Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:12, реферат
Психологическая диагностика сегодня располагает большим арсеналом разнообразных методик, позволяющих установить индивидуальные различия между людьми по тем или иным психологическим признакам. Тесты часто используются в клинической, школьной и профессиональной психодиагностике. Методики диагностики интеллектуальных различий занимают среди них особое место, так как их использование имеет далекие социальные последствия.
В мировой истории психологических исследований проблема интеллекта, является, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространенной (ей посвящено самое большое число работ), с другой стороны, остается самой дискуссионной. До настоящего времени не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя этим понятием активно оперируют в различных областях и главным образом в прикладных работах.
1. Введение………………………………………………………2
2. Определение понятия «интеллект» ……………………...2
3. Структура интеллекта …………………………………...5
4. Методы определения уровня интеллекта ………………12
5. Развитие интеллекта. Факторы, влияющие на развитие интеллекта……………………………………………………18
6. Интеллект, его структура и развитие на примере «эмоционального интеллекта»…………………………….20
6.1. Определение понятия «эмоциональный интеллект»…20
6.2. Структура «эмоционального интеллекта» (ЕG)….….21
6.3. Оценка уровня EG……………………………………23
6.4. Развитие ЕG………………………………………….23
7. Заключение……………………………………………..25
8. Список литературы………………………………………...27
Содержание
1. Введение………………………………………………………2
2. Определение
понятия «интеллект» ……………………..
3. Структура интеллекта …………………………………...5
4. Методы
определения уровня интеллекта
5. Развитие
интеллекта. Факторы, влияющие на
развитие интеллекта……………………………
6. Интеллект, его структура и
развитие на примере «
6.1. Определение
понятия «эмоциональный
6.2. Структура
«эмоционального интеллекта» (
6.3. Оценка уровня EG……………………………………
6.4. Развитие ЕG………………………………………….23
7. Заключение……………………………………………..
8. Список литературы…………………………………
Психологическая диагностика
сегодня располагает большим
арсеналом разнообразных
В мировой истории психологических исследований проблема интеллекта, является, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространенной (ей посвящено самое большое число работ), с другой стороны, остается самой дискуссионной. До настоящего времени не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя этим понятием активно оперируют в различных областях и главным образом в прикладных работах.
В повседневном общении часто понятия «способность» и «интеллект» употребляются как синонимы. Это неудивительно, так как трудно себе представить способного, одаренного или гениального человека с низким интеллектом. В этой связи целесообразно рассмотреть интеллект в рамках проблемы способностей.
Существует огромное количество подходов к определению понятия «интеллект» (от лат. intellectus – понимание, познание).
Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В понимании его сущности мнения психологов расходятся. Трудности возникают даже при самом определении интеллекта. Вот некоторые из определений.
Интеллект - это способность
к мышлению.
Интеллект - это вид адаптационного поведения,
направленного на достижение цели.
Интеллект - это характеристика рациональных
мыслительных функций человеческой психики.
Интеллект - это целостная характеристика
познавательных процессов человека.
Интеллект - это способность человека
адаптироваться к окружающей среде.
Интеллект - это понятие, предназначенное
для объяснения причин различий между
людьми в решении сложных проблем.
Интеллект - это глобальная способность
человека действовать разумно, рационально
мыслить и хорошо справляться с жизненными
обстоятельствами.
Интеллект - это относительно устойчивая
структура умственных способностей индивида.
Налицо кризис понятия «интеллект». В этой связи имеются предложения вообще отказаться от этого понятия (Д. Кэррол, С. Максвелл) или заменить его другими, например «адаптабельностью» или «умственной структурой» (Д. Меллер и др.).
Обобщенное определение может иметь такой вид: интеллект - это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.
В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.
Интеллект можно рассматривать как способность к мышлению. При этом интеллект не увязывают с нравственностью, эмпатичностью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Эйнштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».
Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется, реализуется. Ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум - это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые и отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.
Для большинства психологов в настоящее время понятие интеллекта ассоциируется со способностью к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям.
Интеллект – способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Для Ж. Пиаже интеллект – общий регулятор поведения. Интеллектуальные операции – термин, предложенный Ж. Пиаже для обозначения действий, перешедших во внутренний план и ставших обратимыми благодаря координации с другими умственными действиями. Когда действия из внешней формы переходят во внутреннюю, они оказываются доступными для перестраивания и обращения (можно представить себе и переход объекта в новое состояние, и возвращение его к исходному). Критерием сформированности интеллектуальных операций является появление конструкции инвариантов или понятий сохранения.
