Исследование самооценки и уровня притязаний у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей самооценки и уровня притязаний у подростков с задержкой психического развития.
Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1) сравнительное исследование особенностей формирования самооценки у подростков с ЗПР и нормальным развитием;
2) сравнительное изучение особенностей уровня притязаний у подростков с ЗПР и нормальным развитием;
3) изучение уровня тревожности у подростков с ЗПР.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Теоретические вопросы изучения детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
1. 1. Клиническая характеристика детей умственной отсталостью младшего школьного возраста.
1. 2. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.
Глава 2. Особенности формирования самооценки уровня притязаний.
2. 1. Самооценка и уровень притязаний как структурный компонент личности.
2. 2. Взаимосвязь самооценки с уровнем притязаний. Определение уровня притязаний, критерий его адекватности.
2. 3. Самооценка у умственно отсталых школьников.
2. 4. Самооценка у детей и подростков с задержкой психического развития.
2. 5. Формирования самооценки у детей и подростков с дефицитарным типом развития в условиях сенсорной депривации.
2. 6. Соотношение уровня тревожности и уровня притязаний у детей дошкольного возраста.
Глава 3. Практическая часть.
3. 1. Гипотеза.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

содержание курсовой.docx

— 80.03 Кб (Скачать файл)

 

 

2. 4. Самооценка и уровень притязаний у детей и подростков с задержкой психического развития.

         Исследования А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, В.М. Синельниковой, посвящённые изучению самооценки детей и подростков с задержкой психического развития (ЗПР), показали, что для младших школьников с ЗПР, обучающихся какое–то время до специальной школы в общеобразовательной, характерна низкая самооценка, неуверенность в себе. Заниженная самооценка объяснялась авторами тем, что дети претерпевали длительные учебные неудачи на фоне успевающих нормально развивающихся учеников.

              Задержка психического развития (зпр) является распространенной формой психической патологии детского возраста и  составляет среди учащихся неполной средней школы  2,0 %. M. Шипицына  указывает, что по результатам анализа численности обучающихся детей в коррекционных учреждениях России за 1990-1993 гг. произошло увеличение их количества на 34 тыс. человек. При этом наибольшие изменения наблюдались среди детей с задержкой психического развития. Так, если в 1990/91 гг. количество обучающихся с зпр составляло 16,8 %, то уже в 1992/93 гг. оно составило 32,6 % среди других патологий развития детского возраста. По данным К.С. Лебединской 50 % неуспевающих учеников младших классов массовых школ составляют дети с ЗПР. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. За последние 20-25 лет число таких учащихся только в начальной школе выросло в 2-2,5 раза (30% и более). Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР).

          С клинико-психологических позиций Задержка Психического Развития рассматривается как один из вариантов психического дизонтогенеза, при котором в качестве основных проявлений выступают нарушения познавательной деятельности, дефицитарность эмоциональной, волевой, мотивационной сфер и личностная незрелость.

           И.В. Коротенко пришла к выводу, что у младших школьников с ЗПР, получающих «положительные оценки в свой адрес» обнаруживается явное стремление несколько переоценивать себя. Это положение объясняется тем, что собственная малоценность ребёнка с ЗПР компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком. Такие психозащитные тенденции у младших школьников с ЗПР обусловлены, по мнению И.В. Коротенко, в определённой степени прессингом детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития. Таким образом, по мнению автора у детей младшего школьного возраста с ЗПР, проявляется неадекватная, чаще завышенная самооценка.

          В исследовании, посвящённом изучению самооценки и её связи с некоторыми личностными качествами у младших школьников с ЗПР (обучающихся в коррекционных классах), можно сделать вывод, что уровень общей самооценки и уровень притязаний ниже у школьников с ЗПР, чем у сверстников с нормой психического развития, а уровень тревожности выше. Была показана незрелость самооценки у школьников с ЗПР как личностного явления.

