Иследование обучаемости дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является выявление особенностей обучаемости старших дошкольников.
Для достижения указанной цели выдвигаются следующие задачи исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме;
- анализ содержания термина «обучаемость» и раскрытие теоретических аспектов исследования обучаемости старших дошкольников,
- выявить особенности обучаемости старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Курсовая 7 мая.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

1 «урок». Из карточек, лежащих на  столе, экспериментатор отбирает  две, отличающиеся меж собой только одним признаком — размером (к примеру, большой красноватый круг и небольшой красноватый круг), и указывает их ребенку со словами: «Чем они отличаются? Чем они похожи?.. — и после паузы продолжает:

- Они отличаются размером: одна  фигура большая, а другая —  маленькая». Это

 содержание первого «урока» — указание на различие 2-ух фигур по величине.

 Потом протоколирование последующих  действий малыша в течение 30 с  и продолжение обучения в случае необходимости (см. приложение №2).

2 «урок». Воспитатель выбирает третью карточку, схожую с одной из первых 2-ух по этому же признаку — величине (к примеру, небольшой зеленоватый квадрат), и предъявляет ребенку со словами: «Куда эту карточку?.. — и после паузы: — Положим ее к небольшому кружочку, так как она тоже маленькая».

3 «урок». Воспитатель берет четвертую карточку, схожую с одной из прошлых по величине (к примеру, большой желтоватый квадрат), и гласит: «Все огромные будем собирать совместно и все мелкие тоже рядом». Таким макаром, разъясняется принцип группировки по величине. Если нужно, обучение можно продолжить с интервалами в 30 с. 4, 5, 6 и т. д. «уроками» обозначается укладка каждой следующей карточки, выполненная с надлежащими пояснениями, самим экспериментатором.

Чтоб ребенок отдал оканчивающую «словесную формулировку» выделенного признака, экспериментатор задает вопрос: «Назови, какие карточки ты собрал совместно, чем похожи карточки одной группы?» Если ребенок не сумеет именовать признак, то экспериментатор делает это сам: «Мы разложили фигуры по величине — огромные в одну группу, мелкие — в другую». В протокол заносятся слова малыша. После чего все карточки первого набора убираются.

II шаг. Аналогичное задание. Ребенку  предъявляется 2-ой набор карточек  со словами: «Ты уже научился  ложить карточки. Эти — другие, но их тоже можно разложить  на группы по различным признакам. Сделай это либо расскажи, как можно сделать».

 Не следует ни именовать  признаки, ни клеветать количество  групп. Роль экспериментатора может  проявиться только в этом случае, если ребенок, выделив один признак, проявляет некую пассивность. Тогда можно, перемешав карточки, задать вопрос: «А еще можно собрать их?» — стимулируя тем продолжение работы. В протоколе фиксируются общее время выполнения и итог самостоятельных действий малыша.

 Свободное перечисление всех 3-х признаков группировки оценивается как полный логический перенос в словесной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по II главе

Для исследования обучаемости детей старшего дошкольного возраста на базе МДОУ Центр развития ребенка – детский сад №40 «Звездочка», г. Елец проведено экспериментальное исследование.

С целью исследования обучаемости детей старшего дошкольного возраста мы провели методику «Сапожка» (Н.И. Гуткиной).

Цель методики – изучить обучаемость детей старшего дошкольного возраста.

По результатам исследовнаия мы видим, что 16 детей (80%) набрали самое высокое количество баллов - 5, который позволяет судить о хорошей подготовке к учебной деятельности. И лишь у четырёх детей (20%): Ирина, Ваня, Лиза - 1 балл, Денис - 2 балла - очень низкий уровень обучаемости. Эти дети плохо поняли правило, даже после дополнительного объяснения, Они путают «0» и «1». У них возникали трудности, так как они плохо справлялись с обобщением, и им приходилось обращаться к подсказкам воспитателей.

Все дети обладают высоким уровнем обучаемости: они хорошо усвоили правило по которому следованно выполнять задание. Задание выполнено верно, дети хорошо обобщают предметы и внимательны при выполнении задания .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребёнка, разнообразны формы общения и обучения, в результате чего происходит совершенствование психологических процессов.

Проблеме обучаемости, как усвоению у дошкольников знаний, формированию у них умений, посвящено немало исследований отечественных психологов и педагогов: (Д.Н.Богоявлинский, Е.Н.Кабанова-Меллер, Л.Н.Ланда, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, В.И.Решетников, А.К.Маркова, З.И.Калмыкова, Б.В.Зейгарник,  В.Д.Небылицын и другие).

 Как показывает анализ психоло-педологической  литературы, обучаемость - это один из основных показателей готовности к учению, стихийно или целенаправленно в условиях какой- либо конкретной образовательной системы.

В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно- волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности.

основными характеристиками обучаемости дошкольников являются:

1) развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

2) личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка.

3) темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживания  удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала.

В старшем дошкольном возрасте познавательная активность успешно формируется в процессе обучения, когда воспитатель использует разнообразные методы и приёмы, побуждающие детей к исследовательскому подходу, самостоятельному активному и творческому поиску ответов на постоянно возникающие вопросы. Организация учебно-воспитательного процесса должна быть такой, чтобы всегда побуждать ребёнка к активному проявлению своих сил и возможностей, ставить его в позицию активного деятеля. Единство и взаимообусловленность процессов обучения, воспитания и развития - одна из важнейших закономерностей психического развития ребёнка.

Для исследования обучаемости детей старшего дошкольного возраста на базе МДОУ Центр развития ребенка – детский сад №40 «Звездочка», г. Елец проведено экспериментальное исследование.

С целью исследования обучаемости детей старшего дошкольного возраста мы провели методику «Сапожка» (Н.И. Гуткиной).

По полученным результатам можно сделать вывод, что у 80% детей очень высокий уровень обучаемости, они все владеют принципом обобщения. Дети активны в задании. На выполнение методики у них было затрачено не более 5 минут, они самостоятельно классифицировали группы. Они умели выделять объект, обследовать его и находили нужные признаки, на основе которых можно было объединить предлагаемые картинки и фигуры.

             Исходя из данной таблицы, можно  сделать вывод, что основная группа детей (80%) имеет достаточно высокий уровень обучаемости, хорошо владеющая процессом обобщения.

Для повышения обучаемости детей старшего дошкольного возраста мы также разработали рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Абрамова,Г.С. Практикум по возрастной психологии:учеб. / Г.С.Абрамов.-М.:Академия, 1998- 336 с.

2.Ананьев, Б.Г. Педагогические приложения современной психологии

/ Б.Г.Ананьев.- М: Мысль, 1981- 310 с.

3.Антонова Г.Л. Влияние особенностей  интеллекта старших дошкольников на эффективность их обучения / Г.Л.Антонова, З.И.Икунина// Вопросы психологии.- 1999.-№6.

4.Богоявлинский, Д.Н. психология усвоения  знаний в школе /Д.Н.Богоявлинский, Д.Н.Менчинская.-М. Психология, 1973- 313 с.

5. Божович, Л.И. Личность и её  формирование в детском возрасте /Л.И.Божович.- М.:Просвещение, 1968.-199с.

6. Божович,Л.И. Психологические вопросы  готовности ребёнка к школьному  обучению /Л.И. II сб. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста.-М: наука, 1970.

7. Венгер,Л.А. Восприятие и обучение /Л.А.Венгер- М: Просвещение, 1969- 347 с.

8. Венгер,Л.А. Овладение опосредованным  решением познавательных задач  и развития когнитивных способностей  у ребёнка /Л.А.Вегнер // Вопросы психологии.-1983.- №2.

9. Выготский,Л.С.  Детская психология: учеб. / Л.С.Выготский.- М. Мысль, 1984.- 313 с.

10.Выготский,Л.С.  Развитие высших  психических функций /Л.С.Выготский.- М. Наука, 1960.- 174с.

11. Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений / Т.В.Габай.- М: академия, 2005.-240 с.

12. Давыдов,В.В. Проблемы обучающего  обучения: курс лекций / В.В.Давыдов- М: Гардарики, 1986.- 203 с.

13.Детская практическая психология /под ред. проф. Т.Д.Марцинковской.- М: Гардарики, 2001.- 255 с.

14. Дьяченко, М.М. Краткий психологический словарь - справочник / М.М.Дьяченко-М: Психология, 2009.- 399 с.

15.Зак,А.З. Развитие интеллектуальных  способностей у детей 6- 7лет /А.З.Зак.- М: навая школа, 1996- 285с.

16.Запорожец, А.В. Педагогические и  психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников /А.В.Запорожец.-М:IIсб: Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду.- М: наука, 1971.

17. Запорожец, А.В.Развитие логического  развития у детей дошкольного  возраста / А.В. Зопорожец.-М: Педагогика, 1980.-288 с.

18. Зейчарник, Б.В. Избранные психологические  труды / Б.В.Зейчарник – М: Психология.- 1978.- 361 с.

19. Калмыкова,З.И. Обучаемость и  принципы построения методов  её диагностики /З.И. Калмыкова //Проблемы  диагностики умственного развития учащихся- М: Психология, 1975.-  234 с.

20. Калмыкова.З.И. Продуктивное мышление  как основа обучаемости: учебн.пос. / З.И. Калмакова М: Психология, 1981.- 288 с.

21.Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы  готовности детей к обучению  в школе /Е.Е.Кравцова-М: Психология 1991- 210 с.

22.Красногорский,Н.И. Труды по изучению  высшей нервной деятельности  человека и животных / Н.И.Красногорский.-т  М: Медицина 1964- 513 с.

23.Люблинская, А.А. детская психология: учеб./ А.А.Люблинская.-М: Просвнщение, 1986- 513 с.

24. Маркова,А.К. Психология труда  учителя: учебное пособие / А.К. Маркова- М: Психология, 1993.- 209 с.

25. Мухина,В.С. Детская психология: учебн. /В.С.Мухина.- М: ВЛАДОС, 2004.- 354 с.

26. Мясищев,В.Н. Психология общения /В.Н.Мясищев.- М: Гардарики, 2004.- 336 с.

27. Небылицын, В.Д. Основные свойства  нервной системы человека /В.Д.Небылицын- М: Наука,- 1960.-179 с.

28. Немов,Р.С. Психология: В 3 кн. КН.2 Психология  образования: учебник / Р.С. Немов.- М: Мысль, 1984.- 308 с.

29.Обухова,Л.Ф. Детская психология теории, факты, проблемы: учеб.пос. /Л.Ф.Обухова- М:Мысль 1994- 276 с.

30. Палагина, Н.Н. Психология развития  и возрастная психология: учебн.пос. / Н.Н. Палагина- М: ВЛАДОС, 2005.- 288 с.

31 Панько, Е.А. Развитие познавательных  процессов дошкольников: учебн.пос. /Е.А.Панько- М: Мысль, 1984.- 308 с.

32. Петроченкко,Г.Г. Развитие детей6- 7 лет и подготовка их к школе: учеб. пос./Г.Г.Петроченко- М: наука, 1986- 240 с.

33. Пиаже, Ж Психология интеллекта / Ж.Пиаже- М: Психология, 1987.- 212 с.

34.Психологические проблемы неуспеваемости  школьников /под ред. Н.А.Менчинский- М: наука, 1971-218 с.

35.Рубинштейн, С.Л. Основы общей  психологии: учебник / С.Л.Рубинштейн.- СПб: Питер, 2008.- 890 с.

36. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические  сочинения.- В 2 т. Т- 2

/ К.Д.Ушинский.- М: Наука, 1974.- 440 с.

37. Физиологические и психологические  критерии готовности ребёнка  к школе/ под ред. А.В.Запорожца.-М: наука, 1974- 440 с.

38. Хрестоматия по возрастной  и педагогической психологии / под  ред. И.И. Ильясова- М: психология,1981- 641 с.

39. Эльконин, Д.Б. Детская психология (развитие ребёнка от рождения  до семи лет) /Д.Б.Эльконин.- М. Мысль, 1960.- 417

 

 

 


Информация о работе Иследование обучаемости дошкольников