Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:16, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей самооценки и уровня притязаний у подростков с задержкой психического развития.
Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1) сравнительное исследование особенностей формирования самооценки у подростков с ЗПР и нормальным развитием;
2) сравнительное изучение особенностей уровня притязаний у подростков с ЗПР и нормальным развитием;
3) изучение уровня тревожности у подростков с ЗПР.
Введение.
Глава 1. Теоретические вопросы изучения детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
1. 1. Клиническая характеристика детей умственной отсталостью младшего школьного возраста.
1. 2. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.
Глава 2. Особенности формирования самооценки уровня притязаний.
2. 1. Самооценка и уровень притязаний как структурный компонент личности.
2. 2. Взаимосвязь самооценки с уровнем притязаний. Определение уровня притязаний, критерий его адекватности.
2. 3. Самооценка у умственно отсталых школьников.
2. 4. Самооценка у детей и подростков с задержкой психического развития.
2. 5. Формирования самооценки у детей и подростков с дефицитарным типом развития в условиях сенсорной депривации.
2. 6. Соотношение уровня тревожности и уровня притязаний у детей дошкольного возраста.
Глава 3. Практическая часть.
3. 1. Гипотеза.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.
Таблица № 2.
Сравнительные данные распределения учащихся с ЗПР и НПР по уровню притязаний.
Уровень притязаний |
Дети с задержкой психического развития |
Дети с нормой психического развития | ||
абс. |
% |
абс. |
% | |
1. нереально высокий 2. высокий 3. умеренный 4. низкий 5. нереально низкий |
2 6
5 44 - |
3,5 10,5
8,8 77,2 |
1 2
30 20 10 |
0,8 1,7
24,8 16,5 8,3 |
Всего |
57 |
100 |
63 |
100 |
Из таблицы № 2 мы видим, что дети с задержкой умственного развития по уровню притязаний распределились на четыре группы: нереально высокий, высокий, умеренный, низкий.
Мы наблюдаем, что низкий УП преобладает у детей ЗПР на 60,7%, чем у детей с НПР. У детей с НПР в основном умеренный уровень притязаний. Хотя процент высокого УП низкий в обеих выборках. Анализ данного феномена в обеих выборках по критерию Манна-Уитни показывает отсутствие различий по УП (Uэмп>Uкр, Uэмп=1596). Различие средних показателей УП 2,4 балла в обеих выборках статистически незначимо.
Таблица №3.
Методика диагностики самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина.
Шкала ситуационной тревожности
№ |
Суждение |
Выбираемые ответы | |||
Нет, это не так |
Пожалуй, так |
Верно |
Совершенно верно | ||
1 |
Я спокоен |
4 |
|||
2 |
Мне ничто не угрожает |
4 |
|||
3 |
Я нахожусь в состоянии |
4 | |||
4 |
Я внутренне спокоен |
1 |
|||
5 |
Я чувствую себя спокойно |
4 |
|||
6 |
Я расстроен |
3 |
|||
7 |
Меня волнуют возможные |
3 |
|||
8 |
Я ощущаю душевный покой |
4 |
|||
9 |
Я встревожен |
3 |
|||
10 |
Я испытываю чувство |
4 |
|||
11 |
Я уверен в себе |
4 |
|||
12 |
Я нервничаю |
4 | |||
13 |
Я не нахожу себе места |
3 |
|||
14 |
Я взвинчен |
2 |
|||
15 |
Я не чувствую скованности и напряжения |
4 |
|||
16 |
Я доволен |
4 |
|||
17 |
Я озабочен |
3 |
|||
18 |
Я слишком возбужден, и |
3 |
|||
19 |
Мне радостно |
4 |
|||
20 |
Мне приятно |
4 |
Шкала личностной тревожности
№ |
Суждение |
Выбираемые ответы | |||
Никогда |
Почти никогда |
Часто |
Почти всегда | ||
21 |
У меня бывает приподнятое |
3 |
|
||
22 |
Я бываю раздражительным |
3 |
|||
23 |
Я легко могу расстроиться |
3 |
|||
24 |
Я хотел бы быть таким
же удачливым, |
4 | |||
25 |
Я сильно переживаю неприятности
и |
4 | |||
26 |
Я чувствую прилив сил, желание |
4 |
|||
27 |
Я спокоен, хладнокровен и собран |
3 |
|||
28 |
Меня тревожат возможные трудности |
4 | |||
29 |
Я слишком переживаю из-за пустяков |
4 | |||
30 |
Я бываю вполне счастлив |
3 |
|||
31 |
Я все принимаю близко к сердцу |
4 | |||
32 |
Мне не хватает уверенности к себе |
4 | |||
33 |
Я чувствую себя беззащитным |
4 | |||
34 |
Я стараюсь избегать критических |
4 | |||
35 |
У меня бывает хандра |
4 | |||
36 |
Я бываю доволен |
3 |
|||
37 |
Всякие пустяки отвлекают
и |
4 | |||
38 |
Бывает, что я чувствую
себя |
4 | |||
39 |
Я уверенный человек |
4 |
|||
40 |
Меня охватывает беспокойство, |
3 |
Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной тревожности и личностной тревожности). Это общее количество баллов в отдельности по каждой шкале делится на 20. Итоговый показатель рассматривается как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного испытуемого.
