Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 18:00, курсовая работа
Цель: исследовать страхи детей, воспитывающихся в условиях депривации
Объект: эмоция страхав детском возрасте
Предмет: страхи у детей, воспитывающихся в условиях депривации
Введение ……………………………………………………..……………………3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование страхов у детей, воспитывающихся в условиях депривации
Страхи в детском возрасте……………………………………………….5
Особенности страхов у детей, воспитывающихся в детских домах.............................................................................................................13
Выводы ………………………………….……………………………………….21
ГЛАВА 2. Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме
2.1. Организация исследования…………………………………………………23
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….26
Выводы………………………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………32
Библиографический список……………………………………………………33
Оглавление
Введение ……………………………………………………..……………………
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование страхов у детей, воспитывающихся в условиях депривации
Выводы ………………………………….……………………………………….
ГЛАВА 2. Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме
2.1. Организация исследования………………
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….26
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………33
Введение
Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Они имеют разное значение для ребенка. Страх, как любое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время, или у ребенка содержится большое количество страхов, то здесь можно говорить о предневротическом состоянии ребенка, что, в свою очередь, может перейти в невроз страха, который является патологическим состоянием, при этом у ребёнка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается отгороженность, замкнутость. Если страхи сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, возможном наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. В случае сохранения страхов в течение длительного времени или наличии сильно выраженных страхов, ребенку требуется помощь в их преодолении. Отсутствие своевременной психологической помощи может привести в дальнейшем к развитию тревожности, как устойчивой личностной черты, неуверенности в себе и окружающих, агрессии, что в дальнейшем может явиться препятствием для успешной адаптации ребенка к школе и последующего личностного развития.
Особенно актуально исследование переживаний и страхов у детей, воспитывающихся в условиях депривации, т.к. эти дети не получают должной поддержки и взаимопонимания со стороны взрослых, часто не имеют опыта близких межличностных отношений, являющихся залогом гармоничного развития личности. патологическое развитие страхов у воспитанников детских домов может привести к деформации личности, проблемам в развитии и социализации.
Цель: исследовать страхи детей, воспитывающихся в условиях депривации
Объект: эмоция страхав детском возрасте
Предмет: страхи у детей, воспитывающихся в условиях депривации
Задачи:
Методики
Структура курсовой работы
Даная курсовая работа включает в себя введение, теоретическую главу, в которой осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблемам детских страхов и страхов у детей, воспитывающихся в детских домах; практическую главу, в которой представлены результаты эмпирического исследования страхов у детей из детского дома; заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование страхов у детей, воспитывающихся в условиях депривации
Эмоции играют в деятельности ребенка весьма значительную роль и выступают не только как необходимое условие возникновение творческой деятельности, но и как важнейший регулятор любых психических процессов, а, следовательно, и любых видов деятельности [1]. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации. Повторяющееся проявление эмоций оказывает влияние на формирование личностных черт, социальное развитие ребенка, а также сказывается на его интеллектуальном развитии. Развитие эмоций, чувств ребенка тесно связано с социальным окружением ребенка. Нарушение привычной для ребенка ситуации может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение новых потребностей у ребенка в кризисный период, а также его базовых потребностей, может вызвать состояние фрустрации. Особенно негативно на эмоциональной сфере ребенка сказываются условия депривации: материнской, социальной, эмоциональной.
В нашей курсовой работе речь пойдёт о тех комплексах, которые свойственны обычным детям, чьё развитие происходит в рамках нормы. Среди эмоциональных нарушений наиболее часто наблюдаются страхи, повышенная тревожность, агрессивность.
Проблеме детских страхов уделяется много внимания, в виду их довольно широкого распространения среди детей. В работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов проблема страха занимает особое место. У разных исследователей существуют различные подходы к определению страха.
По мнению А. Фрейд, страх - аффективное состояние ожидания какой-либо опасности. Страх перед каким-то конкретным объектом называется боязнью, в патологических случаях – фобией. Страхи часто являются результатом неудовлетворенных желаний и потребностей [2].
А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский страх определяют как эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленную на источник действительной или воображаемой опасности [11].
О.М. Дьяченко говорит, что страх - психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и т.д.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и др.). Существуют различные формы страхов: испуг, боязнь и т.д. [5]
Ковалев В.В. отмечает, что страх - это чувство внутренней напряженности, непосредственной опасности для жизни в ожидании угрожающих событий, действий. Сопровождается разнообразными вегетативными расстройствами. Может быть различно выражено - от неопределенного чувства неуверенности, опасности до ужаса [8].
В.Д Зеньковский считает страх одной из основных и врожденных форм реакции души: меняются предметы страха, меняется выражение страха, и его влияние на внутренний мир личности, на ее поведение, но страх, как известная форма оценки, как тип отношения к миру и людям, остается всегда в нас. По мнению автора, если ребенок хоть раз испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет пугать его [1].
Д. Айке определяет страх как душевное явление, которое любой человек едва ли не каждый день может наблюдать в себе самом. Страх -это неприятное эмоциональное переживание, когда человек в той или иной степени сознает, что ему угрожает опасность.
А. Кемпински в своей работе отмечает, что, когда приходится давать определение таких понятий как, например: страх, ужас, боязнь, тревога и т.п. дать его ясное определение не удается. Автор считает, что так бывает всегда, когда речь идет о понятиях, касающихся наиболее личных переживаний. Их можно чувствовать, но трудно определять, констатирует он [10].
Согласно Е. Степановой, страхи - это эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни и благополучия. В ситуации явной опасности для жизни, например, при обморочных состояниях, удушье, внезапных потерях равновесия, падениях и т.п., страх имеет инстинктивный характер и представляет собой оборонительную реакцию, средство защиты.
По мнению А.И. Захарова, страх - это одна из фундаментальных эмоций человека, возникающая в ответ на действие угрожающего стимула. Если объективно рассмотреть эмоцию страха, то, несмотря на отрицательную окраску, можно констатировать тот факт, что страх выполняет разнообразные функции в жизни человека. На протяжении всего периода развития человеческого рода страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, природных явлений, огня. Страх выступил как организатор борьбы людей со стихией. Страх позволяет избежать опасности, так как играл и играет защитную роль. Поэтому А.И. Захаров считает, что страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития [6].
А.И. Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте: у детей от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи, на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли, и связанный с этим страх медицинских работников. В 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 -7 лет ведущим становится страх смерти. От 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают» Каждому ребенку присущи определенные страхи.
По мнению Г. Эберлейна наличие устойчивых страхов у детей говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их. В таких случаях дети пугаются, вместо того, чтобы действовать, и не могут остановить «разгулявшиеся» чувства [13, c.29].
Поговорим об особенностях детских страхов. Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Они имеют разное значение для ребенка. Страх, как любое переживание является полезным, когда выполняет свои функции, а потом исчезает, но когда страх не исчезает долгое время, или у ребенка содержится большое количество страхов, то здесь можно говорить о предневротическом состоянии ребенка, что, в свою очередь, может перейти в невроз страха, который является патологическим состоянием, при этом у ребёнка возникает состояние психического напряжения, скованности, поведение становится более пассивным, вместо непосредственности и открытости развивается отгороженность, замкнутость. Если страхи сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, возможном наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. В случае сохранения страхов в течение длительного времени или наличии сильно выраженных страхов, ребенку требуется помощь в их преодолении. Отсутствие своевременной психологической помощи может привести в дальнейшем к развитию тревожности, как устойчивой личностной черты, неуверенности в себе и окружающих, агрессии, что в дальнейшем может явиться препятствием для успешной адаптации ребенка к школе и последующего личностного развития.
В. П. Зинченко определяет страх как отрицательную эмоцию, возникающую в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.). Возрастные страхи обусловлены недостаточной информированностью о внешнем мире, всегда детерминированы, быстро проходят, не вызывая видимой дезадаптации. Клинические (патологические) страхи имеют выраженный и стойкий характер, приводят к дезадаптации детей или входят в структуру определённого заболевания. Дошкольный возраст является возрастом наибольшей выраженности страхов. Чаще всего у детей встречаются ночные страхи и навязчивые страхи-фобии - навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни различных предметов, движений, действий, поступков, ситуаций и т.д. Возрастные страхи являются отражением личностного развития ребенка.
Причины формирования и развития детских страхов рассматриваются различными авторами по-разному. Условно их можно разделить на субъективные и объективные, однако понятно, что эти причины находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и не могут рассматриваться отдельно. Субъективными причинами возникновения страхов могут являться такие личностные черты как эмоциональная ранимость ребенка, склонность к беспокойству, неуверенность в себе, тревожность. Навязчивые страхи нередко возникают остро, в ответ на эмоциональное потрясение, как правило у детей соматически ослабленных, а главное тревожно-мнительных, эгоцентричных, с нарушениями общения. Распространенными причинами появления детских страхов являются неправильное воспитание ребенка в семье, нарушения внутрисемейных отношений, неадекватное родительское поведение, повышенная тревожность матери. Страхи могут быть внушены ребенку окружающими (бабушки, тревожные родители, средства массовой информации). По данным многочисленных исследований не прошедшие вовремя детские страхи могут послужить развитию общей тревожности, формированию неадекватной, чаще всего заниженной, самооценки, отсутствию уверенности в себе и в окружающих близких. В дальнейшем это может серьезно затруднить адаптацию ребенка к новой социальной ситуации развития, связанной с началом обучения в школе, породить новые страхи.
Издавна психологи и психиатры Л.А. Петровская, Т.М. Мишина, А.С. Спиваковская подчеркивали, что одной из самых распространенных причин появления детских страхов является неправильное воспитание ребенка в семье, сложные семейные отношения. Так, представители различных теоретических направлений в психологии и педагогике, сходятся в признании негативного влияния нарушенных внутрисемейных отношений на психическое развитие ребенка. Среди причин формирования и развития различных патологических черт характера и невротических симптомов, лежащих в области семьи, выделяют следующие: внутрисемейные конфликты; неадекватные воспитательские позиции родителей; нарушение контакта ребенка с родителями вследствие распада семьи или долгого отсутствия одного из родителей; ранняя изоляция ребенка от семейного окружения; личностные характеристики родителей и некоторые другие. Неадекватное родительское поведение приводит к разрушению эмоционального контакта с окружением, что в отечественной психологии рассматривается в качестве одного из механизмов формирования и развития личностных аномалий.
Информация о работе Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме