Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:08, курсовая работа
Цель работы: изучить характерологические особенности подростков имеющих низкую успеваемость.
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
раскрыть понятие характера в отечественной и зарубежной психологии;
рассмотреть особенности акцентуации характера в подростковом возрасте;
раскрыть психологические особенности подросткового возраста;
осуществить подбор испытуемых в экспериментальную и контрольную группы;
Введение………………………………………………………………….………..3
Глава.1 Теоретический анализ проблемы характерологических особенностей подростков……..…………………………..............................................................5
1.1. Понятие характера в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………….………..................5
1.2. Особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте ……….....9
1.3. Психологические особенности подросткового возраста………................13
Глава 2. Эмпирическое исследование характерологических особенностей у подростков, имеющих низкую успеваемость………………………….………16
2.1. Организация и методы эмпирического исследования…………….……...16
2.2. Результаты исследования и их обсуждение……………………….…..…..20
Выводы……..………….………………………………………………….……..25
Заключение …………………………………………………………….………...26
Список литературы…………………………………………………….….……..27
Приложения…………………………………………………................................29
Разработан также вариант опросника для обследования детей и подростков (от 7 до 15 лет).
3. Методы статистической обработки
Критерий φ* – угловое преобразование Фишера.
Данный метод был разработан и изложен Е.В. Гублером. Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта.
Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
Начнём анализ результатов эмпирического исследования, полученные с помощью исследованной методики, изучение акцентуаций характера EPQ (Айзенк) в экспериментальной группе. Результаты представлены в таблице № 1.
Таблица 1
Результаты, полученные по методике EPQ (Айзенк) в экспериментальной группе
Шкалы |
Среднее значение |
Статистическое отклонение |
Экстраверсия |
19 |
3,4 |
Нейротизм |
9 |
1,2 |
Психотизм |
8 |
1,7 |
Как видно из таблицы 1, у испытуемых экспериментальной группы наблюдаются высокие значения (19) по шкале «Экстроверсия», что свидетельствует о том, что подростки данной группы более открыты, общительны с окружающими. Возможно, это связано с тем, что для подростков имеющих низкую успеваемость большее значение имеет общение со сверстниками, чем какие-то собственные размышления.
Таблица 2
Результаты, полученные по методике EPQ (Айзенк) в контрольной группе
Шкалы |
Среднее значение |
Статистическое отклонение |
Экстраверсия |
13 |
3,2 |
Нейротизм |
10 |
1,5 |
Психотизм |
11 |
2,3 |
Анализируя таблицу 2, можно сказать, что у испытуемых контрольной группы наблюдаются средние значения (13) по шкале «Экстроверсия», что свидетельствует о том, что подростки данной группы более открыты, общительны со знакомыми людьми.
Далее сравним среднее значение экспериментальной группы и среднее значение контрольной группы.
Таблица 3
Сравнение результатов по методике EPQ (Айзенк) в экспериментальной и контрольной группах
Шкалы |
Среднее значение экспериментальной группы |
Среднее значение контрольной группы |
Значимость различий по критерию Фишера |
Экстраверсия |
19 |
13 |
p<0,05 |
Нейротизм |
9 |
10 |
- |
Психотизм |
8 |
11 |
- |
Как видно из таблицы
3, значимые различия у испытуемых экспериментальной
и контрольной групп
Далее рассмотрим результаты исследования, полученные с помощью методики изучение акцентуаций характера Х. Смишека в экспериментальной группе. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты, полученные по методике Х.Смишека в экспериментальной группе
Шкалы |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
Гипертимический |
29,6 |
2,5 |
Застревающий |
18,3 |
4,2 |
Педантичный |
13,2 |
9,2 |
Эмотивный |
15,7 |
5,5 |
Циклотимный |
12,1 |
4,4 |
Возбудимый |
24,4 |
3,1 |
Дистимический |
15,7 |
6,2 |
Демонстративный |
12,9 |
4,5 |
Экзальтированный |
16,3 |
8,2 |
Тревожный |
26,1 |
4,1 |
Из таблицы 4 мы видим, что у испытуемых экспериментальной группы наблюдаются высокие значения по шкалам «гипертимический» (29,6), «возбудимый» (26,1) и «тревожный» (24,4). Это указывает на общительность испытуемых, повышенную словоохотливость. На жизнь смотрят оптимистически, не теряя оптимизма при возникновении трудностей, однако часто не собраны, безрассудны. Трудности часто преодолевают без особого труда в силу органично присущей им активности и деятельности. Особенностью возбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. В области социального взаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость. Главной особенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этом объективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет или они незначительны. Отличаются робостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.