            Г.В. Грибанова, исследуя личностные особенности подростков с ЗПР, обращает внимание на неустойчивую, незрелую, некритичную самооценку и недостаточный уровень осознания подростками своего «Я», что в свою очередь приводит к повышенной внушаемости, несамостоятельности, неустойчивости поведения этих детей. Причём, сравнивая подростков с ЗПР, обучающихся в массовых и специальных школах, можно сделать вывод, что в условиях специального обучения внутренние критерии самооценки у подростков достаточно сформированы и более устойчивы. В среднем самооценка ниже, у подростков, обучающихся в специальной школе, что является стимулом к критическому сравнению себя с окружающими, развитию самоанализа. К подобным выводам приходит Е.Г. Дзугкоева, сравнивающая подростков с нормальным психическим развитием и подростков с ЗПР церебрально-органического генеза. Исследователем показана неустойчивая и часто заниженная самооценка у подростков с ЗПР, повышенная внушаемость и наивность. По данным И.А. Коневой у подростков с ЗПР, обучающихся в специальной школе не обнаруживается склонность к негативным самохарактеристикам, в отличие от подростков, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения.

         Таким образом, существующие исследования самооценки у детей и подростков с ЗПР показывают её определённое своеобразие, что обусловлено, по мнению исследователей, спецификой психического дефекта и негативным влиянием микросоциальных факторов.

 

 

 

2. 5. Своеобразие формирования самооценки у детей и подростков с дефицитарным типом развития в условиях сенсорной депривации.

          Т.В. Розанова, анализируя работу Д. Джервиса, изучающего самооценку лиц с нарушениями зрения пишет, что они склонны оценивать себя либо крайне высоко, либо крайне низко по шкале самооценки. То есть слепые считают себя или неспособными к выполнению своих жизненных задач, или при завышенной самооценке игнорируют факт слепоты. Анализируя исследования Т. Руппонен и Т. Маевского, Т.В. Розанова отмечает, что изменения в самооценке слепых связаны с адаптацией к своему состоянию и с тем, что дети с врождённой слепотой в процессе своего развития переживают несколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие как их сверстники. А в подростковом возрасте особо обостряются социальные отношения, так как дети начинают осознавать свой дефект.

          Изучением особенностей становления самооценки у лиц с нарушениями слуха занимались: В.Г. Петрова, В.Л. Белинский, М.М. Нудельман, А.П. Гозова, Т.Н. Прилепская, И.В. Кривонос и др. Эти исследования показали, что в развитии самосознания и самооценки у детей с нарушениями слуха наблюдаются те же стадии, что и у слышащих, но переход от одной стадии к другой совершается на два - три года позже. Например, Т.Н. Прилепской было показано, что от младшего к старшему школьному возрасту наблюдается увеличение устойчивости самооценок и адекватности притязаний. В младшем школьном возрасте наблюдается тенденция к переоценке себя, ситуативность самооценки, зависящей от мнения педагога. К восьмому классу отмечается большая адекватность самооценок, школьники с нарушенным слухом правильнее начинают оценивать свою успеваемость, увеличивается и устойчивость самооценок.

           Работы, посвящённые изучению самооценки при речевых нарушениях, немногочисленны (Л.С. Волковой, Л.Е. Гончарук, Л.А. Зайцевой, В.И. Селиверстова, О.С. Орловой, О.Н. Усановой, О.А. Слинько, Л.М. Шипициной и др.). В них исследование самооценки проводится чаще всего косвенно, не системно и не у всех категорий детей с нарушениями речи.

          В экспериментальном исследовании Ж.М. Глозман, Н.Г. Калита, анализирующих уровень притязаний у больных с афазией (с сосудистой этиологией) в возрасте от 7 до 60 лет, приводятся следующие данные: существует зависимость между уровнем притязания (при выполнении речевых и перцептивных заданий) и тяжестью речевого дефекта только в группе больных с поражениями передних отделов мозга, их уровень притязаний ниже в 3 раза, чем у больных с лёгкими речевыми нарушениями. Не обнаружена зависимость уровня притязаний от тяжести речевых дефектов у больных с поражениями задних отделов речевой зоны, что объясняется недостаточным осознанием своего дефекта, вследствие нарушения контроля и восприятия собственной речи. При улучшении контроля за своей речью уровень притязаний в этой группе больных уменьшался.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2. 6. Соотношение уровня тревожности и уровня притязаний у детей дошкольного возраста

          В ряде исследований показатели уровня притязания непосредственно сопоставляется и с индексом тревожности. Так, в исследовании М.С. Неймарк была установлена связь эмоциональных реакций со спецификой изменения уровня притязаний. Н.В. Имедадзе, рассматривая соотношение уровня тревожности и уровня притязаний у детей дошкольного возраста, установил значительную корреляционную взаимосвязь между показателями тревожности и уровня притязаний: у детей с низким уровнем тревожности уровень притязаний, как правило, был близок к реальному выполнению заданий; с высоким уровнем тревожности уровень притязаний был выше реальных возможностей, причем, даже ряд последовательных неудач не снижали его.

А.М Прихожан в своих  исследованиях показала, что в  качестве важнейшего источника тревожности  часто выступает «внутренний  конфликт, преимущественно связанный  с самооценкой». Тревожность как  тенденция человека переживать различные  ситуации как угрожающие, обычно снижает  эффективность деятельности человека, сопровождается его противоречивым поведением.

          В поведении тревожных детей выделяют следующие специфические особенности:

1. Неадекватное отношение  к оценкам окружающих. Тревожные  дети, с одной стороны, гиперчувствительны  к оценкам, а с другой, сомневаются,  что их оценят правильно.

2. Они выбирают задания  либо сложные, почетные, выполнение  которых может принести уважение  окружающих, но при первых неудачах  стараются отказаться от них;  либо выбирают задания заведомо  ниже своих способностей, но гарантирующих  успех.

3. Проявляют повышенный  интерес к сравнению себя с  другими, при этом избегают  ситуаций, где такое сравнение  может быть явным.

          Признавая важность выше изложенных данных, касающихся проблемы самооценки в психологии, а также её связи с некоторыми личностными характеристиками, стоит отметить тот факт, что подобных исследований относительно детей с ЗПР в младшем школьном возрасте не проводилось. Поэтому исходным замыслом нашей работы стало изучение высоты самооценки (СО) и её соотнесения с уровнем притязаний (УП) и уровнем общей тревожности (УТ) у младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками (НПР).

Изучению подверглась  триада личностных образований: самооценка, уровень притязаний и уровень тревожности.

Сопоставляемыми параметрами  стали: высота самооценки, уровня притязаний и уровня тревожности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Практическая часть.

3. 1.   Гипотеза.

 Гипотезами нашего исследования стали, следующие положения:

Дети с ЗПР  характеризуются качественным своеобразием личностного развития, а именно, снижением самооценки и уровня притязаний, увеличением уровня тревожности (что определяется спецификой психического дефекта и негативным влиянием микросоциальных факторов) в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

         Самооценка, уровень притязаний  и уровень тревожности у детей с ЗПР между собой связаны. С изменением одной их этих характеристик меняются две других.

Для проверки гипотез были использованы следующие методики:

Для определения уровня самооценки использовалась методика Дембо-Рубинштей.

Уровень притязаний исследовался на основе методики Шварцландера (проба Шварцландера) (задание мотивировалось как тест на моторную координацию).

Для изучения уровня тревожности мы применили методику диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина, где оценивали шкалу «Ситуационной тревожности» и шкалу «Общей тревожности». Данная методика определяет общий уровень тревожных переживаний ребёнка в последнее время, связанных с особенностями его самооценки, уверенности в себе и оценкой перспективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Сравнительные данные распределения  учащихся с ЗПР и НПР по уровню самооценки.

Уровень общей самооценки

Дети с задержкой психического развития

Дети с нормой психического развития

абс.

%

абс.

%

1.   высокий

2.   средневысокий

3.   средний

4.   средненизкий

5.   низкий

6.   неустойчивый

10

21

26

-

-

-

17,5

36,8

45,6

-

-

-

31

25

3

1

-

3

49,2

39,7

4,8

1,6

-

4,8

Всего

 

 

 

 

 

57

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 

63

 

 

 

 

 

100

 

 

 

 

 


Как видно из таблицы 1, дети с ЗПР распределились по 3 уровням  СО: высокая (17,5%), средневысокая (36,8%) и средняя (45,6%), причём процент детей с ЗПР с высоким уровнем общей СО на 21,7 меньше, чем у детей с НПР, а со средним уровнем СО на 40,8% больше, чем с НПР. Анализ этого феномена в обеих выборках по критерию Манна-Уитни показывает различие по уровню самооценки, у детей с НПР самооценка выше (Uэмп<Uкр, Uэмп=1027). Различие средних показателей уровня самооценки 3,7 и 4,2 балла для школьников с ЗПР и НПР статистически значимо (t=-3,4, p<0,05). Поскольку в младшем школьном возрасте в норме является высокая самооценка, то дети с ЗПР имеют отклонение по этому параметру в сторону снижения.

Информация о работе Исследование самооценки и уровня притязаний у детей с задержкой психического развития