Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 16:42, реферат
Описание работы
Индивидуально-психологические особенности человека составляют его темперамент, характер и способности. Немецкий психолог, философ Вильгельм Вундт говорил: «В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений - флегматиком».
Содержание работы
1. ТЕМПЕРАМЕНТ 1.1 Понятие о темпераменте 1.2 Теории и типологии темперамента 1.2.1 Конституциональные типологии темперамента 1.2.2 Факторные теории темперамента 1.2.3 Физиологическая теория темперамента 1.3 Типы темпераментов и их психологическая характеристика 2. ХАРАКТЕР 2.1 Фрагменты истории характерологии 2.2 Понятие характера и факторы его формирования 2.3 Способы определения характера 2.4 Структура характера, симптомокомплексы его свойств 2.5 Формирование характера 2.6 Типологии характера 2.7 Связь темперамента и характера 3. СПОСОБНОСТИ 3.1 Понятие о способностях 3.2 Уровни способностей 3.3 Виды и структура способностей 3.4 Природа человеческих способностей 3.5 Развитие способностей ЛИТЕРАТУРА
Р.С. Немов отмечает, что социальные
способности формируются и развиваются
иначе, чем те, которые имеют явно выраженные
биологические задатки и непосредственно
зависят от созревания тех или иных органических
структур. Социальные способности - это
высшие, культурно обусловленные способности,
свойственные лишь человеку: художественные,
музыкальные, лингвистические, математические,
инженерные и другие. Условиями и предпосылками
развития у человека социальных способностей
являются следующие обстоятельства его
жизни:
Общество, социально-культурная
среда, созданная трудом многих поколений
людей. Эта среда искусственна, включает
множество предметов материальной и духовной
культуры, обеспечивающих существование
человека и удовлетворение его собственно
человеческих потребностей.
2. Необходимость обучения
с детства пользованию предметами
культурного развития человека.
3. Необходимость участия
в различных сложных и высокоорганизованных
видах человеческой деятельности.
4. Наличие с рождения
вокруг человека образованных
и цивилизованных людей, которые
уже обладают необходимыми способностями
и в состоянии передать ему
нужные знания, умения и навыки
с помощью соответствующих средств
обучения и воспитания.
Каждое из названных обстоятельств
является необходимым для превращения
человека как биологического существа,
с рождения располагающего некоторыми
элементарными способностями, свойственными
и многим высшим животным, в социальное
существо, приобретающее и развивающее
в себе собственно человеческие способности.
Социально-культурная среда позволяет
развивать способности, обеспечивающие
правильное пользование предметами материальной
и духовной культуры, и развитие необходимых
для этого способностей (они формируются
и совершенствуются в процессе научения
пользованию соответствующими предметами).
Необходимость включения в специфически
человеческие виды деятельности с раннего
детства вынуждает родителей заботиться
о развитии у детей нужных для них способностей,
а впоследствии, когда сами дети становятся
взрослыми, создает у них потребности
в самостоятельном приобретении соответствующих
способностей. Окружающие ребенка взрослые
люди, в большинстве своем уже обладая
необходимыми способностями и средствами
обучения (в виде готовых предметов материальной
и духовной культуры, которыми надо научиться
пользоваться), обеспечивают непрерывное
развитие нужных способностей у детей.
Они в свою очередь с готовностью принимают
соответствующие учебные и воспитательные
воздействия, быстро усваивают их благодаря
пластичному и гибкому, приспособленному
к научению мозгу. Те задатки, которые
необходимы для развития человеческих
способностей, под влиянием всего этого
складываются у ребенка довольно рано,
примерно к трем годам, обеспечивая в дальнейшем
уже не природное, а социальное его развитие,
включая становление множества таких
способностей, аналога которым нет даже
у весьма высокоразвитых животных. Утверждение
о том, что у человека нет готовых биологических
задатков к развитию социальных способностей,
не означает отсутствия у этих способностей
анатомо-физиологической основы тогда,
когда они становятся полностью развитыми.
Эта основа есть, но также не является
врожденной. Она представлена так называемыми
функциональными органами, представляющими
собой прижизненно складывающиеся нервно-мышечные
системы, анатомически и физиологически
обеспечивающие функционирование и совершенствование
соответствующих способностей. Формирование
функциональных органов у человека становится
важнейшим принципом его онтогенетического
морфофизиологического развития, связанного
со способностями.
