Исследование развития половой идентичности в онтогенезе младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 21:34, контрольная работа

Описание работы

Таким образом, целью моего исследования является проблема формирования половой идентичности у детей младшего школьного возраста.
Согласно цели, объектом исследования является психика младшего школьника, а предметом исследования является половая идентичность детей младшего школьного возраста.
Задачами моей работы являются:
исследовать понятие половой идентичности
показать становление полового самосознания в онтогенезе младшего школьника
определить особенности дифференциации половых ролей, между полового общения младших школьников
установить особенности развития гендерных ориентаций детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Раздел I. Половая идентичность у детей младшего школьного возраста……….. 6-12
Понятие половой идентичности ................................................................................ 6-7
Психологические различия гендерного поведения
детей младшего школьного возраста ........................................................................ 8-10
а) половые различия по интересам
б) особенности поведения представителей разного пола
в) темпоритмичные различия
г) характерологические особенности
д) различия в оценочной деятельности.
1.1 Уровни половой идентификации у детей младшего школьного возраста ….11-12
Раздел II. Пути формирования половой идентичности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………………. 13-22
Задачи и содержание полового воспитания детей в семье .................................. 13-16
Задачи и содержание полового воспитания детей в школе ................................. 17-22
Раздел III. Исследование развития половой идентичности в онтогенезе младшего школьного возраста.
3.1 Исследование формирования половой идентичности у детей младшего школьного возраста .............................................................................................................................. 23-24
3.2 Результаты исследования ....................................................................................25-33
Список литературы ......................................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 22.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Раздел I. Половая идентичность у детей младшего школьного возраста……….. 6-12

Понятие половой идентичности ................................................................................ 6-7

Психологические различия гендерного поведения

детей младшего школьного возраста ........................................................................ 8-10

а) половые различия по интересам

б) особенности поведения представителей разного пола

в) темпоритмичные различия

г) характерологические особенности

д) различия в оценочной деятельности.

1.1 Уровни половой идентификации у детей младшего школьного возраста ….11-12

Раздел II. Пути формирования половой идентичности у детей младшего школьного      возраста…………………………………………………………………………………. 13-22

Задачи и содержание полового воспитания детей в семье .................................. 13-16

Задачи и содержание полового воспитания детей в школе ................................. 17-22

Раздел III. Исследование развития половой идентичности в онтогенезе младшего школьного возраста.

3.1 Исследование формирования  половой идентичности у детей  младшего школьного возраста .............................................................................................................................. 23-24

3.2 Результаты исследования ....................................................................................25-33

Список литературы ................................................................................................... 37-39

Приложения.

Введение

Новые трансформационные процессы в мировой совместно и в нашем государстве, начало эры полноправия бытие женщины и мужчины нуждаются в более глубоком осмысленной социально-психологических механизмов приобретения выдающей личностью гендерной идентичности как предпосылки полноценной реализации Я. Самодостаточность, личностный рост, креативность, развитие внутреннего мира женщины и мужчины постепенно становятся первоочередными ценностями, поскольку свобода личности может быть достигнута путем саморазвития, разрушением стереотипов. Гендерная демократия возможна при условии надлежащего воспитания мальчиков и девочек, их ориентации на партнерство и взаимозаменяемость в исполнении семейных и социальных ролей. Краеугольным принципом, такого (гендерного) воспитания, является избежание любых проявлений предвзятости и дискриминации детей, дифференциация требований их обучение и поведения, освоения будущих профессий, семейных и общественных ролей на основании должным  к определенному полу.    Представители различных научных школ разделяют мнение о том, что гендерные представления детей зависят от содержания "курса гендерного обучения", которое предлагает общество, где они живут. Известно, что функционирование гендерного конструкта может осуществляться как на эгалитарных (партнерских), так и на доминаторных (традиционных) полоролевых моделях. Гендерное развитие следует рассматривать осознавая, что гендерная культура соответствует требованиям времени. Концепция андрогинии делает вызов традиционным взглядам на маскулинность /фемининность. Андрогенность рассматривают необходимым условием универсализации гендерных ролей, которая стирает ограничения, обусловленные традиционными социокультурными ожиданиями. 

