Характерологические особенности подростков, имеющих низкую успеваемость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить характерологические особенности подростков имеющих низкую успеваемость.
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
раскрыть понятие характера в отечественной и зарубежной психологии;
рассмотреть особенности акцентуации характера в подростковом возрасте;
раскрыть психологические особенности подросткового возраста;
осуществить подбор испытуемых в экспериментальную и контрольную группы;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава.1 Теоретический анализ проблемы характерологических особенностей подростков……..…………………………..............................................................5
1.1. Понятие характера в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………….………..................5
1.2. Особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте ……….....9
1.3. Психологические особенности подросткового возраста………................13
Глава 2. Эмпирическое исследование характерологических особенностей у подростков, имеющих низкую успеваемость………………………….………16
2.1. Организация и методы эмпирического исследования…………….……...16
2.2. Результаты исследования и их обсуждение……………………….…..…..20
Выводы……..………….………………………………………………….……..25
Заключение …………………………………………………………….………...26
Список литературы…………………………………………………….….……..27
Приложения…………………………………………………................................29

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ГОТОВ!!!.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НИЗКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ

 

 

Выполнил: Курсант 3 курса психологического факультета,

сержант внутренней службы Бороухин Р.А.

Научный руководитель: Михайлов Алексей Николаевич, преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики, капитан внутренней службы

 

 

 

 

__________________________________

(решение о  допуске)

Начальник кафедры

__________________________________

(подпись, инициалы, фамилия)

Дата защиты: «__»____________2011 г.

 

Оценка___________________________

Подписи членов ГАК:

__________________________________

(подпись,  инициалы, фамилия)

__________________________________

(подпись,  инициалы, фамилия)

__________________________________

(подпись,  инициалы, фамилия)

__________________________________

(подпись,  инициалы, фамилия)

 

Вологда – 2011

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….………..3

Глава.1 Теоретический анализ проблемы характерологических особенностей подростков……..…………………………..............................................................5

1.1. Понятие характера в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………….………..................5

1.2. Особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте ……….....9

1.3. Психологические особенности подросткового возраста………................13

Глава 2. Эмпирическое исследование характерологических особенностей у подростков, имеющих низкую успеваемость………………………….………16

2.1. Организация и методы эмпирического исследования…………….……...16

2.2. Результаты исследования  и их обсуждение……………………….…..…..20

Выводы……..………….………………………………………………….……..25

Заключение …………………………………………………………….………...26

Список литературы…………………………………………………….….……..27

Приложения…………………………………………………................................29

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их успеваемости в учебной деятельности. Сегодня многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости, особенно в средних и старших классах. Актуальность данного вопроса заключается в том, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» (А.Е. Личко, 1977).

Вместе с тем, не вызывает сомнения, что независимо от ведущей  парадигмы, на основе которой в среднем общеобразовательном учебном заведении осуществляется учебный процесс, успеваемость является одним из наиболее значимых критериев эффективности учебной деятельности. Соответственно, низкий уровень школьной успеваемости говорит о снижении эффективности учебной деятельности школьников. В связи с этим важное место в психологической, социальной работе с подростками занимает выявления характерологических черт, предрасполагающих к определенному типу поведения.

Исследование акцентуаций  характера является сложнейшей социально-психологической и медицинской проблемой. А. Е. Личко в своих работах отмечал тот факт, что акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера подростков чрезмерно усилены. Вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Именно акцентуации характера, по мнению Л.Н. Собчик [12], помимо «ведущих тенденций» «составляют основной, устойчивый паттерн (рисунок) личности».

Исследованиями характерологических  особенностей личности занимались Кочетов А.И., Беличева С.А., Степанов В.Р., О. Кербиков, П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко, К. Леонгард.

Вышеуказанная актуальность обусловила выбор темы исследовательской работы – «Характерологические особенности подростков имеющих низкую успеваемость».

Объект  исследования: характерологические особенности подростков.

Предмет исследования: характерологические особенности подростков, имеющих низкую успеваемость.

Цель работы: изучить характерологические особенности подростков имеющих низкую успеваемость.

Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:

    1. раскрыть понятие характера в отечественной и зарубежной психологии;
    2. рассмотреть особенности акцентуации характера в подростковом возрасте;
    3. раскрыть психологические особенности подросткового возраста;
    4. осуществить подбор испытуемых в экспериментальную и контрольную группы;
    5. провести психодиагностическое исследование особенностей характера в экспериментальной и контрольной группах;
    6. сравнить результаты эмпирического исследования в экспериментальной и контрольной группах по всем полученным показателям.

Гипотеза исследования:

У подростков, имеющих низкую успеваемость, преобладает гипертимный тип акцентуаций характера и экстравертивные личностные черты характера.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, психодиагностические методы, методы математической статистики.

 

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы характерологических особенностей подростков

1.1. Понятие характера в отечественной и зарубежной психологии

Каждый человек  отличается от любого другого своим  индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле в обычной речи и говорят о чертах, характерных для данного человека.

Характер - в  этом понятии исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем его для определения  человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми. Слово "характер" употребляется нами постоянно и повсеместно, оно нужно и выполняют свою роль.

В психологии понятие  характер означает совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам. [12]

Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием, так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. [6]

Характер каждого  человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.

Слово «характер» означает «печать», «оттиск», а в смысловом значении - отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека. Характер поведения - система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

Понятие «характер» охватывает как социально значимые, так и социально нейтральные стороны поведения человека. Механизмом формирования социально существенных поведенческих особенностей индивида является обобщение тех способов поведения, которые дают наилучший приспособительный эффект в данной социальной среде. Динамические же особенности реализации поведенческой стратегии связаны с природными конституционально-функциональными особенностями индивида.

Характер –  социально сформированная поведенческая  схема личности, система его поведенческих  стереотипов, поведенческий синдром. Единство характера не исключает того, что в различных жизненных обстоятельствах у одного и того же индивида реализуются различные, а иногда даже противоположные его качества.[17, с. 93- 99]

Характер нельзя рассматривать лишь как систему закрепленных в опыте индивида исполнительских приемов поведения. В характере интегрируются все его психические особенности. Это зависит не только от среды, но и от его эмоциональной и интеллектуальной организации. Затормаживаются и угасают те поведенческие направления, которые попадают в сферу индивидуального самоосуждения. «Утверждаются» приемы, содействующие самореализации индивида, его «Я - концепции».

Важнейшим качеством  характера является способность  индивида адекватно оценивать поведенческие ситуации, принимать и реализовать оптимальные решения.

Формируясь  в социальных условиях, испытывая  влияние требований социальной среды, характер в своих динамичных проявлениях  связан с генетическими особенностями  индивида, типом его высшей нервной  деятельности. Однако из генетического арсенала индивид черпает лишь то, что необходимо для разрешения устойчивой системы жизненных задач.

В становлении  характера, различных его сторон существенную роль играют критические  требования среды, решающие обстоятельства возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы. Однако, поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целенаправленное его формирование осуществляется и в зрелом возрасте.

Анализируя  характер человека, необходимо различать его эндогенные (внутренне обусловленные) и экзогенные (внешне обусловленные) особенности. Воспитание человека, формирование его характера - это отвержение одних форм поведения для закрепления других, наиболее приемлемых в данном социуме. В характере закрепляются социально типическое и индивидуальное своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания. Одни черты выступают как ведущие, определяющие характерологический облик личности. Другие могут быть второстепенными.

Существенным качеством характера является сбалансированность его черт - цельность, устойчивость, уравновешенность. Гармоническому характеру свойственны реалистический уровень притязаний, уверенность индивида в своих силах, последовательность и настойчивость в достижении основных жизненных целей.

Многие черты  характера формируются у человека очень рано. Сенситивным (наиболее чувствительным) периодом формирования базовых качеств  характера является возраст от 2 до 10 лет. Этот период жизни человека связан с интенсивным процессом его социализации на основе подражания социально одобряемым эталонам поведения. Положительный пример является здесь важнейшим средством формирования характера

В формировании характера проявляются закономерности функционирования навыков и привычек: механизм переноса навыков, их упрочнения в результате систематического функционирования, противодействия упрочившихся навыков формирования новых (интерференция). В поведенческом опыте индивида могут накапливаться как адаптивные, так и дезадаптивные формы поведения.

В общении с  людьми характер человека проявляется  в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или  менее деликатной, тактичной или  бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. [17]

Таким образом, существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

 

1.2. Особенности акцентуации характера в подростковом возрасте

Вместе с тем, говоря о дисгармоничности характера в пределах нормы, совершенно необходимо рассмотреть вопрос об акцентуациях. Как известно, К. Леонгард, который ввел и описал данное понятие, подчеркивал, что акцентуированная личность – это нормальная личность; и даже указывал, что часто трудно найти границу между средними и акцентуированными личностями [11]. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности.

Информация о работе Характерологические особенности подростков, имеющих низкую успеваемость