Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:56, дипломная работа
В любой конкретный отрезок времени общество имеет конкретную систему ценностей. Образ, который человек демонстрирует в обществе, показывает, насколько эти ценности созвучны его убеждениям. Например, в шестидесятых годах многие люди выбирали для себя образ бунтарей, протестующих против консерватизма пятидесятых. В восьмидесятых модным стал образ хваткого дельца, затем стало модным быть неформалом, исповедующим альтернативные воззрения.
Введение. 3
Основная часть.
Глава 1. Сущность и значение имиджа.
1.1. Понятие об имидже. 5
1.2. Самоимидж. Факторы, влияющие
на формирование имиджа. 6
1.3. Составные части имиджа.
1.3.1. Внешний вид. 9
1.3.2. «Телесный» имидж. 17
1.3.3. Голос и речь. 18
Глава 2. База формирования имиджа руководителя.
2.1. Психологические основы.
2.1.1. Экстраверты и интроверты. 22
2.1.2.Темперамент. 24
2.1.3. Формирование способностей. 29
2.1.4. Типы мышления. 32
2.2. Социально-психологические основы. 40
Этапы формирования руководителя.
2.3. Этические основы.
2.3.1. Понятия этики и этикета. 44
2.3.2. Поведенческий этикет. 44
2.3.3. Речевой этикет. 46
Глава 3. Имидж в практике руководителя.
3.1. Переговоры. 51
3.2. Взаимоотношения руководителя с подчиненными.
3.2.1. Прием на работу. 53
3.2.2. Стили руководства. 56
3.2.3. Распределение полномочий. 60
3.2.4. Применение методов оценки
действий руководителя. 62
3.2.5. Профессиональное обучение
и развитие карьеры. 63
3.3. Организация работы над формированием
имиджа руководителя. 68
Заключение. 72
Литература. 74
Если руководитель принимает решение о том, что будет проводить работу по совершенствованию своего имиджа самостоятельно, это означает, что он должен выделить составные части процесса создания имиджа, после чего обратиться к специалистам по каждой отдельной составляющей. Вероятно, такой подход может дать максимальный эффект. В процессе выделения составляющих образа важно избежать ошибки чрезмерной детализации. Необходимо помнить о конечной цели и четко представлять себе результат. Только тогда процесс формирования имиджа «по частям» может принести реальную пользу.
Другой важной задачей руководителя, начавшего работу по формированию своего имиджа, является вопрос адекватной оценки существующего положения. Ни один человек по определению не в состоянии оценить себя объективно. Для того чтобы получить необходимую информацию, рекомендуется использовать несколько путей.
В первую очередь человек
должен четко сформулировать для
себя свою самооценку, т.е. понять, как
он представляет сам себя. Несмотря
на очевидность этого факта, многие
люди, в том числе и руководители,
об этом даже не задумываются. Многие из
них думают, что у них не хватает
времени на подобные занятия. Однако,
если руководитель решил изменить свой
имидж, он должен оценить, что именно
он хочет изменить, какие сильные
и слабые стороны он имеет на момент
принятия этого решения. Естественно,
такая оценка будет субъективной,
но иной она и не может быть. Самооценку
рекомендуется оформить в письменном
виде, так как мнение человека о
себе может быть довольно расплывчатым,
а письменная форма изложения
требует использования
Таблица 8.
Пример формы, используемой при проведении самооценки.
Качества, которыми я обладаю в данный момент |
Качества, которыми я хотел бы обладать |
Способы достижения цели (кратко) |
Форма таблицы может быть и иной, например, содержать оценку качеств по какой-либо шкале. При затруднениях в самооценке желательно обратиться к психологу. Если человек не может четко сформулировать свое представление о самом себе (не важно, совпадет ли оно с мнением окружающих), то он будет испытывать трудности и в дальнейшем процессе формирования имиджа.
Следующим этапом является конструктивное использование критики. Для того, чтобы обратиться к другим с просьбой высказать критические замечания, требуется некоторое мужество. Многие предпочитают не травмировать себя подобной процедурой. Однако она необходима для достижения конечной цели. Желательно найти для этой цели людей, которые искренне заинтересованы. Следует объяснить им желание изменить какой-либо аспект самопрезентации и попросить помощи и совета. Также следует попросить «помощника» быть конкретным и обстоятельным.
