Игротерапия в работе с детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, терапевт должен освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально-экспрессивный мир ребенка. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Основные направления современной игровой терапии ……………………. 6
2. Коррекционно - развивающая программа: «Развитие мышления у дошкольников с задержкой психического развития» ……………………….. 21
Заключение …………………………………………………………………….. 43
Тест «Несуществующее животное» ………………………………………….. 45
Литература ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Детская практическая психология контрольная.doc

— 837.50 Кб (Скачать файл)

Пермский гуманитарно-технологический  институт

Гуманитарный  факультет

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 по дисциплине  «Детская практическая психология»

на тему  «Игротерапия в работе с детьми и подростками»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка  группы

П-09-1з    Макарова Т.Г.

 

Проверила: Рублева  Н. В.

 

 

 

 

 

Пермь 2013 г.

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………. 3

1. Основные направления современной игровой терапии ……………………. 6

2. Коррекционно - развивающая программа: «Развитие мышления у дошкольников с задержкой психического развития» ……………………….. 21

Заключение …………………………………………………………………….. 43

Тест «Несуществующее  животное» ………………………………………….. 45

Литература …………………………………………………………………… .. 49

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Чтобы понять детей, найти  подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, терапевт должен освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально-экспрессивный мир ребенка. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

О первостепенном значении игры для естественного  развития ребенка свидетельствует  тот факт, что ООН провозгласила  игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить играть; не нужно заставлять их играть. Дети играют спонтанно, охотно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. Для того чтобы легче было принять детскую игру, некоторые взрослые пытаются найти в ней особый смысл, назвав ее работой. Стремясь ускорить процесс превращения ребенка во взрослого, многие взрослые не выносят, “когда ребенок теряет время на игру”. Им кажется, что ребенок должен упорно работать, чтобы достичь какой-то цели, которая ему, взрослому, кажется достойной. К сожалению, во многих работах игра определяется как работа ребенка. По-видимому, это попытка хоть каким-то образом “узаконить” игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых. Точно так же, как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой к взрослости, точно так же игра имеет свою внутреннюю ценность и важна независимо от того, к каким последствиям она может привести. В отличие от работы, которая имеет определенную цель и направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспособления к требованиям непосредственного окружения, игра внутренне сложна, не зависит от поощрений извне и приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями, как, например, в том случае, когда ребенок пользуется ложкой как машинкой.

Хотя Зигмунд  Фрейд очень мало работал с  детьми, он замечательно понимал значение детской игры. Он писал:

“Нам следует  искать в ребенке первые следы воображения. Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез; напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции”.

Фрэнк предположил, что игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь.

Уолтман пишет:

“Спокойная, возникающая  из самой себя деятельность ребенка  дает ему возможность концептуализировать, структурировать и выносить на осязаемые  уровни деятельности свой опыт и связанные с ним чувства. Игра, в этом смысле, дает ребенку возможность отреагировать на ситуации, которые для него не приятны, запутаны, сложны. Маленькому ребенку недостает семантической беглости, способность к пониманию у него еще только формируется.., различные типы текучих игровых материалов идеально подходят, по-видимому, для выражения его чувств и отношений”.

До десяти-одиннадцати  лет большинству детей трудно сидеть спокойно в течение продолжительного времени. Маленькому ребенку для  того, чтобы сидеть спокойно, требуется  значительное усилие, поэтому его  творческая энергия расходуется на то, чтобы сосредоточиваться на непродуктивной деятельности. Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности, в игре дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям во взрослой жизни, преодолевают трудности и освобождаются от фрустрации. Они чувствуют физический контакт, удовлетворяют свою потребность в состязательности, реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и научаются взаимодействовать с другими людьми. Игра помогает детям раскрепостить воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные  направления современной игровой терапии

 

В отечественной  педагогике и психологии стало общепринятым, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка  и является ведущей деятельностью  в дошкольном возрасте. Это, вероятно, и вынуждает некоторых исследователей пересмотреть статус игры в жизни детей дошкольного возраста (А.М. Фонарев, А.В. Петровский и др.).

Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные  изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

О первостепенном значении игры для естественного  развития ребенка свидетельствует  тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. В ряде исследований игра определяется как работа ребенка. Это, по-видимому, попытка каким-то образом узаконить игру, показать, что игра может быть важной только тогда, когда она совпадает с тем, что считается важным в мире взрослых [6]. Как детство имеет свой внутренний смысл и не является просто подготовкой к взрослой жизни, точно так же и игра имеет внутреннюю ценность и значение. В отличие от работы, которая направлена на выполнение какого-то определенного задания путем приспосабливания к требованиям непосредственного окружения, игра не зависит от поощрений извне.

3. Фрейд писал: "Самая любимая и всепоглощающая  деятельность ребенка - это игра. Возможно, мы можем сказать, что  в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир, или, иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции" [13, с.174].

Л. Френк предположил, что игра для детей - это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в  реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и  людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. "Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и ближе подходят к внутренним ресурсам, которые могут стать частью их личности".

Согласно Ж. Пиаже игра является мостиком между  конкретным опытом и абстрактным  мышлением, и именно символическая  функция игры является особенно важной. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символами чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытывал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть не слишком явной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт и с игрой связаны те редкие моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать собственную жизнь.

Именно поэтому  все большее значение приобретает  игровая терапия - способ коррекции  эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игра.

