Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 16:42, реферат
Описание работы
Индивидуально-психологические особенности человека составляют его темперамент, характер и способности. Немецкий психолог, философ Вильгельм Вундт говорил: «В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений - флегматиком».
Содержание работы
1. ТЕМПЕРАМЕНТ 1.1 Понятие о темпераменте 1.2 Теории и типологии темперамента 1.2.1 Конституциональные типологии темперамента 1.2.2 Факторные теории темперамента 1.2.3 Физиологическая теория темперамента 1.3 Типы темпераментов и их психологическая характеристика 2. ХАРАКТЕР 2.1 Фрагменты истории характерологии 2.2 Понятие характера и факторы его формирования 2.3 Способы определения характера 2.4 Структура характера, симптомокомплексы его свойств 2.5 Формирование характера 2.6 Типологии характера 2.7 Связь темперамента и характера 3. СПОСОБНОСТИ 3.1 Понятие о способностях 3.2 Уровни способностей 3.3 Виды и структура способностей 3.4 Природа человеческих способностей 3.5 Развитие способностей ЛИТЕРАТУРА
Р.С. Немов, дифференцируя способности,
различает природные (естественные способности) и специфические
способности, имеющие общественно-историческое
происхождение. У человека, кроме биологически
обусловленных, есть способности, обеспечивающие
его жизнь и развитие в социальной среде.
Это общие и специальные интеллектуальные
способности, основанные на пользовании
речью и логикой, теоретические и практические,
учебные и творческие, предметные и межличностные.
Наиболее общей классификацией способностей
является деление их на две группы: общие и специальные.
Общие способности включают те,
которыми определяются успехи человека
в самых различных видах деятельности.
К ним, например, относятся умственные
способности, тонкость и точность ручных
движений, развитая память, совершенная
речь и другие.
Специальные способности определяют успехи
человека в специфических видах деятельности,
для осуществления которых необходимы
задатки особого рода и их развитие. К
таким способностям можно отнести музыкальные,
математические, лингвистические, технические,
литературные, художественно-творческие,
спортивные и другие.
Каждая из этих групп делится на элементарные
и сложные, внутри их уже выделяются конкретные
виды. Классификация способностей, освещенная
В.Г. Казаковым и Л.Л. Кондратьевой, показана
Классификация
способностей
Общие элементарные способности - это способности, присущие
всем людям, хотя и в разной степени их
выраженности. К ним относятся основные
формы психического отражения: способности
ощущать, воспринимать, запоминать, переживать,
мыслить, воображать, принимать и осуществлять
решения. Каждое элементарное проявление
этих способностей - соответствующее психическое
действие, выполняемое с различным успехом:
сенсорное, мнемическое, мыслительное,
волевое. Оно в результате упражнений
может стать соответствующим навыком.
Специальные элементарные способности - это способности, присущие уже не всем
людям, они предполагают определенную
выраженность каких-то качественных сторон
психических процессов.
Глазомер - это способность с различной точностью
воспринимать, оценивать и сравнивать
размеры зрительно воспринимаемых объектов,
интервалов между ними и расстояний до
них, т. е. это определенное качество зрительного
восприятия. Музыкальный слух - это определенное качество слухового
восприятия, проявляющееся в способности
к различению музыкальных звуков и точному
воспроизведению их. Музыкальный слух
- это один из компонентов музыкальных
способностей. Специальные элементарные
способности развиваются на основе задатков
в процессе обучения.
Общие
сложные способности - это способности к общечеловеческим
видам деятельности: труду, учению, игре,
общению друг с другом. Они присущи в той
или иной степени всем людям. Каждая из
входящих в эту группу способностей представляет
собой сложную структуру свойств личности. Специальные сложные способности присущи
уже не только в разной степени, но и вообще
не всем людям. Они являются способностями
к определенным профессиональным деятельностям,
возникшим в процессе истории человеческой
культуры. Эти способности обычно называют профессиональными.
Наличие у человека общих способностей
не исключает развития специальных и наоборот.
Нередко общие и специальные способности
сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая
друг друга.
Р.С. Немов дает характеристику
и другим способностям. Теоретические и
практические способности различаются
тем, что первые предопределяют склонности
человека к абстрактно-теоретическим
размышлениям, а вторые - к конкретным,
практическим действиям. Такие способности,
в отличие от общих и специальных, напротив,
чаще не сочетаются друг с другом, вместе
встречаясь только у одаренных, разносторонне
талантливых людей.
Учебные (репродуктивные)
и творческие способности различаются тем,
что одни определяют успешность обучения
и воспитания, усвоения человеком знаний,
умений, навыков, формирования качеств
личности, в то время как другие - создание
предметов материальной и духовной культуры,
производство новых идей, индивидуальное
творчество в различных областях человеческой
деятельности. Говоря об учебных способностях,
мы имеем в виду не только постижение основ
наук в школе или вузе (как присвоение
готовых знаний и умений), но и профессиональную
подготовку. Речь идет о способностях
к воспроизведению уже отработанных действий,
способов, суждений и т. п.
