Характерологические особенности подростков, имеющих низкую успеваемость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить характерологические особенности подростков имеющих низкую успеваемость.
Для реализации поставленной цели следует решить следующие задачи:
раскрыть понятие характера в отечественной и зарубежной психологии;
рассмотреть особенности акцентуации характера в подростковом возрасте;
раскрыть психологические особенности подросткового возраста;
осуществить подбор испытуемых в экспериментальную и контрольную группы;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава.1 Теоретический анализ проблемы характерологических особенностей подростков……..…………………………..............................................................5
1.1. Понятие характера в отечественной и зарубежной психологии…………………………………………………….………..................5
1.2. Особенности акцентуаций характера в подростковом возрасте ……….....9
1.3. Психологические особенности подросткового возраста………................13
Глава 2. Эмпирическое исследование характерологических особенностей у подростков, имеющих низкую успеваемость………………………….………16
2.1. Организация и методы эмпирического исследования…………….……...16
2.2. Результаты исследования и их обсуждение……………………….…..…..20
Выводы……..………….………………………………………………….……..25
Заключение …………………………………………………………….………...26
Список литературы…………………………………………………….….……..27
Приложения…………………………………………………................................29

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ ГОТОВ!!!.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

Анализ теоретических  и экспериментальных работ, посвященных  акцентуации характера показал, что это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты  характера подростков чрезмерно  усилены. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Анализ психологической  литературы показал, что существуют две классификации типов акцентуаций характера: K. Leongardа (1968) и А. Е. Личко (1977). Наибольшую популярность определения акцентуации характера в подростковом возрасте получила классификация Шмишека.

В психолого-педагогической литературе, определены психологические особенности различных видов акцентуации характера в подростковом возрасте на основе классификации А.Е. Личко, которая предназначена специально для подросткового возраста.

Анализ эмпирического  исследования показал, что у подростков имеющих низкую успеваемость преобладает гипертимный тип акцентуаций характера. Так же установил, что подростки с низкой успеваемостью более общительные, чем подростки, имеющие высокую успеваемость.

Таким образом, задачи, поставленные нами в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтвердилась.

 

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1999., 20 с.
  2. Беличева С.А. Сложный мир подростка. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1997.- с.129.
  3. Вдовиченко А.А. О типах акцентуации характера у делинквентных подростков // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. Л., 1989. С. 23–24.
  4. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собрание сочинений в 6 томах, Т.2 - М.: Педагогика, 1993.
  5. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика // Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982., 145 с.
  6. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М.: Знание, 1989. - с. 64.
  7. Иванов Н.Я. О гипертимном типе акцентуаций личности у подростков // Неврозы и пограничные состояния. Л., 1992. С. 72–79.
  8. Ковалёв А.Г., Мясищев В.Н, Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982., 23 с.
  9. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии // Вопросы психологии. 2004. №5., 31 с.
  10. Левитов Н. Д. Психология характера. - М.: Изд. МГУ, 1999,- 158 с.
  11. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев: Высшая школа Головное издательство, 1989.- с.53-67.
  12. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).– Л.: Медицина, 1989., 118 с.
  13. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Ленинград, Медицина, 1983., 76 с.
  14. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. - Пермь, 1990- с. 131.
  15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1996., 89 с.
  16. Пахальян В.Э. Изучение акцентуаций характера у подростков в работе школьного психолога. - М.: МИП NB Магистр, 1992.- с. 56-123.
  17. Рубинштейн С.Л. Понятие «характера» в психологии и психиатрии // Вестник Моск. Ун-та. Сер 14. Психология.2004. №2., 22 с.
  18. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; Ред.- сост. Б.Д. Эльконин. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» 2005. - 384с.

19.Кортнева Ю. Диагностика актуальной проблемы. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 - 240 с.

  1. . Машков В.Н. Практика психологоического обеспечения руководства, управления, менеджмента. - СПб.: Речь, 2005. С. 224-229.

 

Приложение №1

 

Типы акцентуации характера по

 

Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные патологические нарушения поведения ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги. Сексуальная девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не обнаруживается. Гипертимная акцентуация может быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно- неустойчивому и гипертимно- истероидному типам.

