Иследование обучаемости дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является выявление особенностей обучаемости старших дошкольников.
Для достижения указанной цели выдвигаются следующие задачи исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме;
- анализ содержания термина «обучаемость» и раскрытие теоретических аспектов исследования обучаемости старших дошкольников,
- выявить особенности обучаемости старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Курсовая 7 мая.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Приложение

 

 

 

 

 

                                                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы по исследованию обучаемости старших дошкольников заключается, прежде всего, в том, что обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой- либо конкретно образовательной системы.

Особо актуальным в настоящее время является формирование способностей самостоятельно приобретать новые знания и применять их в различных меняющихся условиях жизни. Научной основой для решения этой задачи является углубленное изучение закономерностей как возрастного, так и индивидуального развития психики детей, прежде всего их личностной деятельности.

В настоящее время данный институт достаточно хорошо проработал в теории психологии и педагогики, но с практической реализацией возникают серьёзные проблемы в связи с большими изменениями в системе современного начального образования. Новое содержание и новая структура начального образования обусловили выдвижение повышенных требований к уровню готовности старших дошкольников к школе.

В структуру обучаемости входят не только познавательные процессы (мышление, память, восприятие, воображение, внимание), но и эмоционально- волевые. По мнению М.М.Дьяченко, обучаемость- это индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения .

Проблеме обучаемости старших дошкольников посвящено немало работ таких известных психологов и педагогов, как Д.Н.Богоявлинский, Е.Н.Кабамова-Меллер, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, А.К.Маркова, З.И.Калмыкова и др.

Целью нашего исследования является выявление особенностей обучаемости старших дошкольников.

Для достижения указанной цели выдвигаются следующие задачи исследования:

- анализ психолого-педагогической  литературы по заявленной проблеме;

- анализ содержания термина  «обучаемость» и раскрытие теоретических  аспектов исследования обучаемости  старших дошкольников,

- выявить особенности обучаемости старших дошкольников.

Методы исследования:

1. анализ психолого-педагогической литературы;

2. экспериментальные методики, в  частности, методика «сапожки»;

3. методы математической статистики.

Структура курсовой работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты исследования обучаемости дошкольников

1.1.Анализ термина «обучаемость»

Дошкольный возраст настолько насыщен событиями и значимыми изменениями в психике ребёнка, что весь период подразделяют на младший дошкольный возраст 3-5 лет и старший дошкольный возраст 5-7 лет. В старшем дошкольном возрасте дети очень хотят учиться, узнавать, уметь - просят, чтобы взрослые научили их тому, что умеют делать сами.

В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребёнка, разнообразны формы общения и обучения, в результате чего происходит совершенствование психологических процессов.

Основная цель перестройки современного образования ориентирована на развитие индивидуальных психических ресурсов дошкольника. Одной из приоритетных задач образовательной системы выступает не только интеллектуальное воспитание, основанное на умножении и обогащении ментального опыта каждого учащегося, но и на достижение общего позитивного результата в обучении, и развитие личности. Это возможно только при учёте возрастных, индивидуальных особенностей познавательной деятельности дошкольника, их обучаемости.

Проблеме обучаемости, как усвоению у дошкольников знаний, формированию у них умений, посвящено немало исследований отечественных психологов и педагогов: (Д.Н.Богоявлинский, Е.Н.Кабанова-Меллер, Л.Н.Ланда, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, В.И.Решетников, А.К.Маркова, З.И.Калмыкова, Б.В.Зейгарник,  В.Д.Небылицын и другие).[38,с.24]                                                                                                                                                                                                        

В отечественной педагогике выделено  несколько проблем, решения коих определяет пути и возможности практического применения знаний о педагогических закономерностях обучения. Так, К.Д. Ушинский, изучая педагогические основы обучения и рассмотрев процессы внимания, памяти, воображения, мышления установил, что успешность обучения достигается лишь определённых показателях развития этих психических функций. Главным показателем неуспешности обучения, он считал, может являться отсутствие готовности к обучению.[36, с. 301]

В психологии обучаемость трактуется с разных позиций, но общее в содержание этого понятия то, что это потенциальное свойство человека, которое проявляется в разных условиях его познательности.

В современной психологии обучаемость в широком смысле слова рассматривается как проявление общих способностей человека, отражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий и сложных форм деятельности, то есть « как общая возможность психического развития, достижения более обобщённых систем знаний, общих способов действий. [11, с.24 ]

В отечественной педагогической психологии можно встретить разные определения обучаемости. Термин «обучаемость» первым употребил отечественный учёный С.Л. Рубинштейн, «обучаемость в плане действия», под чем подразумевал тренировку в совершении какого либо действия. С.Л.Рубинштейн употреблял такой термин «готовность к обучению». Он указал на то, что «в развитии способностей существенным этапом является развитие так называемой готовности к обучению».[35, c.193] Но, к сожалению, дальнейшего развития  в работах С.Л.Рубинштейна  это понятие не получило.