3.5 Развитие способностей
Распространено мнение, что
если дан человеку дар, то он никуда не
денется, не исчезнет и обязательно где-то
проявится. Есть даже поговорка: «Талант
всегда пробьется». Однако исследования
последнего времени опровергают эту точку
зрения. Одаренность существует лишь в
постоянном движении, в развитии, она своего
рода сад, который нужно неустанно возделывать.
Подобно тому, как попавшей в сказочную
страну Алисе необходимо было бежать,
чтобы оставаться на месте, и бежать в
два раза быстрее, чтобы продвигаться
вперед, талант не терпит застоя и самоудовлетворенности.
Для многих человеческих способностей
это развитие начинается с первых дней
жизни и, если человек продолжает заниматься
теми видами деятельности, в которых соответствующие
способности развиваются, не прекращается
до конца.
В процессе развития способностей
можно выделить несколько этапов.
На одних из них происходит подготовка
анатомо-физиологической основы будущих
способностей, на других идет становление
задатков небиологического плана, на третьих
складывается и достигает соответствующего
уровня нужная способность. Все эти процессы
могут протекать параллельно, в той или
иной степени накладываться друг на друга.
Проследить эти этапы можно на примере
развития таких способностей, в основе
которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические
задатки, хотя бы в элементарной форме
представленные с рождения.
Первичный этап в развитии любой такой способности
связан с созреванием необходимых для
нее органических структур или с формированием
на их основе нужных функциональных органов.
Он обычно относится к дошкольному детству,
охватывающему период жизни ребенка от
рождения до 6 -7 лет. Здесь происходит совершенствование
работы всех анализаторов, развитие и
функциональная дифференциация отдельных
участков коры головного мозга, связей
между ними и органов движения, прежде
всего рук. Это создает благоприятные
условия для начала формирования и развития
у ребенка общих способностей, определенный
уровень которых служит предпосылкой
(задатками) для последующего развития
специальных способностей.
Становление специальных
способностей активно начинается уже в дошкольном
детстве и ускоренными темпами продолжается
в школе, особенно в младших и средних
классах. Поначалу развитию этих способностей
помогают различного рода игры детей,
затем на них начинает влиять учебная
и трудовая деятельность. В играх детей
первоначальный толчок к развитию получают
многие двигательные, конструкторские,
организаторские, художественно-изобразительные,
иные творческие способности. Творческие
игры в дошкольном возрасте приобретают
особое значение для формирования специальных
способностей у детей.
Важным моментом в развитии
способностей у детей является комплексность,
т.е. одновременное совершенствование
нескольких взаимно дополняющих друг
друга способностей. Развивать какую-либо
одну из способностей, не заботясь о повышении
уровня развития других, связанных с ней
способностей, практически нельзя. Например,
хотя тонкие и точные ручные движения
сами по себе являются способностью особого
рода, но они же влияют на развитие других,
где требуются соответствующие движения.
Умение пользоваться речью, совершенное
владение ею также может рассматриваться
как относительно самостоятельная способность.
Но то же самое умение как органическая
часть входит в интеллектуальные, межличностные,
многие творческие способности, обогащая
их.
Многоплановость и разнообразие
видов деятельности, в которые одновременно
включается человек, являются важнейшими
условиями комплексного и разностороннего
развития его способностей. В этой связи
следует обсудить основные требования,
которые предъявляются к деятельности,
развивающей способности человека. Эти
требования следующие: творческий характер
деятельности, оптимальный уровень ее
трудности для исполнителя, должная мотивация
и обеспечение положительного эмоционального
настроя в ходе и по окончании выполнения
деятельности.
Если деятельность ребенка
носит творческий характер, то она постоянно
заставляет его думать и сама по себе становится
достаточно привлекательным делом как
средство проверки и развития способностей.
Такая деятельность всегда связана с созданием
чего-либо нового, открытием для себя нового
знания, обнаружения в самом себе новых
возможностей. Это само по себе становится
сильным и действенным стимулом к занятиям
ею, к приложению необходимых усилий, направленных
на преодоление возникающих трудностей.
Такая деятельность укрепляет положительную
самооценку, повышает уровень притязаний,
порождает уверенность в себе и чувство
удовлетворенности от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность
находится в зоне оптимальной трудности,
т.е. на пределе возможностей ребенка,
то она ведет за собой развитие его способностей,
реализуя то, что Л.С. Выготский называл зоной потенциального
развития. Деятельность, не находящаяся
в пределах этой зоны, гораздо в меньшей
степени ведет за собой развитие способностей.
