Исследование самооценки и уровня притязаний у детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 10:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение особенностей самооценки и уровня притязаний у подростков с задержкой психического развития.
Задачи исследования. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1) сравнительное исследование особенностей формирования самооценки у подростков с ЗПР и нормальным развитием;
2) сравнительное изучение особенностей уровня притязаний у подростков с ЗПР и нормальным развитием;
3) изучение уровня тревожности у подростков с ЗПР.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Теоретические вопросы изучения детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.
1. 1. Клиническая характеристика детей умственной отсталостью младшего школьного возраста.
1. 2. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.
Глава 2. Особенности формирования самооценки уровня притязаний.
2. 1. Самооценка и уровень притязаний как структурный компонент личности.
2. 2. Взаимосвязь самооценки с уровнем притязаний. Определение уровня притязаний, критерий его адекватности.
2. 3. Самооценка у умственно отсталых школьников.
2. 4. Самооценка у детей и подростков с задержкой психического развития.
2. 5. Формирования самооценки у детей и подростков с дефицитарным типом развития в условиях сенсорной депривации.
2. 6. Соотношение уровня тревожности и уровня притязаний у детей дошкольного возраста.
Глава 3. Практическая часть.
3. 1. Гипотеза.
Заключение.
Список литературы.
Приложения.

Файлы: 1 файл

содержание курсовой.docx

— 80.03 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица № 2.

Сравнительные данные распределения  учащихся с ЗПР и НПР по уровню притязаний.

Уровень притязаний

Дети с задержкой психического развития

Дети с нормой психического развития

абс.

%

абс.

%

1.   нереально высокий

2.   высокий

3.   умеренный

4.   низкий

5.   нереально низкий

2

       6

 

5

44

-

3,5

       10,5

 

8,8

77,2

1

         2

 

30

20

10

0,8

1,7

 

 24,8

        16,5

         8,3

Всего

57

100

63

100


Из таблицы № 2 мы видим, что дети с задержкой умственного  развития по уровню притязаний распределились на четыре группы: нереально высокий, высокий, умеренный, низкий.

Мы наблюдаем, что низкий УП преобладает у детей ЗПР  на 60,7%, чем у детей с НПР. У  детей с НПР в основном умеренный  уровень притязаний. Хотя процент  высокого УП низкий в обеих выборках. Анализ данного феномена в обеих  выборках по критерию Манна-Уитни показывает отсутствие различий по УП (Uэмп>Uкр, Uэмп=1596). Различие средних показателей УП 2,4 балла в обеих выборках статистически незначимо.

 

 

Таблица №3.

Методика диагностики  самооценки уровня тревожности Спилберга  – Ханина.

Шкала ситуационной тревожности

№ 
п/п

Суждение

Выбираемые ответы

Нет, это не так

Пожалуй, так

   Верно    

Совершенно верно

1

Я спокоен

4

     

2

Мне ничто не угрожает

4

     

3

Я нахожусь в состоянии 
напряжения

     

4

4

Я внутренне спокоен

1

     

5

Я чувствую себя спокойно

4

     

6

Я расстроен

   

3

 

7

Меня волнуют возможные 
неудачи

   

3

 

8

Я ощущаю душевный покой

4

     

9

Я встревожен

   

3

 

10

Я испытываю чувство 
внутреннего удовлетворения

4

     

11

Я уверен в себе

4

     

12

Я нервничаю

     

4

13

Я не нахожу себе места

   

3

 

14

Я взвинчен

 

2

   

15

Я не чувствую скованности  и напряжения

4

     

16

Я доволен

4

     

17

Я озабочен

   

3

 

18

Я слишком возбужден, и 
мне не по себе

   

3

 

19

Мне радостно

4

     

20

Мне приятно

4

     

 
 
Шкала личностной тревожности

№  
п/п

Суждение

Выбираемые ответы

 Никогда   

Почти никогда

  Часто    

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое 
настроение

 

3

 

 

22

Я бываю раздражительным

   

3

 

23

Я легко могу расстроиться

   

3

 

24

Я хотел бы быть таким  же удачливым, 
как другие

     

4

25

Я сильно переживаю неприятности и 
долго не могу о них забыть

     

4

26

Я чувствую прилив сил, желание 
работать

4

     

27

Я спокоен, хладнокровен и  собран

 

3

   

28

Меня тревожат возможные  трудности

     

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

     

4

30

Я бываю вполне счастлив

 

3

   

31

Я все принимаю близко к  сердцу

     

4

32

Мне не хватает уверенности к себе

     

4

33

Я чувствую себя беззащитным

     

4

34

Я стараюсь избегать критических 
ситуаций и трудностей

     

4

35

У меня бывает хандра

     

4

36

Я бываю доволен

 

3

   

37

Всякие пустяки отвлекают  и  
волнуют меня

     

4

38

Бывает, что я чувствую себя 
неудачником

     

4

39

Я уверенный человек

4

     

40

Меня охватывает беспокойство, 
когда я думаю о своих делах 
и заботах

   

3

 

Подсчитывается общее  количество баллов по всем суждениям  отдельно по каждой из шкал (ситуационной тревожности и личностной тревожности). Это общее количество баллов в  отдельности по каждой шкале делится  на 20. Итоговый показатель рассматривается  как уровень развития соответствующего вида тревожности для данного  испытуемого.

Общее количество баллов:

по ситуационной тревожности  – 64балла/20 = 3,2 балла.

по личностной тревожности  – 73 балла/20 = 3, 6 балла

3,2 – 3,6 балла = соответствуют  очень высокой тревожности.

Как видно из таблицы 3, дети с ЗПР обладают очень высоким  уровнем тревожности, связанным с его низкой самооценкой, неуверенностью в себе  и заниженной оценкой перспективы.

 

 

 

Заключение.

Социальная природа личности определяется тем, что ее формирование и реализация возможны только в процессе взаимодействия индивида с окружающими  людьми. Структурные компоненты личности, самооценка и уровень притязаний, определяют характер поведения, общения и деятельности субъекта.

Подводя итог исследованию особенностей самооценки и уровня притязаний в структуре личности младших школьников с задержкой психического развития и умственно отсталых, можно констатировать следующее. При общем соответствии процесса развития личности младших школьников с ЗПР и умственной отсталостью онтогенетическим закономерностям отмечаются некоторые особенности самооценки и уровня притязаний у этой категории детей, которые оказывают негативное влияние на их поведение, продуктивность учебной деятельности, препятствуют гармоничному общению с окружающими и тем самым еще больше усугубляют имеющийся дефект в развитии.

1.     Комплекс социальных факторов при задержке психического развития затрудняет адекватное развитие самооценки подростков с зпр и препятствует формированию адекватных межличностных отношений со сверстниками.

2.       Развитие самооценки у подростков с задержкой психического развития носит дисгармоничный характер. В структуре самооценки подростков с ЗПР присутствует низкая дифференцированность. По этому параметру подростки с ЗПР значимо отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Наряду с этим самооценка подростков с ЗПР содержит ряд компонентов, по которым они значимо не отличаются от нормально развивающихся школьников. К их числу относятся: высота и устойчивость самооценки, а также глобальное самоотношение.

3.     Подростки с ЗПР проявляют более низкую дифференцированность и аналитичность и при самовосприятии и самооценке, и при восприятии и оценке других людей в сравнении с нормально развивающимися школьниками.

4. Подросткам с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися школьниками свойственно более негативное восприятие сверстников.

5.      Подростка  с ЗПР характерен повышенный  уровень тревожности.

 

 

Практические психолого-педагогические рекомендации

Зпр включает в себя неоднородную аномалию развития с точки зрения этиологии, патогенеза и клинико-психологических  проявлений. Для зпр характерна сложная  клинико-психологическая картина  дефекта: полиморфизм симптоматики, наличие в структуре дефекта  вторичных и третичных симптомов, постепенно, по мере развития ребенка  выступающих на первый план. Органическое поражение головного мозга при  ЗПР затрудняет формирование системы социальных отношений, дисгармонизирует личностное развитие детей. При этом дети с органическим поражением головного мозга в большей степени, чем их нормально развивающиеся сверстники зависят от окружающих их социально - психологических условий.

Эффективная психолого-педагогическая помощь детям и подросткам с зпр  является одним из важнейших звеньев  системы их реабилитации и адаптации.

Проведенное диссертационное  исследование позволяет выделить основные направления практической работы по развитию самооценки и оптимизации  межличностных отношений у подростков с зпр. 

Психологу рекомендуется регулярно проводить с подростками целенаправленные занятия по развитию самооценки и уровню притязаний. Работа по развитию самооценки и уровню притязаний среди подростков включает в себя несколько основных направлений: развитие умений и навыков эмоционального восприятия и понимания состояния других людей, развитие умений и навыков в выражении собственных мыслей и чувств, развитие умений и навыков оценивать свои мысли ,чувства и поступки в процессе межличностного взаимодействия, развитие умений и навыков по выделению индивидуальных особенностей сверстников, развитие умений и навыков самоконтроля и саморегуляции поведения, формирование приемов релаксации развитие взаимопонимания среди подростков и обогащение позитивного опыта взаимодействия между ними, развитие представлений о различных формах вежливого обращения между людьми и культуры поведения.

 

 

 

 

 

Примеры некоторых заданий:

Упражнения на развитие умений и навыков выражать собственные  мысли и чувства при помощи невербальных средств коммуникации и на развитие умений и навыков  понимать состояние других людей.

