Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 23:27, курсовая работа
Целью нашего исследования является выявление особенностей обучаемости старших дошкольников.
Для достижения указанной цели выдвигаются следующие задачи исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме;
- анализ содержания термина «обучаемость» и раскрытие теоретических аспектов исследования обучаемости старших дошкольников,
- выявить особенности обучаемости старших дошкольников.
Большие требования начальный этап школьного обучения предъявляет к памяти детей. Для того, чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала. [25, с.254]
Каких- либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, при поступлении в школу обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед дошкольником, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить дошкольнику, как и взрослому человеку, достаточно трудно.
Еще большое значение, чем воображение и память, для обучаемости дошкольника имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно- действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике учитель нередко сталкивается с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно- действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.
К таким индивидуальным различиям в познавательных процессах необходимо относиться спокойно, так как они выражают собой не столько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуальность, проявляющуюся, в частности, в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. Готовя дошкольника к учебе, здесь следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у него более всего развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.[28. С.119]
Речевая готовность детей к обучению и учению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма. Об этой функции речи следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного детства, так как развитие письменной речи существенно определяет процесс интеллектуального развития ребенка.
Личностная готовность детей к обучению представляется не менее важной, чем познавательная и интеллектуальная. От нее зависят желание ребенка учиться и его успехи. Первое, на что следует обратить внимание, рассматривая соответствующий аспект психологической готовности, - это наличие у дошкольника выраженного интереса к учению, к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире.
Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, особенно те из них, которые в процессе учения продолжают еще активно развиваться. Существеннее другое: чтобы еще в дошкольный период детства у ребенка образовались необходимые задатки к развитию нужных способностей.
Однако есть один вид способностей, от которых прямо зависит учение и на развитие которых следует обратить особое внимание в дошкольном возрасте. Это – двигательные способности ( умения и навыки ), в частности те из них, которые проявляются в индивидуальных видах творческой деятельности детей: конструирование, рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах, изготовление каких-либо поделок. Во всех видах деятельности, кроме трудовых умений и навыков, у дошкольника должны быть развита еще одна способность, от которой более, чем от других, зависят его будущие успехи. Это - работоспособность. Без нее вряд ли можно рассчитывать на прочие усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков [31, с.79]
Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера дошкольника: в частности его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и другое.
Психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем описанным характеристика на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование.
Чем выше обучаемость, тем быстрей и легче приобретает человек новые знания, тем свободнее оперирует ими в относительно новых условиях, тем выше, следовательно, и темп его умственного развития.
Об умственных способностях человека судят не потому, что он может сделать на основе подражания, усвоить в результате подобного, развернутого объяснения. Ум человека проявляется в относительно самостоятельном приобретении, «открытий »новых для себя знаний, в широте переноса этих знаний в новые ситуации, при решении нестандартных, новых для него задач. В этой стороне психики находят свое выражение продуктивное мышление, его особенности проявляются в формирующихся у человека качества ума, определяя уровень и специфику обучаемости личности. Эти особенности, свойства мыслительной деятельности учащихся, качества их ума и есть компоненты обучаемости, они входят в ее структуру, а своеобразия их сочетаний определяет многообразие индивидуальных различий в обучаемости дошкольника [17, с.34]
Таким образом, основными характеристиками обучаемости дошкольников являются:
1) развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи. Все они участвуют в познании действительности, и регуляции деятельности, в формировании знаний, навыков, умений всей личности. Познавательные процессы взаимосвязаны: не будь памяти, не было бы и представления и воображения. Представления необходимы для создания новых образов. Осмысления информации способствует и запоминанию. Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность: ощущение становится более, отчетливыми, восприятия более точным, улучшается память, мышление. Тесно связаны между собой мышление и речь. Мышление и речь влияют на протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов: восприятие становится осмысленным и контролируемым, памето- логической и управляемой, воображение- более глубоким и творческим. Заботясь о самосовершенствовании у старших дошкольников ощущений, восприятий, положительных свойств внимания, представлений, памяти и других познавательных процессов, можно повлиять на повышение их обучаемости и дальнейшей подготовленности к учебной деятельности .
2) личностные особенности, включающие интересы, мотивы, способности, черты характера ребенка.
3) темп продвижения в освоении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживания удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала.
Психическое развитие детей – это сложный процесс, в котором невозможно выделить отдельные независимые друг от друга параметры.
Существенные изменения совершаются в психике ребёнка между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребёнком собственного опыта. Он усваивает такой способ познания, как наблюдение, и узнаёт многое в жизни окружающей природы и жизни людей. Чем более последовательно руководит педагог этим процессом непосредственного познания ребёнком
внешнего мира, тем более обширными, осмысленными и глубокими будут знания, приобретаемые старшими дошкольниками.
Потребность в формировании у детей дошкольного возраста качеств, необходимых для успешного обучения к учебной деятельности, со всей серьёзностью ставит вопрос о том, способны ли дети этого возраста по своему физическому и умственному развитию воспринять всё это,что подготовит их к обучению в школе.
