Искусство как средство эстетического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление возможностей искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза - эстетическое воспитание эффективно, если использовать в учебной деятельности средства искусства, а именно средства изобразительного искусства, музыки, литературы, архитектуры.
Объект исследования - эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования - использование средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня интереса младших школьников к искусству.
3. Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами искусства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность эстетического воспитания младших школьников
1.2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
1.3. Реализация эстетического воспитания средствами искусства на уроках художественного цикла
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования особенностей эстетических чувств в младшем школьном возрасте
2.3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая-образец.docx

— 46.08 Кб (Скачать файл)

 Следующая особенность  эстетического воспитания в младшем  школьном возрасте связана с  изменениями, происходящими в  сфере познавательных процессов  школьника.

 Например, формирование  эстетических идеалов у детей,  как части их мировоззрения,  сложный и длительный процесс.  Это отмечают все педагоги  и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные  отношения, идеалы претерпевают  изменения. В отдельных условиях  под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных  потрясений идеалы могут претерпевать  коренные изменения. «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме», - отмечает в своей работе Б.Т. Лихачев.

 Для дошкольного и  младшего школьного возраста  ведущей формой знакомства с  эстетическим идеалом является  детская литература, мультипликационные  фильмы и кино.

 Книжные, мультипликационные  или герои кино, будь то люди, звери, или фантастические вымышленные  существа, наделенные человеческими  качествами, являются носителями  добра и зла, милосердия и  жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания маленький  ребенок становится приверженцем  добра, симпатизирует героям, ведущим  борьбу за справедливость против  зла. «Это уже, безусловно, формирование  идеала как части мировоззрения  в той своеобразной форме, которая  позволяет малышам легко и  свободно войти в мир общественных  идеалов. Важно только, чтобы первые  идеальные представления ребенка  не оставались на уровне лишь  вербально-образного выражения. Надо постоянно, всеми средствами побуждать детей к тому, чтобы они в своем поведении и деятельности приучались следовать любимым героям, реально проявляли и доброту, и справедливость, и способность изображать, выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках».

 С младшего школьного  возраста происходят изменения  в мотивационной сфере. Мотивы  отношения детей к искусству,  красоте действительности осознаются  и дифференцируются. Д.Б. Лихачев  отмечает в своей работе, что  к познавательному стимулу в  этом возрасте добавляется новый,  осознанный мотив. Это проявляется  в том, что одни ребята относятся  к искусству и действительности  именно эстетически. Они получают  удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра  фильма. Они еще не знают, что  это и есть эстетическое отношение.  Но в них сформировалось эстетическое  отношение к искусству и жизни.  Тяга к духовному общению с  искусством постепенно превращается  для них в потребность.

 Другие дети общаются  с искусством вне собственно  эстетического отношения. Они  подходят к произведению рационалистически:  получив рекомендацию прочитать  книгу или посмотреть фильм,  они читают и смотрят их  без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь  о нем общее представление.  А бывает, что читают, смотрят  или слушают из престижных  соображений. Знание педагогом  истинных мотивов отношения детей  к искусству помогает сосредоточить  внимание на формировании подлинно  эстетического отношения.

 Чувство красоты природы,  окружающих людей, вещей создает  в ребенке особые эмоционально-психические  состояния, возбуждает непосредственный  интерес к жизни, обостряет  любознательность, мышление, память. В  раннем детстве ребята живут  непосредственной, глубоко эмоциональной  жизнью. Сильные эмоциональные переживания  надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы  и стимулы поведения, облегчают  процесс выработки убеждений,  навыков и привычек поведения.  В работе Н.И. Киященко довольно четко подчеркивается, что «педагогическое использование эмоционального отношения ребенка к миру - один из важнейших путей проникновения в детское сознание, его расширения, углубления, укрепления, конструирования". Он также отмечает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. "В эмоциональном отношении человека к тому или иному явлению выражается степень и характер развитости его чувств, вкусов, взглядов, убеждений и воли».

  Таким образом, младший  школьный возраст - это особенный  возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни  школьника играет учитель. Пользуясь  этим, умелые педагоги способны  не только основать прочный  фундамент эстетически развитой  личности, но и посредством эстетического  воспитания заложить подлинное  мировоззрение человека, ведь именно  в этом возрасте формируется  отношение ребенка к миру и  происходит развитие сущностных  эстетических качеств будущей  личности.

 

1.3. Реализация эстетического  воспитания средствами искусства  на уроках

 В школе встреча  детей с произведениями искусства  происходит в основном на уроках  художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются  основными в системе эстетического  воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству.

 В своей сущности  предметы художественного цикла,  именно как предметы школьного  обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное  единство самого искусства, его  теории и истории, навыков практического  творчества.

 В школе преподают  не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как  таковые, а учебные предметы  по искусству, решающие задачи  всестороннего развития и воспитания  школьников, объединяющие в себе  элементы собственно искусства,  науки о нем и навыки практической  деятельности.

 Литература включает  в себя искусство художественного  слова, историю литературы, науку  о литературе - литературоведение  и навыки литературной художественно-творческой  деятельности.

 Музыка как интегративный  предмет органически вбирает  в себя изучение собственно  музыкальных произведений, историю,  теорию музыки, а также простейшие  навыки исполнительства в области  пения и игры на музыкальных  инструментах.

 Изобразительное искусство  как комплексный предмет объединяет  познание самих художественных  произведений, элементы искусствознания,  теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического  изображения, изобразительной грамоты  и творческого самовыражения.

 Рассмотрим воспитательно-образовательные  возможности каждого из элементов,  составляющих содержание школьного  учебного предмета по искусству.

 Основным и главным  элементом литературы как учебного  предмета является, конечно, само  искусство — произведения художественного  слова. В процессе занятий литературой  ребенок совершенствует и навыки  чтения, учится эстетическому освоению  художественных произведений, усваивает  их содержание и развивает  свои психические силы: воображение,  мышление, речь. Развитие навыков  чтения, способности эстетического  восприятия, аналитического и критического  мышления — решающие средства  наиболее эффективного достижения  воспитательной цели.

 «Художественная литература  — органическая часть искусства  как формы общественного сознания  и выражения эстетического отношения  человека к действительности».  Она связана со всеми видами  искусства, составляет основу  многих из них, дала жизнь  таким искусствам, как театр и  кино, ее широко использует изобразительное  искусство и хореография. Процесс  восприятия и постижения подлинного  литературного произведения доставляет  читателю эстетическое наслаждение,  влияет на духовный мир личности, формирование ее потребностей, мотивов  поведения, способствует развитию  ее мыслительных процессов, расширяет  кругозор человека, углубляет его  познания.

 Литература обеспечивает  и собственно литературное развитие. Оно означает хорошее знание  основных художественных произведений, умение применять законы общественной  жизни к анализу литературных  явлений. Это умение особенно  потребуется школьнику в жизни,  когда возникнет необходимость  самостоятельно дать оценку любому  художественному произведению, защитить  свою позицию, убедить других  в своей правоте. Школа развивает  подлинный художественный вкус, учит глубокому анализу произведений  искусства с позиций эстетики.

 Велика роль литературы  в использовании свободного времени  школьников. Чем бы они ни увлекались, интерес к литературе для большинства  остается постоянным. Чтение не  только обогащает духовную жизнь.  Оно создает ничем не заменимую  разрядку. Психика человека испытывает  немалые перегрузки. Литература  вводит его в новый мир. Он  переживает эмоциональное напряжение, отличное от обычного жизненного, и отдыхает, наслаждаясь игрой  творческого воображения.

 Другой важнейший предмет  художественного цикла в школе  — «Музыка». Известный детский  композитор и автор программы  по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность этого предмета: «Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества». Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В содержание предмета «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Другой известный педагог Ю.Б. Алиев пишет: «Урок музыки дает осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки».

 Ведущей задачей на  уроке музыки, отмечают Л.Г. Дмитриева  и Н.М. Черноиваненко, авторы учебника «Методика музыкального воспитания в школе», - является «формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку».

 Наконец, третий учебный  предмет художественного цикла  в школе — «Изобразительное  искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. «Произведения изо, декоративного искусства, архитектуры зримы, вещны, они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе, в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки, интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических потребностей».

 Таким образом, учитывая  эстетическую сущность самого  искусства и то, что именно  программы по предметам художественного  цикла ставят перед собой задачи  эстетического развития ребенка,  можно сделать вывод, что в  рамках школьной программы искусство  является основным средством  эстетического воспитания. Эта мысль  также отмечается в работах  Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В  МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Организация и методы  исследования

 Выводом теоретической  части работы стало положение  о том, что искусство является  основным средством эстетического  воспитания. В данной главе мы  представим исследование, проведенное  нами с целью выявления возможностей  искусства в эстетическом воспитании  младших школьников на практике.

 При разработке методики  исследования были определены  его гипотеза, задачи, методы и  приемы.

 Исследование особенностей  педагогической эстетического воспитания  младших школьников проводилось  в несколько этапов, в основу  выделения которых была положена  система организационно-методических  средств и принципов исследования.

  Первый этап – поисковый.  На этом этапе проведен теоретический  анализ специальной литературы  по вопросам эстетического воспитания  младших школьников. Помимо этого  был определен научно-исследовательский  аппарат и составлен план эмпирического  исследования.

  Второй этап – эмпирический. На данном этапе проводилось  непосредственно исследование уровня  эстетического воспитания. Проведена  математическая обработка полученных  данных.

Информация о работе Искусство как средство эстетического воспитания