2.3. Пути и средства эстетического
воспитания младших школьников
Эстетическое воспитание
ребенка, как уже отмечалось, начинается
с момента его рождения. В жизни
ребенка имеет воспитательное
значение буквально все: убранство
помещения, опрятность костюма,
форма личных отношений и общения,
условия труда и развлечений
- все это либо привлекает детей,
либо отталкивает. Задача не
в том, чтобы взрослым организовать
для детей красоту окружающей
среды, в которой они живут,
учатся, работают, отдыхают, а в том,
чтобы вовлечь всех детей в
активную деятельность по созиданию
и сохранению красоты. "Только
тогда красота, в созидании
которой ребенок принимает участие,
по-настоящему видна ему, становится
чувственно осязаемой, делает
его ревностным защитником ее
и пропагандистом".
Передовые педагоги
понимают, как важно сочетать
в процессе эстетического воспитания
всю совокупность разнообразных
средств и форм, пробуждающих
и развивающих в школьнике
эстетическое отношение к жизни,
к литературе и искусству. В
школе должно обращаться внимание
не только на содержание школьных
предметов, но и на средства
действительности, на факторы, оказывающие
влияние на эстетическое развитие
личности.
Одним из таких факторов
является эстетизация среды, отмеченная
в работе Г.С. Лабковской.
Главная задача эстетизации
среды обитания по ее мнению сводится
к "достижению гармонии между создаваемой
человеком "второй природой" и естественной
природой. Проблема эстетизации среды
обитания органически связана с решением
одной из сложных и насущных проблем совершенного
человечества - проблемы рационального
использования природных богатств и охраны
окружающей среды. Когда человек остается
наедине с природой, как раз и раскрывается
истинное лицо его эстетической культуры.
Изучение ребятами законов развития природы,
умение видеть многообразие ее форм, постижение
ее красоты - это главное, чему должна научить
школа".
Следующий фактор эстетического
развития личности - эстетизация быта
- выделяется в работах А.С. Макаренко,
Г.С. Лабковской, К.В. Гавриловец и др.
А.С. Макаренко в
своей педагогической работе
уделял огромное внимание этому
фактору: "Коллектив надо украшать
и внешним образом. Поэтому
я даже тогда, когда коллектив
наш был очень беден, первым
делом всегда строил оранжерею.
И обязательно розы, не какие-нибудь
дрянные цветочки, а хризантемы, розы".
"С эстетической точки зрения быт, можно
сказать, является лакмусовой бумажкой
уровня развития эстетического развития
личности, группы или коллектива. Материальная
среда быта, ее духовность или бездуховность,
- показатель соответствующих качеств
создавших ее людей", - отмечает Г.С.
Лабковская.
Особое значение эстетики
быта, в эстетическом воспитании
отмечает и К.В. Гавриловец в своей
работе «Нравственно-эстетическое воспитание
школьников». "Эстетика школьного быта
- это обстановка классов, кабинетов, залов,
коридоров и т.д. Убранство вестибюля,
оформление отрядного уголка, стендов
- все это либо молчаливые помощники педагога
в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном
воспитании школьников, либо его враги".
Если ребенка с первого класса и до окончания
школы окружают вещи, отличающиеся красотой,
целесообразностью, простотой, то в его
жизнь подсознательно входят такие критерии,
как целесообразность, упорядоченность,
чувство меры, т.е. критерии, которые позднее
определят его вкусы и потребности.
Если в кабинете
месяцами висит небрежно оформленная
газета, если классный уголок
не несет новой, интересной
необходимой информации, если не
уделяется должного внимания
чистоте кабинета, у школьников
постепенно складывается установка
на терпимое отношение к излишествам,
небрежности.
Эстетика поведения
и внешнего облика, - не менее
значимый фактор эстетического
воспитания. Здесь существенное
влияние на детей оказывает
непосредственно личность учителя.
Как отмечает К.В. Гавриловец:
"В своей работе, учитель влияет на воспитанников
всем своим внешним обликом. В его костюме,
прическе проявляется эстетический вкус,
отношение к моде, которое не может не
влиять на вкусы юных. Модный и в то же
время деловой стиль в одежде, чувство
меры в косметике, выборе украшений помогают
формировать у подростков правильный
взгляд на соотношение внешнего и внутреннего
в облике человека, вырабатывать у них
"нравственно-эстетический критерий
достоинства человека".
