Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать страхи детей, воспитывающихся в условиях депривации
Объект: эмоция страхав детском возрасте
Предмет: страхи у детей, воспитывающихся в условиях депривации

Содержание работы

Введение ……………………………………………………..……………………3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование страхов у детей, воспитывающихся в условиях депривации
Страхи в детском возрасте……………………………………………….5
Особенности страхов у детей, воспитывающихся в детских домах.............................................................................................................13
Выводы ………………………………….……………………………………….21
ГЛАВА 2. Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме
2.1. Организация исследования…………………………………………………23
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….26
Выводы………………………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………32
Библиографический список……………………………………………………33

Файлы: 1 файл

страхи детей, воспитывающихся в условиях депревации.docx

— 77.58 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, наиболее выраженные страхи у детей в обследуемой группе: остаться одному, умереть, наказание, страшные герои, страшные сны, животные, стихийные бедствия, пожары, боль, опоздать на занятие. В итоге выделились три основные категории страхов в обследуемой группе: социальные страхи, физический ущерб, сказочные персонажи и животные. Мы предполагаем, что социальные страхи и страхи физического ущерба связаны с социальной ситуацией развития и окружением, в котором оказались дети. Отсутствие полноценных межличностных контактов с взрослыми, строгие правила дисциплины, большой коллектив детей – все это развивает в детях страхи, связанные с наказаниями, оценкой их действий. Следует отметить, что мальчики больше боятся наказания, чем девочки. Это может свидетельствовать как о большей строгости в отношениях педагогического коллектива с мальчиками, чем с девочками, так и повышенной чувствительности мальчиком к оценке их действий другими людьми.

Так же отмечено, что в «черном домике» у детей из данной группы находилось в среднем 19 страха из предложенных 29, что свидетельствует о большом количестве страхов у каждого исследуемого ребенка. Эти результаты подтверждаются данными из психолого-педагогической литературы о том, что для детей, воспитывающихся в детских домах, характерно наличие большого количества страхов.

Далее приведем таблицы, предоставляющие информацию о наличии нормативных и ненормативных страхов у детей в возрасте 6-ти, 7-ми и 8-ми лет.

 

Таблица 2. Представленность нормативных и ненормативных возрастных страхов у детей 6-ти лет (%)

Страхи

Мальчики

Девочки

 

Нормативные для мальчиков и девочек

Остаться в одиночестве

80

95

Нападения

80

75

Чужих людей

60

70

Врачей

100

95

 

Нормативные для мальчиков

Наказания

85

80

Страшных снов

60

65

Темноты

90

95

Животных

75

80

Нормативные для девочек

Высоты

70

35

Глубины

55

30

Уколов

95

60

Боли

100

 

 

Ненормативные страхи

Опоздать на занятия

60

45

Больших помещений

60

70

Пожара

75

80

Огня

75

90

Резких громких звуков

80

65


 

Наряду с нормативными для шестилетнего возраста страхами в данной таблице также представлены те страхи, которые также оказались выражены среди опрошенных детей данного возраста, эти страхи в свою очередь являются ненормативными. По данным таблицы № 2 мы можем сказать, что у мальчиков присутствуют все нормативные страхи данного возраста, а также сильно выражен страх уколов (являющийся нормативным страхом для девочек 6-ти лет). Возможно, что страх уколов у мальчиков и девочек связан с нахождением в условиях детского дома, где медицинский персонал постоянно находится рядом. У девочек из этой возрастной группы также выявлено большое количество страхов, наряду с нормативными возрастными страхами, пристывают также страхи наказания, кошмаров, темноты, животных, являющиеся нормативными для мальчиков данного возраста. у 60% мальчиков и 45% девочек присутствуют страх опоздать на занятия, что не является нормой данного возраста, и может  свидетельствовать о строгости режима данного учреждения. Мы считаем, что данный страх является одной из особенностей страхов у детей в детских домах, ведь, скорее всего, в условиях семьи к детям не предъявляются столь высокие требования к соблюдению режима, а поддержка и забота родителей «сглаживают» страхи перед требованиями. Также у мальчиков и девочек 6-ти лет выявлены такие ненормативные страхи как  страх больших помещений, пожара, огня, громких и резких звуков. В целом у детей из данной группы выявлено большое количество страхов, что также является одной из их особенностей в условиях воспитания в детском доме, где ребенок находится в ситуации депривации и формальных отношений с взрослыми.

 

Таблица 3. Представленность нормативных и ненормативных возрастных страхов у детей 7-ми лет (%)

Страхи

Мальчики

Девочки

 

Нормативные для мальчиков и девочек

Остаться в одиночестве

95

90

Нападения

80

90

Умереть

60

95

Высоты

50

75

Глубины

60

75

Тесного пространства

60

85

Нормативные для мальчиков

Стихийных явлений

80

90

 

Нормативные для девочек

Засыпать

40

80

Страшных снов

55

85

Уколов

90

95

Воды

60

75

Огня

70

90

 

Ненормативные страхи

Опоздать на занятия

80

70

Наказания

60

70

Пожара

75

90

Больших помещений

70

65

Врачей

90

85

Животных

70

80

Темноты

80

90


 

По данным, представленным в таблице №3 видно, что у детей из данной группы также присутствует большое количество страхов. Среди ненормативных страхов выявлены страх наказания, опоздать на занятия, пожара, больших помещений, врачей, животных, темноты. Таким образом, наряду с социальными ненормативными для возраста семи лет страхами (наказания, опоздать на занятия) присутствуют страхи, характерные для возраста шести  лет. Это позволяет говорить о том, что дети боятся оценки со стороны взрослых, наказания. Также страхи предыдущего возрастного периода не проходят, что тоже является одной из особенностей проявления страхов у детей из детских домов, т.к. родительская депривация, отсутствие семьи, препятствует гармоничному психоэмоциональному развитию. 

 

Таблица 4. Представленность нормативных и ненормативных возрастных страхов у детей 8-ми лет (%)

Страхи

Мальчики

Девочки

 

Нормативные для мальчиков и девочек

Наказания

90

75

Опоздать на занятия

85

75

Резких громких звуков

65

70

Нормативные для мальчиков

Бури, наводнений, землетрясений

85

70

Нормативные для девочек

Нападения

100

95

Войны

55

20

Уколов

60

95

Больших пространств

60

85

 

Ненормативные страхи

Врачей

80

95

Боли

80

70

Умереть

85

100

Остаться в одиночестве

75

90

Животных

55

70

Темноты

70

65


 

Для детей восьми лет в исследуемой группе также характерно большое наличие страхов, особенно выражены в данной группе социальные страхи и страх смерти. Мы можем отметить, что в данной группе становятся выраженными страхи, которые  касаются сферы межличностных отношений. Страх быть отвергнутым и непринятым, страх насилия со стороны окружающих, обусловленные отсутствием стабильной социальной среды и устойчивых эмоциональных связей. Наряду с появившимися новыми страхами у детей восьми лет сохраняются страхи, характерные для шестилетнего возраста: страх животных, темноты. Как мы уже отмечали выше, страхи детей, воспитывающихся в детских домах, могут не соответствовать возрастным нормам, что является особенностью их проявления. Также мы видим, что у 85% мальчиков и 100% девочек присутствуют страх смерти, характерный для возраста семи лет, мы считаем, что эта особенность связана с неблагополучием внешних условий, особенно эмоциональных. Ребенок чувствует себя незащищенным и уязвимым, не имеет близких контактов со взрослыми, и возможности идентификации с ними, таким образом у него отсутствует опыт переработки этого страха, он как бы остается с ним один на один, не имея необходимой поддержки взрослых.

Таким образом, по результатам методики «Страхи в домиках» мы можем выделить следующие особенности. Наличие у детей ненормативных возрастных страхов. Большое количество социальных страхов, связанных с оценкой и боязнью быть непринятым, отвергнутым. Так же отмечено, что в «черном домике» у детей из данной группы находилось в среднем 19 страха из предложенных 29, что свидетельствует о большом количестве страхов у каждого исследуемого ребенка. Эти результаты подтверждаются данными из психолого-педагогической литературы о том, что для детей, воспитывающихся в детских домах, характерно наличие большого количества страхов.

Интерпретация методики «Нарисуй свой страх».

В начале упражнения 3 детей отказались от выполнения задания, но согласились нарисовать рисунок на свободную тему. На наш взгляд такое поведение может свидетельствовать о замкнутости, недоверии к исследователю, нежеланию говорить о своих страхах. У всех троих детей по результатам предыдущей методики выявлен страх «сделать что-нибудь неправильно». Для подтверждения каких-либо из этих предположений требуется дополнительная диагностика.

Ниже приведем несколько примеров проанализированных нами рисунков детей.

Семен З. Анализ рисунка показал наличие у ребенка высокого уровня тревожности. Мальчик долго не мог приступить к выполнению задания, сомневался в своих силах, несколько раз перерисовывал рисунок в самом начале. На рисунке изображен черный человек с острыми зубами. Характер рисунка так же говорит о тревожности и неуверенности в себе: слабый нажим, рваный прерывистый характер лини, рисунок маленький находится в правой нижней части листа, занимая око 15 % его площади. Таким образом, можем предположить, что мальчик испытывает трудности с выражением своих чувств страха, образ страха персонифицирован в образе человека.

Артем Ф. Заштриховал весь рисунок неаккуратными крупными линиями темного цвета с сильным нажимом. На вопросы о том, что изображено ответил, что это темнота, в которой прячутся монстры. Несмотря на агрессивный характер данного рисунка, мы считаем его вполне нормативным для данного возраста, т.к. он отражает боязнь темноты и сказочных персонажей. В конце мальчик достаточно спокойно разорвал свой рисунок, чтобы «победить страх».

По данным методики «Нарисуй свой страх» в группе детей получены следующие результаты: 15% детей отказались нарисовать свой страх, 25% изобразили страшных животных или сказочных персонажей, 25% заштриховали лист или сделали непонятные абстрактные рисунки, 45% рисуя свой страх, отобразили на рисунке фигуру человека. Эти данные подтверждают результаты методики «Страхи в домиках», о том, что у детей в данной группе преобладают социальные страхи, а также страхи животных или сказочных персонажей. Из всех детей также 45% нарисовали на рисунке себя, изображая свою фигуру маленькой, в темных цветах, непропорционально, в 8 рисунках из 9-ти с очень большими глазами, не предпринимающие каких-либо действий. Что может свидетельствовать о том, что страхи  у детей развиты чрезмерно, о наличии чувства незащищенности, о пассивной позиции по отношению к своему чувству страха.

Таким образом, по результатам проведенного диагностического исследования мы выявили следующие особенности страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста из детского дома № 5: у детей преобладают социальные страхи, дети боятся быть отвергнутыми, непонятыми, одиночества, наказания; выражены также нормативные возрастные страхи связанные с животными и сказочными персонажами; выявлено наличие большого количества страхов;  гендерные различия в объектах и выраженности страхов не обнаружены, дети рассказывают о своих страхах неохотно, с трудом, скованны в выражении своих эмоций. Эти данные подтверждают мысль о том, что основной причиной страхов у воспитанников детских домов является социальная депривация, поверхностность контактов с окружающими, вследствие чего возникает чувство одиночества, изолированности и незащищенности, ведь для уверенности в себе, ребенку необходимо ощущать искреннюю поддержку взрослого. Возможно, что именно этот фактор является основной причиной появления большого количества страхов у детей в других сферах жизни. Автор методики диагностики детских страхов А. И. Захаров считает, что наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния. Данные полученные в результате исследования свидетельствуют о срочной необходимости создания и внедрения психокоррекционной программы по работе со страхами у воспитанников младшего школьного возраста в данном детском доме.

Информация о работе Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме