- функционально-генетический подход (Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков),
в рамках которого анализ способностей
осуществляется через соотношение их
с психическими функциями и процессами,
в которых они реализуются.
В
целом в изучении способностей выделяют
три основные проблемы: происхождение
и природа способностей, типы и диагностика
отдельных видов способностей, закономерности
развития и формирования способностей.
В истории философии способности длительное
время толковались как особые свойства
души, особые силы, передаваемые по наследству
и изначально присущие индивиду. Подобные
представления закрепились в обыденном
представлении людей. Английский философ
Д. Локк и французские материалисты выдвинули
тезис об абсолютном влиянии на индивида
(следовательно, и на его способности)
внешних условий жизни. В последующем
был принят диалектический подход к способностям,
указывающий на единство внешнего и внутреннего.
В настоящее время в психологии чаще всего
употребляется определение способностей,
данное Б.М. Тепловым: способности - это
то, что не сводится к знаниям, умениям
и навыкам, но объясняет (обеспечивает)
их быстрое приобретение, закрепление
и эффективное использование на практике.
«Способности - это закрепленная в индивиде
система обобщенных психических деятельностей.
В отличие от навыков, способности -результаты
закрепления не способов действия, а психических
процессов (деятельностей), посредством
которых действия и деятельности регулируются»
(С.Л. Рубинштейн).
Способности квалифицируют личность
как субъект деятельности. Будучи принадлежностью
личности, способность сохраняется за
ней как потенция и в тот момент, когда
она не действует.
Способности
есть понятие динамическое. Они существуют
не только в движении, но и в развитии.
Развитие способностей, как и вообще всякое
развитие не протекает прямолинейно: его
движущей силой является борьба противоречий.
Важным
компонентом способностей является повышенная
мотивация к соответствующей деятельности.
Она обеспечивает интенсивную деятельность,
необходимую для развития способностей.
3.2 Уровни
способностей
Мы можем назвать кого-то гением за удачную
шутку или обругать себя полным бездарем
из-за мелкой ошибки в сложной и в целом
успешной работе. Однако у слов, обозначающих
степень способности, есть строгие значения.
Базовым уровнем способностей следует
считать задатки. Вот какое определение дается
задаткам в психологическом словаре А.В.
Петровского, М.Г. Ярошевского. Задатки - врожденные анатомо-физиологические
особенности нервной системы, мозга, составляющие
природную основу развития способностей.
Например, свойство слухового анализатора
к различению звуков (музыкальный слух);
зрительного аппарата к цветоразличению;
особенности строения голосовых связок
(голос певца); хорошее кровоснабжение
мозга, возбудимость и подвижность нервных
процессов, телосложение и т.п.
Задатками способностей могут быть:
- типологические свойства
нервной системы (парциальные свойства, характеризующие
работу разных анализаторов, разных областей
коры больших полушарий), от которых зависит
скорость образования временных связей,
их прочность, легкость дифференцировок,
сила сосредоточенного внимания, умственная
работоспособность и т.п.;
- индивидуальные особенности
строения анализаторов, отдельных областей коры
головного мозга.
Задатки
могут передаваться по наследству. Они
облегчают развитие тех или иных способностей
в процессе обучения, воспитания и практической
деятельности. Так, например, для развития
интеллектуальных способностей большое
значение имеют возбудимость и подвижность
нервных процессов, быстрота образования
и прочность временных связей, скорость
образования и переделки динамических
стереотипов и др.
Подвижность
нервных процессов в умственной деятельности
может проявиться в остроумии, оригинальности,
умении схватить явления в многообразных
связях, в активности ума при встрече с
разнообразными затруднениями. Лучшее
кровоснабжение мозга способствует хорошей
и длительной работоспособности, уменьшению
утомляемости, восстановлению нервной
энергии и готовности мозга работать.
Быстрота и прочность образования временных
связей (условных рефлексов) обусловливает
быстроту и прочность усвоения новых знаний
и навыков.
Быстрота
переделки динамических стереотипов обеспечивает
возможность быстро изменять привычные
формы деятельности и поведения в соответствии
с новыми условиями.
На
базе задатков формируются способности.
Однако задатки способностей как одно
из условий формирования способностей
не предопределяют развития способностей.
Они не являются врожденными, по наследству
не передаются, а развиваются в процессе
жизни и деятельности человека. Однако
сами задатки не однозначны, т.е. из них
могут получиться различные способности.
Все зависит от тех условий, в которые
попадает человек с полученными задатками,
от той деятельности, в которую он включается
на различных этапах своей жизни. Между
задатками и способностями, можно сказать,
- весь путь развития человека. Задатки
многозначны - они могут развиваться в
различных направлениях. Важно понимать,
что, развиваясь на основе задатков, способности
являются все же функцией не задатков,
а развития. Ибо задатки как органические и нервно-психические
предпосылки способностей обусловливают, но не предопределяют одаренности и возможностей развития
человека. Любые задатки, прежде чем превратиться
в способности, должны пройти большой
путь развития. Для многих способностей
это развитие начинается с первых дней
жизни и, если человек продолжает заниматься
теми видами деятельности, в которых соответствующие
способности развиваются, не прекращается
до самой смерти.
Таким образом, в способностях неразрывно
переплетаются природное (задатки) и приобретенное
человеком в процессе деятельности (социальное).
Ведущую роль играет социальный фактор.
Поэтому есть все основания утверждать,
что способности по своей природе социальны,
т.е. зависят от общественных условий.
Уровнями развития творческих способностей
являются одаренность, талант
и гениальность. Разнообразие и богатство
задатков, дающее предрасположенность
к развитию множественных способностей,
называют общей одаренностью. Вопрос об одаренности дискуссионный.
Одаренностью называют и уже проявившиеся
способности, т.е. не только потенциал,
но и результат. Причем, если в житейском
обиходе под одаренностью имеют в виду
высокий уровень развития способностей
(термин «одаренные дети» характеризует
особо отличившихся, имеющих значительные
достижения детей), то в психологической
литературе одаренность обозначает вообще
любой уровень способностей. Одаренностью
называют и сочетание различных высокоразвитых
способностей, которые не только совместно
определяют успешность деятельности,
но и взаимодействуют, влияния друг на
друга. Таким понятием и является одаренность, понимаемая как уровень
развития общих способностей, определяющий
диапазон деятельностей, в которых человек
может достичь больших успехов.
Наряду с понятием «общая одаренность»
употребляют понятие «специальная
одаренность» - техническая, музыкальная,
математическая, литературная и пр.
Признаки одаренности в детские годы
выражаются в повышенной восприимчивости
к учению, более быстром темпе продвижения
и т.п. Понятие «одаренность» коррелирует
с понятием «обучаемость».
Показателем одаренности служит такое
ее раннее проявление, как симптом значительности
дарования. Известно, что П.И. Чайковский
написал свои первые музыкальные пьесы
в семь лет, лицеист Александр Пушкин поразил
великого Державина будучи еще отроком,
М.Ю. Лермонтов начал свои поэтические
пробы также еще в нежном возрасте.
Однако, справедливости ради, надо сказать,
что истории известно немало случаев,
когда люди, ставшие крупнейшими деятелями
науки, искусства и других областей, в
детском возрасте никак не проявили себя.
Например, А. Энштейн имел в школе по математике
неудовлетворительную отметку.
То соотнесение с конкретной практической
деятельностью, которое содержится в самом
понятии одаренность, обусловливает исторический
характер этого понятия. Понятие одаренность
лишается смысла, если его рассматривать
как биологическую категорию. Понимание
одаренности существенно зависит от того,
какая ценность придается тем или другим
видам деятельности и что разумеется под
«успешностью» каждой конкретной деятельности.
Особенно высокий уровень одаренности
обозначают понятиями талант и гений.
Талант - это высокий уровень развития
специальных способностей. Талант характеризуется
возможностью к достижениям высокого
порядка, но остающимся в рамках достигнутого
человечеством. Талантливый человек с
легкостью осваивает соответствующий
вид деятельности, вносит в его исполнение
виртуозность, изящество, достигает качественного
исполнения.
Гениальность - высший уровень развития
способностей - как общих (интеллектуальных),
так и специальных. О гениальности можно
говорить лишь при достижении личностью
таких результатов творческой деятельности,
которые имеют выдающееся значение для
жизни общества. Гением также называют человека,
«который на протяжении длительного периода
времени выполняет огромную работу, существенно
влияющую на других людей в течение многих
лет» (Р.С. Элберт). Гении, по сути - генераторы
общественного развития.
Такого триумфа за всю 5000-летнюю историю
цивилизации достигли не более 400 человек.
Различие между гением и остальными смертными
осознавалась людьми всегда. Первым объяснением
существования выдающихся способностей
было их неземное, божественное происхождение.
Необыкновенно одаренный человек, по мнению
древних, счастливый избранник богов.
Он послан на Землю, чтобы преодолеть обыденные
представления и силой своего духа озарить
другим путь к совершенству и величию.
Само слово «гений» (от лат. genius -- «дух») изначально относилось
к персонажу античной мифологии, полубогу-получеловеку.
Люди долго не хотели верить в то, что
гении получаются из обычных смертных.
Казалось, что у человека, наделенного
столь поразительными способностями должны
быть замечательная родословная и особая
судьба. Биографии выдающихся творцов
неизменно обрастали разнообразными легендами
и невероятными подробностями, их предками
непременно хотели видеть богов. И по сей
день, многие убеждены, что удивительные
факты и события -- необходимый атрибут
гениальности. Да и сами великие люди порой
не прочь поучаствовать в создании вокруг
собственной персоны ореола таинственности.
Особенно это свойственно художественным
натурам. Например, гениальный скрипач
Николо Паганини охотно поддерживал слухи
о том, что его смычком водит дьявол. Иногда
легенды рождались из желания скрыться
от любопытных глаз публики за броским
вымыслом.
Идея о божественном происхождении выдающихся
способностей была, как и многие другие
тысячелетние убеждения, подвергнута
критике в эпоху Просвещения. Вокруг гениев
нагромождено чересчур много мифов и легенд,
заявили тогда мыслители. На самом деле
гений спит в любом человеке, и, чтобы разбудить
его, надо лишь умело трудиться и упорно
добиваться поставленных целей. «Каждый
человек может быть гениальным хотя бы
раз в год» - так выражал эту точку зрения
немецкий ученый и писатель XVIII в. Г. Лихтенберг.
Подобные представления находили сторонников
и в XX в. Например, лауреат Нобелевской
премии французский физик П. Кюри говорил,
что титул гения с легкостью раздают биографы,
слишком ленивые для того, чтобы выяснить
те обычные свойства ума и характера, которые
в соединении с удачей или случайностью
сделали людей необычными.
Во второй половине XIX в. исследованием
одаренности занялись в научном ключе.
Одним из первых обратился к этой проблеме
английский психолог и антрополог Ф. Гальтон
(1822--1911). Он попытался доказать, что гениальность
- результат действия наследственных факторов.
Гальтон сопоставил родословные 977 выдающихся
людей из 300 семей, принадлежащих к высшему
английскому обществу, и убедился, что
талантливые личности часто оказываются
в ближнем или дальнем родстве между собой.
Кстати, сам Гальтон приходился двоюродным
братом Чарльзу Дарвину. Гениальный человек
- продукт гениального рода - утверждал
Гальтон. Выводы Гальтона вызвали бурную
полемику. Но главное было сделано: истоки
одаренности искали уже не в Божественном
волеизъявлении, а в факторах, которые
можно научно, в том числе и экспериментально,
проверять, прогнозировать, целенаправленно
развивать.
Гениальность обычно коррелирует с незаурядностью
в нескольких областях. Среди гениев, добившихся
подобного универсализма, достаточно
назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи,
Р. Декарта, Г.В. Лейбница, М.В. Ломоносова.
Например, Ломоносов достиг выдающихся
результатов в различных областях -- в
химии, астрономии, математике и в тоже
время был художником, литератором, языковедом,
превосходно знал поэзию и сам писал оды.
Интересно, что биографии гениальных людей
говорят о трудном жизненном пути, непонимании,
даже отверженности их современниками.
Многие гениальные открытия были признаны
таковыми лишь по прошествии ста лет. В
науке есть мнение, что гениальный человек
опережает современников уровнем своих
творческих возможностей как раз на один
век. Другими словами, гений рождается
на сто лет раньше своего времени.
3.3 Виды
и структура способностей
Вопрос о классификации способностей
человека довольно сложен из-за их разнообразия.
Единой и общепринятой типологии способностей
в психологии не разработано. Принципами
ее построения являлись:
-
различия в основных видах
деятельности;
-
различия, связанные с индивидуальными
особенностями высшей нервной
деятельности;
- операциональные определения, основанные
на применении разнообразных систем тестов
с последующим факторным анализом.
Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко отмечают
следующие два варианта классификации
способностей:
1) по видам психических функциональных
систем (сенсомоторные, перцептивные,
аттенционные, мнемические, имажитивные,
мыслительные, коммуникативные);
2) по основным видам
деятельности (математические, музыкальные,
научные, литературные, художественные).