Исследование самооценки и уровня притязаний у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей самооценки и уровня притязаний у подростков с задержкой психического развития.
Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1) сравнительное исследование особенностей формирования самооценки у подростков с ЗПР и нормальным развитием;
2) сравнительное изучение особенностей уровня притязаний у подростков с ЗПР и нормальным развитием;
3) изучение уровня тревожности у подростков с ЗПР.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Теоретические вопросы изучения детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
1. 1. Клиническая характеристика детей умственной отсталостью младшего школьного возраста.
1. 2. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.
Глава 2. Особенности формирования самооценки уровня притязаний.
2. 1. Самооценка и уровень притязаний как структурный компонент личности.
2. 2. Взаимосвязь самооценки с уровнем притязаний. Определение уровня притязаний, критерий его адекватности.
2. 3. Самооценка у умственно отсталых школьников.
2. 4. Самооценка у детей и подростков с задержкой психического развития.
2. 5. Формирования самооценки у детей и подростков с дефицитарным типом развития в условиях сенсорной депривации.
2. 6. Соотношение уровня тревожности и уровня притязаний у детей дошкольного возраста.
Глава 3. Практическая часть.
3. 1. Гипотеза.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

содержание курсовой.docx

— 80.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение.

Глава 1. Теоретические вопросы изучения детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

1. 1.  Клиническая характеристика детей умственной отсталостью  младшего школьного возраста.

1. 2. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.

Глава 2. Особенности формирования самооценки уровня притязаний.

2. 1. Самооценка и уровень притязаний как структурный компонент личности.

2. 2. Взаимосвязь самооценки с уровнем притязаний. Определение уровня притязаний, критерий его адекватности.

2. 3. Самооценка  у умственно отсталых школьников.

2. 4. Самооценка у детей и подростков с задержкой психического развития.

2. 5. Формирования самооценки у детей и подростков с дефицитарным типом развития в условиях сенсорной депривации.

2. 6. Соотношение уровня тревожности и уровня притязаний у детей дошкольного возраста.

Глава 3. Практическая часть.

3. 1.  Гипотеза.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

 

 

 

 

 

Введение.

          В специальной психологии в последнее время всё большую актуальность стал приобретать вопрос, связанный с изучением важных факторов формирования личности при различных отклонениях в развитии. Анализ существующих исследований показывает, что в качестве значимого условия развития личности в целом выступает самооценка, которая в свою очередь влияет на поведение и деятельность человека и на его взаимоотношения с другими людьми. Поскольку самооценка во многом определяет успешность социальной интеграции лиц с нарушениями развития, то её изучение в отношении этой категории людей приобретает особое значение. Однако психологами признаётся явный разрыв между исследованиями познавательной сферы детей и подростков с аномалиями развития и исследованиями их личности с явным преимуществом первых, что было обусловлено на определённом этапе запросами системы образования этих детей. По мере осознания недостаточности изучения только познавательных процессов в отрыве от изучения личности конкретного ребёнка, стали появляться исследования, посвящённые изучению самооценки у детей и подростков с разными формами дизонтогенеза, которые указывают на её своеобразие по сравнению с самооценкой нормально развивающихся сверстников.

          В специальной психологии сегодня остаётся открытым следующий вопрос: может ли первичное нарушение оказывать влияние на формирование личности, и в частности на самооценку, и если может, то каковы механизмы этого влияния. В своём сообщении я представлю результаты существующих исследований самооценки детей и подростков с разными формами дизонтогенеза, проанализирую подходы к изучению самооценки у данной категории людей.

          Важным при изучении этого вопроса для меня является позиция Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта, согласно которой, наличие, какого – либо нарушения вызывает целый ряд вторичных отклонений в развитии. Иными словами вторичные нарушения возникают под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития. Следовательно, несмотря на меньшую подверженность самосознания, относящегося к достаточно устойчивым психическим феноменам, влиянию первичного дефекта, нарушения психического развития негативно сказываются на формировании самосознания и такого его компонента, как самооценка. Известно, что основной формой психического развития является усвоение ребенком общечеловеческого опыта через совместную с взрослым практику и через речь (А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин).

