Интеллект. Его структура и развитие.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:12, реферат

Описание работы

Психологическая диагностика сегодня располагает большим арсеналом разнообразных методик, позволяющих установить индивидуальные различия между людьми по тем или иным психологическим признакам. Тесты часто используются в клинической, школьной и профессиональной психодиагностике. Методики диагностики интеллектуальных различий занимают среди них особое место, так как их использование имеет далекие социальные последствия.
В мировой истории психологических исследований проблема интеллекта, является, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространенной (ей посвящено самое большое число работ), с другой стороны, остается самой дискуссионной. До настоящего времени не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя этим понятием активно оперируют в различных областях и главным образом в прикладных работах.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………2
2. Определение понятия «интеллект» ……………………...2
3. Структура интеллекта …………………………………...5
4. Методы определения уровня интеллекта ………………12
5. Развитие интеллекта. Факторы, влияющие на развитие интеллекта……………………………………………………18
6. Интеллект, его структура и развитие на примере «эмоционального интеллекта»…………………………….20
6.1. Определение понятия «эмоциональный интеллект»…20
6.2. Структура «эмоционального интеллекта» (ЕG)….….21
6.3. Оценка уровня EG……………………………………23
6.4. Развитие ЕG………………………………………….23
7. Заключение……………………………………………..25
8. Список литературы………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Реферат Интеллект для инета.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Свидетельства значительного  или высокого уровня наследуемости  использовались для оправдания дискриминации, поэтому очень важно правильно понимать эти данные. Во-первых, наследуемость – величина статистическая, относящаяся к социальной группе в целом, а не к отдельно взятому индивиду. Иначе говоря, h 2 помогает описать различия между индивидами в обществе, но не позволяет судить об уровне интеллекта отдельного человека. Следовательно, h 2 = 0,5 еще не означает, что интеллект любого индивида наполовину определяется генетическими факторами. Во-вторых, средний или высокий уровень наследуемости интеллекта внутри популяции еще не говорит о том, что различия в IQ между социальными группами определяются именно генетическими факторами, а не средовыми. В-третьих, значение h 2 относится только к тому обществу и окружающей среде, для которых оно вычислялось. В принципе, h 2 может варьировать в разных социальных группах и изменяться, если радикальным образом меняются условия среды. Хотя по имеющимся данным IQ обладает средним уровнем наследуемости, качество выполнения тестовых заданий за последние несколько десятилетий в развивающихся странах существенно возросло, что может быть объяснено изменениями в системе образования и распространения информации.

Поскольку развитие интеллекта зависит от множества генетических и средовых факторов, неудивительно, что причины различий IQ у разных индивидов и в разных социальных группах чаще всего остаются неясными. Однако есть определенный прогресс в понимании ряда специфических случаев. Так, низкий уровень выполнения заданий, требующих вербальных навыков, бывает связан с недостатком соответствующей лингвистической практики (например, у выходцев из Латинской Америки) или с рядом заболеваний (например, частыми ушными инфекциями у детей эскимосов). Имеются также доказательства того, что половые различия в способности к пространственной ориентации отчасти обусловлены влиянием мужских половых гормонов на развивающийся мозг. Для более полного объяснения стойких различий в IQ между группами, выделяемыми по половому, расовому и иным признакам, необходимо продолжать исследования социальных и биологических особенностей таких групп, а также учитывать разницу в получаемом образовании.

 

  1. Интеллект, его структура и развитие на примере «эмоционального интеллекта»
    1. Определение понятия «эмоциональный интеллект»

 

Понятие «эмоциональный интеллект» с каждым днем приобретает все большую популярность. Анализируя предложения тренинговых компаний и ведущих бизнес-тренеров, можно смело утверждать, что мы переживаем настоящий бум развития эмоционального интеллекта.

Теоретики и практики, которые много лет бились над  вопросом, что же определяет успех личности, пришли к выводу, что уровень личных достижений определяется не уровнем классического IQ, не умственными способностями, а способностями эмоциональными, т. е. EQ. Чтобы разобраться, может ли развитие эмоционального интеллекта решить проблемы, связанные с повышением личной эффективности и самореализацией, необходимо понять природу EQ.

