Игротерапия в работе с детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, терапевт должен освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально-экспрессивный мир ребенка. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Основные направления современной игровой терапии ……………………. 6
2. Коррекционно - развивающая программа: «Развитие мышления у дошкольников с задержкой психического развития» ……………………….. 21
Заключение …………………………………………………………………….. 43
Тест «Несуществующее животное» ………………………………………….. 45
Литература ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Детская практическая психология контрольная.doc

— 837.50 Кб (Скачать файл)

 

Занятие 8.

Название занятия

Цель занятия

Содержание  занятия

Приветствие

Мотивация детей  на занятие

   Психолог  встает в круг с детьми (в  руках держит мягкую игрушку  любого животного) и говорит  что все сегодня будут самыми  дружелюбными и послушными животными,  каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.

Упражнение

«Найди половинку  каждому предмету»

Развитие наглядно- образного мышления

Детям предлагаются рисунки с большим количеством  половинчатых предметов (от 12 до 20 половинчатых предметов), среди которых надо найти вторую половину каждого предмета и показать свой выбор всей группе детей.

Игра «Чунга – Чанга»

 

Путешественники пристали на своём корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва они сошли на берег, как их окружили жители чудесного острова- маленькие чернокожие дети. На них были надеты одинаковые пёстрые юбочки, на ногах и руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах серьги, на шее - бусы, а в волосах- красивые перья. С весёлой улыбкой они стали пританцовывать под музыку «Чунга – Чанга» вокруг путешественников и петь песню. Путешественники решили остаться на острове.

Упражнение  «Отгадай загадки».

Развитие сложных  мыслительных операций.

Детям предлагается ряд загадок на определённую тему, например фрукты и овощи.

Комплекс на расслабление

 

Психогимнастика «Солнышко».

Дети выполняют  упражнение: «Солнышко» смотрит: не поворачивая  головы, только глазами, медленно посмотреть вверх, вниз, вправо, влево (3- 4 раза). «Солнышко» радуется: руки- это лучики, они тянутся вверх, в стороны (3- 4 раза). В конце упражнения детям предлагается посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться, обняться.

Подведение  итогов

 

    Каждого  ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек.

Обсуждение  того что получилось, а что нет.

Прощание

Мотивация детей  на следующее занятие

   Дети  вместе с психологом встают  в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.


 

Занятие 9.

Название занятия

Цель занятия

Содержание  занятия

Приветствие

Мотивация детей  на занятие

   Психолог  встает в круг с детьми (в  руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.

Упражнение  «Составь узор».

Развитие наглядно- образного мышления.

Детям предлагается составить фигуры, убрав несколько  палочек.

  1. Составьте домик из 6 палочек, а затем переложите две палочки, чтобы получился флажок.
  2. Переложите шесть палочек, чтобы из корабля получился танк.
  3. Составьте из 12 палочек ракету, переложите 4 палочки, чтобы получилась подводная лодка.

Игра «Ожерелье».

Снятие психо- эмоционального напряжения.

Участники встают в плотный круг. Они- бусинки красивого  ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга, бегают по шее хозяйки, также тесно прижавшись. Психолог подходит к «ожерелью» и пытается его «разорвать».

Упражнение  «Больше, длиннее и короче»

Формирование  умения отделять форму понятия от содержания

  Психолог  произносит слова а детям предлагает ответить на следующие вопросы: Какое слово короче и почему?  Какое слово длиннее и почему? Пример: Карандаш или карандашик???

Комплекс на расслабление

 

   Дети  становятся в круг друг за  другом - они превращаются в деревья  в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия. « В лесу светило солнышко, все деревья тянули к нему веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

Но подул  сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держаться корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются из стороны в сторону, напрягая мышцы ног).

Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали  первые капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища).

Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают  движения пальцами). Деревья стали  жалеть друг друга, защищаясь от сильных  ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко, и деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Подведение  итогов

 

   Каждого  ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек.

 Обсуждение  того что получилось, а что  нет.

Ритуал прощания

Мотивация детей  на следующее занятие

   Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.


 

Занятие 10. Итоговое

Название занятия

Цель занятия

Содержание  занятия

Приветствие

Мотивация детей  на занятие

   Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.

Упражнение  «Нелепицы».

Диагностика образно  – логического мышления.

Детям предлагается ряд картинок, на каждой из которых  изображены разные нелепицы (количество нелепиц на каждой картинке не должно превышать 2-3 штук), и попросить их внимательно рассмотреть каждую из картинок и сказать, что нарисовано неправильно и как должно быть.

Упражнение

«Четвёртый  лишний»

Диагностика мышления.

Используется  и вербальный и наглядный материалы.

Упражнение  «Обведи контур!»

Диагностика наглядно – действенного мышления.

Дети определяют по контурному изображению предметы. Они соединяют все точки пунктирной линией.

Примеры рисунков могут быть такими: солнышко, бабочка. птичка, дерево, цветочек, грибок.

Комплекс на расслабление. Игра «Медвежата в берлоге».

 

Ход игры: мама- медведица поёт детям песенку, а  медвежата начинают дремать. Им снится лес, большие деревья, которые рассказывают им волшебные сказки, прекрасные цветы, которые растут на полянке около  дома, сладкая ежевика, кислая брусника, душистый мёд, голубое озеро с белыми лилиями. Медвежата просыпаются от солнечных лучиков и пения птиц.

Подведение  итогов

Анализ проведенной  работы

   Каждого  ребёнка - определённого «животного»  оценивают- проставляют оценки  и поощряют вербально или придумывают  определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек.

 Обсуждение  того что получилось, а что  нет.

Ритуал прощания

 

Дети вместе с психологом встают в круг, делятся  впечатлениями со всеми детьми –  «животными» а затем возвращаются из образов животных.


 

                                                    Примечание.

Коррекционная работа направлена на развитие мышления у дошкольников с задержкой психического развития с помощью дидактических  игр. Работа проводится в группах. После  проведения программы проводится диагностика мышления и при необходимости провести диагностику через три месяца после окончания коррекции. В конце работы, подводятся итоги: кто успешней всего занимался на занятиях. При необходимости можно продолжить работу с детьми индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Игру детей  можно оценить более полно, если признать, что она является для  них средством коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить и ассимилировать то, что переживает.

В то же время  игра для ребенка — это и  одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, каким ее обычно считают взрослые.

В терапевтических  целях игру впервые использовал  Зигмунд Фрейд. С этого момента берет свое начало такое направление психотерапии, как игровая терапия. Игровая терапия, имея долгую историю, существует в разнообразных формах. Психоаналитикам не сразу удалось найти эффективные методы игровой терапии. Однако в результате признания значения игры и игрового материала на ранних, обладающих особой спецификой этапах развития человека психоанализу удалось выработать эффективные способы работы с детьми. На данном этапе продолжают существовать и развиваться разнообразные формы активной и пассивной игровой терапии. Одновременно сохраняет статус самостоятельного направления недирективная игротерапия, включившая в себя терапию отношениями. Независимо от того, на каких теоретических положениях базируется игровая терапия, она успешно развивается благодаря тому, что открывает естественный путь к установлению контакта ребенка с терапевтом. Ребенок получает возможность выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядки эмоционального напряжения в безопасной обстановке постепенно и со все меньшей тревогой.

В данной книге  особое внимание уделено игровой  терапии и рассмотрению особенностей использования различных ее методов  в психокоррекционной работе с детьми. Используя эти методы, нам удалось  добиться коррекции уровня тревожности у детей выпускных групп дошкольных учреждений. Конкретный метод игровой терапии для проведения данной коррекции психолог дошкольного учреждения выбирает, опираясь на свой личный опыт и индивидуальные особенности детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест  «Несуществующее животное»

Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики  используется исследование моторики (в  частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- "Всякая мысль заканчивается движением").

Если реальное движение, интенция по какой-то причине  не осуществляется, то в соответствующих  группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для  осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Информация о работе Игротерапия в работе с детьми и подростками