         Впервые, особенности самооценки были выявлены у умственно отсталых детей. В начале 20 века французский исследователь де Греефе открыл у них «симптом», который в последствие получил его имя. «Симптом де Греефе» заключался в том, что умственно отсталые дети считали себя умнее взрослых – учителей, родителей и т.д. В дальнейших исследованиях было показано, что у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью качественно своеобразная самооценка, что проявляется в отставании её формирования от нормы, завышении по критерию адекватности, она отличается своей упрощённостью, нерасчленённостью, неустойчивостью, противоречивостью самооценочных суждений.

          А.Д. Виноградова, изучая самооценку у умственно отсталых школьников, констатирует следующую динамику её развития: в младшем школьном возрасте - завышенная и заниженная, в среднем – наиболее адекватная, в старшем – преимущественно завышенная. Автор объясняет завышенную самооценку в младшем школьном возрасте незрелостью личности, неумением анализировать достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными, а завышенную самооценку в старшем школьном возрасте тем, что происходит осознание своего умственного дефекта и возникает псевдокомпенсаторное характерологическое образование в ответ на низкую оценку со стороны окружающих. А.Д. Виноградовой также отмечена зависимость уровня притязаний от самооценки. Она считает, что у олигофренов с уравновешенным протеканием процессов возбуждения и торможения постепенно вырабатывается адекватный уровень притязаний, а у умственно отсталых с проявлением эмоциональной тупости (текущей шизофренией, грубым недоразвитием личности) нарушена какая бы то ни было зависимость между трудностью задания и уровнем притязаний.

         Исследования А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, В.М. Синельникова, посвящённые изучению самооценки детей и подростков с задержкой психического развития (ЗПР), показали, что для младших школьников с ЗПР, обучающихся какое–то время до специальной школы в общеобразовательной, характерна низкая самооценка, неуверенность в себе. Заниженная самооценка объяснялась авторами тем, что дети претерпевали длительные учебные неудачи на фоне успевающих нормально развивающихся учеников.

Цель исследования: изучение особенностей самооценки и уровня притязаний у подростков с задержкой психического развития.

Задачи исследования. В  соответствии с поставленной целью  определены следующие задачи исследования:

1) сравнительное исследование  особенностей формирования самооценки  у подростков с ЗПР и нормальным развитием;

2) сравнительное изучение особенностей уровня притязаний у подростков с ЗПР и нормальным развитием;

3) изучение уровня тревожности у подростков с ЗПР.

Объект исследования: учащиеся школы для детей с ЗПР.

5. Предмет исследования: самооценка и уровень притязаний подростков, обучающихся в школе для детей с ЗПР.

6. Гипотезы исследования: развитие самооценки и уровня притязаний у подростков с ЗПР носит дисгармоничный характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические вопросы изучения детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

    1. Клиническая характеристика детей умственной отсталостью младшего

школьного возраста

            Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в отечественной и в зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразной по составу массе детей (они составляют более 2% от общей детской популяции), которых объединяет наличие органического поражения мозга, имеющего диффузный, т.е. широко распространенный, как бы развитой характер.

Морфологические изменения, хоть и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции.

         Зарубежные психологи, занимающиеся дефектологическими проблемами, говоря об умственной отсталости, обычно расширяют это понятие, включая в него и умственную недостаточность, возникновение которой бывает, обусловлено резко неблагоприятными социальными условиями развития ребенка в раннем детстве. Имеется в виду дефицит эмоциональных и интеллектуальных контактов с окружающими людьми, регулярное недоедание и т.п.

         В настоящее время в Росси делаются попытки вместо термина «умственно отсталый» использовать его синонимы, поскольку данный термин говорит, прежде всего, о неадекватности ребенка в умственном плане, а он имеет отклонения и моторики, и эмоционально-волевой сферы, и личности в целом. Поиск более приемлемого термина пока не привел к успеху.

         Умственно отсталые дети в большинстве своем обучаются в школах и школах-интернатах, которые до конца ХХ в. назывались вспомогательными, а в настоящее время – специальными (коррекционными) общеобразовательными школами VIII вида. Некоторая часть умственно отсталых детей посещают классы коррекционно-развивающего обучения, организованные при массовых общеобразовательных школах, а также обучаются индивидуально в домашних условиях.

          Большую часть умственно отсталых детей составляют олигофрены ( от греч. оligos - мало, phrenos – ум). Поражение мозговых систем, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур мозга, обусловливающее недоразвитие и нарушения психики, возникает уже на ранних этапах развития: во внутриутробном периоде, при рождении или в первый год-полтора жизни, т.е. до появления речи. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиентный (неусугубляющийся) характер. Ребенок оказывается практически здоровым. Хотя его развитие осуществляется на дефективной основе, есть основания для оптимистического прогноза.

Умственная отсталость, возникшая  в более поздний период жизни  ребенка, встречается относительно редко. Особыми являются случаи, при  которых имеющееся у ребенка  интеллектуальное недоразвитие сочетается с текущим психическим заболеванием – эпилепсией, шизофренией, деменцией  и др.

Наиболее многочисленной, разносторонне изученной и перспективной  в плане развития категорией является дети с легкой и умеренной степенью олигофрении.

         Дети - олигофрены характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием в сфере познавательной деятельности (особенно в плане словесно-логического мышления) и личностной сфере.          Причины появления на свет умственно отсталого ребенка различны. Обычно выделяют эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешнесредовые) факторы. Установлено, что преобладают генетические формы умственной отсталости, которые относятся к числу врожденных. Однако существенную роль в возникновении нарушений играют вирусные заболевания матери (краснуха), отравление плода алкоголем, наркотиками, неумеренное употребление лекарств, эндокринные заболевания матери, хромосомные нарушения. Определенное значение имеют травмы головного мозга ребенка, которые он может получить во внутриутробном периоде развития, Во время родов или в первый год жизни. В настоящее время все большую роль начинает играть ухудшение экологической и экономической обстановки, наблюдаемое в нашей стране.

         Личность – это конкретный человек, занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Личность развивается в процессе деятельности и общения с другими людьми.

Условием нормального  врастания ребенка в цивилизацию  является единство двух планов развития – естественного (биологического и  социального (культурного).

Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личность, обладающую определенным мировоззрением, осознающую свое место в обществе, свои жизненные цели, умеющую самостоятельно действовать для реализации этих целей.

Таким образом, задержка или  отклонения в становлении личностного  уровня развития могут быть обусловлены  как нарушениями психофизической  организации детского организма, так  и отклонениями, выражаясь словами  Л, С, Выготского, в собственно культурном развитии ребенка. В результате неблагоприятных  условий воспитания, часто на фоне легких нарушений функционирования ЦНС, к подростковому возрасту может  наблюдаться формирование специфического вида дизонтогенеза ребенка, определяемого  как патохарактерологическое формирование личности. Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.

Говоря об отклонениях  в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте, следует также  иметь в виду, что несвоевременное  развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет, прежде всего, сказываться на уровне социально-психологической  адаптации ребенка.

Все аспекты личностной сферы  формируются у умственно отсталых дошкольников также замедленно и  с большими отклонениями. Детям свойственно  резко выраженное отставание в развитии эмоций, нестабильность чувств, ограничение  диапазона переживаний, крайний  характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Проявление эмоций не зависит  от качественного своеобразия структуры  дефекта, т.е. от принадлежности ребенка  к определенной клинической группе. Развитие эмоций умственно отсталых дошкольников в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни  и наличием специального педагогического  воздействия, осуществляемого родителями и педагогом. Благоприятные условия  способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию  правильного бытового поведения, закреплению  необходимых для жизни в семье  или в детском учреждении навыков  и привычек, а также позволяют  детям сделать первые шаги в направлении контроля над своими эмоциональными проявлениями. Первое в России исследование личности умственно отсталых детей (так называемого феномена «психического насыщения») было осуществлено в 1930-е гг. И.М. Соловьевым, результаты его нашли отражение в сборнике «Умственно отсталый ребенок».

Информация о работе Исследование самооценки и уровня притязаний у детей с задержкой психического развития