Игротерапия в работе с детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, терапевт должен освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально-экспрессивный мир ребенка. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Основные направления современной игровой терапии ……………………. 6
2. Коррекционно - развивающая программа: «Развитие мышления у дошкольников с задержкой психического развития» ……………………….. 21
Заключение …………………………………………………………………….. 43
Тест «Несуществующее животное» ………………………………………….. 45
Литература ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Детская практическая психология контрольная.doc

— 837.50 Кб (Скачать файл)

Многообразие  возможных процедур, происходящих в  игровой комнате, поставили Экслайн  перед необходимостью сформулировать ряд требований; Итак, психолог должен:

1. Искренне уважать ребенка и быть заинтересованным в нем как в целостной личности.

2. Относиться  с терпением и пониманием к  сложностям внутреннего мира  ребенка.

3. Достаточно  хорошо знать самого себя, чтобы  быть в состоянии сохранить  эмоциональную устойчивость и служить интересам ребенка.

4. Иметь достаточно  объективности и интеллектуальной  свободы, чтобы выдвигать и  экспериментально проверять гипотезы  и быть в состоянии гибко  приспосабливать свое мышление  и реагирование ко все более  глубокому познанию ребенком самого себя.

5. Обладать сенситивностью, эмпатией, чувством юмора и легкостью  в общении.

Экслайн впервые  отметила значение ограничений для  чувства безопасности и стабильности терапевтических отношений у  ребенка, а также для повышения  чувства ответственности у ребенка за собственные поступки. Она определила перечень ограничений и требования к ним.

В 1960-е годы усилиями Л. Герни и Б. Герни как особое направление сформировалась игровая  терапия детско-родительских отношений (ДРО), которая была ориентирована  на решение социальных, эмоциональных и поведенческих проблем детей. Л. Герни отмечала, что данное направление объединяет две важные стратегии:

1) игровую терапию  с детьми и 2) обучение родителей  посредством прямого вовлечения  их в процесс происходящих  изменений. Терапевт ДРО обучает родителей психологически компетентному поведению с детьми и проведению игровых сессий, осуществляя при этом супервизорскую поддержку и помогая использовать приобретенный родителями опыт проведения игровых занятий с детьми в домашних условиях. Обычно терапия ДРО используется в работе с детьми в возрасте от 3 до 12 лет, однако заполнение игровыми занятиями времени, уделяемого ребенку родителями, может распространяться и на общение с подростками.

Принципиальными основаниями для терапии ДРО является признание важного значения игры в развитии ребенка и в терапевтических отношениях с ним, признание способности родителей к овладению умением проводить игровые сессии со своими детьми и, наконец, предпочтение обучающей модели во взаимоотношениях с родителями и детьми, так как, признавая наличие биологически обусловленных проблем, специалисты в области терапии ДРО "рассматривают социальные, эмоциональные и поведенческие трудности детей как социально обусловленные проблемы, возникающие преимущественно из-за недостатка знаний и умений" [14].

Таким образом, игровая терапия имеет долгую историю и существует в разнообразных  формах. На данном этапе продолжают существовать и развиваться разнообразные  виды активной и пассивной игровой  терапии. Одновременно сохраняет статус самостоятельного направления недирективная игротерапия, включившая в себя терапию отношениями.

 

 

 

 

 

 

 

2. Коррекционно - развивающая программа: «Развитие мышления у дошкольников с задержкой психического развития»

 

Пояснительная записка.

Недостаточная сформированность познавательных  процессов  зачастую  является главной  причиной трудностей, возникающих  у  детей  с  ЗПР  при  обучении  в дошкольном учреждении. Как показывают многочисленные клинические и  психолого-педагогические исследования,   существенное   место   в   структуре   дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям мышления.

Мышление-процесс  познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и  опосредованным отражением действительности.

Отставание  в развитии мышления - одна из основных черт, отличающих детей с задержкой  психического развития от нормально  развивающихся сверстников. Отставания в развитии мыслительной деятельности у детей с задержкой психического развития проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

- в дефиците  мотивационного компонента, проявляющемся  в крайне низкой познавательной  активности, избежании интеллектуального  напряжения вплоть до отказа  от задания;

- в нерациональности  регуляционно - целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия методом эмпирических проб;

- в длительной  несформированности  умственных  операций: анализа, синтеза, абстрагирования,  обобщения, сравнения;

- в нарушении  динамических сторон мыслительных  процессов.

У детей с  задержкой психического развития неравномерно развиваются виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно - логическом мышлении (оперирующем представлениями, чувственными образами предметов), ближе к уровню нормального развития находится наглядно- действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета).

 

Цель  программы:

Развитие мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи  программы:

1. Развитие словесно - логического мышления при помощи дидактических игр.

2. Развитие наглядно - образного мышления при помощи развивающих игр.

Принципы  построения программы:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
  2. Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
  3. Принцип коррекции «сверху вниз». Данный принцип, выдвинутый Л. С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для детей. Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.
  4. Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  5. Деятельностный принцип коррекции. Главным способом коррекционно- развивающего воздействия является организация активной деятельности каждого ребёнка.

 

Программа предназначена  для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития имеющие нарушения мышления.

 

Форма организации занятий:

- Занятия проводятся 1- 2 раза в неделю.

- Продолжительность занятия  от 20 до 30 минут, но первое занятие  следует сократить до 20 минут.

- Среднее количество детей  в группе 5- 7 человек.

                            

                                           Формы и методы контроля:

- Отзывы родителей  и педагогов.

- Диагностика наглядно - образного мышления при помощи методик: «Обведи контур», «Повтори рисунок».