Стоит обратить внимание на комплименты в свой адрес. Некоторые комплименты заставляют усомниться в искренности мотивов. Наиболее эффективными оказываются те комплименты, с которыми человек внутренне согласен, и которые получают подтверждение из других источников.
Иногда окружающие подвергают
критике умение человека подавать себя
совершенно непроизвольно. Например, если
собеседники постоянно просят повторить
только что сказанное человеком,
будучи не в силах разобрать его
речь, тем самым они критикуют
один из аспектов его способа самопрезентации.
Если одна женщина непреднамеренно
говорит другой: «Мне больше нравится,
когда у тебя длинные волосы»,
она тоже задействует обратную связь.
Таким образом, непроизвольные критические
высказывания окружающих тоже подлежат
исследованию в целях организации
работы по совершенствованию имиджа.
Рекомендуется сознательно
Обычно критические замечания из вторых рук типа «говорят, что…» не бывают конструктивными. Анализируя такие замечания, следует понять, какие мотивы стоят за ними, и стоит ли их принимать во внимание. Однако в отдельных случаях и на такие замечания стоит обратить внимание.
Руководитель может провести
анкетирование среди своих
Таким образом, руководитель должен определить для себя цель создания имиджа, а при возможности и конечный результат («идеальный имидж») и исходную базу формирования, т.е. образ, имеющийся в настоящий момент. После этого процесс создания имиджа разбивается на составные части, и определяются способы достижения цели и его примерные сроки по каждой из составляющих.
Особое значение в процессе создания имиджа имеет планирование. Значение планирования в жизни любого человека, стремящегося к достижению успеха, подчеркивается в работах практически всех авторов. Без рационально составленного плана достижение любой конечной цели, в том числе и желаемого имиджа, практически невозможно. Рекомендуется даже выделять определенное время, например, несколько часов в определенный день недели, только для организации процесса планирования. Такой подход существенно экономит время и делает работу более эффективной. Мероприятия по совершенствованию имиджа должны быть включены в план работы наряду с другими делами. В зависимости от поставленной цели этими мероприятиями могут быть действия по совершенствованию внешнего имиджа (например, посещение парикмахера, косметолога, визажиста), либо действия, направленные на улучшение психологической составляющей имиджа (посещение психолога, обучение на курсах, изучение иностранного языка и т.д.). Исчерпывающий список мероприятий составить практически невозможно, действия зависят от поставленной цели. Если какое-либо мероприятие по совершенствованию имиджа планируется исключительно ради престижа (потому что так делают все), оно не будет способствовать достижению желаемого результата. Любое действие, предпринимаемое руководителем (человеком, без сомнения, занятым), должно служить определенной цели и выполняться абсолютно сознательно.
Формирование имиджа не является
изменением личности человека. Этот процесс
не может сделать из одного человека
совершенно другого. Поэтому для
руководителя важно знание основ
психологии для того, чтобы быть
в состоянии оценить
Заключение.
В настоящем дипломном проекте рассмотрены основные вопросы, касающиеся проблемы формирования имиджа руководителя.
В первой главе подчеркнуто
возрастающее значение проблемы формирования
имиджа в жизни общества и отдельного
человека. Кроме того, в ней рассмотрены
факторы, влияющие на формирование представления
человека о самом себе, которое
и является определяющей составляющей
так называемого «самоимиджа» или
«самопрезентации». Подробно рассмотрены
отдельные составные части
Вторая глава посвящена
базе формирования имиджа. Для того
чтобы получить адекватное представление
о самом себе и сделать выводы
о необходимости каких-либо изменений,
человек должен понимать, чем обусловлено
существующее положение дел, и какими
средствами можно осуществить изменения.
Особое значение при этом имеют основы
образования в области
Один из пунктов второй
главы посвящен достаточно новому направлению
в психологии, называемому анализом
стилей мышления. Знания о стилях мышления,
применяемых окружающими
Отдельный пункт посвящен так называемым социально-психологическим основам формирования имиджа. В нем рассмотрена проблема становления руководителя как личности и этапы этого становления в российских условиях. На каждом из этапов проблема формирования имиджа руководителя имеет свою специфику.