Если она слишком проста, то обеспечивает
лишь реализацию уже имеющихся способностей;
если же она чрезмерно сложна, то становится
невыполнимой и, следовательно, также
не приводит к формированию новых умений
и навыков.
Поддержание интереса к деятельности
через стимулирующую мотивацию означает
превращение цели соответствующей деятельности
в актуальную потребность человека. В
теории социального научения особо подчеркивалось
то обстоятельство, что для приобретения
и закрепления у человека новых форм поведения,
необходимо научение, а оно без соответствующего
подкрепления не происходит. Становление
и развитие способностей -это тоже результат
научения, и чем сильнее подкрепление,
тем быстрее будет идти развитие. Что же
касается нужного эмоционального настроя,
то он создается таким чередованием успехов
и неудач в деятельности, развивающей
способности человека, при котором за
неудачами (они не исключены, если деятельность
находится в зоне потенциального развития)
обязательно следуют эмоционально подкрепляемые
успехи, причем их больше, чем число неудач.
Важным моментом развития человеческих
способностей является их компенсируемость,
причем это относится даже к тем способностям,
для успешного развития которых необходимы врожденные
физиологические задатки. А.Н. Леонтьев
показал, что определенного уровня развития
музыкального слуха можно добиться и у
тех людей, ухо которых с рождения не очень
хорошо приспособлено для обеспечения
звуковысотного слуха (такой слух традиционно
рассматривается как задаток к развитию
музыкальных способностей). Если с помощью
специальных упражнений научить человека
интонировать звуки, т.е. воспроизводить
их частоту с помощью сознательно контролируемой
работы голосовых связок, то в результате
резко повышается звуковысотная чувствительность
и человек оказывается в состоянии различать
звуки разной высоты гораздо лучше, чем
он делал до этого. Правда, такое различение
происходит не на тональной, а на тембральной
основе, но результат оказывается одним
и тем же: обученный подобным образом индивид
демонстрирует почти такой же музыкальный
слух, какой характерен для людей, имеющих
чувствительный с рождения к высоте звука
орган слуха. Таким образом,
способности - индивидуально-психологические
особенности, являющиеся условием успешного
осуществления определенной деятельности.
Именно деятельность является первой
пробой способностей и условием их развития.
Способности обнаруживаются в быстроте,
глубине, прочности овладения способами
деятельности и их выполнения. Базовым уровнем
способностей следует считать задатки
- природные предпосылки способностей.
Разнообразие и богатство задатков, дающее
предрасположенность к развитию множественных
способностей называют общей одаренностью.
Особенно высокий уровень одаренности
обозначают понятиями талант и гений.
Различают общие способности,
которыми определяются успехи человека
в самых разных видах деятельности, и специальные,
определяющие успехи человека в специфических
видах деятельности. По основанию новизны
в результатах деятельности различают
репродуктивные и творческие способности.
Темперамент, характер, способности - понятия,
исходно содержащие сложную внутреннюю
диалектику. Их используют для определения
человеческой индивидуальности - того,
что отличает данного человека от всех
остальных, что делает его уникальным.
Вместе с тем в этой уникальности заранее
предполагаются черты, общие с другими
людьми, поэтому в комплексе они квалифицируют
индивидуально-типологические особенности
человека.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Немов Р.С. Психология.
Кн.1, 2. - М.: ЦентрВЛАДОС, 2003.
2. Першина Л.А.
Общая психология. - М.: Академический
проект, 2004.
3. Психология и
психоанализ характера. Хрестоматия
/ Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара:
Бахрас, 1997.
4. Столяренко Л.Д.
Основы психологии. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2003.
5. Стреляу Я. Роль
темперамента в психическом развитии.
- М.: Прогресс, 1982.
Дополнительная
6. Большой психологический
словарь / Под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко.
- М.: Омега-Пресс, 2004.
7. Казаков В.Г.,
Кондратьева Л.Л. Психология. - М.: Высшая
школа, 1989.
8. Лоуэн А.Физическая
динамика структуры характера. - М.: Компания
"Пани", 1996.
9. Психология. Словарь
/ Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского - М.: Полит-издат, 1990.
10. Психология
индивидуальных различий. Тексты. /
Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Рома-нова.
- М.: Издательство МГУ, 1982.
11. Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии: в 2 т. - М.: Педагогика,
1989.
12. Теплов Б.М. Избранные
труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1973.