- Диагностика  словесно - логического мышления методиками: «Раздели на группы», «Четвёртый лишний», «Нелепицы».

 

Обязательный  минимум новообразований.

    После  проведения коррекционной программы  дети приобретают следующие нвообразования:

1. Научатся  раскладывать предметы по группам на наглядном материале.

2. Научатся разгадывать не сложные загадки.

3. Научатся отделять форму понятия от содержания.

4. Смогут обобщать и выделять существенные признаки.

5. Научаться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений.

 

Краткая характеристика содержания программы.

В моей программе  я использовала метод обучающих игр, т.к. в этом возрасте ведущим видом деятельности является игровая деятельность.

 

Алгоритм  занятия:

  1. Приветствие. Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и говорит что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.
  2. Задание на развитие  определённого вида мышления.
  3. Развивающая игра или разминка.
  4. Задание на развитие определённого вида  мышления.
  5. Комплекс на расслабление.
  6. Подведение итогов: каждого ребёнка - определённого «животного» оценивают- проставляют оценки и поощряют вербально или придумывают определённое вознаграждение в виде медальонов и звёздочек. Обсуждение того что получилось, а что нет.
  7. Ритуал прощания. Дети вместе с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми детьми – «животными» а затем возвращаются из образов животных.

 

 

 

Коррекционные занятия:

Занятие 1.Вводное

Название занятия

Цель занятия

Содержание  занятия

Приветствие

Мотивация детей  на занятие

  Психолог  встает в круг с детьми (в  руках держит мягкую игрушку  любого животного) и говорит  что все сегодня будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.

Упражнение  «Почтальон»

Развитие наглядно- действенного мышления

  Упражнение  состоит из нескольких вариантов, на которых изображены девушки с запутанными улицами, каждая из которых ведет к домику. К рисункам прилагаются карточки, условно указывающие путь к одному из домиков. Ребёнок при помощи условной схемы должен найти правильный путь к домику.

Игра «Воздушный бой»

Смена деятельности

  Психолог  предлагает всем превратиться  в птиц, бабочек, стрекоз. Звучит  спокойная музыка. Танцующие летают, кружатся, прыгают высоко вверх,  Всем легко, весело, радостно.

Упражнение  «Больше, длиннее и короче»

Формирование  умения отделять форму понятия от содержания

  Психолог  произносит слова а детям предлагает  ответить на следующие вопросы:  Какое слово короче и почему?  Какое слово длиннее и почему? Пример: Карандаш или карандашик???

Комплекс на расслабление

 

   Дети  становятся в круг друг за  другом - они превращаются в деревья  в лесу. Психолог читает текст,  дети выполняют действия. « В  лесу светило солнышко, все деревья  тянули к нему веточки. Высоко- высоко тянутся, чтобы каждый  листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами).

Но подул  сильный ветер и стал раскачивать  деревья в разные стороны. Но крепко держаться корнями деревья, устойчиво  стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются из стороны в сторону, напрягая мышцы ног).

Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали  первые капли дождя (дети лёгкими  движениями пальцев касаются спины  стоящего впереди товарища).

Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают  движения пальцами). Деревья стали  жалеть друг друга, защищаясь от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко, и деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

Подведение  итогов

 

   Каждого  ребёнка - определённого «животного»  оценивают- проставляют оценки  и поощряют вербально или придумывают  определённое вознаграждение в  виде медальонов или звёздочек.  Обсуждение того что получилось, а что нет.

Прощание

Мотивация детей  на следующее занятие

  Дети вместе  с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми  детьми – «животными» а затем  возвращаются из образов животных.


 

 

 

Занятие 2.

Название занятия

Цель занятия

Содержание  занятия

Приветствие

Мотивация детей  на занятие

Психолог встает в круг с детьми (в руках держит мягкую игрушку любого животного) и  говорит что все сегодня будут  самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребёнок придумывает для себя животное, с улыбкой приветствует всех и передаёт мягкую игрушку- животное следующему ребёнку.

Упражнение  «Четвёртый лишний»

Цель этого  упражнения- развитие способности обобщения  и абстрагирования, умение выделять существенные признаки.

Работа с  наглядным материалом. Показать детям 4 картинки с изображениями предметов, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Например: кровать, стол, диван и чайник. Каждому ребенку предлагается найти лишний предмет и обьяснить свой выбор.

Игра «Передай клубочек»

Цель: снятие скованности, напряженности в общении

Дети садятся  в круг. Психолог, держа в руках  клубочек, обматывая нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику  игры (например: как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь и т.д.), тот ловит клубочек, обматывая нитку вокруг пальца, отвечая на вопрос и задавая свой вопрос другому участнику игры. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается психологу. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое и определяют, на что похожа эта фигурка. 

Упражнение  «Залатай коврик»

Развитие наглядно- образного мышления

«Матричные  задачи Равена». Детям предлагается найти недостающие кусочки коврика  из предложенных.

Комплекс на расслабление

 

«Ручеёк радости».

Дети берутся  за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу радость.

Подведение  итогов

 

   Каждого  ребёнка - определённого «животного»  оценивают- проставляют оценки  и поощряют вербально или придумывают  определённое вознаграждение в  виде медальонов или звёздочек.  Обсуждение того что получилось, а что нет.

Ритуал прощания

Мотивация детей  на следующее занятие

  Дети вместе  с психологом встают в круг, делятся впечатлениями со всеми  детьми – «животными» а затем  возвращаются из образов животных.

Информация о работе Игротерапия в работе с детьми и подростками