Третий этап – обобщающий.
Обобщены и систематизированы
полученные результаты исследования,
уточнены теоретические выводы.
Исследование проводилось
в МОУ «Основная общеобразовательная
школа №36». В обследовании
участвовало 30 человек.
Выявление возможностей
искусства, как основного средства
эстетического воспитания младших
школьников явилось предметом
настоящего исследования.
В ходе работы над
теоретической частью была сформулирована
следующая гипотеза: эстетическое
восприятие художественных произведений
различных видов искусства (музыки,
живописи, архитектуры и др.) позволит
сформировать у детей эстетическое
отношение к искусству и жизни,
будет способствовать не только
эстетическому, но и интеллектуальному,
творческому, духовному развитию
ребенка.
Искусство как средство
эстетического воспитания в начальной
школе реализуется на уроках
художественного цикла (музыке, изобразительном
искусстве, литературе или чтении).
В ходе анализа работы учителей
была выявлена следующая особенность.
На уроках изобразительного искусства
предпочтение отдается, прежде всего,
преподаванию изобразительной грамоты,
то есть рисованию; на музыке
– хоровому пению; на чтении
– выразительному чтению, то есть
совершенствованию практических
навыков. Совсем не уделяется
внимание познанию самих художественных
произведений, а если это и
происходит, то лишь на поверхностном
уровне. В теоретической части
мы отмечали, как важно правильно
подходить к восприятию художественного
произведения.
Кроме того, отсутствие
на уроке художественного цикла
теоретического материала об
искусстве, его видах, представителях,
художественных произведениях является,
на наш взгляд, главным его
недостатком
Методика Симоновой .Анкетирование
детей.
Детям была предложена
система вопросов (Приложение 1).
Результаты были следующие.
В данном классе дети за
пределами школы, то есть самостоятельно,
довольно часто посещают культурные
учреждения. Они с удовольствием
ходят туда. На вопрос «Нравится ли
тебе посещать театры, музеи выставки,
концерты?» «да» ответило 23 человека, «не
очень» - 3 человека. 14 человек считают,
что этого достаточно, чтобы быть культурным
человеком, и, между тем, 24 человека хотели
бы бывать там чаще.
Несмотря на такой
неподдельный интерес младших
школьников к различным видам
искусства, у них все же наблюдается
ограниченность в знаниях непосредственно
о самом искусстве. Так на
вопрос «Что ты знаешь об
искусстве?» честно признались
«не знаю» или «не помню» 13
человек, «много» ответили 5 человек,
не распространяя свой ответ,
и лишь 8 человек попытались дать
развернутый ответ, более или
менее правильными из которых
были только три: Искусство
- это когда человек творит
картины, рисует их», «В искусстве
есть несколько жанров», «Искусство
– это умение что-нибудь делать».
Понимая свою ограниченность
в знаниях этой области, лишь
4 человека из класса не хотели
бы обогатить свои знания в области искусства.
На вопрос «Хотел бы ты больше узнать об
искусстве?» они ответили отрицательно.
Однако, на вопрос «Нравятся ли тебе книги,
передачи об искусстве?» «да» ответило
лишь 11 человек – меньше половины класса.
Мы можем объяснить это тем, что, несмотря
на обилие разнообразной литературы для
детей в наше время, книг по искусству
адаптированных для младшего школьного
возраста мало. В основном такие книги
рассчитаны на более старшую аудиторию.
Об этом говорит и ответ Олеси Козловой,
в котором она пишет, что таких книг она
просто не видела.
На вопрос о введении
нового урока искусства мнения
класса разделились. Положительно
отреагировала лишь половина
класса
(14 человек), 2 человека написали
«не очень» и «нет» – 10 человек.
В ходе беседы с
учениками ответившими «нет»
выяснилось, что в основном они
считают, что такой новый урок
искусства будет скорее скучным
и поэтому они не хотели
бы его введения. Примечательно,
что из 10 человек ответивших «нет»
девять – мальчики, причем в
учебе стоящие не на первом
месте. И, как нам кажется,
они были не против введения
именно предмета искусства, а
вообще против введения еще
одного нового урока. В этом
ответе проявилось их отношение
к учебе в целом.
Таким образом, проведя
анкетирование, мы выяснили, что
интерес младших школьников к
искусству довольно высок. Им
нравиться не только ходить
в театр на представления, посещать
различные выставки или цирк,
но они также хотели бы больше
узнать о самом искусстве. Возникает
противоречие между потребностью
в знаниях у младших школьников
с одной стороны и невозможностью
их получения – с другой. Один
из выходов в данной ситуации
мы видим в введении элементов искусствоведения
в уроки художественного цикла: музыку,
изобразительное искусство, литературу.
