Игры, в которые играют люди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 23:48, доклад

Описание работы

На моих лекциях слушатели часто обращались с просьбой дать им более
подробные описания игр, которые позволили бы осмыслить общие принципы
трансакционного анализа. Это убедило меня в необходимости написать
настоящую книгу [Терминология и точка зрения автора в основном
ориентированы на восприятие читателя, знакомого с психологией и
психиатрией. Однако я надеюсь, книга будет интересна и полезна
представителям различных профессий.]. Я признателен всем студентам и
слушателям, обратившим мое внимание на новые игры. Они высказали мне много
интересных мыслей, например об умении человека слушать собеседника и о том,
какую ценность представляет это качество для всех людей.

Содержание работы

Введение
Процесс общения
Структурирование времени
Часть первая. Анализ игр
Структурный анализ
Трансакционный анализ
Процедуры и ритуалы
Времяпрепровождения
Игры
Часть вторая. Тезаурус игр
Введение
Игры на всю жизнь
Супружеские игры
Игры в компаниях
Сексуальные игры
Игры преступного мира
Игры на приеме у психотерапевта
Хорошие игры
Часть третья. За пределами игр
Значение игр
Игроки
Иллюстрация
Независимость

Файлы: 1 файл

Эрик Берн ИГРЫ В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ.docx

— 374.24 Кб (Скачать файл)

ей  большую услугу, запрещая делать то, чего она сама очень боялась.  Более

того, он фактически даже не давал ей возможности догадаться о своем страхе.

Это,  наверное,  и  была  одна  из причин, по  которой  ее  Ребенок  весьма

прозорливо выбрал такого мужа.

     Но  этим  дело еще не исчерпывалось.  Запреты мужа и жалобы  жены  были

причиной  частых ссор, что  отрицательно сказывалось на их  интимной  жизни.

Муж  испытывал при  этом чувство вины, поэтому постоянно  дарил жене подарки.

Он  этого не делал бы, если бы все было в порядке. Когда  же муж предоставил

жене больше свободы, то его  подарки стали и дешевле, и  реже. Помимо дома  и

детей,  супруги, по существу, имели мало общих интересов, поэтому  на  этом

фоне  ссоры  были  для  них серьезным событием, во время  которых  разговоры

супругов  выходили  за рамки обычного обмена репликами.  В  целом  семейная

жизнь   миссис  Уайт  служила  подтверждением  мысли,  которую  она  всегда

высказывала:  все мужчины - подлецы и тираны. Впоследствии  оказалось,  что

подобная  ее  установка  была связана с навязчивыми фантазиями  многолетней

давности, в которых она  представляла себя изнасилованной.

     Приведенную  игру можно проанализировать  с разных сторон. Очевидно, что

она  принадлежит к  явлениям из области социальной динамики.  Принципиальный

факт  состоит  в  том,  что, поженившись, мистер  и  миссис  Уайт  получили

возможность  общаться,  то  есть установили социальный  контакт.  Благодаря

этому  их  семья стала  социальной группой - в отличие, например, от  вагона

метро,  где люди пространственно  находятся в контакте, но редко  пользуются

возможностью  социального  контакта и поэтому образуют  асоциальную  группу

Взаимное  влияние  супругов  Уайт  на их  поведение  и  реакции  составляет

социальное действие.

     В  рамках  различных дисциплин социальное  действие можно рассматривать

со   многих  точек  зрения.  Поскольку  наши  интересы  лежат   в   области

психодинамики личности, то наш подход относится к социальной психиатрии. Мы

как  бы  в  неявной  форме выносим суждение о том,  насколько  данные  игры

отвечают понятию "душевное здоровье".

     Такой  подход  несколько  отличается  от  более  нейтральных  и   менее

пристрастных  подходов  социологии и социальной психологии.  В  отличие  от

других   дисциплин  психиатрия  оставляет  за  собой  право   вмешаться   и

воскликнуть:  "Погодите!" Трансакционный анализ является частью  социальной

психиатрии, а анализ игр - это специальный раздел трансакционного  анализа.

     Объект   практического  анализа  игр   составляют  конкретные   случаи,

происходящие в конкретных ситуациях. В то же время теоретический  анализ игр

стремится выделить и обобщить характерные черты различных  игр, с тем  чтобы

их  всегда  можно  бы  узнать  независимо от  их  сиюминутного  вербального

наполнения  и  специфической  культурной основы. Например,  в  теоретическом

анализе  игры "Если бы не ты" (супружеский вариант) должны быть перечислены

ее  характерные  черты  таким образом, чтобы эту игру можно  было  бы  легко

распознать  как  в новогвинейской деревне, так и в манхэттенском  особняке.

Причем  сделать  это  можно независимо от того, связана  ли  игра  с  брачной

церемонией или с тем, откуда взять деньги на удочки для  внуков, а также вне

зависимости  от  того,  насколько грубо или тонко  сделаны  ходы  в  игре  в

соответствии с допустимым уровнем откровенности между  мужем и женой.