Особое внимание уделено деловой этике и этикету. Привлекательный имидж руководителя неотделим от знания делового этикета и уверенного владения соответствующими навыками. Существуют значительные различия в культурах разных стран и народов. Эти различия обусловлены отличающимися друг от друга условиями формирования культур, например, природными, историческими и др. факторами. Руководитель, намеревающийся работать в другой стране, обязан учитывать сложившиеся там традиции для того, чтобы осуществляемая им деятельность имела успех. Особое значение имеет поддержание имиджа руководителя. Имидж, созданный на родине руководителя, может быть совершенно иначе воспринят за границей. Поэтому каждый руководитель должен учитывать этикетные нормы страны или региона, в которых ему приходится работать.
В третьей главе дипломного проекта рассмотрены ситуации, возникающие перед руководителем на практике.
Один из пунктов посвящен переговорам, так как они являются одной из основных ситуаций, в которых имидж часто играет определяющую роль. Частным случаем переговоров является собеседование. Для многих оно становится самыми важными переговорами в жизни. Поэтому некоторое внимание уделено и проблеме представления себя на собеседовании. Практически каждый руководитель хотя бы раз в жизни проходил этот этап.
Большую часть рабочего времени
руководитель проводит, общаясь с
подчиненными. Взаимоотношениям руководителя
с подчиненными и проблемам их
совершенствования посвящена
Особое значение имеет
подготовка компанией (при непосредственном
участии руководителя) своих сотрудников.
Кандидатов на руководящие должности
в будущем на Западе давно принято
готовить внутри компании. Сотрудники,
обучению и подготовке которых компания
уделяет достаточное внимание, более
лояльны к ней и способствуют
улучшению имиджа компании в глазах
других людей. Имидж компании неотделим
от имиджа руководителя. Таким образом,
способствуя профессиональной подготовке
сотрудников, принимая участие в
их делах, руководитель может завоевать
их уважение и признательность, и
его имидж существенно
Заключительный пункт дипломного проекта посвящен проблеме выбора методов формирования имиджа. Существует достаточно много способов совершенствования имиджа, однако для всех можно считать справедливым правило о том, что главная задача в этой деятельности – определение цели. После выбора цели возникает вопрос адекватной самооценки и анализа оценки, которую могут дать окружающие. Выбор собственно метода формирования имиджа является сугубо индивидуальной задачей, и зависит от решения первых двух. Кроме того, выбор определяется имеющимися в наличии финансовыми, временными и другими ресурсами.
Литература.
1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. – СПб: Экономическая школа, 1993.
2. Беттжер Ф. Вчера неудачник – сегодня преуспевающий коммерсант. - М.: Агентство «ФАИР», 1998. - (Настольная книга бизнесмена).
3. Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М.: Дело ЛТД, 1993.
4. Душков Б.А. Психология типов личности. – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Академический проект, 1999.
5. Дэвис Ф. Создай себе имидж. Мн.: ООО «Попурри», 1998.
6. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. – М.: Армада, 1998.
7. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск: Издательский центр «Экономпресс», 1998.
8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Прогресс, 1989.
9. Кэссон Г. Как завоевать престиж. - М.: Агентство «ФАИР», 1998. - (Настольная книга бизнесмена).
10. Максвелл Дж. Шеф и
его команда. – СПб: Питер, 1998.
– (Серия «Бизнес без секретов»
11. Мескон М. и др. Основы менеджмента. М.: Дело, 1993.
12. Саркисян Б. Победа
на переговорах. – СПб: Питер,
1998. – (Серия «Бизнес без секретов»
13. Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. – М.: АО «Интел-Синтез», 1994.
14. Фаст Дж. Язык тела. / Холл Э. Как понять иностранца без слов. – М.: Вече, Персей, АСТ, 1995.
15. Харрингтон Дж. Управление
качеством в американских
16. Хопкинс Т. Как стать мастером продаж. – М.: Агентство «ФАИР», 1998. - (Настольная книга бизнесмена).
17. Шекшня С.В. Управление
персоналом современной