Характерологические особенности подростков, имеющих низкую успеваемость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить характерологические особенности подростков имеющих низкую успеваемость.
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
раскрыть понятие характера в отечественной и зарубежной психологии;
рассмотреть особенности акцентуации характера в подростковом возрасте;
раскрыть психологические особенности подросткового возраста;
осуществить подбор испытуемых в экспериментальную и контрольную группы;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава.1 Теоретический анализ проблемы характерологических особенностей подростков……..…………………………..............................................................5
1.1. Понятие характера в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………….………..................5
1.2. Особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте ……….....9
1.3. Психологические особенности подросткового возраста………................13
Глава 2. Эмпирическое исследование характерологических особенностей у подростков, имеющих низкую успеваемость………………………….………16
2.1. Организация и методы эмпирического исследования…………….……...16
2.2. Результаты исследования и их обсуждение……………………….…..…..20
Выводы……..………….………………………………………………….……..25
Заключение …………………………………………………………….………...26
Список литературы…………………………………………………….….……..27
Приложения…………………………………………………................................29

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ГОТОВ!!!.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

В периоде становления  характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько  ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. Чем подросток старше, тем черты акцентуаций обычно более сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера» [13]. В дальнейшем, вслед за А.Е. Личко [13], под акцентуацией характера мы будем понимать крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий при хорошей или даже повышенной устойчивости к другим. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Личко объясняет этот факт так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении» [13]. При взрослении ребенка проявившиеся в детстве особенности его характера, оставаясь достаточно выраженными, теряют свою остроту, но со временем вновь могут проявиться отчетливо (особенно если вновь возникает заболевание).

Типы акцентуаций характера  весьма сходны и частично совпадают  с типами психопатий.

Наибольшую известность  получил термин К. Leonhard (1968)- «акцентуированная  личность». Однако правильнее говорить об «акцентуациях характера» [12]. Личность - понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т.д. В описаниях К. Leonhard речь идет именно о типах характера.

Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, отражая, однако и свойства характера психически здорового человека. Такой типологический подход, в соответствии с которым допускается переход от клинических типов психопатий к анализу, «вариантов нормы», критикуется в отечественной психологии, так как за ним, по мнению С.Л. Рубинштейна, скрыто представление о характере как о конституционально запрограммированной статичной структуре [17].

В зависимости от степени  выраженности выделяют две степени  акцентуации характера - явная и  скрытая [12, 95- 115].

Явная акцентуация. Эта степень  акцентуации относится к крайним  вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера. Однако выраженность черт определенного типа не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации. Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. При становлении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта  степень видимо должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам  нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порою неожиданно, выявляться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации.

Существуют  две классификации типов акцентуаций  характера. Первая предложена K. Leongard (1968) и вторая - А. Е. Личко (1977).Наибольшую популярность определения акцентуации характера в подростковом возрасте получила классификация Шмишека. В основе данного опросника лежит концепция акцентуаций К. Леонгарда [11]. Опросник X. Шмишека нашел отражение в отечественной литературе по психодиагностике личности [5,16].

В обеих классификациях используются такие типы, как гипертимный, демонстративный, педантичный, возбудимый, циклотимный, эмотивный, тревожный, аффективно-экзальтированный. Вместе с тем во второй классификации отсутствует дистимический тип, в первой - неустойчивый, конформный и астено- невротический.

Классификация А.Е. Личко более подходит для подросткового возраста и приводится ниже (см. Приложение 1) [13].

Таким образом, мы рассмотрели  психологические особенности различных  видов акцентуации характера. Наиболее общепринятая классификация акцентуации характера подросткового возраста предложена А.Е. Личко, в которой он выделял следующие типы: гипертимный тип, циклоидный тип, лабильный тип, астено-невротический тип, сенситивный тип, психастенический тип, шизоидный тип, эпилептоидный тип, истероидный тип,  неустойчивый тип, конформный тип.

 

 

1.3. Психологические особенности подросткового возраста

Общепринятым считается  утверждение, что одним из самых  сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст (от 11 до 15 лет). Весь период обычно протекает  трудно и для ребёнка, и для близких ему взрослых. С одной стороны, показательны негативные проявления подростка, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и положительными факторами - возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д. [1]

Подростковый возраст  является одним из наиболее важных в становлении личности человека. В этом возрасте происходит перестройка  ранее сложившихся отношений  с окружающей действительностью, осуществляется своеобразный переход во взрослую жизнь. Успешность данного перехода во многом зависит от способности подростка приспосабливаться к новым социальным и психологическим ситуациям, окружающим его взрослым людям, сверстникам. Изучение особенностей возрастного развития призваны не только характеризовать качественные особенности возраста, но и учитывать особенности социальной ситуации развития ребенка в постоянно меняющемся мире.

