Исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности и разработка рекомендаций по профилактике профессионального выгорания.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
1. Понятийный и теоретический анализ литературы;
2. Выбор и обоснование методов исследования;
3. Проведения исследования;
4. Разработка рекомендаций по профилактике профессионального выгорания.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования профессионального выгорания 7
1.1. Профессиональное выгорание как проблема исследования 8
1.2. Признаки и факторы профессионального выгорания 13
1.3. Профессиональное выгорание в деятельности менеджер 20
Глава 2. Исследование профессионального выгорания в управленческой деятельности в ООО «Дельта» 22
2.1. Общее сведения об организации ООО «Дельта» 23
2.2. Исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности в ООО «Дельта» 23
Глава 3. Разработка рекомендаций по профессиональному выгоранию в ООО «Дельта» 28
3.1. Рекомендации 29
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 35

Файлы: 1 файл

курсовая Профессиональное выгорание.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное  учреждение

Среднего профессионального  образования

 

 

 

ДОПУЩЕН К  ЗАЩИТЕ:

Зам. директора

______________

« ____» _______________201_  г.

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управленческая психология»

 

ТЕМА ПРОЕКТА: Исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности

 

 

 

СТУДЕНТ:

специальность 080501 «Менеджмент» (по отраслям)

специализация              «Менеджмент в организации»

 

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:

Проект защищен с оценкой: __________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011 

 

 

 

Рассмотрено предметной                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

(цикловой)    комиссией                                                                      Зам. директора

Протокол №____    от ____                                                       

Председатель     комиссии                                                 «_____»_________201_ г.

  


 

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

 

 

Студента 

специальность 080501 «Менеджмент» (по отраслям),

специализация              «Менеджмент в организации»

Тема: Исследование психологических методов управления

 

Содержание  работы:

Введение

Основная  часть курсовой работы

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

 

Рецензия  на курсовую работы:          

 

 

 

Руководитель  проекта _______________________ /________________________/

Дата выдачи задания на курсовое проектирование: «_____»________  201__ г.

Дата сдачи  готового курсового проекта:                   «_____»________  201__ г. 

Содержание

Введение  4

Глава 1. Теоретические основы исследования профессионального выгорания  7

    1. Профессиональное выгорание как проблема исследования     8
    2. Признаки и факторы профессионального выгорания    13
    3. Профессиональное выгорание в деятельности менеджер    20

Глава 2. Исследование профессионального выгорания в управленческой деятельности в ООО «Дельта» 22

  1. Общее сведения об организации ООО «Дельта»    23
  2. Исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности в ООО «Дельта»       23

Глава 3. Разработка рекомендаций по профессиональному выгоранию в ООО «Дельта»             28

  1. Рекомендации           29

Заключение             31

Список литературы            33

Приложение             35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

Актуальность. Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и наиболее интенсивного развития их потенциала. Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает не только то, как человек смотрит на данную организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией, но и какое влияние оказывают условия профессиональной деятельности на личность данного работника.

Непосредственное проявление всевозрастающих  проблем, связанных с самочувствием  работников, эффективностью их труда  и стабильностью деловой жизни организации, обусловили научный и практический интерес к синдрому профессионального выгорания.

Данный синдром представляет собой  ответную реакцию на длительные рабочие  стрессы межличностного общения  исходя из чего он, как правило, свойственен специалистам «коммуникативных» профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости сотрудника в ситуациях делового общения.

Будучи явлением многомерным синдром  выгорания может вызываться такими факторами, как социально-психологические, организационные, личностные, причем немаловажный интерес в исследовании данного феномена вызывают последние. Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием выступает важной особенностью изучения синдрома выгорания, т.к. можно предположить, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только в сравнении с социально-психологическими, но и факторами рабочей среды (организационными).

В последние годы синдром профессионального  выгорания и факторы риска выгорания выступают предметом многочисленных исследований, проводимых зарубежными и отечественными психологами. Вопросу выгорания посвящены многочисленные работы таких зарубежных и отечественных авторов, как К.Маслач, С.Джексон, В.Е.Орел, Н.Водопьянова, Е.Старченкова, Л.И.Анцыферова, В.В.Бойко, Т.В.Копылова, А.Б.Леонова, С.Г.Никифоров, Т.В.Форманюк, Д.Шульц и др., однако, вопрос причины выгорания, проблемы взаимоотношений личностных особенностей и выгорания, динамики этого процесса остаются до конца не разрешенными.

На фоне всевозрастающего интереса к проблеме профессионального выгорания  немаловажно уделить внимание особенностям профессионального выгорания социальных работников, профессиональная деятельность которых во многом связана с повседневным взаимодействием с людьми, их психологическими и физическими трудностями, в том числе с коллегами в ходе осуществления повседневной профессиональной деятельности.

Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома, уточнение его симптомов и факторов, обуславливающих его формирование в профессиональном развитии у менеджеров, с целью разработки научно обоснованных оздоровительных программ, ориентированных на профилактику профессиональных деформаций и заболеваний, а также на восстановление психоэнергетического потенциала работников. 