Общее количество баллов:
по ситуационной тревожности – 64балла/20 = 3,2 балла.
по личностной тревожности – 73 балла/20 = 3, 6 балла
3,2 – 3,6 балла = соответствуют очень высокой тревожности.
Как видно из таблицы 3, дети с ЗПР обладают очень высоким уровнем тревожности, связанным с его низкой самооценкой, неуверенностью в себе и заниженной оценкой перспективы.
Заключение.
Социальная природа личности определяется тем, что ее формирование и реализация возможны только в процессе взаимодействия индивида с окружающими людьми. Структурные компоненты личности, самооценка и уровень притязаний, определяют характер поведения, общения и деятельности субъекта.
Подводя итог исследованию особенностей самооценки и уровня притязаний в структуре личности младших школьников с задержкой психического развития и умственно отсталых, можно констатировать следующее. При общем соответствии процесса развития личности младших школьников с ЗПР и умственной отсталостью онтогенетическим закономерностям отмечаются некоторые особенности самооценки и уровня притязаний у этой категории детей, которые оказывают негативное влияние на их поведение, продуктивность учебной деятельности, препятствуют гармоничному общению с окружающими и тем самым еще больше усугубляют имеющийся дефект в развитии.
1. Комплекс социальных факторов при задержке психического развития затрудняет адекватное развитие самооценки подростков с зпр и препятствует формированию адекватных межличностных отношений со сверстниками.
2. Развитие самооценки у подростков с задержкой психического развития носит дисгармоничный характер. В структуре самооценки подростков с ЗПР присутствует низкая дифференцированность. По этому параметру подростки с ЗПР значимо отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Наряду с этим самооценка подростков с ЗПР содержит ряд компонентов, по которым они значимо не отличаются от нормально развивающихся школьников. К их числу относятся: высота и устойчивость самооценки, а также глобальное самоотношение.
3. Подростки с ЗПР проявляют более низкую дифференцированность и аналитичность и при самовосприятии и самооценке, и при восприятии и оценке других людей в сравнении с нормально развивающимися школьниками.
4. Подросткам с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися школьниками свойственно более негативное восприятие сверстников.
5. Подростка с ЗПР характерен повышенный уровень тревожности.
Практические психолого-
Зпр включает в себя неоднородную
аномалию развития с точки зрения
этиологии, патогенеза и клинико-психологических
проявлений. Для зпр характерна сложная
клинико-психологическая
Эффективная психолого-педагогическая помощь детям и подросткам с зпр является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации и адаптации.
Проведенное диссертационное
исследование позволяет выделить основные
направления практической работы по
развитию самооценки и оптимизации
межличностных отношений у
Психологу рекомендуется регулярно проводить с подростками целенаправленные занятия по развитию самооценки и уровню притязаний. Работа по развитию самооценки и уровню притязаний среди подростков включает в себя несколько основных направлений: развитие умений и навыков эмоционального восприятия и понимания состояния других людей, развитие умений и навыков в выражении собственных мыслей и чувств, развитие умений и навыков оценивать свои мысли ,чувства и поступки в процессе межличностного взаимодействия, развитие умений и навыков по выделению индивидуальных особенностей сверстников, развитие умений и навыков самоконтроля и саморегуляции поведения, формирование приемов релаксации развитие взаимопонимания среди подростков и обогащение позитивного опыта взаимодействия между ними, развитие представлений о различных формах вежливого обращения между людьми и культуры поведения.
Примеры некоторых заданий:
Упражнения на развитие умений и навыков выражать собственные мысли и чувства при помощи невербальных средств коммуникации и на развитие умений и навыков понимать состояние других людей.
Упражнения на развитие умения оценивать себя, свои собственные поступки и мысли, на развитие навыков понимания собственного «я» и своей индивидуальности.
Упражнения на развитие представлений о различных формах вежливого обращения между людьми и на развитие культуры поведения.
Психолог проводит беседу о вежливости, о правилах этикета, о формах и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, о правилах употребления слов- приветствий и благодарности.
Список литературы
1. Выготский, Л.С. Детская психология, 1984 год.
2. Сорокин, В.М. Специальная психология. Сорокин: Учебное пособие. Под научным редактированием Л.М. Шипицыной, 2003 год.
3. Белякова, Е.Г. К вопросу о самоотношении в структуре личности инвалида. Проблемы социальной и психолого–педагогической реабилитации инвалидов: Тезисы докладов и сообщений международного конгресса по проблемам социальной и медицинской психологии, реабилитации инвалидов, 1996. – 224 с.
4. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка, 1985 год.
5. Жулидова, Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития, 1985 год.