Цель следующего этапа
- выявить возможности средств
искусства в эстетическом воспитании
младших школьников. Для этого
мы провели наблюдения за детьми
на уроке по эстетическому
воспитанию, где основным средством
воспитания были произведения
искусства. В литературе педагоги
обращают внимание на некую
особенность, которую нужно знать
учителю при знакомстве детей
с искусством. Оказывается, учителю
самому мало знать сущность
искусства. Учитель должен помнить
и понимать, что он выступает
посредником между ребенком и
обширным прекрасным миром искусства.
«Педагогическая задача учителя
состоит в такой организации
процесса познания искусства,
которая способствует естественному
и органическому проявлению собственных
духовных сил ребенка». Работа
учителя по знакомству детей
с искусством должна быть системной
и правильно организованной.
«Правильная организация
урока предполагает: четкую постановку
цели занятия, пробуждение у
школьников интереса к теме
урока, использование методов,
активизирующих логическое и
образное мышление, самодеятельность
учащихся, а также их собственную
оценочную деятельность, своевременную
помощь слабым, благожелательное
отношение учителя к ученику,
справедливую оценку их деятельности».
Основной образовательной
задачей урока было познакомить
детей с понятием «искусство»
и с видами искусства на
конкретных примерах художественных
произведений. Воспитательной задачей
явилось воспитывать интерес
у младших школьников к искусству.
Развивающей – способствовать развитию
эстетических качеств младшего школьника.
Перед уроком детям было
предложено подготовить сообщения на
заданные темы по искусству. Желающих
было множество – все темы оказались разобраны.
Кроме того, дети принести картинки с интересными
архитектурными сооружениями. Эти задания
обеспечили самостоятельную поисковую
работу учеников.
Урок проходил в
форме «Путешествия в страну
Прекрасного», что создало дополнительный
эмоциональный настрой.
Деятельность на уроке
была весьма разнообразной: дети
слушали музыку, рассматривали картины,
выступали с докладами, слушали
друг друга, участвовали в обсуждении
задаваемых вопросов. Скучать было
некогда.
Урок прошел на высокой
эмоциональной ноте. Когда прозвенел
звонок никто не спешил расходиться, настолько
все были увлечены уроком. Впоследствии
этот настрой сохранился на весь день.
А это самый главный результат. Как мы
уже отмечали выше, именно эмоциональные
реакции и состояния ребенка являются
критерием действенности эстетического
воспитания. Показатель действенности
этого урока был действительно высок.
Результативность этого
урока несомненна: средства искусства
действительно могут оказывать
на младшего школьника свое
неограниченное воздействие. Правильно
организованный, нацеленный на ребенка
урок, вызывает неподдельный интерес
и отклик в каждом ученике.
Эмоционально насыщенный материал
оставляет глубокий отпечаток
в душе ребенка, который в
будущем станет основой становления
эстетического вкуса, идеала, отношения,
переживания, а со временем
эстетическое чувство к искусству
отложит свой отпечаток и на
отношении к жизни, действительности.
С эстетическим развитием происходит
и духовное развитие человека.
То, что сегодня ребенок воспринимает
эмоционально, завтра перерастет
в осознанное отношение и к
искусству и к жизни.
Таким образом, средства
искусства при правильной организации
и подаче их ученику действительно
способствуют его эстетическому,
интеллектуальному и духовному
развитию.
Для определения уровня
эстетического развития использовали
методику «Нелепица».
При помощи этой
методики оцениваются элементарные
образные представления, ребенка
об окружающем мире и о логических
связях и отношениях, существующих
между некоторыми объектами этого
мира: животными, их образом жизни,
природой. С помощью этой же
методики определяется умение
ребенка рассуждать логически
и грамматически правильно выражать
свою мысль.
Процедура проведения
методики такова. Вначале ребенку
показывают картинку, на которой
имеются несколько довольно нелепых
ситуаций с животными. Во время
рассматривания картинки ребенок
получает инструкцию примерно
следующего содержания: «Внимательно
посмотри на эту картинку и
скажи, все ли здесь находится
на своем месте и правильно
нарисовано. Если что-нибудь тебе
покажется не так, не на месте
или неправильно нарисовано, то
укажи на это и объясни, почему
это не так. Далее ты должен
сказать, как на самом деле
должно быть».
Обе части инструкции
выполняются последовательно. Сначала
ребенок просто называет все
нелепицы и указывает их на
картинке, а затем объясняет, как
на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и
выполнения задания ограничено
тремя минутами. За это время
ребенок должен заметить как
можно больше нелепых ситуаций
и объяснить, что не так,
почему не так и как на
самом деле должно быть. Оценка
результатов
10 баллов - такая оценка
ставится ребенку в том случае,
если за отведенное время (3
мин) он заметил все 7 имеющихся
на картинке нелепиц, успел
удовлетворительно объяснить, что
не так, и, кроме того, сказать,
как на самом деле должно
быть.
8-9 баллов - ребенок заметил
и отметил все имеющиеся нелепицы, но от
одной до трех из них не сумел до конца
объяснить или сказать, как на самом деле
должно быть. 6-7 баллов - ребенок заметил
и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре
из них не успел до конца объяснить и сказать,
как на самом деле должно быть.
4-5 баллов - ребенок заметил
все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из
них не успел за отведенное
время до конца объяснить и
сказать, как на самом деле
должно быть.
2-3 балла - за отведенное
время ребенок не успел заметить
1 – 4 из 7 имеющихся на картинке
нелепиц, а до объяснения дело
не дошло.
0-1 балл - за отведенное
время ребенок успел обнаружить
меньше четырех из семи имеющихся
нелепиц.
Замечание. 4 и выше
балла в этом задании ребенок
может только в том случае,
если за отведенное время он
полностью выполнил первую часть
задания, определенную инструкцией,
т.е. обнаружил все 7 нелепиц,
имеющихся на картинке, но не
успел или назвать их, или объяснить,
как на самом деле должно
быть.
Выводы об уровне
развития
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов -средний.
2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.
Как видно из таблицы
2.1., уровень эстетического развития
детей одинаково невысок. Многие
дети плохо справились с заданием.
Практически все дети находятся
на одинаковом уровне развития,
поскольку расхождение в баллах
очень незначительны. Выявленный
в ходе исследования уровень
развития является недостаточным,
т.к. работа осуществлялась без
комплексного подхода, мало места
уделялось экскурсиям, наблюдениям
и практической деятельности, отсутствовало
разнообразие методов, форм занятий.
2.2. Результаты исследования
особенностей эстетических чувств
в младшем школьном возрасте
Проблема эстетического
воспитания довольно полно разработана
в отечественной и зарубежной
литературе. По результатам нашего
исследования мы можем сделать
следующие выводы. Эстетическое
воспитание действительно занимает
важное место во всей системе
учебно-воспитательного процесса, так
как за ним стоит не только
развитие эстетических качеств
человека, но и всей личности
в целом: ее сущностных сил,
духовных потребностей, нравственных
идеалов, личных и общественных
представлений, мировоззрения.
Все эти качества
в человеке развиваются под
воздействием различных факторов.
Воспитательное значение имеет
и природа, и труд, и окружающая
нас действительность: быт, семья,
межличностные отношения, - все, что
может быть прекрасным. Как основной
носитель прекрасного, искусство
также является средством эстетического
воспитания.
Воздействие эстетических
явлений жизни и искусства
на личность может проходить
как целенаправленно, так и
спонтанно. В этом процессе
огромную роль играет школа.
В учебном плане закреплены
такие предметы как изобразительное
искусство, музыка, литература, основой
которых является искусство. Это не случайно.
Анализируя литературу, мы сделали вывод,
что искусство является основным средством
эстетического воспитания. Исследование
показало, что и познавательный интерес
к искусству у младших школьников довольно
велик, а наличие интереса - это первое
из условий успешного воспитания. Кроме
того, материал по искусству обладает
большим эмоциональным потенциалом, будь
то музыкальное произведение, литературное
или художественное. Именно сила эмоционального
воздействия является путем проникновения
в детское сознание, и средством формирования
эстетических качеств личности.
Таким образом, наша
гипотеза, заявленная в начале
работы, подтвердилась. Действительно,
средства искусства, используемые
в учебно-воспитательном процессе,
являются эффективным средством
эстетического воспитания младших
школьников. Опытные педагоги, зная
это, способны посредством искусства
воспитать подлинные эстетические
качества личности: вкус, способность
оценивать, понимать и творить
прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись
с тем, что учителя мало пользуются искусством
в целях эстетического развития ребенка,
уделяя больше времени и сил развитию
практических навыков. Это недопустимо,
так как без ориентации на подлинные духовные
и художественные ценности, эстетическое
воспитание и развитие личности будет
неполноценным. На наш взгляд, реализуя
полноценное эстетическое воспитание
ребенка в младшем школьном возрасте,
учитель обеспечивает в будущем становление
такой личности, которая будет сочетать
в себе духовное богатство, истинные эстетические
качества, нравственную чистоту и высокий
интеллектуальный потенциал.