Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 23:27, курсовая работа
Целью нашего исследования является выявление особенностей обучаемости старших дошкольников.
Для достижения указанной цели выдвигаются следующие задачи исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме;
- анализ содержания термина «обучаемость» и раскрытие теоретических аспектов исследования обучаемости старших дошкольников,
- выявить особенности обучаемости старших дошкольников.
Психологи А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Гальперин П.Я. считают, что старшим дошкольникам доступно усвоение знаний в определённой системе по всем разделам программы с выделением в них характерных закономерностей, они могут вычленять отдельные стороны из целого предмета, анализировать их свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием. Это даёт возможность усложнять содержание познавательного программного материала, формировать более высокие умственные, нравственные и эстетические качества личности старшего дошкольника учитывая при организации учебно- воспитательной работы большие психолого- физиологические возможности детей 6- 7лет,надо « максимально развивать эти специфические дошкольные и вместе с тем перспективные психофизиологические качества, не навязывая ребёнку преждевременно чуждых ему форм мышления и способов деятельности…,уделять особое внимание определению доступных пределов работоспособности старшего дошкольника, так как всякая перегрузка и переутомление может отрицательно сказаться на состоянии здоровья ребёнка и на перспективе его дальнейшего развития [28,с. 28].
Выводы по 1 главе
1) по мнению Н.А.Менчинской, «обучаемость» является сложным, многообразным и динамичным свойством личности, проявляющимся в индивидуальных показателях личности, быстроты и качества усвоения применения знаний, умений и навыков в процессе обучения и самостоятельного познания.
2) проблеме обучаемости, как усвоению учащихся знаний, формированию у них умений, посвящено немало исследований отечественных психологов и педагогов (Д.Н.Богоявлинский, Е.Н.Кабанова-Меллер, Л.Н.Ланда, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, В.И.Решетников, А.К.Маркова, З.И.Калмыкова, Б.В.Зейгарник, В.Д.Небылицын и другие).
3) в психологии обучаемость трактуется с разных позиций, но общее в содержании этого понятия то, что это потенциальное свойство человека, которое проявляется в разных условиях его жизнедеятельности.
4) рассматривая понятие «обучаемость», мы ставим перед собой задачу выделить те его особенности, от которых зависит лёгкость овладения однородными знаниями, темп продвижения в них, то есть связывали его понятием общих способностей. У дошкольников эти свойства их психики обуславливают быстроту и лёгкость в овладении новыми знаниями, широту их переноса, то есть выступают как их общие способности к учению.
5) в целом обучаемость - это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче приобретает дошкольник новые знания, тем свободнее оперирует ими в учебной деятельности, тем выше, следовательно, и темп его умственного развития.
Итак, особенность развития детей 6-7 лет состоит в огромных оптимальных возможностях формирования у них тех психических качеств, которые нужно вырабатывать у ребёнка, опираясь на его естественные (природные) предпосылки и наиболее соответствующие возрасту виды деятельности и психическое развитие личности старшего дошкольника более успешно совершается в процессе педагогически организованной деятельности; активизация деятельности детей есть активизация их развития. Содержание, организация и мотивы деятельности определяют темпы, глубину психического развития ребёнка. Постоянное совершенствование имеющихся навыков, поиски нового содержания, форм организации деятельности обеспечивают наиболее успешное развитие личности в целом.
В старшем дошкольном возрасте познавательная активность успешно формируется в процессе обучения, когда воспитатель использует разнообразные методы и приёмы, побуждающие детей к исследовательскому подходу, самостоятельному активному и творческому поиску ответов на постоянно возникающие вопросы. Организация учебно-воспитательного процесса должна быть такой, чтобы всегда побуждать ребёнка к активному проявлению своих сил и возможностей, ставить его в позицию активного деятеля. Единство и взаимообусловленность процессов обучения, воспитания и развития - одна из важнейших закономерностей психического развития ребёнка.
В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребёнка, разнообразны формы общения и обучения, в результате чего происходит совершенствование психологических процессов.
Проблеме обучаемости, как усвоению у дошкольников знаний, формированию у них умений, посвящено немало исследований отечественных психологов и педагогов: (Д.Н.Богоявлинский, Е.Н.Кабанова-Меллер, Л.Н.Ланда, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, В.И.Решетников, А.К.Маркова, З.И.Калмыкова, Б.В.Зейгарник, В.Д.Небылицын и другие).
Как показывает анализ
В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно- волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности.
основными характеристиками обучаемости дошкольников являются:
1) развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.
2) личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка.
3) темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживания удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала.
В старшем дошкольном возрасте познавательная активность успешно формируется в процессе обучения, когда воспитатель использует разнообразные методы и приёмы, побуждающие детей к исследовательскому подходу, самостоятельному активному и творческому поиску ответов на постоянно возникающие вопросы. Организация учебно-воспитательного процесса должна быть такой, чтобы всегда побуждать ребёнка к активному проявлению своих сил и возможностей, ставить его в позицию активного деятеля. Единство и взаимообусловленность процессов обучения, воспитания и развития - одна из важнейших закономерностей психического развития ребёнка.
Для исследования обучаемости детей старшего дошкольного возраста на базе МДОУ Центр развития ребенка – детский сад №40 «Звездочка», г. Елец проведено экспериментальное исследование.
С целью исследования обучаемости детей старшего дошкольного возраста мы провели методику «Сапожка» (Н.И. Гуткиной).
Цель методики – изучить обучаемость детей старшего дошкольного возраста.
Материалы: таблица и дополнительные рисунки с загадками (см. Приложение 1).
Методика «Сапожки» включает 2 задания.
1 задание.
«Сейчас я научу тебя игре, в которой картинки, нарисованы в таблице (рис1), надо будет обозначать цифрами «0» и «1». Посмотри на картинке (показывается 1-я строка таблицы, кто здесь нарисован ?» /Дошкольник называет картинки. В случае затруднения воспитатель помогает ему/. Не беда, если ребёнок аиста называет цаплей или просто птицей. В данном случае этот вопрос задаётся для того, чтобы воспитатель мог в дальнейшем называть изображения так, как их назвал ребёнок.
А теперь обрати внимание: в первой строке фигурки лошадки, девочки, и аиста нарисованы без сапожек и против них стоит цифра 0), а во второй строке они все они нарисованы в сапожках и против них стоит цифра 1.
Для того чтобы обозначать картинки тебе надо запомнить правило: если на картинке фигура изображена без сапожек, то её надо обозначать цифрой 0, а если в сапожках цифрой 1.
Затем ребёнку предлагается расставить цифры в следующих трёх строках таблицы. Это задание рассматривается как закрепление выученного правила. В случае если дошкольник совершает ошибки, воспитатель опять просит его повторить правило обозначения фигурок и указывает на образец(первые две строки таблицы). Каждый свой ответ дошкольник должен объяснить, почему именно так он ответил. Этап закрепления правила показывает, насколько быстро и легко дошкольник усваивает новое правило и начинает применять его, то есть определяется скорость обучаемости дошкольника. На этом этапе воспитатель фиксирует все ошибочные ответы дошкольника, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребёнок нетвёрдо запомнил необходимое правило. Так, например бывают ошибки, когда лошадку обозначают цифрой «4», девочку цифрой «2», а аиста цифрой «1» и объясняют такие ответы, исходя из количества ног у данных персонажей.
Прежде чем переходит к следующему заданию, необходимо убедиться, что ребёнок чётко понимает правило и может применить его на практике.
Задание 2.
Здесь как и раньше ребёнок обосновывать свои ответы, отвечая на вопросы «Почему?» Однако при выполнении этого задания нельзя поправлять ребёнка в случае неправильного ответа и помогать ему в случае затруднения. Необходимо лишь фиксировать ответы и рассуждения ребёнка для дальнейшего анализа.
При выполнении этого задания возможны возвраты к ранее неверно выполнененным заданиям после любой «загадки». Если дошкольник, например, дал неправильный ответ по 6-й строке (с ёжиком), но правильный по 7- й (снеговики), необходимо вернуться к 6-й строке и спросить, какой цифрой , по его мнению, теперь можно обозначить ёжика. К нерешённым «загадкам» можно возвращаться несколько раз, если на последующих заданиях у дошкольника появился правильный ответ. После того как воспитатель уверен, что дошкольник научился применять правило, которому его обучили, ему даётся вторая инструкция.
