Иследование обучаемости дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является выявление особенностей обучаемости старших дошкольников.
Для достижения указанной цели выдвигаются следующие задачи исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме;
- анализ содержания термина «обучаемость» и раскрытие теоретических аспектов исследования обучаемости старших дошкольников,
- выявить особенности обучаемости старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Курсовая 7 мая.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

0 баллов - неправильное решение «загадок».

  1. Расширение использования нового знания на основе содержательного абстрагирования:

1 балл правильное решение «загадок»  с геометрическими  фигурами (даже если ребёнок предлагает всего один вариант решения каждой «загадки»);

0 баллов - неправильное решение «загадок»или отсутствие решения как такового .ответ не засчитывается, если ребёнок не обосновывает свой ответ, на вопрос : «Почему ты так решил?, отвечает примерно так: « Не знаю, просто так и т.п.»

0-3 балла – низкий уровень обучаемости, свидетельствует о несформированности компонентов учебной деятельности, а также о недостаточном развитии познавательных процессов- произвольной памяти, логического мышления и других прогноз успешности обучения в школе .

4 балла - средний уровень обучаемости, свидетельствует об адекватном развитии более элементарных познавательных процессов( памяти, внимания), но недостаточном развитии познавательных процессов более высокого уровня(логического мышления, абстрагирования и т.д.)

5 баллов - высокий уровень обучаемости, свидетельствует о сформированности всех предпосылок учебной деятельности, благоприятный прогноз успешности обучения в школе.

 

 

 

2.2 Результаты экспериментального  исследования

Результаты по методики «Сапожки» представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты обучаемости детей  старшего дошкольного возраста

испытуемые

Скорость запоминания нового материала

(в баллах)

Устойчивость запоминания нового материала

(баллах)

Применение нового знания на практике

Расширение использования нового знания на основе первичного эмпирического обобщения

Расширение использования нового знания на основе содержательного абстрагирования

Общее количество баллов

Уровень обучаемости

Алёша

1

1

1

1

1

5

высокий

Дима

1

1

1

1

1

5

высокий

Петя

0

1

0

0

0

1

низкий

Лиза

1

0

0

0

0

1

низкий

Оля

1

1

1

1

1

5

высокий

Катя

1

1

1

1

1

5

высокий

Вера

1

1

1

1

1

5

высокий

Лида

1

1

1

1

1

5

высокий

Наташа

1

1

1

1

1

5

высокий

Коля

1

1

1

1

1

5

высокий

Ваня

1

1

1

1

1

5

высокий

Ирина

1

0

0

0

0

1

низкий

Костя

1

1

1

1

1

5

высокий

Денис

0

0

0

0

0

0

низкий

Олег

1

1

1

1

1

5

высокий

Руслан

1

1

1

1

1

5

высокий

Олеся

1

1

1

1

1

5

высокий

Роман

1

1

1

1

1

5

высокий

Лена

1

1

1

1

1

5

высокий

Гена

1

1

1

1

1

5

высокий


  

Из таблице 1 мы видим, что 16 детей (80%) набрали самое высокое количество баллов - 5, который позволяет судить о хорошей подготовке к учебной деятельности. И лишь у четырёх детей (20%): Ирина, Ваня, Лиза - 1 балл, Денис - 2 балла - очень низкий уровень обучаемости. Эти дети плохо поняли правило, даже после дополнительного объяснения, Они путают «0» и «1». У них возникали трудности, так как они плохо справлялись с обобщением, и им приходилось обращаться к подсказкам воспитателей.

 

Результаты исследования представим в виде диаграмме.

Все дети обладают высоким уровнем обучаемости: они хорошо усвоили правило по которому следованно выполнять задание. Задание выполнено верно, дети хорошо обобщают предметы и внимательны при выполнении задания .

  По полученным результатам  можно сделать вывод, что у 80% детей очень высокий уровень обучаемости, они все владеют принципом обобщения. Дети активны в задании. На выполнение методики у них было затрачено не более 5 минут, они самостоятельно классифицировали группы. Они умели выделять объект, обследовать его и находили нужные признаки, на основе которых можно было объединить предлагаемые картинки и фигуры.

             Исходя из данной таблицы, можно  сделать вывод, что основная группа  детей (80%) имеет достаточно высокий уровень обучаемости, хорошо владеющая процессом обобщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Рекомендации по повышению обучаемости детей старшего дошкольного возраста

Для повышения обучаемости детей старшего дошкольного возраста предложим проведение следующих упражнений.