     Анализируя особенности выполнения половых ролей мужчинами и женщинами, воспитанных на андрогенных моделях, психологи пришли к выводу о непродуктивности осознания для развития личности, их одностороннее воздействие на формирование профессиональных ориентаций, умений и навыков, что своим следствием, не реали-зованный потенциал социальных ролей у женщин, и родительских - у мужчин, ибо важнейшим условием самореализации личности является прежде право быть собой. Тем не менее, исторически унаследованные наставления - мир мужчин - предметно-ин-ментальный, женщин - эмоционально-экспрессивный продолжают господствовать в учительских и родительских взглядах на назначение статей в семье и обществе. Наиболее распространенной является точка зрения, девочки и мальчики должны выполнять взаимодополняющие роли. Идея комплиментарности в целом не нашла своего воплощения в дифференциации предметов, оценки знаний, умений и навыков статей.

Гендерная роль и гендерная идентичность функционируют в процессе социализации в системе обратных связей, усиливаясь друг на друга. Чем менее зрелая личность по возрасту и социальным опытом, тем слабее является ее чувство собственного гендерного тождества. И хотя старшим детям хорошо знакомы гендерные стереотипы как общие нормы и правила поведения, они считают их необязательными для всех.

В формировании представлений о поведение ребенка большую роль играет познания через развитие ее когнитивных способностей. Эти представления выступают мотивационной основой приобретения гендерной идентичности потому ощущение сходства другим людям тождественной пола, ощущение "мы - мальчики (девочки)", "мы - будущие женщины (мужчины)", по мнению многих психологов, снижает тревожность, усиливает уверенность в себе                                                                                                           

Таким образом, целью моего исследования является проблема формирования половой идентичности у детей младшего школьного возраста.

Согласно цели, объектом исследования является психика младшего школьника, а предметом исследования является половая идентичность детей младшего школьного возраста.

Задачами моей работы являются:

исследовать понятие половой идентичности

показать становление полового самосознания в онтогенезе младшего школьника

определить особенности дифференциации половых ролей, между полового общения младших школьников

установить особенности развития гендерных ориентаций детей младшего школьного возраста.

  Одним аргументом могут служить произведения В. Сухомлинского, который на десятилетия опередил разработку широко пропагандируемой сегодня (в рамках принципов гендерного развития) теории андрогинным воспитания. И хотя в развитии идеи воспитания личности   Сухомлинский не использовал популярных на сегодня слово "гендер", однако многие его мысли могут служить алфавиту гендерного воспитания, как то: "недопустимо объяснять те или иные положительные или отрицательные черты принадлежности к тому или иному полу, тем более противопоставлять девушек парням или наоборот "[37, т.н., с.350].

Руководствуясь положениями отечественной психологической науки и наследием выдающихся педагогов, в своем исследовании беру во внимание положения о социально-культурном подражания, активное усвоение индивидом нормативов семейных и социальных ролей, этно историческую обусловленность характера гендерного поведения.

Раздел I

Половая идентичность детей младшего школьного возраста.

Понятие половой идентичности.

Развитие и становление «Я» ребенка, его самосознание неразрывно связаны с формированием его половой и поло-ролевой идентичности, то есть положительного принятия ребенком своей биологического пола и таких свойств, качеств, особенностей поведения, адекватные пола, и соответствующим половым ролям, закрепленным в обществе. Идентичность является результатом половой идентификации ребенка с одним из родителей или другим взрослым определенного пола. Идентификация - это процесс, протекающий во времени, а идентичность является характеристикой данного процесса на определенном временном этапе онтогенеза. Половая идентичность, то есть осознание своей половой принадлежности, составляет наиболее устойчивый, стержневой элемент представлений ребенка о себе.

Половая принадлежность индивида "дана" ему чисто биологически, а половая идентичность - результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания. Этот процесс начинается с момента оплодотворения яйцеклетки, разделяется на ряд последовательных стадий, каждая из которых выполняет свои специфические задачи. В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Генитальная внешность задает определенную программу взрослым, детерминируя определения акушерской пола новорожденного, который, в свою очередь, сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, он должен воспитываться. Эта половая социализация, обучение ребенка половой роли, всегда происходит от норм и обычаев соответствующего общества и его культуры [23:48].

Таким образом, психо-сексуальное развитие ребенка, в основе которого генетическая программа, предусмотренная культурой половая социализация всегда действуют и должны рассматриваться совместно, причем не вообще, а с учетом того, как они преломляются в половом осознании себя индивидом. Первичная половая социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда, определив анатомический пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать его половой роли мальчика или девочки.

Образ Я-девочка и Я-мальчик, в основном, состоит в детей уже до двух-трех лет. Но исследования показывают, что в условиях выбора адекватной пола ребенка картинки из ряда изображений детей и взрослых разного пола некоторые дети младшего возраста еще допускают ошибки. Можно предположить, что в младшем возрасте представление о своем половой образ сформированы недостаточно полно и четко [40:191].

В три-четыре года ребенок уже осознанно различает пол окружающих людей, но часто ассоциирует его с чисто внешними признаками (например, с одеждой) и допускает принципиальную обратимость, возможность изменения пола.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет) характеризуется уже большей четкостью в определении полового образа. Старший дошкольный возраст - это возраст, когда дети безошибочно определяют свой пол. Они могут подробно рассказать об отличительных признаках мальчиков и девочек: "Девочки носят платья, косички, заколки, у них кудри, а мальчики - брюки, они играют в машинки, пистолеты и у них короткие волосы".

В шесть-семь лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, причем это совпадает с бурным усилиям половой дифференцировки поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнеров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения и такая стихийная половая сегрегация (однополые компании) способствует кристаллизации и осознанию половых различий. И только в старшем дошкольном возрасте дети выстраивают возрастную хронологию безошибочно: младенец - дошкольник - школьник - юноша - человек - пожилой человек.

Итак, половая идентичность - это последовательный процесс, в результате которого ребенок идентифицирует себя в обществе и определяет свою принадлежность к определенному полу.

1.2 Психологические различия  поло ролевого поведения детей  младшего школьного возраста.

Большое значение в достижении супружеской совместимости играет понимание каждым партнером не только физиологических, но и психологических особенностей представителей разного пола.

Психология представителей сильного и прекрасного пола различна. Но качественные различия - это следствие количественной разницы, разницы в поведении одних и тех же психологических элементов, степени проявления той или иной тенденции.

Говоря о психологических особенностях представителей женского и мужского пола, следует подчеркнуть следующие принципиальные моменты: во-первых, эти различия заметны задолго до полового созревания и только усиливаются в его процессе, во-вторых, эти различия определяются характером воспитания лишь ограниченно: в каждом конкретном случае характер воспитания способствует более полному выявлению и развитию того, чем ребенок наделен уже в момент рождения, в-третьих, эти особенности имеют среднестатистический характер и отражают скорее типы, а не обязательное наличие или отсутствие тех или иных качеств у отдельных представителей мужского или женского пола, в-четвертых, наличие психологических особенностей должна обязательно рассматриваться в целостной системе, а не изолированно.

Различия в поведении, интересах и наклонностях мальчиков и девочек наблюдаются довольно рано, а с годами проявления особенностей пола более определенными.

а) половые различия по интересам: отличаются рисунки детей: мальчики - индустриальная и военная тематика, девочки - дома, деревья, лица, мальчикам свойственны более выражены стремление к узнаванию  
внутренней сущности вещей. Отсюда ломки игрушек, большая  
любовь к конструктивным играм. Различие интересов проявляется в профессиональной направленности: девушки: педагог, врач, артистка; мальчики: шофер, инженер, технические профессии, отличие внешкольных интересов: девушки - художественная самодеятельность, музеи, театры, музыка, книги, рукоделие, кулинария  
ребята - спортивные секции, технические кружки

б) особенности поведения представителей разного пола: -

девочки более старательные, лучше относятся к  учебе более дисциплинированные, мальчики более раскованные на уроках, они чаще поднимают руку, не боясь ошибиться. Девочки лучшие исполнители, чем мальчики, их легче заставить выполнять какое-то поручение, свободно ведут себя в общении с мальчиками  
чем мальчики в общении с девочками.  

в) темпоритмичии отличия: -

девушки острее видят, у них большая скорость движения свай-цев. Однако ребята значительно быстрее ходят охотнее бегают, в них потребность в движении, -

в пространственном восприятии, а также в восприятии цвета  
девушки обычно превосходят мальчиков, уступая им в восприятии времени, -

при нормальных условиях женщины различают больше цветовых оттенков, чем мужчины, -

у девушек более дифференцирована и тонкая ручная моторика

ребята тяжелее переносят статические нагрузки.

девушки лучше приспосабливаются к легче «вписываются-ются» в новую обстановку, тоньше реагируют на нормы своей  
социальной группы, -

Информация о работе Исследование развития половой идентичности в онтогенезе младшего школьного возраста