Вторая инструкция дошкольнику: «Ты уже научился обозначать картинки цифрами, а теперь используя это умение, отгадать нарисованные здесь загадки (рис.2). «Отгадать загадку- значит правильно обозначать нарисованные в ней фигурки цифрами «0»и «1». Здесь уже нет картинок, а есть разные геометрические фигуры. Попробуй отгадать эту загадку: какие фигуры надо обозначить цифрой 0, а какие цифрой 1?
Ребёнку последовательно предъявляются дополнительные «загадки», которые имеют не один правильный ответ (обобщение можно по наличию/отсутствию штриховки или по наличию / отсутствию углов у фигуры). Поэтому при адекватном объяснении ребёнком своего ответа, можно спросить: «Как ты думаешь, а по-другому можно обозначить эти фигуры цифрами?» Если ребёнок отказывается продолжать игру в « загадки», необходимо прекратить диагностику. Отказ (при неуспешном прохождении второго этапа) часто свидетельствует о неразвитой или сниженной способности к обучению у дошкольника.
Анализ результатов.
Задания построены таким образом, что выполнении первого задания ребёнка знакомят с новым, ранее неизвестным видом учебной деятельности- обозначение фигурок животных и человека цифрами. При этом вводится определённое правило такого обозначения. Правило является искусственным и поэтому не имеющем основания в прошлом опыте ребёнка. Это позволяет уровнять стартовые возможности всех дошкольников, независимо от их уровня знаний и умений.
После того как ребёнок выучил правило, ему предлагается применить его на практике (выполнение заданий на строках 3-5). При этом ошибки, совершаемые ребёнком, могут в своём основании иметь две причины: забывание правила или неспособность применить его на практике. Для адекватной оценки причины ошибок необходимо после каждого ответа просить ребёнка обосновать его. Обосновывать ответ необходимо и после правильных ответов – ведь совпадение может быть случайным.
При выполнении второго задания ребёнку, чтобы правильно отгадать «загадки», необходимо полученное им новое задание – правильно обобщить. Так, в 6-й строке, несмотря на то что фигурка ёжика изображена в синих сапогах, а не в красных, его необходимо обозначать цифрой 1, так как правило гласит: «Если фигурка изображена сапожках, то её надо обозначать цифрой 1»
Для отгадывания «загадки»7-й строки необходимо дальнейшее эмпирическое обобщение: « Если фигурка изображена в одежде(у снеговиков- это головной убор), то её надо обозначать цифрой 1, если без без одежды – цифрой 0». Это не значит, что ребёнок именно в таких словах будет обосновывать свой ответ, но его рассуждения могут носить подобный характер. Если же ребёнок не обобщает усвоенное им правило, а будет его применять в первоначальном узком варианте, тогда всех снеговиков в 7-й строке он обозначит цифрой 0- ведь ни у одного из них не нарисованы сапожки.
Для успешного отгадывания «загадок» с геометрическими фигурами ребёнок должен выйти на обобщение на основе содержательного абстрагирования, то есть правило теперь будет формулироваться примерно следующим образом: « Наличие того или иного признака обозначается цифрой 1, его отсутствие- цифрой 0». Признаком могут выступать наличие углов у геометрических фигур или наличие у них штриховки. Таким образом на рисунке А цифрой 0 обозначается либо круг, либо квадрат, а на рисунке Б цифрой 1 обозначается либо треугольник, либо овал. И опять, для того чтобы адекватно оценить ответы ребёнка, необходимо спросить его, почему он именно так обозначил ту или иную геометрическую фигуру.
Таким образом, выполнение заданий ребёнком оценивается по следующим показателям:
1 балл- запоминание с первого объяснен
0 баллов запоминание после
1балл - при выполнении заданий на первом этапе взрослому не требуется напоминать правило;
0 баллов - ребёнок забывает правило, необходимо его напоминать.
1 балл- легко выполняет задание на первом этапе;
0 баллов несмотря на знание правила, совершает ошибки или затрудняется в ответе.
1 балл- правильное решение «загадок» в 6- 7 строках;