Материалы для упражнений: два набора по 24 карточки в каждом с изображением геометрических фигур, различающихся по цвету, форме и величине. К

 Это картон размером 40х40 см  с наклеенными на него фигурами  и отдельные 24 карточки размером 5×4 см. Поперечник огромного круга 45 мм, малого 30 мм, сторона огромного квадрата 42 мм, малого 28 мм, сторона огромного треугольника 42 мм, малого 28 мм, сторона огромного ромба 42 мм, малого 25 мм.

В главном наборе представлены три цвета — белоснежный, желтоватый, зеленоватый; четыре формы — квадрат, круг, треугольник, ромб; два размера — большой и небольшой.

Дополнительный набор (для аналогичного задания) состоит также из 24 карточек размером 5×4 см. Тут представлены три формы — ромб, круг и пятиугольник по четыре цвета — красноватый, желтоватый, зеленоватый и голубой; два размера — большой и малый.

 Выполнение основного задания  заключается в поочередном вычленении ребенком каждого из 3-х признаков карточек и группировке последних на основании отысканного признака.

1-ый «урок-подсказка» показывает  на различие каких-то 2-ух определенных карточек по одному признаку (в согласовании с той задачей, для которой проводится обучение). 2-ой «урок-подсказка» указывает сходство одной из первых 2-ух карточек с третьей по этому же признаку. И 3-ий «урок-подсказка» содержит разъяснение принципа группировки: экспериментатор раскладывает 1-ые несколько карточек на группы и разъясняет принцип этой раскладки. Каждый следующий «урок» — совершение группировки экспериментатором — осуществляется в случае необходимости.

 Требование к ребенку —  дать оканчивающий словесный  отчет: именовать тот признак, на основании которого производилась еще одна группировка. Если ребенок не имеет достаточного словарного припаса для обозначения тех либо других форм либо цветов, то вероятны подмены их заглавий условными, более легкими для произношения понятиями (ромб — «конфетка», пятиугольник - «домик» и т. п.). Основное внимание обращается на то, имеет ли это неверное, либо условное, заглавие обобщающий смысл для малыша.

0 шаг. Ребенку издалече демонстрируют  карточки, сложенные в колоду, и говорят: «Эти карточки для тебя нужно разложить на группы — подходящие с подходящими. Но поначалу взгляни на эту доску — здесь все они нарисованы — и задумайся, как будешь делать». С этими словами ребенку предъявляется таблица в течение 30 сек. для свободной ориентировки. За этот период времени экспериментатор никаких пояснений больше не дает, только фиксирует в протокол слова и деяния малыша. После чего периода доска-таблица убирается и больше никак в опыте не употребляется.

I шаг. Основное задание. Его выполнение  начинается с того, что ребенку дают в руки карточки в перетасованном виде.

I задачка. Аннотация повторяется снова: «Разложи эти карточки - подходящие с подходящими; можешь сделать 3 либо 4 группы». После чего в течение 30 сек. регистрируются самостоятельные деяния и выражения малыша.

 Если ребенок пассивен и  не приступает к работе либо, напротив, действует чрезвычайно поспешно и беспорядочно, экспериментатор может оказать ему организующую помощь: «Выложи несколько карточек на стол» либо «Не торопись, выкладывай аккуратнее, по одной». В протоколе это отмечается.

 В этот период времени  ребенок может начать правильную группировку карточек по цвету, т. е. на 3 группы. Если он начинает с вычленения формы как признака группировки, то его не следует поправлять. Тогда задачка вычленения цвета становится 2-ой. Но если ребенок не выделяет без помощи других никакого признака и экспериментатор обязан начать обучение, сделать это нужно с выделения цвета. Если ребенок в течение 30 сек. не начал группировать карточки, ему дают 1-ый «урок-подсказку».

1 «урок». Воспитатель выбирает из карточек, лежащих на столе, две,

 отличающиеся меж собой только одним признаком, и гласит: «Чем отличаются

 эти карточки? Чем они похожи? Они отличаются цветом — одна  зеленоватая, другая красная». (Если ребенок сам не доканчивает идея.) Это и есть содержание «урока» — указание на различие 2-ух карточек по цвету. Дальше фиксируются деяния и выражения малыша в течение 30 сек. Если ребенок не начинает действовать верно, то дается 2-ой «урок-подсказка».

2 «урок». Из других карточек  выбирается 3-я, схожая с одной  из 2-ух по цвету. Экспериментатор предъявляет ее ребенку со словами: «Куда мы положим эту карточку — сюда либо сюда?» Если ребенок не может поймать идея, продолжает: «Мы положим ее сюда, к красноватому, так как она тоже красная».

3 «урок». Воспитатель выкладывает рядом с прошлыми еще одну карточку желтоватого цвета и, начав таким образом все три группы, гласит: «Сюда мы будем класть все красноватые, сюда — зеленоватые, а сюда — желтые».

