Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:13, курсовая работа
Целью данной работы является исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности и разработка рекомендаций по профилактике профессионального выгорания.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
1. Понятийный и теоретический анализ литературы;
2. Выбор и обоснование методов исследования;
3. Проведения исследования;
4. Разработка рекомендаций по профилактике профессионального выгорания.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования профессионального выгорания 7
1.1. Профессиональное выгорание как проблема исследования 8
1.2. Признаки и факторы профессионального выгорания 13
1.3. Профессиональное выгорание в деятельности менеджер 20
Глава 2. Исследование профессионального выгорания в управленческой деятельности в ООО «Дельта» 22
2.1. Общее сведения об организации ООО «Дельта» 23
2.2. Исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности в ООО «Дельта» 23
Глава 3. Разработка рекомендаций по профессиональному выгоранию в ООО «Дельта» 28
3.1. Рекомендации 29
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 35
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ:
Зам. директора
______________
« ____» _______________201_ г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Управленческая психология»
ТЕМА ПРОЕКТА: Исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности
СТУДЕНТ:
специальность 080501 «Менеджмент» (по отраслям)
специализация «Менеджмент в организации»
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
Проект защищен с оценкой:
______________________________
Москва 2011
Рассмотрено
предметной
(цикловой)
комиссией
Протокол №____
от ____
Председатель
комиссии
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
Студента
специальность 080501 «Менеджмент» (по отраслям),
специализация «Менеджмент в организации»
Тема: Исследование психологических методов управления
Содержание работы:
Введение
Основная часть курсовой работы
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Рецензия на курсовую работы:
Руководитель проекта _______________________ /________________________/
Дата выдачи задания на курсовое проектирование: «_____»________ 201__ г.
Дата сдачи
готового курсового проекта:
Содержание
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования профессионального выгорания 7
Глава 2. Исследование профессионального выгорания в управленческой деятельности в ООО «Дельта» 22
Глава 3. Разработка рекомендаций по профессиональному выгоранию в ООО «Дельта» 28
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 35
Ведение
Актуальность. Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и наиболее интенсивного развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает не только то, как человек смотрит на данную организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией, но и какое влияние оказывают условия профессиональной деятельности на личность данного работника.
Непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации, обусловили научный и практический интерес к синдрому профессионального выгорания.
Данный синдром представляет собой ответную реакцию на длительные рабочие стрессы межличностного общения исходя из чего он, как правило, свойственен специалистам «коммуникативных» профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости сотрудника в ситуациях делового общения.
Будучи явлением многомерным синдром выгорания может вызываться такими факторами, как социально-психологические, организационные, личностные, причем немаловажный интерес в исследовании данного феномена вызывают последние. Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием выступает важной особенностью изучения синдрома выгорания, т.к. можно предположить, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только в сравнении с социально-психологическими, но и факторами рабочей среды (организационными).
В последние годы синдром профессионального выгорания и факторы риска выгорания выступают предметом многочисленных исследований, проводимых зарубежными и отечественными психологами. Вопросу выгорания посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К.Маслач, С.Джексон, В.Е.Орел, Н.Водопьянова, Е.Старченкова, Л.И.Анцыферова, В.В.Бойко, Т.В.Копылова, А.Б.Леонова, С.Г.Никифоров, Т.В.Форманюк, Д.Шульц и др., однако, вопрос причины выгорания, проблемы взаимоотношений личностных особенностей и выгорания, динамики этого процесса остаются до конца не разрешенными.
На фоне всевозрастающего интереса
к проблеме профессионального выгорания
немаловажно уделить внимание особенностям
профессионального выгорания
Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома, уточнение его симптомов и факторов, обуславливающих его формирование в профессиональном развитии у менеджеров, с целью разработки научно обоснованных оздоровительных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала работников.
Таким образом, целью данной работы является исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности и разработка рекомендаций по профилактике профессионального выгорания.
Объект исследования: эмоциональная сфера личности
Предмет исследования: особенности профессионального выгорания в управленческой деятельности.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
В качестве инструментальных средств использовались следующие методики:
В исследовании приняли участие 3 менеджера по продажам организации ООО «Дельта».
Глава 1. Теоретические основы исследования
профессионального выгорания
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Впервые термин «выгорание» (burnout) ввел американский психиатр Фрейденбергер в 1974 году, под ним подразумевалось состояние деморализации, разочарования и крайней усталости
Интересно заметить, что в толковом словаре русского языка Ожегова глагол «выгореть» имеет два значения: сгореть целиком; выцвести, потерять окраску. Удивительно, но эти два оттенка смысла сохраняются и в отношении необратимости/обратимости процесса профессионального выгорания. Так, по мнению исследователей Водопьяновой Н.Е. и Старченковой Е.С., «выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». Однако «при систематической работе по актуализации личностных ресурсов и оптимизации организационных (средовых) условий труда процесс «затухания горения» может быть не только остановлен, но и преобразован в «продуктивное горение»
В учебном пособии «Психология управления персоналом» под редакцией Батаршева А.В. приводятся следующие модели выгорания:
Выгорание как состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Данная трактовка близка к пониманию выгорания как «синдрома хронической усталости» (одномерный конструкт).
Выгорание как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации, проявляющейся в изменении отношения к себе, либо к другим (подчиненным, коллегам).
Выгорание как трехмерный конструкт есть
- синдром эмоционального истощения;
- деперсонализация;
- редукция личностных достижений.
(Трехкомпанентная модель
синдрома выгорания
Эмоциональное истощение
проявляется в сниженном
Деперсонализация проявляется в деформации отношений с окружающими людьми. В одних случаях это может быть увеличение зависимости от них, в других случаях – повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к подчиненным, коллегам, ученикам. Деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к субъектам делового взаимодействия.
Редукция личностных достижений может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и служебных возможностей, либо в ограничении своих обязанностей по отношению к другим, что приводит к возникновению чувства некомпетентности.
Синдром выгорания наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий («человек-человек»), в том числе для всех категорий руководителей и менеджеров по управлению персоналом. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причем, от качества коммуникации зависит результат деятельности (моральный и материальный).
Характерной особенностью
профессионального выгорания
Интенсивная физическая
и эмоциональная нагрузка, дефицит
времени для осуществления
Другими словами, профессиональное выгорание – это частный случай деформации личности вследствие осуществления профессиональной деятельности.
В многочисленных исследованиях был выявлен широкий спектр негативных последствий выгорания.
Установлено, что выгорание может провоцировать злоупотребление алкоголем или различными медикаментозными средствами, например, снотворным.
К межличностным последствиям
относится повышение конфликтно
Установочные последствия выгорания заключаются в развитии негативных установок по отношению к работе, в снижении лояльности и привлекательности работы в данной организации.
Поведенческие последствия проявляются как на уровне отдельного работника, так и на уровне организации. «Выгоревшие» работники прибегают к неконструктивным или неэффективным моделям поведения, чем усугубляют собственное переживание дистресса и повышают напряженность вокруг себя, что сказывается на снижении качества работы и коммуникаций. В организации ухудшается психологическая атмосфера, возрастают текучесть кадров, конфликтность, снижаются количественные и качественные показатели работы.