Творческие (креативные) способности. Понятие креативности было
введено в 50-х гг. XX в. (от лат. сгеаtо - «созидание»)
и означает способность генерировать
идеи, вырабатывать стратегии и способы
решения задач. Это понятие связано с именем
американского психолога Д. Гилфорда (1897--1987)
и его моделью структуры интеллекта. Ученый
попытался рассматривать разные сочетания
конкретных операций мышления и продуктов
его содержания. Он предложил около 120
«способов быть умным», как шутя выразился
сам.
Гилфорд принципиально разделил
мышление на конвергентное (логическое,
направленное на поиск единственно верного
решения) и дивергентное(творческое,
способное предлагать множество идей
и решений). Так было положено начало разграничению
понятий «интеллектуальная
одаренность» и «творческая одаренность».
Одним из наиболее известных
исследователей креативности и создателем
многих методик ее диагностики является
американский ученый Э. Торранс (родился
в 1915 г.). «Креативность,
- писал он, - это значит копать глубже,
смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать
с кошкой, нырять в глубину, проходить
сквозь стены, зажигать солнце, строить
замок на песке, приветствовать будущее».
При оценке креативности современные
психологи учитывают такие параметры,
как: продуктивность - способность генерировать
максимально большое число идей; гибкость -
умение легко переходить от одних задач
к другим, часто очень далеким по содержанию; оригинальность -
возможность предлагать новые, неожиданные,
отличающиеся от общепринятых идеи.
Особым видом креативности
можно считать способность критически
и творчески разрабатывать уже существующие
идеи.
В познавательной
сфере творческие способности проявляются
через следующие характерные признаки:
богатый словарный запас; перенос усвоенной
информации в другие области; организация
информации; чувствительность к противоречиям;
использование альтернатив при принятии
решения; критичность мышления; высокую
любознательность.
В эмоциональной
сфере творческие способности проявляются
через: эмпатию; толерантность к другим
мнениям и действиям; склонность к самоанализу;
чувство юмора; уверенность в своих силах;
наличие внутренней мотивации.
Исследования и практика показывают,
что даже при наличии креативных склонностей,
творческие способности надо развивать,
стимулировать и поощрять творческую
активность человека. Способности имеют комплексную структуру,
складывающуюся из разнообразных компонентов.
Структуру той или иной способности составляет
совокупность психических качеств, необходимых
для успешного выполнения деятельности.
Например, структуру математических способностей
составляют умственные качества, обеспечивающие
усвоение соответствующей информации
(формализованность восприятия, схватывание
формальной структуры задачи), переработку
математической информации (логическое
мышление в сфере количественных и пространственных
отношений, быстрое и широкое обобщение
математических объектов, отношений, гибкость
мышления в математической деятельности,
экономичность и рациональность мышления),
хранение математической информации (математическая
память), математическую направленность
ума (по В.А. Крутецкому).
Например, в тех же математических
способностях, у одних людей ведущими
являются качества мышления, обеспечивающие
операции абстрагирования и переноса,
у других -- логичность и доказательность,
у третьих-- память на математическое содержание
и оперирование им. При этом способности
разных людей к одной и той же деятельности
могут иметь различную структуру благодаря
индивидуальному своеобразию сочетания
психических качеств. Если в структуре
математических способностей ведущее
место занимают качества познавательных
процессов, обусловленные врожденными
данными, то в структуре ряда других способностей
ведущими становятся социально обусловленные
качества.
Л.И. Уманский указывает, что
в структуре организаторских способностей
ведущими являются наблюдательность,
работоспособность, самостоятельность
и самообладание - компоненты, на формирование
которых значительно влияет социальный
опыт. Способности к обучению, взаимодействию
с другими людьми, предметно - деятельностные
и предметно-познавательные способности
также в наибольшей степени социально
обусловлены. Как пример способностей
первого вида можно привести речь человека
как средство общения, способности социально-психологической
адаптации к различным ситуациям, способности
входить в контакт с различными людьми
и располагать их к себе, влиять на них.
Е.А. Корсунский установил структуру
литературно-творческих способностей,
которую составляют: литературно-творческая
направленность, речевые способности,
литературно-творческое воображение,
образное мышление, эмоциональность, художественная
интуиция, единство словесно-образной
и эмоциональной памяти, способность к
эмпатии, способность предвидеть и учитывать
читательское восприятие, владение техникой
литературного труда, способность критически
воспринимать написанное, способность
совершенствовать написанное. Как видно,
в структуре литературно-творческих способностей
представлены как природно, так и социально
обусловленные компоненты. Таким образом,
напрашивается вывод о необходимости
взаимодействия природных и социальных
факторов в формировании способностей,
преобладающее влияние каждого фактора
обусловлено видом и структурой конкретных
способностей.
