Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:08, курсовая работа
Цель работы: изучить характерологические особенности подростков имеющих низкую успеваемость.
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
раскрыть понятие характера в отечественной и зарубежной психологии;
рассмотреть особенности акцентуации характера в подростковом возрасте;
раскрыть психологические особенности подросткового возраста;
осуществить подбор испытуемых в экспериментальную и контрольную группы;
Введение………………………………………………………………….………..3
Глава.1 Теоретический анализ проблемы характерологических особенностей подростков……..…………………………..............................................................5
1.1. Понятие характера в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………….………..................5
1.2. Особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте ……….....9
1.3. Психологические особенности подросткового возраста………................13
Глава 2. Эмпирическое исследование характерологических особенностей у подростков, имеющих низкую успеваемость………………………….………16
2.1. Организация и методы эмпирического исследования…………….……...16
2.2. Результаты исследования и их обсуждение……………………….…..…..20
Выводы……..………….………………………………………………….……..25
Заключение …………………………………………………………….………...26
Список литературы…………………………………………………….….……..27
Приложения…………………………………………………................................29
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ НИЗКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ
Выполнил: Курсант 3 курса психологического факультета,
сержант внутренней службы Бороухин Р.А.
Научный руководитель: Михайлов Алексей Николаевич, преподаватель кафедры юридической психологии и педагогики, капитан внутренней службы
______________________________
(решение о допуске)
Начальник кафедры
______________________________
(подпись, инициалы, фамилия)
Дата защиты: «__»____________2011 г.
Оценка________________________
Подписи членов ГАК:
______________________________
(подпись, инициалы, фамилия)
______________________________
(подпись, инициалы, фамилия)
______________________________
(подпись, инициалы, фамилия)
______________________________
(подпись, инициалы, фамилия)
Вологда – 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава.1 Теоретический анализ
проблемы характерологических особенностей
подростков……..…………………………......
1.1. Понятие характера в отечественной
и зарубежной психологии……………………………………………………
1.2. Особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте ……….....9
1.3. Психологические особенности подросткового возраста………................13
Глава 2. Эмпирическое исследование характерологических особенностей у подростков, имеющих низкую успеваемость………………………….………16
2.1. Организация и методы эмпирического исследования…………….……...16
2.2. Результаты исследования
и их обсуждение……………………….…..….
Выводы……..………….………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения………………………………………………….
Введение
Актуальность темы исследования. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их успеваемости в учебной деятельности. Сегодня многими исследователями отмечается снижение уровня успеваемости, особенно в средних и старших классах. Актуальность данного вопроса заключается в том, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» (А.Е. Личко, 1977).
Вместе с тем, не вызывает сомнения, что независимо от ведущей парадигмы, на основе которой в среднем общеобразовательном учебном заведении осуществляется учебный процесс, успеваемость является одним из наиболее значимых критериев эффективности учебной деятельности. Соответственно, низкий уровень школьной успеваемости говорит о снижении эффективности учебной деятельности школьников. В связи с этим важное место в психологической, социальной работе с подростками занимает выявления характерологических черт, предрасполагающих к определенному типу поведения.
Исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально-психологической и медицинской проблемой. А. Е. Личко в своих работах отмечал тот факт, что акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера подростков чрезмерно усилены. Вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Именно акцентуации характера, по мнению Л.Н. Собчик [12], помимо «ведущих тенденций» «составляют основной, устойчивый паттерн (рисунок) личности».
Исследованиями
Вышеуказанная актуальность обусловила выбор темы исследовательской работы – «Характерологические особенности подростков имеющих низкую успеваемость».
Объект исследования: характерологические особенности подростков.
Предмет исследования: характерологические особенности подростков, имеющих низкую успеваемость.
Цель работы: изучить характерологические особенности подростков имеющих низкую успеваемость.
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
Гипотеза исследования:
У подростков, имеющих низкую успеваемость, преобладает гипертимный тип акцентуаций характера и экстравертивные личностные черты характера.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы, психодиагностические методы, методы математической статистики.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы характерологических особенностей подростков
1.1. Понятие характера в отечественной и зарубежной психологии
Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле в обычной речи и говорят о чертах, характерных для данного человека.
Характер - в этом понятии исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем его для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми. Слово "характер" употребляется нами постоянно и повсеместно, оно нужно и выполняют свою роль.
В психологии понятие характер означает совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам. [12]
Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием, так и его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. [6]
Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера.
Слово «характер» означает «печать», «оттиск», а в смысловом значении - отчетливо выраженную определенность, типичность поведения каждого человека. Характер поведения - система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.
Понятие «характер»
охватывает как социально значимые, так и социально
нейтральные стороны поведения человека.
Механизмом формирования социально существенных
поведенческих особенностей индивида
является обобщение тех способов поведения,
которые дают наилучший приспособительный
эффект в данной социальной среде. Динамические
же особенности реализации поведенческой
стратегии связаны с природными конституционально-
Характер – социально сформированная поведенческая схема личности, система его поведенческих стереотипов, поведенческий синдром. Единство характера не исключает того, что в различных жизненных обстоятельствах у одного и того же индивида реализуются различные, а иногда даже противоположные его качества.[17, с. 93- 99]
Характер нельзя рассматривать лишь как систему закрепленных в опыте индивида исполнительских приемов поведения. В характере интегрируются все его психические особенности. Это зависит не только от среды, но и от его эмоциональной и интеллектуальной организации. Затормаживаются и угасают те поведенческие направления, которые попадают в сферу индивидуального самоосуждения. «Утверждаются» приемы, содействующие самореализации индивида, его «Я - концепции».
Важнейшим качеством
характера является способность
индивида адекватно оценивать поведенчес
Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в своих динамичных проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной деятельности. Однако из генетического арсенала индивид черпает лишь то, что необходимо для разрешения устойчивой системы жизненных задач.
В становлении характера, различных его сторон существенную роль играют критические требования среды, решающие обстоятельства возникающие на жизненном пути человека, особенно в детские и юношеские годы. Однако, поскольку характер связан с мировоззрением личности, интенсивное целенаправленное его формирование осуществляется и в зрелом возрасте.
Анализируя характер человека, необходимо различать его эндогенные (внутренне обусловленные) и экзогенные (внешне обусловленные) особенности. Воспитание человека, формирование его характера - это отвержение одних форм поведения для закрепления других, наиболее приемлемых в данном социуме. В характере закрепляются социально типическое и индивидуальное своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания. Одни черты выступают как ведущие, определяющие характерологический облик личности. Другие могут быть второстепенными.
Существенным качеством характера является сбалансированность его черт - цельность, устойчивость, уравновешенность. Гармоническому характеру свойственны реалистический уровень притязаний, уверенность индивида в своих силах, последовательность и настойчивость в достижении основных жизненных целей.
Многие черты
характера формируются у
В формировании
характера проявляются
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. [17]
Таким образом, существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.
1.2. Особенности акцентуации характера в подростковом возрасте
Вместе с тем, говоря о дисгармоничности характера в пределах нормы, совершенно необходимо рассмотреть вопрос об акцентуациях. Как известно, К. Леонгард, который ввел и описал данное понятие, подчеркивал, что акцентуированная личность – это нормальная личность; и даже указывал, что часто трудно найти границу между средними и акцентуированными личностями [11]. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась на предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности.
Информация о работе Характерологические особенности подростков, имеющих низкую успеваемость