Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:37, контрольная работа
Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, терапевт должен освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально-экспрессивный мир ребенка. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Основные направления современной игровой терапии ……………………. 6
2. Коррекционно - развивающая программа: «Развитие мышления у дошкольников с задержкой психического развития» ……………………….. 21
Заключение …………………………………………………………………….. 43
Тест «Несуществующее животное» ………………………………………….. 45
Литература ……………………………………………
Занятие 8.
Название занятия |
Цель занятия |
Содержание занятия |
Приветствие |
Мотивация детей на занятие |
Психолог
встает в круг с детьми (в
руках держит мягкую игрушку
любого животного) и говорит
что все сегодня будут самыми
дружелюбными и послушными |
Упражнение «Найди половинку каждому предмету» |
Развитие наглядно- образного мышления |
Детям предлагаются рисунки с большим количеством половинчатых предметов (от 12 до 20 половинчатых предметов), среди которых надо найти вторую половину каждого предмета и показать свой выбор всей группе детей. |
Игра «Чунга – Чанга» |
Путешественники пристали на своём корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва они сошли на берег, как их окружили жители чудесного острова- маленькие чернокожие дети. На них были надеты одинаковые пёстрые юбочки, на ногах и руках у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах серьги, на шее - бусы, а в волосах- красивые перья. С весёлой улыбкой они стали пританцовывать под музыку «Чунга – Чанга» вокруг путешественников и петь песню. Путешественники решили остаться на острове. | |
Упражнение «Отгадай загадки». |
Развитие сложных мыслительных операций. |
Детям предлагается ряд загадок на определённую тему, например фрукты и овощи. |
Комплекс на расслабление |
Психогимнастика «Солнышко». Дети выполняют упражнение: «Солнышко» смотрит: не поворачивая головы, только глазами, медленно посмотреть вверх, вниз, вправо, влево (3- 4 раза). «Солнышко» радуется: руки- это лучики, они тянутся вверх, в стороны (3- 4 раза). В конце упражнения детям предлагается посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться, обняться. | |
Подведение итогов |
Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Прощание |
Мотивация детей на следующее занятие |
Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 9.
Название занятия |
Цель занятия |
Содержание занятия |
Приветствие |
Мотивация детей на занятие |
Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Составь узор». |
Развитие наглядно- образного мышления. |
Детям предлагается составить фигуры, убрав несколько палочек.
|
Игра «Ожерелье». |
Снятие психо- эмоционального напряжения. |
Участники встают в плотный круг. Они- бусинки красивого ожерелья, тесно прижимаются, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга, бегают по шее хозяйки, также тесно прижавшись. Психолог подходит к «ожерелью» и пытается его «разорвать». |
Упражнение «Больше, длиннее и короче» |
Формирование умения отделять форму понятия от содержания |
Психолог произносит слова а детям предлагает ответить на следующие вопросы: Какое слово короче и почему? Какое слово длиннее и почему? Пример: Карандаш или карандашик??? |
Комплекс на расслабление |
Дети становятся в круг друг за другом - они превращаются в деревья в лесу. Психолог читает текст, дети выполняют действия. « В лесу светило солнышко, все деревья тянули к нему веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держаться корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются из стороны в сторону, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищаясь от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко, и деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни». | |
Подведение итогов |
Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет. | |
Ритуал прощания |
Мотивация детей на следующее занятие |
Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных. |
Занятие 10. Итоговое
Название занятия |
Цель занятия |
Содержание занятия |
Приветствие |
Мотивация детей на занятие |
Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку. |
Упражнение «Нелепицы». |
Диагностика образно – логического мышления. |
Детям предлагается ряд картинок, на каждой из которых изображены разные нелепицы (количество нелепиц на каждой картинке не должно превышать 2-3 штук), и попросить их внимательно рассмотреть каждую из картинок и сказать, что нарисовано неправильно и как должно быть. |
Упражнение «Четвёртый лишний» |
Диагностика мышления. |
Используется и вербальный и наглядный материалы. |
Упражнение «Обведи контур!» |
Диагностика наглядно – действенного мышления. |
Дети определяют
по контурному изображению предметы.
Они соединяют все точки Примеры рисунков могут быть такими: солнышко, бабочка. птичка, дерево, цветочек, грибок. |
Комплекс на расслабление. Игра «Медвежата в берлоге». |
Ход игры: мама- медведица поёт детям песенку, а медвежата начинают дремать. Им снится лес, большие деревья, которые рассказывают им волшебные сказки, прекрасные цветы, которые растут на полянке около дома, сладкая ежевика, кислая брусника, душистый мёд, голубое озеро с белыми лилиями. Медвежата просыпаются от солнечных лучиков и пения птиц. | |
Подведение итогов |
Анализ проведенной работы |
Каждого
ребёнка - определённого «животного»
оценивают- проставляют оценки
и поощряют вербально или Обсуждение того что получилось, а что нет. |
Ритуал прощания |
Дети вместе
с психологом встают в круг, делятся
впечатлениями со всеми детьми –
«животными» а затем |
Коррекционная работа направлена на развитие мышления у дошкольников с задержкой психического развития с помощью дидактических игр. Работа проводится в группах. После проведения программы проводится диагностика мышления и при необходимости провести диагностику через три месяца после окончания коррекции. В конце работы, подводятся итоги: кто успешней всего занимался на занятиях. При необходимости можно продолжить работу с детьми индивидуально.
Заключение
Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить и ассимилировать то, что переживает.
В то же время игра для ребенка — это и одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, каким ее обычно считают взрослые.
В терапевтических целях игру впервые использовал Зигмунд Фрейд. С этого момента берет свое начало такое направление психотерапии, как игровая терапия. Игровая терапия, имея долгую историю, существует в разнообразных формах. Психоаналитикам не сразу удалось найти эффективные методы игровой терапии. Однако в результате признания значения игры и игрового материала на ранних, обладающих особой спецификой этапах развития человека психоанализу удалось выработать эффективные способы работы с детьми. На данном этапе продолжают существовать и развиваться разнообразные формы активной и пассивной игровой терапии. Одновременно сохраняет статус самостоятельного направления недирективная игротерапия, включившая в себя терапию отношениями. Независимо от того, на каких теоретических положениях базируется игровая терапия, она успешно развивается благодаря тому, что открывает естественный путь к установлению контакта ребенка с терапевтом. Ребенок получает возможность выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядки эмоционального напряжения в безопасной обстановке постепенно и со все меньшей тревогой.
В данной книге особое внимание уделено игровой терапии и рассмотрению особенностей использования различных ее методов в психокоррекционной работе с детьми. Используя эти методы, нам удалось добиться коррекции уровня тревожности у детей выпускных групп дошкольных учреждений. Конкретный метод игровой терапии для проведения данной коррекции психолог дошкольного учреждения выбирает, опираясь на свой личный опыт и индивидуальные особенности детей.
Тест «Несуществующее животное»
Метод исследования
личности с помощью проективного
теста "Несуществующее животное"
построен на теории психомоторной связи.
Для регистрации состояния
Если реальное
движение, интенция по какой-то причине
не осуществляется, то в соответствующих
группах мышц суммируется определенное
напряжение энергии, необходимой для
осуществления ответного
Информация о работе Игротерапия в работе с детьми и подростками