Понятие «обучаемость» было раскрыто психологом Б.А.Ананьевыми и определялось «как восприимчивость ребёнка к обучению, как сложное явление, которое в значительной мере обусловлено второй сигнальной системы».[2, с.28]

Н.А.Менчинская характеризовала обучаемость «как способность к усвоению знаний и способов учебной деятельности, проявляющаяся в степени лёгкости и быстроты, с какой приобретаются знания и осуществляется овладение приёмами. Это свойство носит динамический  характер, и тем самым его изучение даёт возможность не только констатировать наличное состояние, но и в какой-то мере прогнозировать характер и темпы дальнейшего продвижения ученика».[38,с.76]

По мнению В.Д. Небылицына  обучаемость психофизиологически соотносится с таким свойством нервной системы, как взрывчатость (динамичность), то есть скорость образования временной связи.[27, с.37]

С точки зрения Б.В.Зейгарника, обучаемость может трактоваться как    «…потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной  со взрослыми работе»[18, с.14]

Л.С.Выготский определял обучаемость как «зона ближайшего развития». [9, с.114] Он указывал на необходимость изучать потенциальные возможности развитии ребёнка, которые могут быть раскрыты при анализе умения детей использовать в процессе выполнение заданий разные уровни помощи.

В ряде исследований в понятие «обучаемость» включаются не только особенности мышления, но восприятия, внимания, памяти детей.

Не менее интересна позиция  А.К.Марковой. У неё обучаемость соотносится с понятием «обученности как совокупности всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего общения. В данной практике обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость - зоной ближайшего развития. Важно положение А.К.Марковой, что обучаемость - это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития» [24, с.60]

Некоторые авторы, в частности, В.Н.Мясищев подчёркивают системность данного понятия, и определяют обучаемость, как «ансамбль свойств личности, необходимых для успешного осуществления определённой деятельности, включая систему отношений личности и особенности её эмоционально- волевой сферы». [26, с.63]  

Г.А. Антонова подразумевает под обучаемостью «комплекс общих умственных способностей к усвоению знаний, умений, способов учебной деятельности, восприимчивость к обучению и овладению способами усвоения знаний»[3, с.11]

Одна из ведущих отечественных исследователей этой проблемы З.И.Калмыкова под обучаемостью понимает «…совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению так далее) зависит продуктивность учебной деятельности», [19. С.17 ] связывая тем самым практические проблемы обучения с психологическими проблемами исследования мышления. Вместе с тем продуктивное мышление рассматривается автором с точки зрения не общих закономерностей, а индивидуальных различий, оно трактуется автором как « общая способность к приобретению новых знаний, как интеллектуальная (умственная) способность к учению».[20, с.4] Тем самым проблемы психологии мышления связываются с проблемами совершенствования обучения.

Рассматривая продуктивное мышление в развитии, З.И. Калмыкова даёт характеристику продуктивного мышления, выделяя его основные параметры (самостоятельность, глубина, осознанность, гибкость, устойчивость). В определении З.И.Калмыковой обучаемость связывается с продуктивностью, под которой понимается, прежде всего, качество, темы работы, ей объём в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительно периода, удовлетворённость результатам труда. Продуктивность учебной деятельности может характеризоваться этими параметрами применительно к осваиваемым знаниям и формируемым обобщённым способом действий.

В современной литературе можно встретить часто одноплановые и противоречивые характеристики продуктивного мышления. З.И. Калмыкова в своих трудах преодолевает  ложное противопоставление продуктивности и репродуктивности мышления, выявляет диалектически противоречивые связи репродуктивных и продуктивных процессов, показала, что развитие репродуктивной стороны мышления является необходимым, но недостаточным условием формирования продуктивного мышления. Автор справедливо критикует односторонний подход к характеристике творческого мышления и в качестве веской его характеристики вводит «чувствительность» к существенному, лёгкость абстрагирования обобщения признаков, лежащих в основе реально существующих закономерностей окружающего мира, на познание которых направлена мыслительная деятельность.

Итак, проблема обучаемости  рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей возрастной, в нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к ней во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями.

В исследованиях, посвящённых изучению индивидуально-психологических различий в процессе обучения, наиболее общими и основными показателями восприимчивости к обучению считаются степень развития продуктивного мышления, умение организовать свою познавательную деятельность, направить её на решение определённых задач, подчинить свои действия поставленной задаче.

Как показывает анализ психоло-педологической литературы, обучаемость - это один из основных показателей готовности к учению, стихийно или целенаправленно в условиях какой- либо конкретной образовательной системы.

В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно- волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности.

 

1.2 Характеристика обучаемости  дошкольников.

 

В  познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Однако психологическая готовность к школе только этим не ограничивается. Кроме развитых познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения,  памяти, мышления и речи, - в нее входят сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка,  а также качества, связанные с выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у ребенка должны быть достаточно развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умения общаться с людьми, ролевое поведение. Для того, чтобы дошкольник был практически готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названых характеристик была у него достаточно развита. Что это означает на практике?

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий. Внимание дошкольника к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению.

Информация о работе Иследование обучаемости дошкольников