  1. Упражнение «Обезьянки»: психолог предлагает, двоим подросткам выйти перед классом. Один из подростков должен показать какую- либо позу, жест или движение. Второй подросток должен запомнить эту позу и затем повторить. После выполнения задания, наблюдавшие ученики, обсуждают правильность и точность действий второго подростка.
  2. Упражнение «Правила гигиены»: школьникам предлагается при помощи мимики, жестов, поз и движений показать элементарные навыки гигиены (чистка зубов, умывание, причесывание и др.). Наблюдатели должны угадать, что имитирует подросток.
  3. Упражнение «Повтори за мной»: кто-либо из учеников показывает серию движений или эмоциональных состояний . Остальные ученики запоминают эту серию и затем повторяют ее. В процессе выполнения задания класс обсуждает предъявляемые движения и эмоциональные состояния, а также точность их повторения.
  4. Упражнение «Бабочка»: психолог предлагает ученику при помощи мимики, жестов, поз и движений изобразить следующую сценку: мальчик увидел на цветке очень красивую бабочку. Он решил рассмотреть ее поближе и осторожно подходит к ней, вытягивает шею, наклоняется поближе к цветку и вдруг бабочка улетает. Мальчик удивлен и немного расстроен.
  5. Упражнение «Грязная бумажка»: психолог предлагает ученику при помощи мимики, жестов, поз и движений изобразить следующую сценку: На полу лежит грязная бумажка. Мальчик должен поднять ее и выбросить в ведро. Он берет бумажку с отвращением кончиками пальцев и, отведя руку в сторону, бросает ее в ведро.
  6. Упражнение «Что это? Кто это?»: психолог предлагает подростку изобразить какой - либо предмет или животное с помощью мимики, жестов, поз, движений и звуков. Например, поезд, машину, чайник, дерево, волка, ежа, медведя, кошку. Остальные ученики должны угадать этот предмет или животное. После выполнения задания психолог обсуждает с детьми, по каким признакам они догадались, что это именно этот предмет или зверь.
  7. Упражнение «Сказочные герои»: психолог делит учеников в классе на две группы. Каждой группе он предлагает сыграть небольшие спектакли по известным сказкам («Колобок», «Репка», «Красная шапочка» и др.), изображая героев сказки средствами мимики, пантомимики, жестов и поз. Каждая группа готовит свою сказку и показывает ее. Затем подростки должны угадать, что за сказку показали школьники из другой группы и кто какие роли исполнял.
  8. Упражнение «Настроение»: психолог объясняет детям, что у людей в различных ситуациях может быть разное настроение и что люди могут испытывать разные чувства: радость, грусть, испуг, гнев, злость, отвращение, стыд, удивление. Затем психолог предлагает детям рассмотреть изображения людей в различных эмоциональных состояниях (рисунки и фотографий) и обсуждает каждое из изображений. После этого детям предлагаются конверты с незнакомыми им изображениями различных эмоциональных состояний. Психолог просит выбрать, например, всех веселых людей, затем всех недовольных и т.д.
  9. Упражнение «Угадай настроение»: подростку предлагается с помощью пантомимических и мимических движений изобразить радость, удивление, гнев и др. состояния, а остальным угадать их. После выполнения задания психолог обсуждает с классом, насколько выразительно и понятно школьники отразили различные настроения.

 

Упражнения на развитие умения оценивать себя, свои собственные  поступки и мысли, на развитие навыков  понимания собственного «я» и  своей индивидуальности.

  1. Упражнение «Мой портрет»: подросткам необходимо словесно описать себя: свой рост, возраст, особенности внешности и характера.
  2. Упражнение «Кто это?»: ведущий (сначала психолог, а затем ученик) словесно описывает кого- либо из учеников, не называя его имени. Подростки должны отгадать, о ком идет речь.
  3. Упражнение «Моя мечта»: психолог предлагает подросткам вслух помечтать о своих желаниях.
  4. Упражнение «Волшебник»: психолог предлагает детям представить, что они волшебники и могут все. Что они хотели бы иметь? Психолог предлагает детям нарисовать этот предмет или живое существо.

 

 

Упражнения на развитие представлений  о различных формах вежливого  обращения между людьми и на развитие культуры поведения.

Психолог проводит беседу о вежливости, о правилах этикета, о формах и технике общения  при встрече со знакомыми и  незнакомыми людьми, о правилах употребления слов- приветствий и благодарности.

  1. Упражнение «Разговор по телефону»: психолог предлагает ученикам вежливо и по правилам этикета провести беседу в различных ситуациях телефонных разговоров: неправильно набран номер, необходимо узнать время работы магазина, в справочной службе спросить номер телефона и др.
  2. Упражнение «Жизнь в большом городе»: психолог предлагает детям разыграть различные ситуации: спросить дорогу в незнакомом месте, в автобусе вам наступили на ногу и др. В этих ситуациях подростки должны продемонстрировать навыки вежливого поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.   Выготский, Л.С. Детская психология, 1984 год.

2.     Сорокин, В.М. Специальная психология. Сорокин: Учебное пособие. Под научным редактированием Л.М. Шипицыной, 2003 год.

3.     Белякова, Е.Г. К вопросу о самоотношении в структуре личности инвалида. Проблемы социальной и психолого–педагогической реабилитации инвалидов: Тезисы докладов и сообщений международного конгресса по проблемам социальной и медицинской психологии, реабилитации инвалидов, 1996. – 224 с.

4.     Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка, 1985 год.

5.     Жулидова, Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития, 1985 год.

Информация о работе Исследование самооценки и уровня притязаний у детей с задержкой психического развития