Игротерапия в работе с детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, терапевт должен освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально-экспрессивный мир ребенка. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Основные направления современной игровой терапии ……………………. 6
2. Коррекционно - развивающая программа: «Развитие мышления у дошкольников с задержкой психического развития» ……………………….. 21
Заключение …………………………………………………………………….. 43
Тест «Несуществующее животное» ………………………………………….. 45
Литература ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Детская практическая психология контрольная.doc

— 837.50 Кб (Скачать файл)

 

Занятие 3.

Название занятия

Цель занятия

Содержание  занятия

Приветствие

Мотивация детей  на занятие

Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и  говорит что все сегодня будут  самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для  себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.

Упражнение

«Найди половинку  каждому предмету»

Развитие наглядно- образного мышления

Детям предлагаются рисунки с большим количеством  половинчатых предметов (от 12 до 20 половинчатых предметов), среди которых надо найти вторую половину каждого предмета и показать свой выбор всей группе детей.

Игра «Воробьи - попрыгунчики»

 

На полу или  площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - «кот», он помещается в центре круга, остальные играющие - «воробышки» - становятся за кругом у самой черты.

По сигналу  руководителя «воробышки» начинают, впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать  из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком». Игра повторяется вновь.

Упражнение  «Кто без чего не обойдется?» 

Помочь ребенку  научиться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений.

Психолог объясняет задание так: « Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, обозначающие то, без чего главный предмет не может обойтись. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но но они не главные. Вам нужно найти самые главные слова. Например: сад… Как вы думаете, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, земля, то есть то, без чего сад быть не может? Может ли сад быть без растений? Почему? Без садовника… собаки… земли? Почему?

Каждое из слов подробно разбирается. Главное, чтобы  дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

  1. Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище).
  2. Река (берег, рыба, рыболов, вода, тина).

Комплекс на расслабление

 

«Водопад».

Сядьте поудобнее… Сделайте глубокий вдох… И выдох… Почувствуйте, как с каждым вдохом и с каждым выдохом волна спокойствия  окутывает ваше тело.

Представьте, что  вы стоите возле необычного водопада. Его необычность в том, что он тихий- тихий, потому что вместо воды в нем льется вниз мягкий, белый, тёплый свет. Это необычное волшебное зрелище завораживает вас, вы видите, как мягкий, белый, тёплый свет струится по вашим плечам, спине. Вам приятно и хорошо. Ваше дыхание спокойное и свободное. Вы наполняетесь свежими силами. Вы стали сильными. Вы любите других и себя. Поблагодарите водопад за его целительные силы.

Подведение  итогов

 

  Каждого  ребёнка - определённого «животного»  оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.

Ритуал прощания

Мотивация детей  на следующее занятие

  Дети вместе  с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.


 

Занятие 4.

Название занятия

Цель занятия

Содержание  занятия

Приветствие

Мотивация детей  на занятие

  Психолог  встает в круг с детьми (в  руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.

Упражнение

«Четвёртый  лишний»

Развитие способности  к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки

Теперь предлагается вербальный материал: четыре слова, три  из которых обьединены, а четвёртое  лишнее. Детям надо выделить лишнее и обьяснить свой выбор.

Примеры слов:

  1. яблоко, груша, помидор, банан.
  2. сапоги, кроссовки, сланцы, ботинки.
  3. поезд, самолет, вертолёт, ракета.
  4. брат, учитель, мама, дедушка.
  5. пирамидка, погремушка, лопаточка, медвежонок.

Игра «Путаница»

 

Ход игры: выбирается считалкой водящий. Он отворачивается.

Все остальные  берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают  запутываться- кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий поворачивается ко всем остальным и и распутывает, также не разнимая рук у детей.

Упражнение  «Отгадай загадки»

Развитие различных  видов мыслительных операций.

Детям предлагается ряд загадок на определённую тему, например времена года.

Комплекс на расслабление

 

«Многим из нас, наверное, хотелось пожелать группе что- нибудь хорошее. Давайте немного  постоим и подумаем, что каждому хотелось бы сейчас сказать ребятам. А теперь по очереди мы соединим свои правые руки, положив их одну на другую- произнося вслух свои пожелания». Дети кладут свои руки «столбиком», затем некоторое время стоят с соединёнными руками и расходятся.

Подведение  итогов

 

Каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально  или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а  что нет.

Ритуал прощания

Мотивация детей  на следующее занятие

   Дети  вместе с психологом встают  в круг, делятся впечатлениями  со всеми детьми – «животными»  а затем возвращаются из образов  животных.


 

Занятие 5.

Название занятия

Цель занятия

Содержание  занятия

Приветствие

Мотивация детей на занятие

  Психолог  встает в круг с детьми (в  руках держит мягкую игрушку  любого животного) и говорит  что все сегодня будут самыми  дружелюбными и послушными животными,  каждый ребёнок придумывает для  себя животное, с улыбкой приветствует  всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.

Упражнение  «Классификация предметов».

Развитие аналитического мышления.

Детям предлагаются наборы картинок на которых изображены предметы, им необходимо разложить  их по определенным группам, затем всей группой сравнивают результаты каждого.

Примеры групп  предметов:

  1. Круглые.
  2. квадратные.
  3. мебель.
  4. одежда и т.д.

Игра «Дискотека кузнечиков»

 

Психолог всем предлагает превратиться в кузнечиков- попрыгунчиков. Звучит ритмичная, задорная музыка. Кузнечики высоко подпрыгивают, сгибают лапки, лягаются, весело скачут по «полю».

Упражнение  «Составь узор».

Развитие наглядно- образного мышления.

Детям предлагается составить фигуры, убрав несколько  палочек.

  1. Составьте домик из 6 палочек, а затем переложите две палочки, чтобы получился флажок.
  2. Переложите шесть палочек, чтобы из корабля получился танк.
  3. Составьте из 12 палочек ракету, переложите 4 палочки, чтобы получилась подводная лодка.

Комплекс на расслабление

 

«Давайте положим  руки на плечи друг другу и немного  постоим так, посмотрите внимательно на каждого члена группы и подумайте, кому бы вы хотели сейчас сказать хорошие слова. Мысленно произнесите имена ребят, которым эти слова адресованы. А теперь попробуйте представить тех людей, с которыми вам предстоит еще встретиться сегодня. С кем из них вы бы поделились своими впечатлениями, полученными на сегодняшнем занятии. Мысленно произнесите их имена. Теперь похлопаем друг друга по спинке и улыбнёмся».

Подведение  итогов

 

   Каждого  ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов или звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.

Ритуал прощания

Мотивация детей  на следующее занятие

  Дети вместе  с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.


 

Занятие 6.

Название занятия

Цель занятия

Содержание  занятия

Приветствие

Мотивация детей  на занятие

Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.

Упражнение  «Узнай, кто это?»

Развитие наглядно- образного мышления, умения соединять  точки.

Дети определяют по контурному изображению предметы. Они соединяют все точки пунктирной линией.

Примеры рисунков могут быть такими: солнышко, бабочка. птичка, дерево, цветочек, грибок.

Игра «Именной поезд».

 

Все становятся в широкий круг лицом к центру. Один из детей добровольно становится паровозом. Пыхтя, гудя и поскрипывая  поршнями, он начинает двигаться по кругу, пока не останавливается у  одного из игроков. – Привет, - говорит  паровоз.- Я - Петя! - Привет, Петя! – Я - Маша! Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руку и выкрикивая: «Маша! Маша!» После такого приветствия Маша берёт Петю за талию, изображая прицепной вагон, и они оба, подражая пыхтению паровоза, двигаются по кругу в поисках нового знакомства. Теперь приветствие усложняется: надо сказать хором:- Привет! Мы - Петя и Маша! – Привет! Я – Павлик! «Павлик!» - зовёт паровоз, вскидывая сначала правые, а потом левые руки. Павлик становится новым вагоном, и поезд движется дальше. Так продолжается до тех пор, пока каждый ребёнок не услышит обращённое лично к нему приветствие.

Упражнение  «Как это можно использовать?»

Развитие словесно -логического мышления.

Детям предлагают найти как можно больше вариантов использования какого- либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а дети придумывают, как можно использовать этот предмет. Называют такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, игрушечную скалку для раскатывания теста.

Комплекс на расслабление

 

«Ручеёк радости».

Дети берутся  за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Подведение  итогов

 

    Каждого  ребёнка - определённого «животного»  оценивают- проставляют оценки  и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.

Ритуал прощания

Мотивация детей  на следующее занятие

   Дети  вместе с психологом встают  в круг, делятся впечатлениями  со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.


 

Занятие 7.

Название занятия

Цель занятия

Содержание  занятия

Приветствие

Мотивация детей  на занятие

   Психолог  встает в круг с детьми (в  руках держит мягкую игрушку  любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.

Упражнение  «Говори наоборот!»

Развитие словесно- логического мышления.

Детям предлагается игра: «Я буду говорить слова, а вы тоже говорите, но только наоборот, например: большой – маленький».

Можно взять  следующие пары:

  1. Весёлый – грустный.
  2. Быстрый – медленный.
  3. Красивый – безобразный.
  4. Пустой – полный.
  5. Трусливый – храбрый.

Игра «Танец огня».

 

Танцующие тесно  сжимают круг, руки поднимают вверх  и постепенно в такт бодрой музыки опускают и поднимают руки, изображая  языки пламени. Костёр ритмично покачивается то в одну сторону, то в другую, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костёр распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, по три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

Упражнение  «Нелепицы».

Развитие образно  – логического мышления.

Детям предлагается ряд картинок, на каждой из которых  изображены разные нелепицы (количество нелепиц на каждой картинке не должно превышать 2-3 штук), и попросите их внимательно рассмотреть каждую из картинок и сказать, что нарисовано неправильно и как должно быть.

Комплекс на расслабление

 

 «Весёлые  медвежата».

Дети выполняют  упражнения под музыку, слушая слова  психолога. «Медвежата выходят из берлоги, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата играют с шишками: медведица бросает медвежатам шишки, они их ловят и с силой сжимают в лапах. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и опускают лапы вдоль тела.  Прилетела пчела. Хотела она сесть кому- нибудь на язычок, но медвежата стиснули зубы, затем раскрыли ротики и дали язычкам отдохнуть. Медвежата наигрались и захотели спать. Они отправились в берлогу, точно придерживаясь следа мамы- медведицы. Они улеглись поудобнее и стали дремать под мамину колыбельную песенку». С окончанием музыки дети открывают глаза и встают.

Подведение  итогов

 

   Каждого  ребёнка - определённого «животного»  оценивают- проставляют оценки  и поощряют вербально или придумывают  определённое вознаграждение в  виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.

Ритуал прощания

Мотивация детей  на следующее занятие

   Дети  вместе с психологом встают  в круг, делятся впечатлениями  со всеми детьми – «животными»  а затем возвращаются из образов  животных.

Информация о работе Игротерапия в работе с детьми и подростками