Игротерапия в работе с детьми и подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, терапевт должен освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально-экспрессивный мир ребенка. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Основные направления современной игровой терапии ……………………. 6
2. Коррекционно - развивающая программа: «Развитие мышления у дошкольников с задержкой психического развития» ……………………….. 21
Заключение …………………………………………………………………….. 43
Тест «Несуществующее животное» ………………………………………….. 45
Литература ……………………………………………

Файлы: 1 файл

Детская практическая психология контрольная.doc

— 837.50 Кб (Скачать файл)

Помимо общих  закономерностей психомоторной  связи и отношения к пространству при толковании материала теста  используются теоретические нормы  оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру  тест "Несуществующее животное" относится  к числу проективных. По составу  данный тест - ориентировочный и  как единственный метод исследования обычно не используется и требует  объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Материал для  тестирования: лист бумаги А4 (можно  использовать тетрадный двойной  листок, близкий по размеру к формату  бумаги А4); простой карандаш (цветные  карандаши) или шариковая (капиллярная) ручка.

Инструкция: "Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием"

В исследовании принимали участия два человека: Наталья – 45 лет и Артемий – 22 года. Рисунки приведены в Приложении 1.

 

Анализ  рисунка Натальи.

Рисунок располагается  по центру, что характеризует адекватную самооценку.

Контуры рисунка  нечеткие, выполненные в виде штриха, это говорит о тревожности.

На рисунке  прорисованы дополнительные детали, что говорит об энергичности. 

Положение фас (голова направлена на рисующего) - эгоцентризм. Возможна прямота, бескомпромиссность как реакция на внутреннюю незащищенность личности, обидчивость, склонность к нарушению правил (предрасположенность к криминальному поведению).

Как правило, такие  обследуемые склонны к агрессивному поведению, к лидерству отрицательной направленности.

Ресницы - показатель истероидно-демонстративных манер; заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться.

Рот в сочетании с подрисовкой губ - чувственность, возможно, наличие сексуальных проблем.

Шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола, иногда ориентация на свою сексуальную роль, бантики, говорят о демонстративности, женственности, стремлении понравиться, манерности.

Ноги пропорциональны  туловищу - основательность, удовлетворенность положением, обдуманность решений и рациональность их принятия, опора на существенную и значимую информацию.

Рисунок напоминает кошку, это говорит о потребности в тактильном контакте, самоизоляции, предпочтение несловесного взаимодействия словесному.

Название животного иронично-шутливое, уменьшительно-ласкательное - соответствующее отношение к окружающему.

 

Анализ  рисунка Артемия.

Рисунок располагается  в нижнее части листа, что характеризует неудовлетворенность собой, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, не заинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению, склонность к фиксации на проблемах; часто это "отверженные", "изгои".

Контуры рисунка  нечеткие, выполненные в виде штриха, это говорит о тревожности. Отсутствуют дополнительные детали, это говорит об экономии энергии, астеничности.

Увеличенный по отношению к фигуре в целом  размер головы говорит о том, что  клиент ценит рациональное начало, а возможно, и эрудицию в себе и окружающих.

Положение фас (голова направлена на рисующего) - эгоцентризм. Возможна прямота, бескомпромиссность как реакция на внутреннюю незащищенность личности, обидчивость, склонность к нарушению правил (предрасположенность к криминальному поведению).

Как правило, такие  обследуемые склонны к агрессивному поведению, к лидерству отрицательной  направленности.

Глаза - символ присущего человеку страха, в данном случае испытуемый испытывает страх (возможно страх результата тестирования).

При отсутствии или почти отсутствии ног - иногда импульсивность принятия решений.

Хвост - выражает отношение клиента к действиям, поступкам, решениям, вербальной продукции (то есть к внутренним и внешним формам деятельности), в нашем случае: вверх - отношение положительное.

Рисунок напоминает собаку, это говорит о тенденции к зависимости, подчинению. Часто отождествляется на житейском уровне с верностью и служением.

Название животного иронично-шутливое, уменьшительно-ласкательное - соответствующее отношение к окружающему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Аллан Дж. Ландшафты детской души. СПб-Минск. 1977.256 с.

2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР.  –М.: Изд- во НЦ ЭНАС, 2004.

3. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возра-стно-психологическое консультирование: психологические проблемы нормального детства. Тематическое приложение к «Журналу практического психолога» за первое полугодие 1998 года. М. 1998. 120 с.

4. Винник М. О.  Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

5. Защиринская О. В.(составитель). Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия. СПб.: Речь, 2004

6. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. М. 1986.

7. Лебедева Н. Н. Принципы и методы игровой терапии / Под ред. А. Г. Лидерса. М. 1997. 50 с.

8. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М. 1994. 368 с.

9. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М. 1997. 336 с.

10. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.: «Сфера», 2002.

11. Под ред.  С. Г. . Шевченко  Диагностика и  коррекция задержки психического  развития у детей. М.: АРКТИ, 2004.

12. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии.

13. Фрейд 3. Психология бессознательного. М. 1989. 447 с.

14. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко. М. 1989. 554 с.

15. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. 1999. 360 с.

 

Приложение 1.

Рисунок Натальи.

Рисунок Артемия.




Информация о работе Игротерапия в работе с детьми и подростками