В концепции  Д. Б. Эльконина [18] подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах:

• Вновь возникают  трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие  к оценке успехов, уход из школы, так  как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

• Детские компании (поиски друга, поиски того, кто может  тебя понять).

• Подросток  начинает вести дневник. Предоставленный  самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко  интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения.

Все перечисленное  свидетельствует об обращении подростка  к самому себе. Во всех симптомах просматривается вопрос «Кто я?» Однако, как подчеркивает Д. Б. Эльконин [18], самоизменение возникает и начинает осознаваться сначала психологически в результате развития учебной деятельности и лишь подкрепляется физическими изменениями. Это делает поворот на себя еще более интимным. Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста возникновение представления о себе как «не о ребенке»; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Виды взрослости выделены и изучены Т. В. Драгуновой [15]. Они многообразны: подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи и юристы называют «низкой культурой досуга», при этом познавательные интересы утрачиваются, и складывается специфическая установка весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями.

Таким образом, классические и современные психологические подходы к пониманию подросткового возраста описаны в терминах кризисности, переломности и реконструкций. Структура кризисного подросткового периода заключается в том, что в этот период подростки обнажают «явления» границы реальной и идеальной форм - как его видят другие, и как он сам определяет свою целостности и ценность, в чем его самобытность существования в мире. Потому так понятным становиться мотивация «эгоцентрическая доминанта» - по Л. С. Выготскому [4], подростка к собственной личности.

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование характерологических особенностей подростков имеющих низкую успеваемость

2.1. Организация  и методы исследования

Данное исследование включало в себя следующие этапы:

1. Подбор экспериментальной и контрольной групп.

2. Проведение исследования с целью определения характерологических особенностей подростков имеющих низкую успеваемость.

3. На третьем этапе сравниваются результаты эмпирического исследования подростков, имеющих низкую и высокую успеваемость.

Описание выборки

Эмпирическое исследование проводилось на базе МОУ г. Вологды Лицей № 32. Выборка состоит из 40 подростков, которые были распределены в две группы: экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу были отобраны 20 подростков, которые имеют низкую успеваемость. В контрольную группу вошли 20 подростков, обучаются на «хорошо» и «отлично». В исследовании участвовали подростки 14-15 лет. Группы были уравновешенны по полу, возрасту и уровню образования.

Методы исследования

Поставленные цель и  задачи определили необходимость выбора методов исследования по следующим  направлениям.

1. Психодиагностические  методы:

  • методика изучения акцентуаций характера Смишека;
  • опросник EPQ (Айзенка).

2. Методы статистической обработки:

  • критерий φ* – угловое преобразование Фишера.

Описание  методов исследования

1. Методика изучения акцентуаций характера Х.Смишека

Данная методика была разработана Х. Смишеком в 1970 на основе концепции К. Леонгарда акцентуированных личностей. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов. Опросник рассчитан на взрослых лиц, но успешно применялся и на подростках 14-16 лет.

В методике выделяют следующие  типы акцентуаций характера:

1. Гипертимический

2. Застревающий

3. Педантичный

4. Эмотивный

5. Тревожный

6. Циклотимный

7. Возбудимый

8. Дистимический

9. Демонстративный

10. Экзальтированный

Опросник предназначен для диагностики типа акцентуации  личности. Теоретической основой  опросника является концепция «акцентуированных  личностей» К. Леонгарда, который считает, что присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют стержень, ядро личности. В случае яркой выраженности (акцента) основные черты становятся акцентуациями характера. Соответственно личности, у которых основные черты ярко выражены, названы Леонгардом "акцентуированными".

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельных  его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно  отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при  этой или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям.

Одной из распространенных практических ошибок является трактовка  акцентуации как установленной  патологии. Однако это не так. В работах  К. Леонгарда специально подчеркивается, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от нее рассматривать как патологию. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т.е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию. Обобщая сказанное можно заключить, что акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.

Данная методика была разработана Х. Шмишеком (Смишеком) в 1970 году на основе концепции акцентуированных личностей К. Леонгарда. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предполагающий два варианта ответов - "ДА" или "НЕТ".

2. Опросник EPQ (Айзенка)

В 1969 г. Г. Айзенк и С. Айзенк публикуют новый (см. также Айзенка  личностные опросники) опросник под названием «Айзенка личностный опросник» (Eysenck Personality Questionnaire, или EPQ), который предназначен для диагностики нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма. Так же как и в EPI, в него включена «шкала лжи». Опросник состоит из 90 вопросов (по шкале нейротизма - 23, по шкале экстра-интроверсии - 21, по шкале психотизма - 25, по «шкале лжи» - 21). Однако обычно используют вариант, состоящий из 57 вопроса (из них 11 вопросов- «буферные», ответы на которые не учитываются.

Информация о работе Характерологические особенности подростков, имеющих низкую успеваемость