Таблица 5
Результаты, полученные по методике Х.Смишека в контрольной группе
Шкалы |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
Гипертимический |
11,6 |
6,8 |
Застревающий |
14,2 |
4,3 |
Педантичный |
27,4 |
3,1 |
Эмотивный |
18,5 |
8,2 |
Циклотимный |
17,3 |
1,8 |
Возбудимый |
15,1 |
2,4 |
Дистимический |
12,2 |
2,3 |
Демонстративный |
29,7 |
5,7 |
Экзальтированный |
13,5 |
6,9 |
Тревожный |
13,4 |
2,5 |
Анализируя таблицу 5, можно сказать, что у испытуемых контрольной группы наблюдаются высокое значение по шкалам «Педантичный» (27,4), «Демонстративный» (29,7), хорошо заметными внешними проявлениями этого типа являются повышенная аккуратность, тяга к порядку, нерешительность и осторожность. Прежде чем что-либо сделать, долго и тщательно все обдумывают. Любят свое производство, привычную работу. В быту им характерна добросовестность. Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляется в тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом этого поведения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эта личность занимала центральное место.
Далее сравним среднее значение экспериментальной группы и среднее значение контрольной группы.
Таблица 6
Сравнение результатов по методике Х.Смишека в экспериментальной и контрольной группах
Шкалы |
Среднее значение экспериментальной группы |
Среднее значение контрольной группы |
Значимость различий по критерию Фишера |
Гипертимический |
29,6 |
11,6 |
p<0,05 |
Застревающий |
18,3 |
14,2 |
– |
Педантичный |
13,2 |
27,4 |
p<0,05 |
Эмотивный |
15,7 |
18,5 |
– |
Циклотимный |
12,1 |
17,3 |
– |
Возбудимый |
24,4 |
15,1 |
p<0,05 |
Дистимический |
15,7 |
12,2 |
– |
Демонстративный |
12,9 |
29,7 |
p<0,05 |
Экзальтированный |
16,3 |
13,5 |
– |
Тревожный |
26,1 |
13,4 |
– |
Как видно из таблицы 6, значимые различия у испытуемых экспериментальной и контрольной групп наблюдаются по шкале «гипертимический», «педантичный», «возбудимый», «демонстративный» и «тревожный» (p<0,05). Следовательно, можно сказать, что у подростков, имеющих низкую успеваемость, преобладает гипертимный и возбудимый типы акцентуаций, который встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные патологические нарушения поведения ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги. Сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается. Гипертимная акцентуация может быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому и гипертимно-истероидному типам.
В школе, несмотря на хорошие способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. Следствием этого является неровность в учебе – то «двойки», то «пятерки». Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют «хобби»; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи.
Свои способности и возможности обычно переоцениваются. Хотя большинство особенностей своего характера гипертимные и возбудимые подростки хорошо знают и не скрывают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.
Таким образом, на основании вышеизложенного, наше предположение о том, что у подростков, имеющих низкую успеваемость, преобладает гипертимный тип акцентуаций характера и экстравертивные личностные черты характера подтвердилась.
Выводы
В ходе исследования поставленные цели и задачи были выполнены, гипотеза подтверждена полностью.
Но в то же время можно сказать, что не все подростки, имеющие низкую успеваемость имеют гипертимный тип акцентуаций характера. Многие другие факторы влияют на успеваемость подростков. Если рассматривать внешние факторы, такие как семейные отношения, обстановка дома, финансовое положение родителей, так же влияют на успеваемость подростков.
В целом по результатам эмпирического исследования можно сказать что подростки, имеющие низкую успеваемость
Считаем целесообразным, продолжить изучение данной тематики с целью углубления и выявления конкретных факторов, влияющих на формирование характерологических особенностей в вузе в ходе лонгитюдного исследованию на одном наборе обучения.
Заключение
Проведенное нами исследование показало, что проблема исследования характерологических особенностей подростков, имеющих низкую успеваемость чрезвычайно актуальна для системы образования.
В результате исследования нами было рассмотрено понятие характера как совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Характер является одним из основных проявлений личности. Под чертами характера понимают психические свойства человека, определяющие его поведение в типичных обстоятельствах.
Информация о работе Характерологические особенности подростков, имеющих низкую успеваемость