Характеры, способности и темперамент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 16:42, реферат

Описание работы

Индивидуально-психологические особенности человека составляют его темперамент, характер и способности.
Немецкий психолог, философ Вильгельм Вундт говорил: «В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений - флегматиком».

Содержание работы

1. ТЕМПЕРАМЕНТ
1.1 Понятие о темпераменте
1.2 Теории и типологии темперамента
1.2.1 Конституциональные типологии темперамента
1.2.2 Факторные теории темперамента
1.2.3 Физиологическая теория темперамента
1.3 Типы темпераментов и их психологическая характеристика
2. ХАРАКТЕР
2.1 Фрагменты истории характерологии
2.2 Понятие характера и факторы его формирования
2.3 Способы определения характера
2.4 Структура характера, симптомокомплексы его свойств
2.5 Формирование характера
2.6 Типологии характера
2.7 Связь темперамента и характера
3. СПОСОБНОСТИ
3.1 Понятие о способностях
3.2 Уровни способностей
3.3 Виды и структура способностей
3.4 Природа человеческих способностей
3.5 Развитие способностей
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

«Характеры, способности и совместимость.docx

— 156.90 Кб (Скачать файл)

Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни, - это и есть тот «строительный материал», из которого складывается характер. Истоки характера человека и ключ к его формированию - в побуждениях и мотивах его деятельности. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому или иному поступку - это и есть индивидуальная черта характера в ее генезисе. Чтобы мотив (побуждение) стал свойством человека, он должен генерализоваться (обобщиться) по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространиться на все ситуации, однородные с первой. По мнению С.Л. Рубинштейна: «Свойство характера -- это, в конечном счете, и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях».

Характер человека - и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. Выражающееся в мотивах отношение человека к окружающему, проявляясь в действиях, в его делах и поступках, через них закрепляется и, становясь привычным, переходит в относительно устойчивые черты и свойства характера. Психологический механизм формирования характера точно схвачен в русской пословице: «Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу».

В описанном В.И. Слободчиковым и Е.И. Исаевым психологическом механизме формирования характера отчетливо выступают две его неразрывные составляющие: отношение субъекта к существенным целям и условиям своей жизни, выражающееся в мотивах и побуждениях, и способы действия, стиль поведения, проявляющиеся в типичных для человека жизненных ситуациях. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, - это в потенции будущая черта характера в ее генезисе.

«Путь к формированию характера, - делает вывод С.Л. Рубинштейн, - лежит, поэтому, через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков». В этом тезисе содержится целая программа воспитательной работы по формированию характера. Основное направление работы состоит в отборе и закреплении социально и психологически ценных мотивов поведения путем их генерализации (обобщения), перевод их в привычки, в устойчивые и фиксированные способы поведения.

Понимание характера как совокупности устойчивых форм, способов поведения, реализующих те или иные побуждения и мотивы, присуще многим отечественным психологам. Такое понимание характера можно найти в работах Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина и др.

Определяя место характера в структуре личности, А.Г. Асмолов рассматривает его как своеобразный инструмент: «Под характером понимается фиксированная форма выражения смыслового опыта, актуализирующаяся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные ее мотивы».

Как устойчивое целостное образование, характер человека формируется не отдельными поступками и действиями, а всем образом жизни человека, который включает определенный образ действий в единстве с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека всегда исходит из определенных потребностей и мотивов, включает определенный образ мыслей, чувств и побуждений.

Следовательно, в число существенных, устойчивых свойств человека, черт его характера входят также интеллектуальные (рациональные) и эмоциональные свойства. Они составляют типичные, характерные свойства рационального и эмоционального отношения субъекта к миру, другим людям и к себе, характерные способы осмысления и преобразования действительности. Так, рассудительность, благоразумие, легкомыслие, будучи особенностями мыслительной деятельности, являются в то же время и чертами характера субъекта. Наиболее ярко взаимосвязь характера с другими психологическими образованиями человека проявляется на примере воли.

Воля составляет основу характера человека, придает ему определенность и завершенность.

Способы произвольного поведения становятся устойчивыми свойствами, существенными характеристиками данного субъекта. Волевые качества человека - инициативность, организованность, целеустремленность, решительность, настойчивость и др. - обобщенные способы поведения субъекта в ситуациях, требующих произвольной регуляции действий, -определенная форма субъектного действия.

Волевые качества составляют силу характера, его определенность и твердость. По словам С.Л. Рубинштейна, в волевых поступках характер, с одной стороны, складывается, а с другой - проявляется. Идейное содержание и направленность волевых поступков, особенно в очень значимых для личности ситуациях, переходят в характер человека, в его действенные установки, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства, в свою очередь, обусловливают поведение человека, его волевые поступки; решительные, смелые и пр. Действия и поступки человека обусловлены волевыми качествами личности, ее характера (уверенностью в себе, самообладанием, решительностью, настойчивостью и т.п.).

Характер человека формируется прижизненно, в процессе общения и взаимоотношения с другими людьми. Иметь характер - значит, заявлять о себе другим, о своем отличии от всех.

2.6 Типологии  характера

 

Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера возникли на стыке психологии и психиатрии. Эти типологии принадлежат психиатрам-практикам, обобщившим в них многолетний опыт реабилитационной и психокоррекционной работы с людьми. В основном типологии были созданы в работе со взрослыми. К ним относятся типологии характера К. Юнга, Э. Кречмера, П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда. Одна из наиболее полных современных типологий характера (на материале подростков) разработана Е.А. Личко. Преимущество его типологии заключается в том, что она включает в себя описание нормальных, акцентуированных и патологических характеров. Рассмотрим подробнее некоторые из известных классификаций.

 

2.7 Связь  темперамента и характера

 

В своей работе «Темперамент и характер» А.Г. Ковалев и В.Н.

Мясищев отмечают, что существуют различные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и характера, которые можно объединить в четыре группы:

1) отождествление темперамента и  характера (Кречмер);

2) противопоставление темперамента  характеру, установление антагонистических  отношений между ними (Вирениус, Викторов, Левитов);

3) признание темперамента элементом  характера (Кейра, Гундобин, М. Рубинштейн и др.);

4) признание темперамента основой  формирования характера, как врожденную  основу характера (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев).

Согласно А.Г. Ковалеву и В.Н. Мясищеву, хотя темперамент, конечно, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения, характера человека. То, насколько человек проявляет энергию и неутомимость, способность страстно увлекаться, насколько он проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом сказывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента -- типе высшей нервной деятельности -- постепенно "ткут узоры". Канва и узор в конечном итоге представляют собой единство -- характер, о котором И.П. Павлов говорит как о сплаве типа нервной системы и жизненных влияний, обучения и воспитания, закрепившихся в виде тех или иных способов реагирования.Отношения личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие для того, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными и государственными требованиями.

Таким образом, изолированно рассматривать темперамент и, тем более, возводить его в какую-то неизменную форму характера было бы огромной ошибкой.

Темперамент не односторонне и тем более не фатально определяет путь развития специфи-ческих особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качества характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

Темперамент является фундаментом характера, своеобразно окрашивая те или иные формы его проявления. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика -- в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик -- методично, не спеша. При этом и темперамент может испытать влияние характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Человек способный, как правило, настойчив в достижении высокого результата соответствующей деятельности, критичен в его оценке. Развитию способностей помогает настойчивость как черта характера, помогающая преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Характер -- совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, складывающихся в деятельности и общении, обусловливающая типичные для индивида способы поведения (А.В. Петровский).

К числу факторов формирования характера относятся: тип высшей нервной деятельности человека, социальное окружение, род занятий, воспитательные воздействия, возраст, физическое состояние, условия жизни.

Характер структурируется чертами как устойчивыми формами поведения в связи с конкрет-ными, типичными для данного вида поведения ситуациями. Существенной особенностью черты характера является вероятность того, что в данной ситуации состоится именно данный вид поведения.

Существует ряд типологий характеров. По разным основаниям волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые, а также на волевые, эмоциональные, рассудочные.

Отклонения от нормальных характеристик указывают на патологический характер. Незначительные отклонения от нормы, выраженные в усилении, «выпячивании» отдельных черт характера, квалифицируют акцентуированный характер.

3. СПОСОБНОСТИ

3.1 Понятие  о способностях

 

Способность мыслить и творить - ценнейший из даров, получаемых каждым человеком при рождении. Однако распределяются они не поровну. Трудно встретить такого уникума, который умел бы быстро бегать и прекрасно петь, потрясающе готовить и решать сложные математические задачи, поднимать огромные тяжести и легко осваивать иностранные языки, находить контакт с любым собеседником и рисовать замечательные портреты, играючи чинить двигатель и виртуозно вести финансовые дела... Редкость и тот, кто абсолютно всеми талантами обделен. По задаткам и способностям люди различаются между собой не меньше, чем по характеру и внешнему облику. Любой из нас владеет неповторимым, лишь ему присущим набором способностей. Какие-то из них проявляются уже в раннем детстве, а какие-то человек осознает, только оглядываясь на пройденный жизненный путь. Одни способности возносят на вершину славы и вызывают восторг толпы, ценность других становится понятна окружающим порой уже после ухода их обладателя из жизни.

Всегда существовала необходимость выявить закономерности и механизмы формирования у людей психических свойств, помогающих им добиваться высоких результатов в деятельности, объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия обстоятельствами жизни, достигают разных успехов.

Предметом специального психологического изучения способности стали в ХIХ веке, когда работы английского психолога Ф. Гальтона (1822-1911) положили начало экспериментальному и статистическому исследованию разных людей. Свой вклад в разработку проблемы способностей вносят все области психологии -- общая, социальная, возрастная, педагогическая, психология труда и др.

В психологии под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности. Именно деятельность является первой пробой способностей и условием их развития. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами деятельности и их выполнения. Определенная способность человека обусловливает его пригодность к деятельности. Всякая специфическая деятельность требует более или менее специфических качеств. Способности складываются из ряда компонентов, в основе которых лежат психические процессы (восприятие, мышление, воображение), необходимые для осуществления деятельности. Способности являются важным показателем потенциала личности.

В отличие от характера, который, как и способности, учитывает всю совокупность свойств личности, устойчиво проявляющихся во всех видах деятельности, способности - это качества личности, существующие только относительно той или иной, но обязательно определенной деятельности. Способности существуют только к известной деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будет заниматься человек, нельзя сказать о его способностях к этой деятельности. С изменением характера и содержания деятельности (в результате научно-технического прогресса) изменяются и требования к способностям человека: от токаря требуются одни способности, от оператора станка с числовым программным устройством - совсем другие. В зарубежной психологии при изучении способностей делается акцент на путях выявления и прогнозирования способностей, их соотношения с природными задатками, на использовании тестов и элементов факторного анализа для изучения структуры способностей. В отечественной психологии в изучении способностей выделятся два крупных направления:

- личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Теплов), в котором способности рассматривают как свойства личности, развивающиеся в деятельности и определяющие ее успешность;

Информация о работе Характеры, способности и темперамент