Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 18:00, курсовая работа
Цель: исследовать страхи детей, воспитывающихся в условиях депривации
Объект: эмоция страхав детском возрасте
Предмет: страхи у детей, воспитывающихся в условиях депривации
Введение ……………………………………………………..……………………3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование страхов у детей, воспитывающихся в условиях депривации
Страхи в детском возрасте……………………………………………….5
Особенности страхов у детей, воспитывающихся в детских домах.............................................................................................................13
Выводы ………………………………….……………………………………….21
ГЛАВА 2. Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме
2.1. Организация исследования…………………………………………………23
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………….26
Выводы………………………………………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………………32
Библиографический список……………………………………………………33
Необходимо отметить, что боязливость и страх в дошкольном возрасте не являются устойчивой чертой характера и относительно обратимы при адекватном к ним подходе со стороны взрослых. Тем не менее, важность активной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности. К.Д. Ушинский отмечал, что именно страх способен спровоцировать человека на низкий поступок, изуродовать его морально и убить душу [2].
Наиболее подвержены страху единственные дети в семье как эпицентр родительских забот и тревог. Единственный ребенок находится, как правило, в более тесном эмоциональном контакте с родителями и легче перенимает их беспокойство. Родители, нередко охваченные тревогой не успеть что-либо сделать для развития ребенка, стремятся максимально интенсифицировать и интелектуализировать воспитание, опасаясь, что их чадо не будет соответствовать непомерно высоким в их представлении социальным стандартам. В результате у детей возникают внушенные, зачастую необоснованные страхи не соответствовать чему-либо, быть непризнанным кем-либо. Нередко они не могут справиться со своими переживаниями и страхами и ощущают себя несчастными в своем «счастливом» детстве.
Увеличение числа детей в семье, когда есть с кем пообщаться, поиграть, обычно способствует уменьшению страхов, в то время как увеличение числа взрослых может действовать противоположным образом, если они заменяют ребенку весь окружающий мир, создавая искусственную среду, в которой нет места сверстникам, детскому смеху, радости, проказам, непосредственному выражению чувств. Невозможность в этих условиях быть самим собой порождает хроническое чувство эмоциональной неудовлетворенности и беспокойства, особенно при нежелании или неспособности играть роли, навязываемые взрослыми. Если добавить и частые конфликты между взрослыми по поводу воспитания ребенка, когда он помимо своей воли оказывается яблоком раздора, то его состояние становится еще более незавидным.
Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. Как правило, у молодых, эмоционально непосредственных и жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей (после 30 и особенно после 35 лет) дети более беспокойны, что отражает преимущественно тревожность матери, поздно вышедшей замуж и долго не имевшей детей. Неудивительно развитие «поздних» детей под знаком чрезмерных забот и беспокойств. Впитывая как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, перерастающего затем в инфантильность и неуверенность в себе. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности [6, с.203 ].
Таким образом, резюмируя вышесказанное мы можем перечислить следующие причины возникновения детских страхов.
Биологические причины:
-особенности нервной системы,
-повышенная общая и эмоциональная чувствительность;
-недостаточная двигательная активность, так как эмоциональная жизнь сильно обеднена и способствует ранней интеллектуализации психики;
-страх одиночества, темноты, животных, боли, неожиданных звуков
Социальные причины:
-урбанизация (у сельских детей страхов меньше)
-количество членов семьи (в неполноценных семьях у детей количество страхов больше);
-если в семье один ребенок (так как на него транслируются страхи остальных членов семьи);
-возраст родителей (если он превышает 30 – 35 лет, то дети обычно более беспокойны);
-ранний выход матери на работу, если дети считают главной в семье мать (так как работающая мать более раздражительна);
Психоэмоциональные:
-личностные особенности матери: требовательные, принципиальные, честолюбивые, бескомпромиссные, с повышенным чувством долга;
-наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
-тревожность в отношениях с ребенком — избыточное предохранение его от опасности и изоляция его от общения со сверстниками;
-излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
-большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье.
-отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками, не уверенность в себе.
-конфликтные отношения между родителями в семье.
-психические травмы (типа испугов), обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам.
-психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.
Когда говорят о детях, воспитывающихся в детских домах, то подразумевается, что они испытывают на себе негативные последствия депривации. Для понимания особенностей страхов у детей, воспитывающихся в детских дома, проанализируем сначала понятие депривации.
Под депривацией понимают такое психическое состояние, при котором человек испытывает недостаточное удовлетворение своих потребностей.
Наиболее характерные черты депривационного синдрома – тревожность, страхи, агрессия, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познать новое. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, во всей полноте испытывает эти последствия, поскольку лишен удовлетворения важнейшей потребности в материнской любви. Вследствие нарушения эмоциональных связей с матерью и другими близкими родственниками происходит не просто отставание или недоразвитие личностных новообразований, но и интенсивное формирование иных механизмов, позволяющих приспособиться к жизни в иных условиях. Этот процесс усугубляется и тем, что многие функции личности ребенка, которые он реализует в семье, не востребованы в условиях коллективного воспитания, поэтому зачастую мы можем наблюдать у выпускников детских домов потребительское отношение к жизни, отсутствие стремление к самостоятельности, ответственности за свои поступки, психологический инфантилизм. З. Фрейд в ряде работ развивает мысль о том, что разлука с матерью заставляет младенца остро переживать свою беспомощность, вызывает у него повторно эмоцию страха, в результате чего это переживание фиксируется, вступает в связь с каким-нибудь внешним объектом и переходит в фобию.
Особенно остро могут быть выражены страхи у детей, воспитывающихся в условиях полной материнской депривации, когда они оказались в детском доме с младенческого возраста. У них отмечается повышенная склонность к возникновению страхов. Наиболее распространенные из них связаны с повышенной чувствительностью к новизне, изменчивости окружающей обстановки, появлению новых людей, необычных игрушек, предъявлению новых стимулов - тактильных, голосовых, зрительных. У этих детей усиливается готовность к возникновению страхов, искажаются специфические стимулы, тормозящие и вызывающие страхи. Страхи оказывают общее тормозящее влияние на развитие моторики, игры, мышления. У таких детй не наблюдаются характерные в норме для семейных детей страхов чужих взрослых и разлуки с близкими (страхи «7-го месяца»). Наряду с этим, усиливается страх изменения окружающей обстановки (различные варианты симптома тождества: симптом «стула» - ребенок перемещается по помещению вместе со стулом, на котором сидит, симптом невыпускания игрушек из руки). Может появиться страх поглаживания, прикосновения, взятия на руки (ребенок съеживается, напрягается), страх визуального контакта (избегание взгляда, взгляд мимо, поверх, широко раскрытые глаза при контакте), страх громкого голоса. Страх является обязательным компонентом любой эмоциональной реакции младенца (улыбка, переходящая в гримасу страдания, смех, переходящий в плач, длительное сохранение лицевой и голосовой эмоционально-экспрессивной двойственности). Характерен также страх игрушек, выполняющих функцию «переходных объектов» (мягкие игрушки, куклы). Последние заменяются твердыми игрушками, которые применяются, как правило, для неигровых целей (передвижение, стереотипные манипуляции). Страхи детей, находящихся в ситуации депривации, могут иметь некоторое сходство со страхами детей, страдающих ранним детским аутизмом.
Э.А. Минкова [4] перечисляет своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхностность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций - получение все новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость (дети до шести-семи лет не овладевают поведением, находятся во власти аффекта) и т.д.
Таким образом, целый ряд исследований, характеризующих индивидуальные различия в эмоциональных проявлениях детей, подтверждает, что основной особенностью их эмоциональной сферы, является резкая смена эмоций: внезапное возникновение тревожности и жизнерадостности. К.Е. Изард отмечает, что повышенная тревожность вызывает постоянную эмоциональную напряженность, провоцирует эмоциональные и невротические срывы. «Тревожные дети специфично относятся к успеху - неуспеху, оценке и результату. В основе переживаний и тревог лежит травматическая вероятность неудач, собственной неполноценности, гипертрофированная зависимость от взрослого» (Шипицина Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д., и др, 1997). Для детей, лишенных родительского попечительства, зависимость эмоционального благополучия ребенка от отношения к нему взрослого определяет сверхценность этого отношения (Прихожан A.M., Толстых Н.Н., 1990, 1991).
А.И. Захаров также отмечает, что устойчивый характер страхов обусловлен высоким уровнем тревожности, беспокойства, сниженным жизненным тонусом, отсутствием достаточных жизненных сил организма, недоверчивостью и настороженностью. Наиболее выражены в своих проявлениях страхи у детей, растущих без родителей. Не являясь врожденным и часто не осознаваясь, страх проявляется в разных формах. У «эмоционально неблагополучных» детей страхи не связаны с чем-либо определенным и проявляются в форме тревоги, беспричинного страха
Л.М. Шипицина также отмечает, что детские страхи могут рассматриваться как последствия фрустрации потребности в любви и признании, эмоциональной нестабильности положения ребенка. Возникновение состояния эмоционального дискомфорта может быть обусловлено различными причинами: переживанием неуспеха, отвращением к определенной пище, ситуацией жесткой регламентации. «В состоянии утомления или при общем ослаблении организма дети реагируют на все мелочи вспышками раздражительности. Бросается в глаза агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т.е. по существу доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях.., Вместо умения самому справляться с трудной ситуацией отмечается тенденция к аффективному реагированию, обиде, перекладыванию ответственности на других». Состояние эмоционального неблагополучия, постепенно закрепляясь, приводит к формированию негативных свойств характера.
А.И. Прихожан отмечает, что дети, воспитывающиеся в детских домах, лишены общения с детьми из обычных семей, так как они чаще всего ходят в школу, где учатся такие же дети, как они, или это специализированные школы. В них нет образцов нормальных взаимоотношений между детьми. А даже если они и посещают обычную школу, то их общение с нормальными детьми заканчивается за порогом школы. Их привозит и увозит автобус, и они не знакомы даже с таким простым обстоятельством, как возможность самостоятельно добраться до дома [9]. Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью [7]. Соответственно с одной стороны такая ситуация усиливает страхи и тревожность ребенка по отношению ко внешнему миру, с другой – у ребенка нет возможности усвоить адекватные способы справляться со своими страхи при помощи общения со сверстниками.
Также традиционно основная работа в домах ребенка возлагается на медицинский персонал и направлена на сохранение жизни в младенчестве, профилактику и лечение болезней в раннем возрасте. Воспитательный процесс, формирование и развитие личности ребенка уходят на задний план в силу ряда причин: недостаточного штата воспитателей, их изолированности от системы образования и новых инновационных методов педагогической работы, отсутствия системы подготовки воспитателей по комплексной помощи детям раннего возраста с нарушениями развития. В целом воспитание детей в домах ребенка характеризуется отсутствием стабильной социальной среды и устойчивых эмоциональных связей с первичным воспитателем, некорректной интерпретацией поведения, способностей и уровня развития ребенка, доминированием авторитарного, формального стиля воспитания детей, дефицитом индивидуального взаимодействия и общения с детьми.
Кроме того, при попадании в детский дом происходит ограничение потока информации, к которому привык человек, прежние отношения разрушились, а новые ещё не сложились, и ребёнок оказывается, как бы, не вписанным ни в какие отношения. А это состояние откладывается в личном опыте детей как неудача, имеющая последствия для всей жизни.
Отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения - вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Отсутствие адекватного опыта взаимодействия между людьми может приводить к разочарованиям, искаженному понимаю поведения других людей, и как следствие , к формированию страха близких контактов.
Информация о работе Исследование страхов у детей, воспитывающихся в детском доме