Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать страхи детей, воспитывающихся в условиях депривации
Объект: эмоция страхав детском возрасте
Предмет: страхи у детей, воспитывающихся в условиях депривации

Содержание работы

Введение ……………………………………………………..……………………3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование страхов у детей, воспитывающихся в условиях депривации
Страхи в детском возрасте……………………………………………….5
Особенности страхов у детей, воспитывающихся в детских домах.............................................................................................................13
Выводы ………………………………….……………………………………….21
ГЛАВА 2. Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме
2.1. Организация исследования…………………………………………………23
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….26
Выводы………………………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………32
Библиографический список……………………………………………………33

Файлы: 1 файл

страхи детей, воспитывающихся в условиях депревации.docx

— 77.58 Кб (Скачать файл)

Немаловажную роль в понимании особенностей страхов детей из детских домов играют их причины попадания в данные учреждения. Причины разные для попадания детей в детский дом, но, несмотря на это, все дети испытывают похожие чувства - это тоска, отчаяние, агрессивность по отношению к детскому дому и тем, кто в нем работает и живёт. И причиной является разрушение уже сложившихся отношений. Это нарушение ребёнок не может восполнить ничем [9].

Во-первых, основная часть детей имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности наследственную отягощенность алкоголизмом, а в последние годы и наркоманией, происходит постоянное увеличение количества сирот, страдающих врожденной психической и неврологической патологией. Именно "отказные" дети чаще имеют врожденные физические и психические аномалии, как следствие зачатия партнерами в состоянии опьянения или использования будущей матерью различных повреждающих средств для прерывания беременности. В свою очередь наличие психических отклонений накладывает отпечаток на чувства страха, усугубляет их переживание.

Во-вторых, вредным является уже само вынашивание нежеланной беременности женщинами, бросающими новорожденных в родильных домах. Вынашивание такой беременности приводит к искажениям жизненно важного взаимодействия между матерью и ребенком во время внутриутробного развития, к нарушению сенсорных, обменных, гуморальных связей между ними. Вследствие этого ребенок испытывает высокую тревожность, ощущает на себе враждебность внешнего мира, свои одиночество и беспомощность.

Третьим патогенным фактором, который проявляется у более старших детей, является комплекс социальных, педагогических и психологических вредностей в бывших родительских семьях. Среди форм неправильного воспитания типичными для социального сиротства являются безнадзорность.

Большинство семей, где дети лишены попечения родителей, характеризует вопиющее социальное неблагополучие: низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, пьянство родителей, аморальный образ жизни, скандалы и драки в семье, а также проживание с тяжело психически больными родственниками. Отсутствие адекватного контакта с родителями, жестокое обращение также являются причиной формирования патологических страхов и тревожности у детей.

Четвертым дезадаптирующим фактором для ребенка является сам насильственный отрыв его от родительской семьи и помещение в детское специализированное учреждение.

И.В. Дубровина также указывает, что главным условием полноценного психоэмоционального развития ребенка является родительская семья с соответствующей природе формирующегося ребенка организацией жизни, с присущим только биологической семье уровнем общения с родными, и особенно с матерью. Отрыв ребенка от родителей способствует развитию так называемых депривационных психических расстройств, которые тем тяжелее, чем раньше ребенок оторван от матери и чем длительнее воздействует на него фактор этого отрыва [6].

Таким образом, резюмируя все вышесказанное, мы можем выделить следующие особенности страхов у детей, воспитывающихся в условиях детских домов.

- Детские страхи  обусловлены тяжелой депривацией.

- Зачастую, первопричиной  детских страхов являются нежелательная  беременность, ранние роды, ранний  отрыв от матери, тяжелые социально-психологические  и бытовые условия в семье, из которой ребенок поступает в детский дом, психологически болезненный разрыв с родителями.

- Страхи детей, воспитывающихся в детских домах, как правило касаются сферы межличностных отношений. Страх близких контактов, страх быть отвергнутым и непринятым, страх насилия со стороны окружающих.

- Также причиной  развития страхов является высокий  уровень личностной тревожности, диагностируемый множеством исследований, у воспитанников детских домов.

- Страхи детей, воспитывающихся  в детских домах, могут не соответствовать  возрастным нормам.

- Отсутствие стабильной социальной среды и устойчивых эмоциональных связей с первичным воспитателем, некорректная интерпретация поведения, способностей и уровня развития ребенка, доминирование авторитарного, формального стиля воспитания детей, дефицит индивидуального взаимодействия и общения с детьми со стороны воспитателя так же служат причиной для развития детских страхов. Так же перечисленные факторы не позволяют ребенку научиться справляться со своими страхами, в результате чего они все более укореняются в личностной структуре воспитанников.

- Структура и объекты страхов детей из детских домов имеют как отличия, так и сходства со структурой и объектами страхов детей, воспитывающихся в родных семьях. Сходства в структурах страха могут быть обусловлены возрастными особенностями и биологически целесообразными и реальными страхами. Различия обусловлены прежним опытом детей и особенностями воспитательного института.

 

 

Выводы:

Страх - это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер, и патологический уровни. Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.

Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для самосохранения. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.

Наличие страха свидетельствует о том, что ребенок борется с неблагоприятными впечатлениями и стремится их победить. Если страхи ребенка не будут преодолены в детстве, то они могут наложить негативный отпечаток на формирование его личности и создать проблемы уже во взрослой жизни.

Структура и объекты страхов детей из детских домов имеют как отличия, так и сходства со структурой и объектами страхов детей, воспитывающихся в родных семьях. Сходства в структурах страха могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. Различия обусловлены прежним опытом детей и особенностями социальной ситуации развития детей и их окружением.

 

 

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме

 

2.1. Организация исследования

 

Данное курсовое исследование включало в себя четыре этапа:

    1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме страхов у детей из детских домов
    2. Подготовка эмпирического исследования
    3. Проведение исследования
    4. Анализ результатов

Анализ литературы был изложен нами в теоретической главе.

Второй этап включал в себя поиск методики выборки для исследования. Мы провели наше исследование на воспитанниках Санаторного детского дома №5. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 6 до 8 лет. Группа состояла из 10 мальчиков и 10 девочек. С учетом особенностей развития детей в данном возрасте для диагностики было решено использование методик «Страхи в домиках» и «Нарисуй свой страх».

Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» предназначена для выявления и уточнения преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Ребенку сообщается следующая инструкция: "В черном домике живут страшные страхи, а в красном - не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам". Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка, называя по очереди страхи. Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" - "не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа "не боюсь темноты", а не "нет" или "да". После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов.

1.     Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь)

2.     Физические  ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки)

3.     Страх  смерти (умереть)

4.     Животных  и сказочных персонажей

5.     Кошмарных  снов, темноты

6.     Социальные  страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания)

7.     Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство)

Проективная методика «Нарисуй свой страх»

При анализе внутреннего мира ребенка необходимо учитывать его личностные особенности. В практике психологического обследования применяется широчайший спектр методик, направленных на выявление таких особенностей. Большинство из них принадлежат к так называемым проективным методам исследования личности. Их общим методическим приемом, служащим выявлению наименее доступных для непосредственного наблюдения особенностей личности, является принцип неопределенности стимульного материала (например, КАТ) или инструкции к заданию (как, например, в рисуночных методах). Предполагается, что в ситуации неопределенности ребенок более свободно выражает (проецирует) свое собственное «я», особенности своего внутреннего мира и личностных переживаний. Задача экспериментатора облегчить «проекцию» для испытуемого. С этой целью он должен демонстрировать испытуемому доброжелательное отношение, заинтересованности в результатах его деятельности при полном отсутствии оценочного отношения.

Методика «Нарисуй свой страх» проводится с дошкольниками и младшими школьниками. Упражнение помогает диагностировать основные страхи. Детям раздают бумагу, цветные карандаши, краски, фломастеры, цветные мелки. Взрослый обращается к детям с предложением нарисовать свой страх и ему дать имя. Если ребенок отказывается рисовать страшное, то может рисовать на свободную тему. А этот факт рассматривается как дополнительный диагностический. После чего участникам предлагается несколько вариантов на выбор избавления от своего страха: уничтожить рисунок (страх); превратить страшное в смешное, дорисовав рисунок; украсить его, чтобы оно само себе понравилось и стало добрым; либо свой вариант придумать.

Исследование детей проводилось в группах по пять человек. Результаты исследования представлены в следующем параграфе.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов исследования

 

Психологическая диагностика по методике «Страхи в домиках» позволила выявить объекты и выраженность страхов у воспитанников детского дома по предъявленному им стимулу (перечень страхов в бланке вопросов). Полученные данные у мальчиков и девочек в процентном соотношении представлены в таблице.

 

Таблица 1. Выраженность страхов у воспитанников детского дома (%)

Объект страха

Мальчики

Девочки

Остаться одному

90

80

Нападения

60

40

Заболеть, заразиться

60

23

Умереть

99

80

Каких-то людей

60

45

Каких-то детей

20

-

Наказание

89

70

Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища, Фредди Крюгера, вампиров

80

60

Засыпать

45

30

Страшные сны

94

70

Темнота

65

40

Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных)

90

70

Машин, поездов, самолетов (страхи транспорта)

35

20

Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии)

70

45

Высоты

40

30

Глубины

10

-

Замкнутого пространства

20

15

Воды

30

-

Огня

20

10

Пожара

70

40

Войны

60

20

Больших улиц, площадей

20

20

Врачей (кроме зубных)

50

30

Крови

40

20

Уколов

40

30

Боли

80

50

Неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет

30

10

Сделать что-либо неправильно, плохо

50

20

Опоздать на занятия

70

50

Информация о работе Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме