Исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности и разработка рекомендаций по профилактике профессионального выгорания.
В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:
1. Понятийный и теоретический анализ литературы;
2. Выбор и обоснование методов исследования;
3. Проведения исследования;
4. Разработка рекомендаций по профилактике профессионального выгорания.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования профессионального выгорания 7
1.1. Профессиональное выгорание как проблема исследования 8
1.2. Признаки и факторы профессионального выгорания 13
1.3. Профессиональное выгорание в деятельности менеджер 20
Глава 2. Исследование профессионального выгорания в управленческой деятельности в ООО «Дельта» 22
2.1. Общее сведения об организации ООО «Дельта» 23
2.2. Исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности в ООО «Дельта» 23
Глава 3. Разработка рекомендаций по профессиональному выгоранию в ООО «Дельта» 28
3.1. Рекомендации 29
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 35

Файлы: 1 файл

курсовая Профессиональное выгорание.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

У «сгоревших» на работе людей снижается трудовая мотивация, развивается безразличие к работе, ухудшается качество и производительность труда.

Таким образом, синдром  профессионального выгорания –  это неблагоприятная реакция  на рабочие стрессы, включающая в  себя психофизиологические, психические и поведенческие компоненты.

Выявленные закономерности подтвердились и в изучении профессионального выгорания российских менеджеров коммерческих организаций. Сложный и ответственный характер деятельности менеджера обусловливает наличие различных стрессогенных ситуаций, которые создают предпосылки для возникновения синдрома выгорания.

Менеджеры с высокими показателями выгорания отличаются, как правило, относительно низким уровнем  коммуникативных умений, они часто  стремятся к ограничению деловых  и межличностных контактов, что  отрицательно сказывается на эффективности их управленческой деятельности.

Для противодействия  выгоранию менеджерам рекомендуется  овладевать приемами психической саморегуляции и эффективными техниками разрешения конфликтных ситуаций.

В связи с тем, что  процесс выгорания может иметь необратимый характер, чрезвычайно важное значение приобретает его профилактика.

Однако проблему профессионального  выгорания не удается свести к  нулю локальными способами, и вопреки  имеющимся в широком доступе (благодаря  интернету) практическим рекомендациям (Э.Берна, Д.Карнеги, Э.Эриксона, И.Ялома, Б.Ананьева, В.Бойко, Ф.Василюка, Н.Гришиной, В.Элькина), вопрос предупреждения профессионального выгорания требует нового осмысления в контексте нашего времени.

По меткому определению  немецкого философа Э.Фромма, современное общество – общество потребления, в нем «доминирует ориентация на обладание», массовое сознание нацелено на то, что «поступки людей могут быть мотивированы только ожиданием материальных выгод». «Успех в значительной мере зависит от того, насколько удачно человек умеет подчеркнуть выгодные стороны своей персоны, облачить её в красивую «упаковку»; к какому кругу он относится, с какими людьми общается. Самооценка индивида зависит от осознания им того факта, что для достижения успеха недостаточно иметь способности и хорошо выполнять определенные служебные функции: нужно ещё выдержать состязание и победить в конкурентной борьбе путем выгодного позиционирования своей персоны на рынке труда. Человек такого типа всё время суетится, у него только одна цель: делать всё как можно лучше, с максимальной эффективностью. Ему никогда не придет в голову вопрос философского или духовного свойства: для чего человек живет?».

Жизненный путь личности в заданном модусе обладания представляет бесконечный «бег по кругу», расходование энергетических ресурсов без осознания экзистенциального смысла происходящего – это основное условие для возникновения синдрома выгорания.

Но не всё так пессимистично, Э.Фром рассматривает и другую перспективу развития общества – модус бытия. На смену старым мотивациям придут принципиально новые: стремление жить, понимать, сочувствовать, делиться; когда «рыночный тип личности» уступит место личности творческой, переход от модуса обладания к модусу бытия в обществе, по сути дела, зависит от того, какая чаша весов перевесит. И речь идет не о каких-то революционных переворотах, а лишь об изменении основного направления развития. А это происходит постепенно, шаг за шагом…Люди нуждаются не в лозунгах, а в личностях, которые обладают мудростью, твердыми убеждениями и решимостью действовать в соответствии с этими убеждениями»

Экзистенциальный аспект предупреждения профессионального  выгорания можно выразить словами австрийского психолога В.Франкла: «Дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Ведь жить – в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа. Вопрос о смысле жизни не может иметь общего ответа. Единственность, уникальность, присущие каждому человеку, определяют и смысл каждой отдельной жизни. Неповторим он сам, неповторимо то, что именно он может и должен сделать – в своем труде, в творчестве, в любви».

Обобщая сказанное, вернемся к тому, что для успешного решения задачи предупреждения профессионального выгорания персонала менеджер должен справиться с решением этой задачи на своем индивидуальном уровне, собственном опыте.

Трудно представить  стоматолога, оказывающего помощь пациенту, если его самого тревожит приступ зубной боли. Следовательно, для того, чтобы будущий менеджер был способен организовать систему профилактики выгорания для других людей, ему необходимы не только специальные знания, важную роль имеют личностные качества.

По данным Н.В. Самоукиной, с меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдром профессионального выгорания переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями:

Люди, имеющие хорошее  здоровье и сознательно, целенаправленно  заботящиеся о своем физическом состоянии (они поддерживают здоровый образ жизни и постоянно занимаются спортом).

Люди, уверенные в себе, своих способностях и возможностях, имеющие высокую самооценку.

Люди, способные конструктивно  меняться в напряженных условиях, имеющие опыт успешного преодоления профессионального стресса.

Индивидуально-психические  особенности таких людей включают высокую подвижность, открытость, общительность, самостоятельность и стремление опираться на собственные силы.

Общение с природой, любовь к искусству, познавательный интерес, чтение   и наличие хобби, оптимальный режим труда и отдыха, здоровое питание и полноценный сон, физическая активность – вот неполный перечень гармонизирующих факторов, нейтрализующих воздействие стресса.

Важной отличительной чертой характера людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценностные смыслы как в отношении себя, так и других людей, а так же жизни вообще. Но фундаментальной основой профилактики профессионального выгорания является обретение экзистенциального смысла своего труда, восприятие своей профессиональной деятельности как миссии, направленной на созидание. Насколько успешно будет решаться задача предупреждения профессионального выгорания, зависит и оттого, в какой мере образовательный процесс (включающий обучение и воспитание) будет способствовать личностному развитию обучающихся.

    1. Признаки и факторы профессионального выгорания

Признаки составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три основные группы: психофизические, социально-психологические и поведенческие.

К психофизическим признакам профессионального выгорания относятся такие, как:

- чувство постоянной, непроходящей  усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (так называемый симптом хронической усталости);

- ощущение эмоционального и  физического истощения;

- снижение восприимчивости и  реактивности на изменения внешней  среды (отсутствие реакции любопытства  на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

- общая астенизация (слабость, снижение  активности и энергии, ухудшение  биохимии крови и гормональных  показателей);

- частые беспричинные головные  боли;

- постоянные расстройства желудочно-кишечного  тракта;

- резкая потеря или резкое  увеличение веса;

- полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие  сна ранним утром, начиная с  4 часов утра или, наоборот, неспособность  заснуть вечером до 2-3 часов ночи  и "тяжелое" пробуждение  утром, когда нужно вставать на работу);

- постоянное заторможенное, сонливое  состояние и желание спать  в течение всего дня;

- одышка или нарушения дыхания  при физической или эмоциональной  нагрузке;

- заметное снижение внешней  и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;

- возможно, профессиональное выгорание  является одной из причин снижения  продолжительности жизни в России, особенно у мужчин.

К социально-психологическим призакам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

- безразличие, скука, пассивность  и депрессия (пониженный эмоциональный  тонус, чувство подавленности);

- повышенная раздражительность  на незначительные, мелкие события;

- частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);

- постоянное переживание негативных  эмоций, для которых во внешней  ситуации причин нет (чувство  вины, обиды, подозрительности, стыда,  скованности);

- чувство неосознанного  беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

- чувство гиперответственности  и постоянное чувство страха, что "не получится" или  человек "не справится";

- общая негативная  установка на жизненные и профессиональные  перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).

К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

- ощущение, что работа  становится все тяжелее и тяжелее,  а выполнять ее - все труднее  и труднее;

- сотрудник заметно  меняет свой рабочий режим  дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);

- вне зависимости от  объективной необходимости работник  постоянно берет работу домой,  но дома ее не делает;

- руководитель отказывается  от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим;

- чувство бесполезности, неверие  в улучшения, снижение энтузиазма  по отношению к работе, безразличие  к результатам;

- невыполнение важных, приоритетных  задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

- дистанцированность от сотрудников  и клиентов, повышение неадекватной  критичности;

- злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Замечено, что симптоматика профессионального  выгорания может быть "инфекционной" и проявляться не только у отдельных  работников. Нередко встречается  профессиональное выгорание организаций, которое проявляется в том, что у подавляющего большинства сотрудников присутствует внутреннее физическое или эмоциональное состояние с одними и теми же признаками, а также одни и те же формы поведения. В таких случаях заметно "стираются" индивидуальные различия между работниками, они становятся неестественно похожими и одинаковыми, как бы «на одно лицо». Люди становятся пессимистами, у которых нет веры в позитивные изменения на работе и возможность что-то изменить собственными усилиями.

Причинами профессионального выгорания  организации выступают постоянные противоречия в стратегическом и  тактическом руководстве; чрезмерные, невыполнимые требования к работникам; передача ответственности сотрудникам, не имеющим полномочий; отсутствие объективных критериев для оценки результатов труда; неэффективная система мотивирования и стимулирования персонала.

Признаки профессионального выгорания организаций: неадекватно повышенная текучесть кадров (от 100% и более в год, то есть в течение года увольняются практически все сотрудники, а некоторые работают меньше года); сниженная мотивация к труду, слишком частые "перекуры" и "чайные" перерывы (более 30% от общего объема рабочего времени); профессиональная зависимость персонала от руководителей, которая проявляется либо в повышенном и неадекватном критическом отношении к управлению, либо в чувстве беспомощности без активной помощи со стороны руководства; слишком высокая конфликтность персонала и тяжелая атмосфера в компании.

Как для отдельного работника, так и для организации состояние профессионального выгорания может быть неосознанным или неправильно понятым и оцененным. Собственное неблагополучное состояние как человеку, так и организации трудно, практически невозможно увидеть со стороны, поэтому отсутствуют условия для того, чтобы вовремя начать коррекционные и восстанавливающие мероприятия.

Можно выделить два больших блока организационных и индивидуальных факторов, влияющих на возникновение и процесс синдрома профессионального выгорания.

Организационные факторы.

Группа организационных факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований выгорания.

Информация о работе Исследование особенностей профессионального выгорания в управленческой деятельности