     Распространенность  той  или иной игры  в   данном  обществе  входит  в

компетенцию  социологии  и  этнографии. А анализ  игр  в  плане  социальной

психиатрии  осуществляется путем описания игры как  таковой  независимо  от

того,  насколько  часто  она встречается. Возможно, такое  разграничение  не

является   исчерпывающим.  Оно  аналогично   различию   между   медицинской

статистикой   и   терапией: первая  интересуется  тем,   насколько   широко

распространена, например, малярия, а вторая имеет дело с реальными  случаями

малярии, где бы то ни было - в джунглях или в Манхэттене.

     Ниже  мы  приводим  схему, которая, на  наш взгляд, оказалась  наиболее

полезной  для  теоретического анализа игр. Безусловно, по  мере  накопления

новых   знаний   эта  схема  будет  улучшаться.  Прежде  всего   необходимо

установить, что данная последовательность маневров отвечает критериям игры.

Затем  собирается  как  можно  больше образчиков  этой  игры.  В  коллекции

образцов  выделяются существенные черты. Некоторые аспекты игры  выделяются

как  особенно важные. Они  классифицируются под соответствующими названиями;

желательно,  чтобы названия были максимально выразительными с  точки  зрения

имеющихся знаний. Сам анализ проводится с позиции Водящего в  игре. В  нашем

случае это миссис Уайт.

     *Тезис*.  Содержит  общее описание игры, в  том   числе  и  фактическую

последовательность  событий  (социальный уровень),  а  также  информацию  о

психологическом  фоне, эволюции взаимоотношений, об их существенных  чертах

(психологический уровень). Мы уже дали такое описание  для игры "Если бы  не

ты". В дальнейшем мы будем  сокращенно называть ее ЕНТ.

     *Антитезис*.    Мы    можем   лишь   предполагать,    что    некоторая

последовательность  трансакций  является  игрой,  пока  не  убедимся  в  ее

существенной  значимости  для игрока. Для доказательства  значимости  можно

использовать отказ от игры или уменьшение "вознаграждения". В  этом  случае

Водящий  предпримет  более  энергичные попытки, чтобы продолжить  игру.  Но,

столкнувшись  с  категорическим отказом играть или с  ощутимым  уменьшением

"вознаграждения",  он  впадает в отчаяние - состояние,  отчасти  напоминающее

депрессию,  но  отличающееся от нее некоторыми существенными  чертами.  Это

состояние более острое и  содержит элементы фрустрации и растерянности,  что

может  выражаться,  например, в приступе безутешных рыданий.  При  успешной

терапии   такая   реакция  вскоре  может  уступить  место   юмористическому

подтруниванию над собой, предполагающему Взрослое понимание: "Ну вот, опять

я за старое!"

     Следовательно,  состояние отчаяния находится  в ведении Взрослого, в  то

время  как  при  депрессии  все полномочия принадлежат  Ребенку.  Состояние,

противоположное  депрессии,  - надежда, воодушевление  и  живой  интерес  к

окружающему.  Состояние, противоположное отчаянию, - смех. Вот  почему  так

приятен терапевтический  эффект анализа игр.

     Антитезисом  ЕНТ является отсутствие запретов. Игра возможна  лишь  при

условии,  что муж продолжает что-то запрещать жене. Если вместо  привычного

"Не  смей!" он вдруг  ответит "Ради бога!", ее замаскированные  страхи выйдут

наружу, и жена не сможет больше обвинять во всем мужа, как мы уже наблюдали

в случае с миссис Уайт. Чтобы  лучше понимать природу игры, необходимо знать

ее антитезис и продемонстрировать его эффективность на практике.

     *Цель*.  Здесь  констатируются общие цели игры. Иногда они представляют

собой  несколько альтернатив. Например, цель ЕНТ можно сформулировать  либо

как придание себе уверенности ("Не в том дело, что я боюсь, - просто он мне

не позволяет"), либо как  самооправдание ("Дело не в том, что  я не стараюсь,

-  просто он меня  не пускает"). Первая функция  (придание уверенности) более

очевидна  и в большей  степени отвечает потребности в  безопасности,  которую

испытывает жена. Поэтому  наиболее распространена точка зрения, что цель ЕНТ

состоит именно в придании себе уверенности.

     *Роли*. Как  мы уже говорили выше, состояние  Я - это не роль, а феномен

(психический).  Поэтому   мы  должны  формально  разграничивать   их.   Игры

подразделяются  на  требующие  участия двух,  трех  и  более  игроков  -  в

зависимости от того, на сколько  ролей они рассчитаны. Состояние  Я  каждого

игрока иногда соответствует  его роли, а иногда нет.

     ЕНТ  рассчитана  на  двух участников, причем предполагает  роли  мужа-

тирана  и  подавляемой  им жены. Жена может играть свою роль либо с  позиции

благоразумного  Взрослого ("Самое разумное, если я буду поступать,  как  он

велит"),  либо с позиции  капризного Ребенка. Муж-тиран может  действовать  с

позиции  Взрослого  ("Самое  разумное для тебя делать, как  я  говорю")  или

соскользнуть на позицию  Родителя ("Не вздумай меня не послушаться").

     *Иллюстрации*. Очень поучительно попутно изучить  детские  корни  игры,

ее  прототипы,  характерные  для  раннего возраста.  Поэтому,  предпринимая

формальное   описание   игры,  желательно  найти  ее   детские   параллели.

Оказывается,  дети  играют  в ЕНТ так же часто,  как  взрослые,  и  детский

вариант  очень  похож  на взрослый, с той только разницей, что  место  мужа-

тирана занимает реальный родитель.

     *Трансакционная*  *парадигма* [Парадигма  (гр.  paradeigma  -  пример,

образец)  -  система  основных  научных достижении  (теорий,  методов),  по

образцу  которых организуется исследовательская практика  ученых  в  данной

области   знаний   в   определенный  исторический  период.   Здесь   анализ

коммуникации  дан  с  точки  зрения трансакционного  анализа.].  Приводится

трансакционный   анализ   типичной  ситуации,  описывающий   социальный   и

психологический уровни той  скрытой трансакции, которая обнажает суть  игры.

Наиболее  драматический  вид ЕНТ приобретает на социальном уровне с  позиции

Родитель - Ребенок.

     М-р Уайт: Сиди  дома и занимайся хозяйством.

     М-с Уайт: Если  бы не ты, я могла бы не  сидеть дома, а развлекаться.

     На  психологическом  уровне (скрытый семейный договор)  игра  ведется  с

позиции Ребенок - Ребенок  и выглядит совсем по-другому.

     М-р  Уайт:  Ты всегда должна быть дома, когда я прихожу. Я  смертельно

боюсь, что меня бросят.

     М-с  Уайт:  Я  так  и буду вести  себя, если ты поможешь  мне   избегать

пугающих меня ситуаций.

     Оба эти  уровня проиллюстрированы на  схеме 7.

     _Ходы_ _в_ _игре_. Ход в игре, в общем, соответствует  "поглаживанию" в

ритуале.  Как  и  в  любой игре, по мере накопления опыта  игроки  становятся

искуснее.  Ходы, не ведущие  к цели, отбрасываются, и каждый ход  становится

более  концентрированным  в смысле достижения цели. Многие случаи "идеальной

дружбы"  часто  основаны  на  том, что игроки дополняют  друг  друга  очень

экономно  и к большому взаимному удовлетворению, так что  их игры отличаются

максимальным    выигрышем   при   минимальной   затрате   сил.    Некоторые

промежуточные,  предварительные  и предупредительные  ходы  при  этом  можно

опустить,  что  придает  взаимоотношениям  красоту  и  изящество.   Усилия,

сэкономленные  на  защитных  маневрах, можно потратить  на  "украшения",  к

восторгу обоих участников, а часто и наблюдателей.

 

                              Социальный

                   ¤---------§  уровень  ¤---------§

                   +       ------Ст----+ +         +

                   +    P    +         + +    P    +

                   +       <---+       + +         +

                   °---------ґ +       + °---------ґ

                   +         + +       + +         +

                   +    B    + +       + +    B    +

                   +         + +       + +         +

                   °---------ґ +       + °---------ґ

                   +         + +       «--->       +

                   +    Pe   + «---Рк-------  Pe   +

                   +         +----Ст---->+         +

                   Є---------<---Рк-----Є---------

                         Психологический уровень

 

                     Мистер                Миссис

                   "Сиди дома"         "Если бы не ты"

                  (Я так боюсь)         (Защити меня)

 

                               Схема 7. Игра

 

     Для  того  чтобы игра состоялась, необходимо  какое-то минимальное число

ходов,  и  они  могут  быть зарегистрированы в протоколе. Конкретные  игроки

могут  "расцветить"  ходы или сильно увеличить их число  в  зависимости  от

своих нужд, способностей или  желаний. Вот основная структура  ЕНТ:

     1) приказ - согласие ("Сиди дома" - "Хорошо");

     2) приказ - протест  ("Сегодня тоже сиди дома" - "Если бы не ты").

     "Вознаграждения", полученные в результате игры, в целом состоят  в  ее

стабилизирующем   (гомеостатическом)   эффекте.   Биологически    гомеостаз

обеспечивается "поглаживаниями", а укрепление жизненной позиции  увеличивает

психологическую стабильность. Мы уже говорили, что "поглаживание" на  самом

деле    может    принимать    различные   формы,   поэтому    биологическое

"вознаграждение"  можно   описывать в терминах  тактильного  (осязательного)

контакта.  Например,  роль мужа в ЕНТ напоминает  шлепок  тыльной  стороной

ладони   (весьма   отличный  от  шлепка  ладонной   стороной   кисти,   что

Информация о работе Игры, в которые играют люди