 Содержанием третьего урока  является показ и разъяснение  метода деяния. Потом следует протоколирование самостоятельных действий малыша.

 В тех случаях, когда этой  помощи оказывается недостаточно, экспериментатор может продолжить обучение с интервалами в 30 сек. 4, 5, 6 и т. д. «уроками» обозначается укладка каждой следующей карточки, выполненная с надлежащими словесными пояснениями самим экспериментатором.

Чтоб ребенок отдал оканчивающую «словесную формулировку» выделенного признака, экспериментатор может поставить вопрос так: «Ты отлично разложил карточки на группы. Но скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил совместно конкретно эти, а не другие?» Если ребенок не сумеет ответить на этот вопрос, то экспериментатор должен сам сконструировать принцип раскладки: «Значит, мы разложили карточки по цвету: зеленоватые, красноватые и желтые». Но в протокол заносятся слова малыша.

II задачка. Воспитатель отбирает все карточки, перемешивает их и вновь предъявляет ребенку с аннотацией: «Теперь разложи их по-другому, тоже подходящие с подходящими, но уже по другому — на четыре группы». (Если ребенок в первой задачке раскладывал на 4 группы, то конец аннотации может звучать так: «…на три группы».) После чего в течение 30 сек. в протоколе регистрируются самостоятельные поиски малыша.

 Тут тоже в случае необходимости  вероятна организующая помощь экспериментатора: «Не торопись, выкладывай по одной» либо «Выложи несколько  карточек на стол».

 Если в это время ребенок  делает пробы использовать для  группировки тот признак, который уже применялся в первой задачке, это фиксируется в протоколе как «проявление инертности». Схема обучения такая же, как в первой задачке. Если за 30 с верная раскладка не начата, дается 1-ый урок.

1 «урок». Воспитатель отбирает из карточек, лежащих на столе, две, отличающиеся меж собой только одним признаком (к примеру, большой зеленоватый круг и большой зеленоватый квадрат), указывает их ребенку и гласит: «Чем отличаются эти карточки? Чем они похожи?.. — и после паузы продолжает: - Один — квадрат (кубик), другой — кружок» (если ребенок сам не может докончить идея). Содержание первого «урока» — указание на различие 2-ух карточек по форме. Дальше в протокол заносятся следующие деяния малыша в течение 30 сек. Если верная раскладка не начата, обучение

 длится.

2 «урок». Воспитатель выбирает из других карточек третью, схожую с одной из первых 2-ух по форме (к примеру, большой желтоватый квадрат), и указывает ребенку со словами: «Эту карточку куда положим — сюда либо сюда?..» И если ребенок не может поймать идея, продолжает: «Положим ее к этому квадрату (кубику), так как она тоже квадрат (кубик)». И дальше регистрируются деяния малыша в течение 30 с. Как следует, содержание второго урока — указание на сходство 2-ух карточек по форме.

3 «урок». Воспитатель выкладывает рядом с прошлыми еще две карточки разной формы и, начав таким макаром все четыре группы, гласит: «Сюда мы положим все квадраты, тут будут лежать треугольники, все кружки, а здесь — ромбы («конфетки»)». Содержание третьего урока — приятный показ и разъяснение метода группировки. Потом следует протоколирование самостоятельных действий малыша.

 В тех случаях, когда этой  помощи оказывается недостаточно, можно продолжить обучение с интервалами в 30 сек. 4, 5, 6 и т. д. «уроками» обозначается укладка каждой следующей карточки, выполненная с надлежащими словесными пояснениями, самим экспериментатором.

Чтоб ребенок мог дать оканчивающую «словесную формулировку» выделенного признака, экспериментатор задает вопрос: «Ты молодец, верно разложил все карточки. А сейчас скажи, как ты их раскладывал, почему ты положил совместно конкретно эти, а не другие?» Если ребенок не назовет признака, то экспериментатор должен сконструировать его сам: «Сейчас мы разложим карточки по форме: в этой группе все кружки совместно, в этой квадраты, тут треугольники, там ромбы».

III задачка. Воспитатель вновь собирает все карточки со стола, перемешивает их и дает ребенку в руки с аннотацией: «В последний раз разложи карточки на группы, тоже подходящие с подходящими, но по другому — так, чтоб вышло всего две группы». Потом 30 сек. протоколируются самостоятельные поиски малыша.

 Внедрение признаков прошлых  задач отмечается в протоколе  как «проявление инертности» с указанием, каким конкретно признаком пробовал пользоваться ребенок. По мере надобности можно оказать организующую помощь. Если ребенок не может отыскать признака группировки, то экспериментатор спустя 30 сек. начинает обучение.

Информация о работе Иследование обучаемости дошкольников