В школе, несмотря на хорошие  способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. Следствием этого является неровность в учебе – то «двойки», то «пятерки». Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое до конца, непрестанно меняют «хобби»; плохо справляются с работой, требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда; аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах, легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но неспособны надолго выбить из колеи.

Свои способности и  возможности обычно переоцениваются. Хотя большинство особенностей своего характера гипертимные подростки  хорошо знают и не скрывают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем есть на самом деле.

Циклоидный  тип - в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. В подростковом возрасте впервые становятся заметными циклические изменения эмоционального фона и возникает первая субдепрессивная фаза, которая чаще всего проявляется в виде апатии и раздражительности. В этой фазе ощущается упадок сил, требуются неимоверные усилия для осуществления действий, которые всегда давались легко и просто, начинает тяготить людское общество, ребенок становится домоседом, исчезает аппетит и т.д. и т.п. Труднее становится учиться. Мелкие неприятности и неудачи, нередкие в этот период из-за падения работоспособности, переживаются тяжело. Хотя на замечания и укоры часто отвечают раздражением, грубостью, но в глубине души впадают в еще большее уныние. В дальнейшем эти фазы чередуются с фазами подъема и с периодами ровного настроения.

Циклоидной психопатии не существует. При резко выраженной циклоидности возникает циклотимия, которую правомерно рассматривать как легкую форму маниакально-депрессивного психоза. Сама циклоидная акцентуация может быть фоном для развития как этого, так и шизоаффективного психозов.

Лабильный тип. В детстве не отличаются от сверстников или обнаруживают склонность к невротическим реакциям. Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко по ничтожным поводам. От настроения данного момента зависит все в поведении и действиях, в отношении к людям, к прошлому и будущему. Несмотря на маломотивированность смены настроений и кажущееся легкомыслие подростки этого типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Они чутки ко всякого рода знакам внимания, комплиментам, благодарности. Реакция эмансипации зависит от уюта и любви в семье. Они усиливаются, если их подогревает неблагоприятная семейная обстановка. Реакция группирования зависит от настроения. В группе больше ищут эмоциональных контактов, чем претендуют на роль лидера. Увлечения также подвержены смене настроений, предпочитают те, которые дают легкий отток эмоциональной энергии. Хобби ограничиваются информативно-коммуникативным типом, иногда художественной самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными (особенно привлекательна собственная собака, которая служит громоотводом для эмоций при перепадах настроения).

Самооценка  отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера. «Слабым местом» данного типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними. Акцентуация, по лабильному типу часто сочетается с гармоничным психофизическим инфантилизмом, а также с вегетативной лабильностью и склонностью к аллергическим заболеваниям. Этот тип акцентуации служит почвой для острых аффективных реакций, неврозов, особенно неврастении, реактивной депрессии и для психопатических развитий.

Астено-невротический  тип. С детства нередко выявляются признаки невропатии: беспокойный сон, плохой аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, ночные страхи, ночной энурез, заикание и т.п. В других случаях детство проходит благополучно, и первые признаки астено-невротической акцентуации возникают только в подростковом возрасте. Главные черты этого типа в подростковом возрасте - это повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии. Последнее является особенно типичным. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях или при физических и эмоциональных напряжениях, например, в обстановке соревнований. Раздражительность ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу. Раздражение, зачастую изливаемое на случайно попавших под руку, легко сменяется раскаянием и слезами.

Подростки этого  типа внимательно прислушиваются к  своим телесным ощущениям, охотно лечатся, подвергаются обследованиям, осмотрам. Подростковые нарушения поведения типа делинквентности, алкоголизации этому типу не свойственны. Реакция эмансипации обычно ограничивается маломотивированными вспышками раздражения в отношении родителей, воспитателей, старших вообще. Тянутся к товарищам, но быстро от них устают, предпочитают одиночество или общение с близким другом. Сексуальная активность ограничивается короткими и быстро истощающимися вспышками.

Самооценка  тесно связана с ипохондрической установкой. Наиболее глубокие и точные оценки связаны со здоровьем и тем, что зависит от здоровья. «Слабым местом» этого типа является повышенная чувствительность к напряженным умственным нагрузкам, к событиям, провоцирующим ипохондричность (болезнь близких и т.п.). Этот тип акцентуации является почвой для развития неврастении, острых аффективных реакций, реактивных депрессий, ипохондрических развитий. Срывы часто возникают тогда, когда подросток осознает невыполнимость лелеемых планов, нереальность надежд и желаний.