А.С. Макаренко также
уделял большое внимание внешнему
виду и утверждал, что у учеников
"ботинки должны быть всегда
почищены, без этого какое может
быть воспитание? Не только зубы,
но и ботинки. На костюме
не должно быть никакой пыли.
И требование прически… серьезные
требования надо предъявлять
к каждому пустяку, на каждом
шагу - к учебнику, к ручке, к
карандашу".
Об эстетике поведения,
или культуре поведения много
говорил В.А. Сухомлинский. В культуру
поведения он включает и "культуру общения:
общение между взрослыми и детьми, а также
общение в детском коллективе". "Сила
воспитательного воздействия внутриколлективных
отношений на эстетическое развитие личности
заключается в том, что опыт общения, даже
если он недостаточно осознается, глубоко
переживается человеком. Это переживание
"себя среди людей", стремление занять
желаемое положение среди них является
мощным внутренним стимулом формирования
личности".
Благополучное эмоциональное
самочувствие, состояние защищенности,
как назвал его А.С. Макаренко,
стимулирует наиболее полное
самовыражение личности в коллективе,
создает благоприятную атмосферу
для развития творческих задатков
школьников, обнажает красоту чутких
отношений друг к другу. В
качестве примера прекрасных
эстетических отношений можно
рассматривать такие отношения,
как дружба, взаимопомощь, порядочность,
верность, доброта, чуткость, внимание.
Участие детей вместе со взрослыми
в отношениях самого различного достоинства
накладывает глубокий отпечаток на детскую
личность, делая их поведение прекрасным
или безобразным. Через всю совокупность
отношений и осуществляется формирование
нравственно-эстетического облика ребенка.
Важнейшим источником
эмоционального опыта школьников
являются внутрисемейные отношения.
Формирующее и развивающее значение
семьи очевидно. Однако не все
современные семьи обращают внимание
на эстетическое развитие своего
ребенка. В таких семьях довольно
редко происходят разговоры о
красоте окружающих нас предметов,
природы, а о походах в театр,
музей не может быть и речи.
Классный учитель должен помочь
таким детям, постараться восполнить
недостаток эмоционального опыта,
особой заботой в классном
коллективе. Задачей классного руководителя
является проведение бесед, лекции
с родителями по эстетическому
воспитанию подрастающего поколения.
Помимо воздействия
на ребенка средств окружающей
действительности, эстетическое воспитание
осуществляется целенаправленно
в школе. По словам Д.К. Ушинского
каждый предмет в школе может
эстетически воспитывать: «в любом
предмете есть более или менее
эстетический элемент». Любой предмет,
будь то математика, физкультура,
природоведение вызывает в школьнике
определенные эмоции посредством
своего материала. Чтобы стать
средством эстетического воспитания
учителю достаточно творчески
подойти к предмету своей науки,
пробудить творческий интерес
к нему школьников. «Многие естественнонаучные
понятия (гармония, пропорция, мера
симметрия и другие) имеют непосредственное
эстетическое содержание. Можно рассматривать
пропорциональность различных прямоугольников,
гармонические колебания, формы кристаллов,
типы математических доказательств, физические,
химические и математические формулы,
- во всех этих случаях можно обнаружить
красоту и гармонию, то есть проявление
эстетического». Кроме того, опытные педагоги
отмечают, что «объяснение нового естественнонаучного
термина и одновременное определение
в нем эстетического элемента является
одним из способов развития познавательной
активности школьников. Процесс обучения
приобретает для школьников привлекательные
черты, абстрактный научный термин становится
понятным. Все это способствует развитию
интереса к самому предмету».
Одним из важных
источников эстетического опыта
школьников является разнообразная
внеклассная и внешкольная работа.
В ней удовлетворяются насущные
потребности в общении, и происходит
творческое развитие личности. На
внеклассных мероприятиях дети
имеют большие возможности для
самопроявления. Отечественная школа
накопила большой опыт по эстетическому
воспитанию школьников в процессе внеклассной
и внешкольной деятельности. Большой практический
опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко
и С.Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных
учреждениях ребята принимали широкое
участие в подготовке самодеятельных
спектаклей, творческих драматических
импровизаций. Воспитанники часто слушали
художественные произведения и музыку,
посещали и обсуждали театральные постановки
и кинофильмы, работали в изокружках и
студиях, проявляли себя в различных видах
литературного творчества. Все это служило
действенным стимулом развития лучших
черт и качеств личности.
Таким образом, средства
и формы эстетического воспитания
весьма разнообразны начиная
от предметов естественно-математического
цикла в школе и заканчивая
«шнурками на ботинках». Эстетически
воспитывает буквально все, вся
окружающая нас действительность.
В этом смысле к важным источникам
эстетического опыта детей относится
и искусство, так как: "Искусство
является наиболее концентрированным
выражением эстетического отношения
человека к действительности
и поэтому играет ведущую роль
в эстетическом воспитании".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
У младших школьников
необходимо развивать чувство
красоты, гармонии цвета, линий,
формы. Рисование дает ребенку
основы представления о гармоничном.
Хорошо, когда ребенок переносит на бумагу
то, что он видел в природе, на улице, в
классе, у себя в комнате, в пионерском
лагере.
Рисуя, младший школьник
учится видеть яркие солнечные
цвета, такие веселые, что разглядывать
их приятно и хорошо. Ребенок узнает,
что сильное впечатление производят определенные
сочетания цветов, например сочетание
светло-зеленого с теплым красным цветом
выглядит особенно радостным и светлым.
Он узнает, что некоторые сочетания цветов
выглядят мрачно — например, сочетание
черного с фиолетовым и т. д.
Хорошо объяснить детям,
какие цвета подходят друг
к другу, а какие не подходят.
Это можно показать на рисунках,
а также на примерах хорошего
сочетания цветов в одежде, в
оформлении класса.
Эстетические чувства
младших школьников успешно формируются
в процессе знакомства с природой.
Это наилучшим образом осуществляется
в тех случаях, когда одновременно
дети изучают произведения искусства
и наблюдают природу. После
показа произведений искусства,
слушания музыки, чтения стихотворений,
рассказов и т. д. надо совершать
с детьми экскурсии в природу.
Искусство поможет увидеть прекрасное
в природе, а природа научит
учащихся лучше видеть, слышать
и понимать произведения искусства.
Глубокие эстетические
переживания волнуют и всегда
обогащают ребят чем-то новым.
Чувство эстетического может
формироваться у детей не только
в связи с изучением произведений
искусства, но и при восприятии
прекрасной, аккуратно выполненной
работы, красивого (внешне и внутренне)
поведения человека. К. Маркс говорил
о том, что предметы искусства
создают публику, способную наслаждаться
красотой. Здесь происходит двусторонний
процесс: человек создает красивые
вещи, а красивые вещи в свою
очередь «создают», воспитывают
человека, способного восхищаться
ими, радоваться им. Привыкая обращать
внимание на все красивое, человеческий
глаз уже невольно ищет его
всюду и меньше ошибается. Радуясь
прекрасному, человек глубже и оптимистичнее
воспринимает жизнь.
Воспитанию эстетических
чувств у детей необходимо
уделять серьезное внимание с
первых дней обучения в школе.
Детей надо учить воспринимать
и понимать художественные произведения,
иначе у них могут возникнуть
и развиться неправильные мещанские
представления о красивом — любовь
к крикливости, вычурности в одежде, к
пошлым стихам, песенкам и т. д.
Эстетическое воспитание
молодого поколения должно опираться
на постоянное и систематическое
общение детей с различными
видами искусства. Лишь при
этом условии у людей формируются
глубокие и устойчивые эстетические
чувства.
Систематическое упражнение
эстетических чувств имеет особенно
большое значение для всестороннего
развития ребенка, для воспитания
всех чувств младшего школьника.
Основное в воспитании чувств
ребенка — научить его управлять
своими чувствами, научить сдерживать
свой гнев, бурное раздражение,
а иногда и бурное веселье.
Это достигается только тренировкой,
упражнением. Путем упражнения
развивается и совершенствуется
у ребенка чувство долга. Начинаются
эти упражнения с малого: «я
должен сначала выучить урок,
а потом идти гулять»,— это
уже зачатки чувства долга.
Так путем систематического упражнения
формируются у младшего школьника
даже самые высокие чувства.
Упражнение чувств содействует
формированию более совершенных
отношений человека к окружающему
миру, природе и человеческому обществу.