В психологии понятие  «эмоциональный интеллект» появилось  относительно недавно. Впервые оно  было введено в обиход в 1990 г. Дж. Мейером и П. Сэловеем, которые определяли эмоциональный интеллект как группу ментальных способностей, способствующих осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих. В 1995 г., после опубликования Дэниелем Гоулманом книги «Emotional Intelligence» («Эмоциональный интеллект») началось активное исследование этого вопроса и делались попытки не только понять природу и закономерности формирования и развития этого явления, но и применить его на практике. В своей книге Дэниель Гоулман определяет эмоциональный интеллект как способ, метод, форму нашего обращения с самими собой и с окружающими.  
 
6.2. Структура EQ.

В структуре EQ выделяют пять основных компонентов: самосознание, самоконтроль, мотивацию, умение ставить себя на место  другого и навыки взаимодействия с людьми.  
Самосознание — основа эмоционального интеллекта. Люди с высокоразвитым самосознанием хорошо знают о своих слабостях и имеют достаточно смелости, чтобы не стесняться говорить о них. Именно поэтому в ходе оценочного интервью у вас могут поинтересоваться, какими слабостями, негативными качествами вы обладаете, и главное, что вы делаете для того, чтобы свести к минимуму их влияние на вашу эффективность.  
Хорошим примером может послужить ситуация с биоритмами. Тот, кто осознает, что он более эффективен во второй половине дня, будет прилагать максимум усилий, чтобы спланировать свой рабочий день с учетом этой особенности (будет стараться назначать важные встречи на послеобеденное время, а утро посвящать менее активным действиям — работе с почтой, подготовке документов и т. д.). Таким образом, осознание своих слабых сторон приводит к более высокой личной эффективности. 
Самоконтроль является следствием высокоразвитого самосознания. Тот, кто хорошо знает и понимает себя, может управлять своими эмоциями и импульсами. В идеале человек с высоким уровнем самоконтроля может не только контролировать свои эмоции, но и направить их энергию в позитивное русло. Эмоции сопровождают нас повсюду, и абсолютно избавиться от их проявлений невозможно, да и не нужно. Гораздо лучше научиться использовать силу эмоций в своих целях. 
Так, развитый EQ позволяет человеку лучше справляться с негативными эмоциями — разобраться в причинах их возникновения и устранить эти причины, вместо того чтобы переживать и страдать от них длительное время. К тому же умение справляться с негативными эмоциями позволяет в любой ситуации сохранить способность действовать на основе рациональных побуждений, а не разрушительных импульсов. 
Мотивация или, скорее, самомотивация — это способности сохранять стремление достичь поставленной цели даже без влияния внешних стимулов. Высокая мотивация к деятельности как реакция на те или иные поощрение со стороны работодателя характеризует абсолютное большинство людей. А вот способность упорно идти к поставленной цели, преодолевая препятствия и находя новые пути и способы действовать ради достижения этой цели, а не ради обещанной награды, встречается гораздо реже. По статистическим данным, около 20% людей способны к самомотивации и требуют лишь небольшой подпитки извне для сохранения продуктивности деятельности. Но есть и хорошие новости. Самомотивацию, как и другие компоненты эмоционального интеллекта, а значит и сам EQ, можно развивать. 
Умение ставить себя на место другого. Это умение необходимо, чтобы хорошо понимать, какие чувства и эмоции ваши действия могут вызвать у другого человека. И это умение кроме определенных способностей, несомненно, требует искреннего желания понять другого человека, поставить себя на его место. Навыки взаимодействия с людьми проявляются в умении налаживать отношения и взаимопонимание с другими, в способности сделать так, чтобы ваша команда слаженно двигалась в нужном направлении. При этом важно не просто быть общительным, но и обладать всеми вышеперечисленными компонентами EQ. Тогда люди, которыми вы руководите, не будут чувствовать принуждения, наоборот, они будут воспринимать цели, которые вы перед ними ставите, как свои собственные. И таким образом будет формироваться и развиваться их самомотивация. 
          Большинство публикаций и исследований, касающихся эмоционального интеллекта, тесно связаны с вопросом лидерства. Их основная идея в том, что лидеру не обязательно иметь выдающиеся способности или высокий уровень IQ — для успешного лидерства вполне достаточно высокого эмоционального интеллекта. Развитый EQ делает человека более решительным, позволяет избавиться от страхов и сомнений и перейти к активным действиям для достижения своей цели. Лидер с высоким уровнем эмоционального интеллекта не манипулирует людьми, он вместе с ними делает одно общее дело. И пусть он достигает цели силами других людей, но его подчиненные не испытывают дискомфорта, потому что искренне разделяют цели своего лидера. 
Таким образом, развитый EQ характеризует эмоционально устойчивую личность, обладающую высоким уровнем мотивации для достижения успеха и умеющую мотивировать подчиненных, что делает этого человека максимально эффективным. Таким образом, можно утверждать, что уровень развития эмоционального интеллекта напрямую связан с личной эффективностью, и чем выше EQ, тем более эффективен и успешен человек. 
 

