Побуждения, порождаемые обстоятельствами
жизни, - это и есть тот «строительный материал»,
из которого складывается характер. Истоки
характера человека и ключ к его формированию
- в побуждениях и мотивах его деятельности. Ситуационно обусловленный
мотив или побуждение к тому или иному поступку
- это и есть индивидуальная черта характера
в ее генезисе. Чтобы мотив (побуждение)
стал свойством человека, он должен генерализоваться
(обобщиться) по отношению к ситуации,
в которой он первоначально появился,
распространиться на все ситуации, однородные
с первой. По мнению С.Л. Рубинштейна: «Свойство
характера -- это, в конечном счете, и есть
тенденция, побуждение, мотив, закономерно
появляющийся у данного человека при однородных
условиях».
Характер
человека - и предпосылка, и результат
его реального поведения в конкретных
жизненных ситуациях. Выражающееся в мотивах
отношение человека к окружающему, проявляясь
в действиях, в его делах и поступках, через
них закрепляется и, становясь привычным,
переходит в относительно устойчивые
черты и свойства характера. Психологический
механизм формирования характера точно
схвачен в русской пословице: «Посеешь
поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку
- пожнешь характер; посеешь характер -
пожнешь судьбу».
В описанном В.И. Слободчиковым и Е.И.
Исаевым психологическом механизме формирования
характера отчетливо выступают две его
неразрывные составляющие: отношение субъекта к существенным целям и условиям
своей жизни, выражающееся в мотивах и
побуждениях, и способы действия, стиль поведения, проявляющиеся в типичных
для человека жизненных ситуациях. Мотивы
поведения, переходя в действие и закрепляясь
в нем, фиксируются в характере. Каждый
действенный мотив поведения, который
приобретает устойчивость, - это в потенции
будущая черта характера в ее генезисе.
«Путь к формированию характера, - делает
вывод С.Л. Рубинштейн, - лежит, поэтому,
через формирование надлежащих мотивов
поведения и организацию направленных
на их закрепление поступков». В этом тезисе
содержится целая программа воспитательной
работы по формированию характера. Основное
направление работы состоит в отборе и
закреплении социально и психологически
ценных мотивов поведения путем их генерализации
(обобщения), перевод их в привычки, в устойчивые
и фиксированные способы поведения.
Понимание характера как совокупности
устойчивых форм, способов поведения,
реализующих те или иные побуждения и
мотивы, присуще многим отечественным
психологам. Такое понимание характера
можно найти в работах Л.С. Выготского,
Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина и др.
Определяя место характера в структуре
личности, А.Г. Асмолов рассматривает его
как своеобразный инструмент: «Под характером
понимается фиксированная форма выражения
смыслового опыта, актуализирующаяся
в присущем данной личности индивидуальном
стиле действования, посредством которого
достигаются те или иные ее мотивы».
Как устойчивое целостное образование,
характер человека формируется не отдельными
поступками и действиями, а всем образом жизни человека, который включает определенный образ действий
в единстве с объективными условиями,
в которых он осуществляется. Образ же
действий человека всегда исходит из определенных
потребностей и мотивов, включает определенный
образ мыслей, чувств и побуждений.
Следовательно,
в число существенных, устойчивых свойств
человека, черт его характера входят также
интеллектуальные (рациональные) и эмоциональные
свойства. Они составляют типичные, характерные
свойства рационального и эмоционального
отношения субъекта к миру, другим людям
и к себе, характерные способы осмысления
и преобразования действительности. Так,
рассудительность, благоразумие, легкомыслие,
будучи особенностями мыслительной деятельности,
являются в то же время и чертами характера
субъекта. Наиболее ярко взаимосвязь характера
с другими психологическими образованиями
человека проявляется на примере воли.
Воля
составляет основу характера человека,
придает ему определенность и завершенность.
Способы произвольного поведения становятся
устойчивыми свойствами, существенными
характеристиками данного субъекта. Волевые
качества человека - инициативность, организованность,
целеустремленность, решительность, настойчивость
и др. - обобщенные способы поведения субъекта
в ситуациях, требующих произвольной регуляции
действий, -определенная форма субъектного
действия.
Волевые качества составляют силу характера,
его определенность и твердость. По словам С.Л. Рубинштейна, в волевых
поступках характер, с одной стороны, складывается,
а с другой - проявляется. Идейное содержание
и направленность волевых поступков, особенно
в очень значимых для личности ситуациях,
переходят в характер человека, в его действенные
установки, закрепляясь в нем в качестве
относительно устойчивых его свойств;
эти свойства, в свою очередь, обусловливают
поведение человека, его волевые поступки;
решительные, смелые и пр. Действия и поступки
человека обусловлены волевыми качествами
личности, ее характера (уверенностью
в себе, самообладанием, решительностью,
настойчивостью и т.п.).
Характер
человека формируется прижизненно, в процессе
общения и взаимоотношения с другими людьми.
Иметь характер - значит, заявлять о себе
другим, о своем отличии от всех.
2.6 Типологии
характера
Наиболее интересные и жизненно правдивые
описания характера возникли на стыке
психологии и психиатрии. Эти типологии
принадлежат психиатрам-практикам, обобщившим
в них многолетний опыт реабилитационной
и психокоррекционной работы с людьми.
В основном типологии были созданы в работе
со взрослыми. К ним относятся типологии
характера К. Юнга, Э. Кречмера, П.Б. Ганнушкина,
К. Леонгарда. Одна из наиболее полных
современных типологий характера (на материале
подростков) разработана Е.А. Личко. Преимущество
его типологии заключается в том, что она
включает в себя описание нормальных,
акцентуированных и патологических характеров.
Рассмотрим подробнее некоторые из известных
классификаций.
2.7 Связь
темперамента и характера
В своей работе «Темперамент и характер»
А.Г. Ковалев и В.Н.
Мясищев отмечают, что существуют различные
подходы к оценке взаимоотношения темперамента
и характера, которые можно объединить
в четыре группы:
1)
отождествление темперамента и
характера (Кречмер);
2)
противопоставление темперамента
характеру, установление антагонистических
отношений между ними (Вирениус,
Викторов, Левитов);
3) признание темперамента элементом
характера (Кейра, Гундобин, М. Рубинштейн
и др.);
4) признание темперамента основой
формирования характера, как врожденную
основу характера (Л.С. Выготский, С.Л.
Рубинштейн, Б.Г. Ананьев).
Согласно А.Г. Ковалеву и В.Н. Мясищеву,
хотя темперамент, конечно, не может определять
отношений личности, ее стремлений, и интересов,
ее идеалов, т.е. всего богатства содержания
внутренней жизни человека, однако характеристика
динамической стороны имеет существенное
значение для понимания сложного образа
поведения, характера человека. То, насколько
человек проявляет энергию и неутомимость,
способность страстно увлекаться, насколько
он проявляет уравновешенность в поведении,
гибкость, динамичность и экспансивность
в реакциях, говорит о качественных особенностях
личности и ее возможностях, определенным
образом сказывающихся на трудовой и общественной
деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то
внешним в характере человека, а органически
входит в его структуру. Жизненные впечатления, воспитание
и обучение на естественной основной ткани
темперамента -- типе высшей нервной деятельности
-- постепенно "ткут узоры". Канва
и узор в конечном итоге представляют
собой единство -- характер, о котором И.П.
Павлов говорит как о сплаве типа нервной
системы и жизненных влияний, обучения
и воспитания, закрепившихся в виде тех
или иных способов реагирования.Отношения личности, ее убеждения,
стремления, сознание необходимости и
долга позволяют преодолевать одни импульсы,
тренировать другие для того, чтобы организовать
свое поведение в соответствии с общественными
и государственными требованиями.
Таким образом, изолированно рассматривать
темперамент и, тем более, возводить его
в какую-то неизменную форму характера
было бы огромной ошибкой.
Темперамент не односторонне и тем более
не фатально определяет путь развития
специфи-ческих особенностей характера,
темперамент сам преобразуется под влиянием
качества характера. Развитие характера
и темперамента в этом смысле является
взаимообусловленным процессом.
Темперамент является фундаментом
характера, своеобразно окрашивая те или
иные формы его проявления. Так, настойчивость у холерика
выражается в кипучей деятельности, у
флегматика -- в сосредоточенном обдумывании.
Холерик трудится энергично, страстно,
флегматик -- методично, не спеша. При этом
и темперамент может испытать влияние
характера: человек с сильным характером
может подавить некоторые отрицательные
стороны своего темперамента, контролировать
его проявления. С характером неразрывно
связаны и способности. Человек способный,
как правило, настойчив в достижении высокого
результата соответствующей деятельности,
критичен в его оценке. Развитию способностей
помогает настойчивость как черта характера,
помогающая преодолевать трудности, не
падать духом под влиянием неудач, работать
организованно, проявлять инициативу.
Таким образом, можно сделать следующие
выводы. Характер -- совокупность устойчивых
индивидуальных особенностей, складывающихся
в деятельности и общении, обусловливающая
типичные для индивида способы поведения
(А.В. Петровский).
К
числу факторов формирования характера
относятся: тип высшей нервной деятельности
человека, социальное окружение, род занятий,
воспитательные воздействия, возраст,
физическое состояние, условия жизни.
Характер структурируется чертами как
устойчивыми формами поведения в связи
с конкрет-ными, типичными для данного
вида поведения ситуациями. Существенной
особенностью черты характера является
вероятность того, что в данной ситуации
состоится именно данный вид поведения.
Существует
ряд типологий характеров. По разным основаниям
волевой активности характеры подразделяются
на сильные и слабые, а также на волевые,
эмоциональные, рассудочные.
Отклонения
от нормальных характеристик указывают
на патологический характер. Незначительные
отклонения от нормы, выраженные в усилении,
«выпячивании» отдельных черт характера,
квалифицируют акцентуированный характер.
3. СПОСОБНОСТИ
3.1 Понятие
о способностях
Способность мыслить и творить - ценнейший
из даров, получаемых каждым человеком
при рождении. Однако распределяются они
не поровну. Трудно встретить такого уникума,
который умел бы быстро бегать и прекрасно
петь, потрясающе готовить и решать сложные
математические задачи, поднимать огромные
тяжести и легко осваивать иностранные
языки, находить контакт с любым собеседником
и рисовать замечательные портреты, играючи
чинить двигатель и виртуозно вести финансовые
дела... Редкость и тот, кто абсолютно всеми
талантами обделен. По задаткам и способностям
люди различаются между собой не меньше,
чем по характеру и внешнему облику. Любой
из нас владеет неповторимым, лишь ему
присущим набором способностей. Какие-то
из них проявляются уже в раннем детстве,
а какие-то человек осознает, только оглядываясь
на пройденный жизненный путь. Одни способности
возносят на вершину славы и вызывают
восторг толпы, ценность других становится
понятна окружающим порой уже после ухода
их обладателя из жизни.
Всегда существовала необходимость выявить
закономерности и механизмы формирования
у людей психических свойств, помогающих
им добиваться высоких результатов в деятельности,
объяснить, почему разные люди, поставленные
в одинаковые или примерно одинаковые
условия обстоятельствами жизни, достигают
разных успехов.
Предметом специального психологического
изучения способности стали в ХIХ веке,
когда работы английского психолога Ф.
Гальтона (1822-1911) положили начало экспериментальному
и статистическому исследованию разных
людей. Свой вклад в разработку проблемы
способностей вносят все области психологии
-- общая, социальная, возрастная, педагогическая,
психология труда и др.
В психологии под способностями понимают индивидуально-психологические
особенности, являющиеся условием успешного
осуществления определенной деятельности.
Именно деятельность является первой пробой способностей
и условием их развития. Способности обнаруживаются
в быстроте, глубине, прочности овладения
способами деятельности и их выполнения.
Определенная способность человека обусловливает
его пригодность к деятельности. Всякая
специфическая деятельность требует более
или менее специфических качеств. Способности
складываются из ряда компонентов, в основе
которых лежат психические процессы (восприятие,
мышление, воображение), необходимые для
осуществления деятельности. Способности
являются важным показателем потенциала
личности.
В
отличие от характера, который, как и способности,
учитывает всю совокупность свойств личности,
устойчиво проявляющихся во всех видах
деятельности, способности - это качества
личности, существующие только относительно
той или иной, но обязательно определенной
деятельности. Способности существуют
только к известной деятельности, и потому,
пока неясно, какой деятельностью будет
заниматься человек, нельзя сказать о
его способностях к этой деятельности.
С изменением характера и содержания деятельности
(в результате научно-технического прогресса)
изменяются и требования к способностям
человека: от токаря требуются одни способности,
от оператора станка с числовым программным
устройством - совсем другие. В зарубежной
психологии при изучении способностей
делается акцент на путях выявления и
прогнозирования способностей, их соотношения
с природными задатками, на использовании
тестов и элементов факторного анализа
для изучения структуры способностей.
В отечественной психологии в изучении
способностей выделятся два крупных направления:
- личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий,
В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Теплов),
в котором способности рассматривают
как свойства личности, развивающиеся
в деятельности и определяющие ее успешность;