Основные концепции способностей
непосредственно связаны с методами их
диагностики.
Для изучения способностей
человека чаще всего используются разнообразные
тесты. Часть из них предназначена для
изучения и оценки общих способностей,
другие для характеристики специальных
способностей. На сегодняшний день в подавляющем
большинстве эмпирических исследований
выявляются общие способности, от уровня
развития которых зависит успешность
выполнения широкого спектра деятельности.
Общие способности исследуются,
например, с помощью тестов общего интеллекта. Все
они в основном предназначены для определения словесно-логического и образного мышления. Есть
немало тестов на внимание, память, другие
психические процессы. Они также дают
представление об общих задатках и способностях
людей.
Специальные способности могут
изучаться с помощью тестов, которые, как
правило, одновременно свидетельствуют
и о соответствующих задатках у человека.
Например, тесты на специальные музыкальные
способности включают в себя оценку музыкального
слуха, голоса, чувства ритма и многих
иных умений и навыков. В данном случае
музыкальный слух и голос человека -- это
музыкальные задатки. Специальные технические
способности исследуют с помощью простых
заданий на техническое мышление, а также
задач, связанных с чтением чертежей, с
конструированием технических устройств,
с разработкой технологий, с практическим
изготовлением чего-либо. Специальные
художественно-изобразительные способности
определяют с помощью оценки глазомера
человека, зрительной памяти, цветового
зрения, решения практических изобразительных
задач, причем глазомер, зрительную память
и цветовое зрение в данном случае можно
рассматривать как задатки к развитию
художественно-изобразительных способностей
у человека.
Получила популярность теория
интеллектуального порога (Перкинс, Термен),
в соответствии с которой для успешного
овладения каждой деятельностью необходим
определенный уровень интеллекта; дальнейший
успех в работе обусловлен не интеллектом,
а другими индивидуально-психологическими
особенностями.
Результаты психогенетических
исследований свидетельствуют о высоком уровне наследуемости общего
интеллекта и некоторых специальных способностей (в
частности, математических). Между тем
креативность, вероятно, в большей мере
зависит от влияния социальной микросреды.
3.4 Природа человеческих
способностей
Вопрос о происхождении способностей
- загадка тысячелетий. Более века назад
английский ученый Ф. Гальтон, изучив родословные
более ста выдающихся людей, сделал заключение
о наследуемости таланта. В этом смысле
особенно впечатляла история семьи немецких
музыкантов Бахов. Впервые большие музыкальные
способности в ней проявились в 1550 г. За
двести лет в семье Бахов было около шестидесяти
музыкантов, один из них, композитор Иоганн
Себастьян Бах, приобрел мировую известность.
Подтверждением наследуемости
таланта могут служить установленные
родственные связи выдающихся людей: так,
прабабушка Л.Н. Толстого - Ольга Трубецкая
и прабабушка А.С. Пушкина -- Евдокия Трубецкая
были родными сестрами. Четыре крупнейших
представителя немецкой культуры -- поэты
Шиллер и Гельдерман, философы Шелер и
Гегель -- состояли в родстве: у них был
общий предок -- Иоганн Кант, живший в XV
в.
Между тем, другие данные позволили
появиться афоризму - «на детях гениев
природа отдыхает». По мнению Л.А. Першиной,
однозначно жесткого обусловливания таланта
наследственностью утверждать нельзя.
Исследования 20--30-х гг. XX в. в
области психогенетики определяли роль
наследственности (генотипа) для интеллектуальных
способностей в 80 %. Более поздние
исследования называют цифры от 70 до 65%.
Специальные способности (музыкальные,
математические и т.п.), по мнению современных
ученых, менее зависимы от генотипа: доля
их наследственной обусловленности колеблется
в интервале 40--50 %.
Однако генетический дар в чистом
виде существует только теоретически.
В жизни перед нами всегда сложный сплав
наследственности и многочисленных влияний
среды. Наследственность определяет не
конкретные показатели способностей,
а некий коридор -- от минимально возможного
уровня их развития до максимального.
Генетики называют этот разброс нормой реакции.
Более или менее широкий, он существует
для всех наследуемых признаков. Например,
человек наделен от природы худощавым
телосложением, но будет ли он стройным
или растолстеет, зависит от питания, образа
жизни, занятий спортом, состояния здоровья
и т. п. Среда, воспитание, образование
также либо помогают способностям раскрыться,
либо мешают. И подобно тому, как мастер-ювелир
может превратить природный алмаз в роскошный
бриллиант, благоприятное окружение и
хороший учитель способны превратить
природный дар в выдающийся талант.Самая
важная роль принадлежит семье, семейным
традициям и отношениям. Но кроме микросреды
важна и макросреда культура, общество,
эпоха.