризм». (Д.Б. Эльконин)

Урунтаева Г.А. раскрывает влияние игры на формирование различных психических процессов:

Игровая деятельность дошкольника  является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает  ребенка перекомбинировать известные  события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать  собственные впечатления. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в  режиссерской игре, имеет возможность  посмотреть на ситуацию с разных точек  зрения.

Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая  организация предметной среды, которая  включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полуфункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки  ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя  их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение (Е.В. Зворыгина, Е.М. Гаспарова и др.). [8, с. 172]

Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности  внимания. [8, с. 111]

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному  воспроизведению своего опыта в  игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т.е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы  требование запомнить было вызвано  потребностями той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно  запоминать. Использование усвоенных  знаний должно следовать вскоре за запоминанием.

Информация о работе Характеристика среднего школьного возраста