    1. Оценка уровня EQ.

Как оценить уровень EQ? Наиболее простым методом может  быть внешняя оценка успешности человека, ведь мы определили, что эти две  характеристики находятся в прямой зависимости. Но такой оценки не всегда достаточно. Во-первых, она несколько субъективна. Во-вторых, помимо общей оценки уровня EQ нас может интересовать уровень развития каждой его составляющей, зная который, мы сможем точно определить, в какое русло направить максимум усилий для повышения общего EQ.

Для более глубокой оценки эксперты предлагают два метода: тестирование и оценку методом 360°. Метод 360° основывается на принципе перекрестной оценки, когда вы предлагаете оценить себя всем, с кем непосредственно взаимодействуете: коллегам, подчиненным, руководителям, друзьям и родственникам. Но сначала, учитывая структуру EQ, нужно составить перечень критериев, по которым будет проведена оценка. Например, в блоке «Навыки взаимодействия с людьми» могут быть: «умение слушать», «умение устанавливать контакт», «умение понимать потребности другого» и т. д. Далее по каждому критерию проставляются оценки по шкале, удобной вам. В результате вы сможете определить, какие из компонентов EQ развиты достаточно, а какие требуют дальнейшего усовершенствования. 
Если же вы хотите оценить уровень эмоционального интеллекта без посторонней помощи, но достаточно объективно, подойдет самооценка с помощью тестирования. В приложении приведена методика, предложенная Девидом Рейбаком в книге «Как использовать эмоциональный интеллект в работе».

 
6.4. Развитие EQ.

Определив сильные и  слабые стороны своего EQ, можно перейти  к работе над его развитием. Необходимо оговориться, что процесс это  длительный и непростой. Вряд ли двухдневный  тренинг сможет помочь вам довести  эмоциональный интеллект до совершенства. По мнению экспертов, эта работа должна длиться, как минимум, шесть месяцев, как максимум — на регулярной основе. 
Развитие эмоционального интеллекта — это развитие самосознания, навыков осознания и понимания эмоций, как своих, так и чужих, умения управлять своими и чужими эмоциями и на этой основе строить эффективное взаимодействие с людьми.  
        Первым шагом в развитии EQ будет формирование способности идентифицировать свои эмоции, осознавать их, оценивать их модальность и интенсивность. Для этого полезно периодически задавать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?». Проще всего начинать с базовых состояний: радость, грусть, злость, страх.

Далее можно научиться определять источник эмоции и степень ее интенсивности. Для оценки силы эмоции лучше использовать достаточно широкую шкалу, например от 1 до 10, где:  
1 — минимальная интенсивность, когда управление эмоцией не требует от вас никаких усилий; 
5 — средняя интенсивность, когда вы чувствуете, что эмоциональные проявления начинают выходить из-под контроля, то есть для регулирования эмоции вам необходимо прилагать некоторые усилия;  
10 — очень высокая интенсивность, когда эмоция неуправляема, и вы готовы взорваться от ярости или взлететь до небес от счастья.  
          Такая шкала позволит вам осознать и оценить мельчайшие нюансы ваших ощущений. Это, в свою очередь, поможет научиться сначала только в воображении, а затем и в реальности снижать модальность эмоции до оптимального уровня. 
            Следующий шаг — расширение диапазона эмоций. Для этого можно составить свою азбуку эмоций, т. е. постараться на каждую букву алфавита назвать максимальное количество разнообразных по модальности и интенсивности эмоциональных состояний. Можно также попробовать определять и оценивать эмоциональные состояния других людей.  
Когда вы общаетесь с людьми, читаете книгу, занимаетесь любым приятным и важным для вас делом, фиксируйте свое состояние, старайтесь понять и осознать, что с вами происходит. Учитесь говорить о своих эмоциях, облачать чувства и эмоциональные состояния в слова. Ведь говорить о собственных чувствах и понимать чувства других чрезвычайно трудно. Очень редко люди открыто и честно говорят о своих реакциях на действия других. Большинство из нас сдерживает и подавляет чувства (даже с теми, кто очень важен и дорог нам), поскольку мы боимся обидеть другого, разозлить его или быть отвергнутыми. Не зная, как быть конструктивно открытым, мы просто ничего не говорим, и наш партнер остается в полном неведении относительно нашей реакции на его действия. Точно так же мы ничего не знаем о результате наших собственных действий. Как следствие многие взаимоотношения, которые могли быть продуктивными и приятными, постепенно ухудшаются под грузом накопленных мелких недоразумений, непонимания и обид, о которых никогда открыто не говорилось.

Если научиться осознавать, понимать, выражать и называть свои эмоции, то постепенно этот навык станет привычным и естественным и тогда будет гораздо проще сохранять самообладание в стрессовых ситуациях, на сложных переговорах, в случаях, когда необходимо отстаивать свою позицию. Смысл развития эмоционального интеллекта — выстраивать конструктивные отношения и добиваться успеха в любых ситуациях.

 

  1. Заключение

Изучив очень большое  количество литературы, статей, тезисов, проанализировав все концепции и подходы к проблеме изучения интеллекта, его структуры и развития, я для себя не выбрал ту единственную модель, которая полностью объяснила бы,  привела в соответствие все наработки об интеллекте и дала бы возможность взаимоувязать все взаимодействующие компоненты внутри самой теории об интеллекте.

Неоспоримы, на мой взгляд, лишь безусловные определения и  тезисы:

- в общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения "внутри" индивидуума объективной картины происходящего.

- с психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.

- интеллект человека не является постоянной величиной. Люди то мобилизуются, то расслабляются в интеллектуальном отношении, и это, если не нарушаются общественно выверенные стандарты, нормально. Интеллект, как и все психическое, пластичен.

- заложенные в человеке интеллектуальные возможности корректируются микросредой и историческими колебаниями. Внешние обстоятельства способны как возвысить человека, так и обезмыслить. Реализованный интеллект далеко не всегда равен потенциальному (наследственному).

Наше время, как в узком смысле, так и в широком, очень благосклонно к интеллектуальным задаткам человека. Мы на пути от забитого обывателя до думающего индивида, от заскорузлых общественных ячеек вчерашнего дня до передовых, прогрессивных микросред, олицетворяющих будущее. Тернист, но закономерен путь к разуму. И потому, занимаясь интеллектуальной деятельностью, мы не имеем ни права, ни возможности впадать по этому поводу в пессимизм. Куда продуктивнее уберечь интеллект от подобных напастей и направить силу мысли на организацию прогрессивных начинаний и ускорение истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы

 

  1. А.Анастази. Психологическое тестирование. Кн.1. М: Педагогика, 1982.
  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. Киев: Знание, 1985.
  3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М.Матюшкина. М.: Прогресс, 1965.
  4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: изд-во Моск. ун-та, 1987.
  5. Развитие личности ребенка: пер. с англ./ Общ. ред. А.М.Фонарева. М.: Прогресс, 1987.
  6. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. Крымский С.Б. Киев: Наук. думка, 1989.

7. Талызина Н.Ф., Карпов  Ю.В. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта. М., 1987.

8. М.А. Холодная. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: изд-во Томск. ун-та. Москва: изд-во “Барс”, 1997.

9. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/

10. Козубовский В. М.  Общая психология: личность. Мн., 2008.

      11. Ольга Шаповаленко, Кадровик Украины, 2010.

     12. Искрин В.И. Новая психология., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

13.10.11


Информация о работе Интеллект. Его структура и развитие.