Многочисленные исследования учёных позволяют на этот вопрос дать положительный ответ. Новые данные психологических и физиологических исследований свидетельствуют, «что возрастные возможности старших дошкольников. в отношении усвоения новых знаний и умений, в отношении формирования умственных и художественных способностей, а также нравственно- волевых качеств личности значительно выше, чем это предполагалось до сих пор»[ 15,с.3]. Но развитие, воспитание и подготовка старших дошкольников к обучению в школе могут быть успешными только в том случае, если они сообразуются с возрастными психологическими и физическими особенностями детей.
Дети старшего дошкольного возраста обладают богатыми оптимальными возможностями к обучению. Для детей этого возраста характерна исключительная способность к восприятию. Большое количество знаний усваивается ими быстро и на всю жизнь. Психологи, физиологи, педагоги считают, что дети 6- 7 лет находятся в наиболее благоприятном возрасте для начала обучения в школе.
Известный психолог Л.С.Выготский писал «Для всякого обучения существуют оптимальные, то есть наиболее благоприятные, сроки. Отход от них вверх или вниз, то есть слишком ранние и слишком поздние сроки обучения, всегда оказывается с точки зрения развития вредным, неблагоприятно отражающемся на ходе умственного развития ребёнка.[9,с.72].
У детей 6- 7 летнего возраста развивается способность слушать, умение выделять звуки в словах, в достаточной мере развивается речевой аппарат, они начинают свободно владеть родным языком. Профессор Н.И.Красногорский подчёркивал: «В период второго детства, то есть в течении 4, 5 и 6 годов, происходит упрочнение и дальнейшее развитие корковых и подкорковых функций. Анализаторно – синтетическая деятельность коры головного мозга прогрессивно усиливается и усложняется. Наступает интенсивное развитие процессов внутреннего торможения. На интенсивном подражании и повторении возникает новый мощный взмах речевой деятельности. Дети с лёгкостью фиксируют новые цепи комплексов, обогащают свой словарный фонд, совершенствуют грамматический строй речи и всё больше входят в речевые цепи, абстрактичные цепи. К 5- 7 годам заканчивается образование речи, и дети приобретают способность свободно говорить на родном языке. После 5- 6 лет у детей в коре головного мозга по законам образования условных рефлексов образуются условно- рефлекторные функции чтения и письма[22, с.421].
Л.А.Венгер на основании своих исследований пришёл к выводу, что в старшем дошкольном возрасте вполне можно формировать элементарные формы учебной деятельности, используя в этих целях прежде всего занятия как форму, наиболее целесообразную и руководимую педагогом[7,с.287].
По его убеждению при соответствующей организации обучения дети шести лет «достигают сравнительно высокой степени обобщения и отвлечения, приобретают возможность понимать условные схематичные изображения, усваивать обобщённые знания об отражаемых в них связях и отношениях вещей [7, с.292].
Известный учёный- педагог дошкольного воспитания и обучения Е.И. Тихеева, изучая психическую деятельность дошкольников, отмечала, что у детей 6- 7 лет начинает проявляться интерес и способности к графическому слову, а поэтому обучение к грамоте необходимо начинать с 5- 6 летнего возраста.
У дошкольников рано начинают проявляться волевые процессы. Эти процессы ещё не совершенны, но ребёнок шестого- седьмого года жизни уже способны сдерживать свои импульсивные движения, активно тормозить действия, нежелательные для окружающих, проявлять произвольное внимание, запоминать, воспроизводить виденное или слышанное, контролировать, организовывать, регулировать и согласовывать свою деятельность с другими, проявлять чувство ответственности, упорство в достижении цели, желаемых результатов деятельности в соответствии с требованиями взрослых или сверстников. Всё это делает возможным воспитание у старших дошкольников правильного волевого поведения в процессе учебно- воспитательной деятельности.
А.С.Макаренко подчёркивал, что у детей необходимо с одной стороны, воспитывать активность, самостоятельность, целеустремлённость, а с другой- формировать тормоза, умение сдерживать себя от нежелательных поступков.
У детей седьмого года жизни уже ярко проявляется внешние нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства. Дети испытывают чувства наслаждения от соприкосновения с прекрасным в природе, окружающей действительности. В этом возрасте проявляется интерес к познанию и чувство удовлетворения от познания нового, неизвестного. Ярко проявляется любознательность выражающаяся в вопросах «зачем», «почему», «для чего», то есть стремление к установлению и осознанию причинно- следственных связей и зависимости предметов и явлений окружающего мира. Дети 5- 7 лет начинают понимать важность трудовой деятельности человека как для себя, так и для других. Ребёнок стремится к учению как важной, обязательной и необходимой, серьёзной деятельности трудового типа, важной не только для него, но и для окружающих его взрослых [6,с.129].
А.М.Леушина, Н.Ф .Талызина, и другие учёные педагоги, изучая умственную, интеллектуальную деятельность дошкольников, доказали, что у шестилетних детей могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие научные понятия, способность к обобщению, анализу, классификации, группировке знаний, абстрактному мышлению.