Сенситивный тип. Начало пубертатного периода обычно проходит без особых осложнений. Трудности начинаются в старшем подростковом возрасте, с момента вступления в самостоятельную жизнь. С детства пугливы и боязливы: боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни, чуждаются слишком бойких и шумных сверстников, избегают больших компаний; робки и застенчивы среди посторонних, в новой обстановке. Однако с теми, к кому привыкли, достаточно общительны. Чувствуют себя уверенно среди младших. Обнаруживают чрезвычайную привязанность к родным, даже при холодности последних.

Сенситивная акцентуация  служит почвой для острых аффективных  реакций интрапунитивного типа, фобического  невроза, реактивных Депрессий, эндореактивных психозов. По-видимому, сенситивная акцентуация сопряжена с более высоким риском заболевания прогредиентной шизофренией.

Психастенический  тип. В детстве такой ребенок может быть пугливым, робким, отличаться моторной неловкостью, склонностью к рассуждательству, ранними интеллектуальными интересами.

В пубертатном периоде  резких обострений психастении обычно не бывает. Декомпенсации могут наступать  в моменты предъявления Высоких  требований к чувству ответственности (например, во время экзаменов). Главными чертами у подростка этого типа являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность, любовь к самоанализу, легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений.

Подростковые  реакции выражены слабо и своеобразно. Вместо реакции эмансипации нередко проявляется патологическая привязанность к кому-нибудь из членов семьи. Увлечения чаще всего относятся к интеллектуально-эстетическим хобби.

У психастенических подростков приходится видеть реакцию гиперкомпенсации в отношении своей нерешительности и неуверенности. Она проявляется неожиданными самоуверенными и безапелляционными высказываниями, утрированной решимостью и скоропалительностью действий в моменты, когда как раз требуется осмотрительность и осторожность. Постигающие при этом неудачи еще более усиливают нерешительность и сомнения.

Шизоидный тип. В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Главные черты этого типа - замкнутость, отгороженность, неспособность или нежелание устанавливать контакты. Отличаются сочетанием противоречивых черт в характере и поведении - холодности и утонченной чувствительности, упрямства и податливости, настороженности и легковерия и т.п. Отсутствуют или очень плохо развиты интуиция, способность к сопереживанию. Слабость интуиции и сопереживания создает впечатление холодности и черствости.

Самооценка  отличается признанием того, что связано  с замкнутостью, одиночеством, трудностью контактов. В отношении других проблем оценка не так глубока и точна.

В целом шизоидная акцентуация по миновании подросткового возраста обычно не препятствует хорошей социальной адаптации. Шизоидная акцентуация сочетается с повышенным риском заболевания вялотекущей шизофренией. Этот тип акцентуации в подростковом возрасте предрасполагает также к транзиторной метафизической интоксикации.

Эпилептоидный тип. Лишь в части случаев черты этого типа явственно проступают еще в детстве. Рано могут обнаруживаться садистские наклонности, претензии на роль властелина.

Главными  чертами эпилептоидных подростков являются склонность к раздражительности на основе злобно-тоскливого настроения, эффектная взрывчатость, напряженность инстинктивной сферы, вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность. Реже эта ярость оборачивается аутоагрессией с нанесением себе порою тяжких повреждений.

Реакция эмансипации  может протекать довольно тяжело. Дело может доходить до полного разрыва  с родными, сопровождаться мстительностью, озлобленностью.

Эпилептоидная акцентуация  является почвой для острых аффективных  реакций, ситуативно обусловленных нарушений поведения делинквентного и даже криминального типа (А.А. Вдовиченко, 1976), ранней алкоголизации, а также психопатического развития. Особенно пагубным является воспитание в условиях жестоких взаимоотношений. Гипоопека может способствовать наслоению черт неустойчивости, потворствующая гиперпротекция – истероидности. В целом это самый трудный для социальной адаптации тип.

Информация о работе Характерологические особенности подростков, имеющих низкую успеваемость