Имеются и более конкретные
определения интеллекта. Так, М. Шюрер
считает, что интеллект – это
«относительно постоянная структура
онтогенетически обусловленных
способностей индивида постигать и
создавать осмысленные или
Для С. Л. Рубинштейна интеллект эквивалентен общей одаренности личности и представляет собой совокупность общих умственных способностей.
Оригинальный подход к пониманию интеллекта предложил Б. Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы состояния и свойства личности. Эта организация связана «с нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками человека. Они являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека...».
Л. М. Веккер считает интеллект категорией, охватывающей целостно функционирующую совокупность познавательных процессов.
Согласно Дж. Гилфорду,
интеллект – многомерное
• по характеру: оценивание, синтез, анализ, запоминание, познание;
• по продукту: единица, класс, отношение, система, трансформация, рассуждение;
• по содержанию: действие с объектами, символами, преобразование смыслов (семантические операции), поведение.
При изучении общих закономерностей
процесса мышления всегда проявляются
и индивидуальные различия. Их прежде
всего пробуют объяснить
В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоционально-волевыми особенностями, социально-экономическими условиями и т.д.)
Отсутствие однозначности в определениях интеллекта связано с многообразием его проявлений. Однако всем им присуще то общее, что позволяет отличать их от других особенностей поведения, а именно активизация в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения – всех тех психических функций, которые обеспечивают познание окружающего мира. Соответственно под интеллектом как объектом измерения подразумеваются те проявления индивидуальности человека, которые имеют отношение к его познавательным свойствам и особенностям [4].
Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель. Идет накопление информации по этому уникальному психическому образованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов.
Стремление выявить
структуру интеллекта первоначально
базировалось на представлении о
том, что интеллект можно
Психологи начала XX в. признавали, что для изучения интеллекта нужно обратиться к схеме внутренних отделов мозга, обеспечивающих развитие отдельных интеллектуальных способностей. Эти взгляды лежат в основе факторно-аналитических моделей интеллекта. Одна из них — иерархическая модель структуры интеллекта. Иерархические структуры чаще предлагала английская школа исследователей интеллекта, американцы предпочитали факторные модели одноуровневого типа.
Первым психологом, попытавшимся выявить структуру интеллекта и предложившим иерархическую модель, был английский психолог Ч. Спирмен. Основываясь на статистическом анализе показателей интеллектуальных тестов, он предложил двухфакторную теорию организации свойств. В своем первоначальном виде эта теория утверждала, что всякая интеллектуальная деятельность содержит единый общий фактор, названный генеральным (g-фактор), и множество специфических (s-факторы), свойственных только одному виду деятельности. Значение концепции Ч. Спирмена в развитии психологической теории интеллекта заключается в том, что она представляет собой первую попытку преодолеть упрощенную трактовку интеллекта как одномерной способности и наметить подход к его изучению как к совокупности отдельных способностей, но не рядоположенных, а образующих иерархическую систему.
В американской психологии была распространена точка зрения, что структуру свойств составляет ряд достаточно широких групповых факторов, каждый из которых в различных тестах может иметь различные веса. Стимулом для большого числа исследований по проблемам групповых факторов послужила публикация Т. Келли «Перекрестки человеческого ума». К главным факторам Т. Келли причислял:
- действия с пространственными соотношениями;
- действия с числами;
- действия с вербальным материалом;
- память;
- скорость.
Одним из ведущих представителей многофакторной теории, с именем которого традиционно связывают исследования в этом направлении, был Л. Терстоун. Он выделил 12 факторов, которые обозначил как «первичные умственные способности». Важнейшими из них, существование которых подтверждалось работами не только Л. Терстоуна, но и других психологов, следует признать:
- словесное понимание;
- беглость речи;
- числовой;
- пространственный;
- ассоциативную память;
- скорость восприятия;
- индукцию.
Далее были предприняты
попытки систематизировать
Первичных способностей, выделенных Р. Кеттеллом, было 17; большинство из них сходны с терстоуновскими (см. выше). Применив повторно факторный анализ, он выделил факторы второго порядка (числом 5), среди которых основными были признаны флюидный (fluid) и кристаллизованный (crystallized) интеллекты.
Флюидный интеллект измерялся тестами классификации и аналогии, выполняемыми на образном материале; было признано, что он свободен от влияния культуры.
Кристаллизованный интеллект измерялся вербальными тестами, диагностирующими школьные знания, обученность, например, такими, как словарный, обобщения понятий. Он зависит от культуры, от опыта решения проблем.
Еще одной известной моделью структуры интеллекта является структурная модель Дж. Гилфорда. Он разработал ее на основе гипотетической теории, которую позднее проверил экспериментально.