Игровая терапия  является относительно молодой отраслью современной психологии, которая  ориентируется преимущественно  на работу с детьми. Появившись в  первой половине XX века в недрах психоанализа, игровая терапия постепенно распространилась по широкому спектру направлений современной психологии, находя теоретическое обоснование разнообразию своих методов.

Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть  на ребенка с эмоциональной точки зрения. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре.

Как уже говорилось выше, игре придается большое значение и она занимает значительную часть  в жизни ребенка. Первым, кто предложил изучать игру детей с целью их понимания и воспитания, был Ж. - Ж. Руссо. Еще в XVIII веке он писал, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо наблюдать за его игрой. В своем произведении "Эмиль" Руссо выразил свои идеи в области образования и воспитания ребенка. Он признал, что детство является определенным периодом в развитии ребенка и что дети - это не просто маленькие взрослые. В дальнейшем он обосновал огромное значение данного периода и особую роль игр в детстве. Руссо рекомендовал учителю самому стать ребенком, чтобы присоединиться к играм своего воспитанника. Однако отношение Руссо к детской игре было ориентировано прежде всего на цели воспитания и обучения - в отличие от современной тенденции использовать игру для решения терапевтических и исследова­тельских задач.

Игра впервые  была использована в терапии 3. Фрейдом. "3. Фрейд видел Ганса только однажды, во время короткого визита, и лечение состояло в том, что он посоветовал отцу мальчика, как реагировать на поведение ребенка, основываясь на своих наблюдениях за игрой Ганса. Маленький Ганс - это первый описанный случай, в котором трудности ребенка относятся на счет эмоциональных причин. Это был новый поворот в детской психологии, так как на зape XX века специалисты обычно считали, что нарушения у детей возникают как результат недостатков в обучении и воспитании

В отличие от Ж.-Ж. Руссо, 3. Фрейд не стремился стать ребенком, чтобы понять Ганса. Вместо этого, действуя преимущественно через отца мальчика, он как бы поднимал Ганса до уровня интеллекта взрослого человека, направляя ход его мыслей по линии движения к определенной цели. Мальчику задавались вопросы о том, что он мог понять.

"Интерес  к периоду раннего детства  с позиций психоанализа стал  одним из наиболее важных источников современной игровой терапии. Большинство специалистов, работавших на первом этапе развития детской психотерапии, шли по пути Фрейда, а не Руссо. Иными словами, они применяли к детям принципы терапевтической работы со взрослыми" [7, с.38].

Вслед за 3. Фрейдом Г. Хаг-Хельмут стала, "видимо, одним из первых терапевтов, утверждающих, что игра является наиболее ответственным моментом в психоанализе ребенка. Она предложила детям, с которыми проводилась терапия, игрушки, чтобы они могли выразить себя" [8, с.35]. Хронологически работы Г. Хаг-Хельмут предшествуют работам А. Фрейд и М. Клейн, но в них не был сформулирован какой-либо определенный терапевтический подход и игровые материалы предлагалось использовать только с детьми старше шести лет. Тем не менее она привлекла внимание к сложностям применения методов, используемых в терапии взрослых, и указала на их недопустимость в работе с детьми. Она впервые показала радикальное отличие детского психоанализа от психоанализа взрослых.

В последующие 30 лет детский психоанализ развился в специализированное направление. Трудности в работе с детьми с помощью методов традиционного психоанализа были связаны с неспособностью детей выражать свои переживания в словах и отсутствием у них интереса к исследованию своей прошлой жизни и стадий собственного развития. Поскольку прямое использование в детском психоанализе метода свободных вербальных ассоциаций наталкивалось на значительные трудности, психоаналитики стали искать пути их преодоления.

В результате работа психоаналитиков с детьми стала сосредоточиваться на наблюдении и интерпретации. Уже сам 3. Фрейд почувствовал необходимость трансформации исходной психоаналитической теории для работы с детьми, что было осуществлено его последователями. Как указывал Д.Б. Эльконин, фрейдовское психоаналитическое содержание игротерапии все более и более подвергается вымыванию и эрозии [14].

М. Клейн и  А. Фрейд создали две психоаналитические школы в области детской психотерапии, которые отличались по своим представлениям о развитии детского Эго и Суперэго и по своим техникам анализа. - Возможности преодоления создавшихся трудностей были реализованы в практике психоанализа в виде регулярных контактов с родителями, в особом характере взаимодействия психоаналитика с ребенком и наблюдении за игрой ребенка.

Этапы развития психоаналитической игровой техники  стали предметом пристального внимания М. Клейн. До 1919 года, когда она впервые  стала заниматься данным вопросом, особое внимание уделялось использованию  игровой техники как средства психоанализа при работе с детьми в возрасте до 6 лет. М. Клейн считала, что детская игра точно так же направляется скрытыми мотивами и свободными ассоциациями, как и поведение взрослых. Были проанализированы те случаи, когда игра использовалась вместо свободных вербальных ассоциаций. Развитие психоаналитической игровой техники М. Клейн прослеживает на материале конкретных случаев из собственной практики. Важной характеристикой своей техники она называла метод интерпретации, который соответствует фундаментальному дли психоанализа принципу свободных ассоциаций.М. Клейн руководствовалась также двумя фундаментальными положениями психоаналитической доктрины.

Информация о работе Игротерапия в работе с детьми и подростками