Таким образом, целью данной работы является исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности и разработка рекомендаций по профилактике профессионального выгорания.

Объект исследования: эмоциональная сфера личности

Предмет исследования: особенности профессионального выгорания в управленческой деятельности.

В соответствии с поставленной целью  были выделены следующие задачи:

    1. Понятийный и теоретический анализ литературы;
    2. Выбор и обоснование методов исследования;
    3. Проведения исследования;
    4. Разработка рекомендаций по профилактике профессионального выгорания.

В качестве инструментальных средств использовались следующие  методики:

  1. Методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания». Позволяет выявить уровень проявления эмоционального выгорания.
  2. Методика на определение уровня субъективного контроля (УСК). Можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь.
  3. Методика на определение уровня эмоционального выгорания. Направлена на определение  у испытуемого  начальных признаков хронического утомления и переутомления, снижения устойчивости к стрессам и ухудшения физического состояния.

В исследовании приняли  участие 3 менеджера по продажам организации  ООО «Дельта».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы исследования профессионального выгорания 

    1. Профессиональное выгорание как проблема исследования

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Впервые термин «выгорание» (burnout) ввел американский психиатр Фрейденбергер  в 1974 году, под ним подразумевалось состояние деморализации, разочарования и крайней усталости

Интересно заметить, что  в толковом словаре русского языка  Ожегова глагол «выгореть» имеет два значения: сгореть целиком; выцвести, потерять окраску. Удивительно, но эти два оттенка смысла сохраняются и в отношении необратимости/обратимости процесса профессионального выгорания. Так, по мнению исследователей Водопьяновой Н.Е. и Старченковой Е.С., «выгорание опасно тем, что оно представляет собой не эпизод, а конечный результат процесса «сгорания дотла». Однако «при систематической работе по актуализации личностных ресурсов и оптимизации организационных (средовых) условий труда процесс «затухания горения» может быть не только остановлен, но и преобразован в «продуктивное горение»

В учебном пособии  «Психология управления персоналом»  под редакцией Батаршева А.В. приводятся следующие модели выгорания:

Выгорание как состояние  физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Данная трактовка близка к пониманию выгорания как «синдрома хронической усталости» (одномерный конструкт).

Выгорание как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации, проявляющейся  в изменении отношения к себе, либо к другим (подчиненным, коллегам).

Выгорание как трехмерный конструкт есть

- синдром эмоционального  истощения; 

- деперсонализация;

- редукция личностных  достижений.

(Трехкомпанентная модель  синдрома выгорания принадлежит  американским исследователям К. Маслач и С. Джексон).

Эмоциональное истощение  проявляется в сниженном эмоциональном  фоне, равнодушии, опустошенности и  усталости.

Деперсонализация проявляется  в деформации отношений с окружающими людьми. В одних случаях это может быть увеличение зависимости от них, в других случаях – повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к подчиненным, коллегам, ученикам. Деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к субъектам делового взаимодействия.

Редукция личностных достижений может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и служебных возможностей, либо в ограничении своих обязанностей по отношению к другим, что приводит к возникновению чувства некомпетентности.

Синдром выгорания наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий («человек-человек»), в том числе для всех категорий руководителей и менеджеров по управлению персоналом. Выгорание развивается, как правило, у тех, кто по роду своей деятельности должен много общаться с другими людьми, причем, от качества коммуникации зависит результат деятельности (моральный и материальный).

Характерной особенностью профессионального выгорания является его динамичность, это процесс, развивающийся  во времени, сопровождающийся предъявлением таких внешних и внутренних требований к человеку, которые превышают его собственный ресурс.

Интенсивная физическая и эмоциональная нагрузка, дефицит  времени для осуществления поставленных задач, гиперответственность и перфекционизм составляют факторы риска, повышающие вероятность выгорания, приводящего к изменению отношения к совершаемой работе. Работа воспринимается как формальность, как тяжелая необходимость, а не источник удовлетворения и самоактуализации.

Другими словами, профессиональное выгорание – это частный случай деформации личности вследствие осуществления профессиональной деятельности.

В многочисленных исследованиях был выявлен широкий спектр негативных последствий выгорания.

Установлено, что выгорание  может провоцировать злоупотребление алкоголем или различными медикаментозными средствами, например, снотворным.

К межличностным последствиям относится повышение конфликтности в производственных, социальных и семейных отношениях.

Установочные последствия  выгорания заключаются в развитии негативных установок по отношению к работе, в снижении лояльности и привлекательности работы в данной организации.

Поведенческие последствия проявляются  как на уровне отдельного работника, так и на уровне организации. «Выгоревшие» работники прибегают к неконструктивным или неэффективным моделям поведения, чем усугубляют собственное переживание дистресса и повышают напряженность вокруг себя, что сказывается на снижении качества работы и коммуникаций. В организации ухудшается психологическая атмосфера, возрастают текучесть кадров, конфликтность, снижаются количественные и качественные показатели работы.

Информация о работе Исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности