Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 18:00, курсовая работа
Цель: исследовать страхи детей, воспитывающихся в условиях депривации
Объект: эмоция страхав детском возрасте
Предмет: страхи у детей, воспитывающихся в условиях депривации
Введение ……………………………………………………..……………………3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование страхов у детей, воспитывающихся в условиях депривации
Страхи в детском возрасте……………………………………………….5
Особенности страхов у детей, воспитывающихся в детских домах.............................................................................................................13
Выводы ………………………………….……………………………………….21
ГЛАВА 2. Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме
2.1. Организация исследования…………………………………………………23
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….26
Выводы………………………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………32
Библиографический список……………………………………………………33
Таким образом, наиболее выраженные страхи у детей в обследуемой группе: остаться одному, умереть, наказание, страшные герои, страшные сны, животные, стихийные бедствия, пожары, боль, опоздать на занятие. В итоге выделились три основные категории страхов в обследуемой группе: социальные страхи, физический ущерб, сказочные персонажи и животные. Мы предполагаем, что социальные страхи и страхи физического ущерба связаны с социальной ситуацией развития и окружением, в котором оказались дети. Отсутствие полноценных межличностных контактов с взрослыми, строгие правила дисциплины, большой коллектив детей – все это развивает в детях страхи, связанные с наказаниями, оценкой их действий. Следует отметить, что мальчики больше боятся наказания, чем девочки. Это может свидетельствовать как о большей строгости в отношениях педагогического коллектива с мальчиками, чем с девочками, так и повышенной чувствительности мальчиком к оценке их действий другими людьми.
Так же отмечено, что в «черном домике» у детей из данной группы находилось в среднем 19 страха из предложенных 29, что свидетельствует о большом количестве страхов у каждого исследуемого ребенка. Эти результаты подтверждаются данными из психолого-педагогической литературы о том, что для детей, воспитывающихся в детских домах, характерно наличие большого количества страхов.
Далее приведем таблицы, предоставляющие информацию о наличии нормативных и ненормативных страхов у детей в возрасте 6-ти, 7-ми и 8-ми лет.
Таблица 2. Представленность нормативных и ненормативных возрастных страхов у детей 6-ти лет (%)
Страхи |
Мальчики |
Девочки | |
Нормативные для мальчиков и девочек |
Остаться в одиночестве |
80 |
95 |
Нападения |
80 |
75 | |
Чужих людей |
60 |
70 | |
Врачей |
100 |
95 | |
Нормативные для мальчиков |
Наказания |
85 |
80 |
Страшных снов |
60 |
65 | |
Темноты |
90 |
95 | |
Животных |
75 |
80 | |
Нормативные для девочек |
Высоты |
70 |
35 |
Глубины |
55 |
30 | |
Уколов |
95 |
60 | |
Боли |
100 |
||
Ненормативные страхи |
Опоздать на занятия |
60 |
45 |
Больших помещений |
60 |
70 | |
Пожара |
75 |
80 | |
Огня |
75 |
90 | |
Резких громких звуков |
80 |
65 |
Наряду с нормативными для шестилетнего возраста страхами в данной таблице также представлены те страхи, которые также оказались выражены среди опрошенных детей данного возраста, эти страхи в свою очередь являются ненормативными. По данным таблицы № 2 мы можем сказать, что у мальчиков присутствуют все нормативные страхи данного возраста, а также сильно выражен страх уколов (являющийся нормативным страхом для девочек 6-ти лет). Возможно, что страх уколов у мальчиков и девочек связан с нахождением в условиях детского дома, где медицинский персонал постоянно находится рядом. У девочек из этой возрастной группы также выявлено большое количество страхов, наряду с нормативными возрастными страхами, пристывают также страхи наказания, кошмаров, темноты, животных, являющиеся нормативными для мальчиков данного возраста. у 60% мальчиков и 45% девочек присутствуют страх опоздать на занятия, что не является нормой данного возраста, и может свидетельствовать о строгости режима данного учреждения. Мы считаем, что данный страх является одной из особенностей страхов у детей в детских домах, ведь, скорее всего, в условиях семьи к детям не предъявляются столь высокие требования к соблюдению режима, а поддержка и забота родителей «сглаживают» страхи перед требованиями. Также у мальчиков и девочек 6-ти лет выявлены такие ненормативные страхи как страх больших помещений, пожара, огня, громких и резких звуков. В целом у детей из данной группы выявлено большое количество страхов, что также является одной из их особенностей в условиях воспитания в детском доме, где ребенок находится в ситуации депривации и формальных отношений с взрослыми.
Таблица 3. Представленность нормативных и ненормативных возрастных страхов у детей 7-ми лет (%)
Страхи |
Мальчики |
Девочки | |
Нормативные для мальчиков и девочек |
Остаться в одиночестве |
95 |
90 |
Нападения |
80 |
90 | |
Умереть |
60 |
95 | |
Высоты |
50 |
75 | |
Глубины |
60 |
75 | |
Тесного пространства |
60 |
85 | |
Нормативные для мальчиков |
Стихийных явлений |
80 |
90 |
Нормативные для девочек |
Засыпать |
40 |
80 |
Страшных снов |
55 |
85 | |
Уколов |
90 |
95 | |
Воды |
60 |
75 | |
Огня |
70 |
90 | |
Ненормативные страхи |
Опоздать на занятия |
80 |
70 |
Наказания |
60 |
70 | |
Пожара |
75 |
90 | |
Больших помещений |
70 |
65 | |
Врачей |
90 |
85 | |
Животных |
70 |
80 | |
Темноты |
80 |
90 |
По данным, представленным в таблице №3 видно, что у детей из данной группы также присутствует большое количество страхов. Среди ненормативных страхов выявлены страх наказания, опоздать на занятия, пожара, больших помещений, врачей, животных, темноты. Таким образом, наряду с социальными ненормативными для возраста семи лет страхами (наказания, опоздать на занятия) присутствуют страхи, характерные для возраста шести лет. Это позволяет говорить о том, что дети боятся оценки со стороны взрослых, наказания. Также страхи предыдущего возрастного периода не проходят, что тоже является одной из особенностей проявления страхов у детей из детских домов, т.к. родительская депривация, отсутствие семьи, препятствует гармоничному психоэмоциональному развитию.
Таблица 4. Представленность нормативных и ненормативных возрастных страхов у детей 8-ми лет (%)
Страхи |
Мальчики |
Девочки | |
Нормативные для мальчиков и девочек |
Наказания |
90 |
75 |
Опоздать на занятия |
85 |
75 | |
Резких громких звуков |
65 |
70 | |
Нормативные для мальчиков |
Бури, наводнений, землетрясений |
85 |
70 |
Нормативные для девочек |
Нападения |
100 |
95 |
Войны |
55 |
20 | |
Уколов |
60 |
95 | |
Больших пространств |
60 |
85 | |
Ненормативные страхи |
Врачей |
80 |
95 |
Боли |
80 |
70 | |
Умереть |
85 |
100 | |
Остаться в одиночестве |
75 |
90 | |
Животных |
55 |
70 | |
Темноты |
70 |
65 |
Для детей восьми лет в исследуемой группе также характерно большое наличие страхов, особенно выражены в данной группе социальные страхи и страх смерти. Мы можем отметить, что в данной группе становятся выраженными страхи, которые касаются сферы межличностных отношений. Страх быть отвергнутым и непринятым, страх насилия со стороны окружающих, обусловленные отсутствием стабильной социальной среды и устойчивых эмоциональных связей. Наряду с появившимися новыми страхами у детей восьми лет сохраняются страхи, характерные для шестилетнего возраста: страх животных, темноты. Как мы уже отмечали выше, страхи детей, воспитывающихся в детских домах, могут не соответствовать возрастным нормам, что является особенностью их проявления. Также мы видим, что у 85% мальчиков и 100% девочек присутствуют страх смерти, характерный для возраста семи лет, мы считаем, что эта особенность связана с неблагополучием внешних условий, особенно эмоциональных. Ребенок чувствует себя незащищенным и уязвимым, не имеет близких контактов со взрослыми, и возможности идентификации с ними, таким образом у него отсутствует опыт переработки этого страха, он как бы остается с ним один на один, не имея необходимой поддержки взрослых.
Таким образом, по результатам методики «Страхи в домиках» мы можем выделить следующие особенности. Наличие у детей ненормативных возрастных страхов. Большое количество социальных страхов, связанных с оценкой и боязнью быть непринятым, отвергнутым. Так же отмечено, что в «черном домике» у детей из данной группы находилось в среднем 19 страха из предложенных 29, что свидетельствует о большом количестве страхов у каждого исследуемого ребенка. Эти результаты подтверждаются данными из психолого-педагогической литературы о том, что для детей, воспитывающихся в детских домах, характерно наличие большого количества страхов.
Интерпретация методики «Нарисуй свой страх».
В начале упражнения 3 детей отказались от выполнения задания, но согласились нарисовать рисунок на свободную тему. На наш взгляд такое поведение может свидетельствовать о замкнутости, недоверии к исследователю, нежеланию говорить о своих страхах. У всех троих детей по результатам предыдущей методики выявлен страх «сделать что-нибудь неправильно». Для подтверждения каких-либо из этих предположений требуется дополнительная диагностика.
Ниже приведем несколько примеров проанализированных нами рисунков детей.
Семен З. Анализ рисунка показал наличие у ребенка высокого уровня тревожности. Мальчик долго не мог приступить к выполнению задания, сомневался в своих силах, несколько раз перерисовывал рисунок в самом начале. На рисунке изображен черный человек с острыми зубами. Характер рисунка так же говорит о тревожности и неуверенности в себе: слабый нажим, рваный прерывистый характер лини, рисунок маленький находится в правой нижней части листа, занимая око 15 % его площади. Таким образом, можем предположить, что мальчик испытывает трудности с выражением своих чувств страха, образ страха персонифицирован в образе человека.
Артем Ф. Заштриховал весь рисунок неаккуратными крупными линиями темного цвета с сильным нажимом. На вопросы о том, что изображено ответил, что это темнота, в которой прячутся монстры. Несмотря на агрессивный характер данного рисунка, мы считаем его вполне нормативным для данного возраста, т.к. он отражает боязнь темноты и сказочных персонажей. В конце мальчик достаточно спокойно разорвал свой рисунок, чтобы «победить страх».
По данным методики «Нарисуй свой страх» в группе детей получены следующие результаты: 15% детей отказались нарисовать свой страх, 25% изобразили страшных животных или сказочных персонажей, 25% заштриховали лист или сделали непонятные абстрактные рисунки, 45% рисуя свой страх, отобразили на рисунке фигуру человека. Эти данные подтверждают результаты методики «Страхи в домиках», о том, что у детей в данной группе преобладают социальные страхи, а также страхи животных или сказочных персонажей. Из всех детей также 45% нарисовали на рисунке себя, изображая свою фигуру маленькой, в темных цветах, непропорционально, в 8 рисунках из 9-ти с очень большими глазами, не предпринимающие каких-либо действий. Что может свидетельствовать о том, что страхи у детей развиты чрезмерно, о наличии чувства незащищенности, о пассивной позиции по отношению к своему чувству страха.
Таким образом, по результатам проведенного диагностического исследования мы выявили следующие особенности страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста из детского дома № 5: у детей преобладают социальные страхи, дети боятся быть отвергнутыми, непонятыми, одиночества, наказания; выражены также нормативные возрастные страхи связанные с животными и сказочными персонажами; выявлено наличие большого количества страхов; гендерные различия в объектах и выраженности страхов не обнаружены, дети рассказывают о своих страхах неохотно, с трудом, скованны в выражении своих эмоций. Эти данные подтверждают мысль о том, что основной причиной страхов у воспитанников детских домов является социальная депривация, поверхностность контактов с окружающими, вследствие чего возникает чувство одиночества, изолированности и незащищенности, ведь для уверенности в себе, ребенку необходимо ощущать искреннюю поддержку взрослого. Возможно, что именно этот фактор является основной причиной появления большого количества страхов у детей в других сферах жизни. Автор методики диагностики детских страхов А. И. Захаров считает, что наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния. Данные полученные в результате исследования свидетельствуют о срочной необходимости создания и внедрения психокоррекционной программы по работе со страхами у воспитанников младшего школьного возраста в данном детском доме.
Информация о работе Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме