Исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности.
Задачи работы:
Проанализировать теоретических подходов к исследованию уровня притязаний и акцентуаций характера;
Описание юношеского возраста как отдельного возрастного периода;
Проведение эмпирического исследования, направленного на изучение акцентуаций и уро раскрытие связи уровня притязаний и акцентуаций характера;
Обработка и интерпретация результатов исследования с целью выявления характера связи между уровнем притязаний и акцентуациями характера в юношеском возрасте.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1 Понятие уровня притязаний в психологии. 6
1.1 Возникновение и развитие понятия «уровень притязаний». 6
1.2 Исследование уровня притязаний и его влияния на различные структуры личности. 10
1.3 Уровень притязаний как стратегия целеполагания. 13
Глава 2 Понятие акцентуации характера в психологии. 16
2.1 Возникновение и развитие понятия «акцентуации характера». 16
2.2 Классификация акцентуаций характера. 20
2.3 Динамика акцентуаций характера. 31
Глава 3 Юношеский возраст. 32
3.1 Понятие «юношеский возраст». Психологическое изучение как отдельного возрастного периода. 32
3.2 Развитие в подростковом и юношеском возрасте. Исторические предпосылки выделение нового возрастного периода. 34
3.3 Понятие юношеского возраста в отечественной психологии. 37
Глава 4 Исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности в юношеском возрасте. 39
4.1 Организация и методы исследования. 39
4.2 Описание методик. 39
4.3 Результаты. 43
Заключение. 5
Список литературы: 8

Файлы: 1 файл

ШелухинаТ.В.2.docx

— 131.90 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение. 3

Глава 1 Понятие уровня притязаний в психологии. 6

1.1 Возникновение и развитие понятия «уровень притязаний». 6

1.2 Исследование уровня притязаний и его влияния на различные структуры личности. 10

1.3 Уровень притязаний как стратегия целеполагания. 13

Глава 2 Понятие акцентуации характера в психологии. 16

2.1 Возникновение и развитие понятия «акцентуации характера». 16

2.2 Классификация акцентуаций характера. 20

2.3 Динамика акцентуаций характера. 31

Глава 3 Юношеский возраст. 32

3.1 Понятие «юношеский возраст». Психологическое изучение как отдельного возрастного периода. 32

3.2 Развитие в подростковом и юношеском возрасте. Исторические предпосылки выделение нового возрастного периода. 34

3.3 Понятие юношеского возраста в отечественной психологии. 37

Глава 4 Исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности в юношеском возрасте. 39

4.1 Организация и методы исследования. 39

4.2 Описание методик. 39

4.3 Результаты. 43

Заключение. 5

Список литературы: 8

 

 

 

Введение.

    В настоящее время всё большее количество специалистов из разных областей знания обращаются к проблеме максимально возможного раскрытия и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Осознание и развитие личностью своего собственного потенциала позволяет эффективно воплощать свои способности в личной и профессиональной жизни, ощущать удовольствие от собственных достижений.

     В настоящее  время, учитывая социальные, экономические  и политические условия от  человека требуется, быть успешным  в своей деятельности, уметь быстро  и эффективно адаптироваться. Чтобы  спрогнозировать успешность в  том или ином виде деятельности  используется понятие «уровень  притязаний». Интерес к изучению  данного концепта не угасает,  так как он объясняет феномен  выбора целей. Выявление особенностей  уровня притязаний может помочь  родителям определить будущее  своего ребенка, руководителям  при решении вопроса о должностном  продвижении, а также юноше  или девушке определиться со  своей будущей профессией. При  этом необходимо учитывать особенности  характера индивида, его сильные  и слабые стороны. Тип акцентуации  указывает на слабое место  характера, он позволяет предвидеть  факторы, которые могут привести  к дезадаптации личности в  определенных условиях, тем самым  показать особенности воспитания  и психопрофилактики.

     Уровень притязаний  используется сразу в двух  значениях при описании личностных  особенностей: первое - как характеристика  самооценки личности, самоотношения  и второе - как стратегия целеполагания:  стремление к достижению успеха  и стремление избегания неудач. Таким образом, изучение данного  феномена позволяет раскрыть сразу несколько аспектов функционирования и развития личности. А присовокупление к этому знаний об особенностях поведения в связи со специфической структурой характера несомненно дополнило бы общую картину. 

     Следовательно,  встает вопрос об исследовании  таких структур личности как  уровень притязаний и акцентуаций  характера в их взаимосвязи  с целью определения особенностей их взаимодействия и влияния друг на друга. Это может помочь в установлении сильных и слабых сторон личности для максимально успешной социальной и профессиональной адаптации.

     К сожалению,  на настоящий момент исследований, направленных на изучение взаимосвязи уровня притязаний и акцентуаций характера почти нет – этим и определяется практическая значимость данной работы.

     Объект исследования: уровень притязаний.

     Предмет исследования: связь акцентуаций характера и уровня притязаний личности в юношеском возрасте.

     Цель работы: исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности.

     Задачи работы:

  1. Проанализировать теоретических подходов к исследованию уровня притязаний и акцентуаций характера;
  2. Описание юношеского возраста как отдельного возрастного периода;
  3. Проведение эмпирического исследования, направленного на изучение акцентуаций и уро раскрытие связи уровня притязаний и акцентуаций характера;
  4. Обработка и интерпретация результатов исследования с целью выявления характера связи между уровнем притязаний и акцентуациями характера в юношеском возрасте.

     Гипотеза: акцентуация характера связана с уровнем притязаний как характеристикой личности (заниженный/завышенный уровень притязаний) и как стратегией целеполагания (стремление к успеху/избегание неудачи). Предположительно, людям с такими типами акцентуаций как демонстративность и гипертимность будет свойственен завышенный уровень притязаний, возбудимость, дистимность, тревожность, экзальтированность и эмотивность – заниженный уровень притязаний, а циклотимность, педантичность и застревание не будут иметь никакой связи с уровнем притязаний.

 

     Методы исследования:

  • библиографический,
  • психодиагностический (моторная проба Шварцландера, опросник К. Леонгарда-Г. Шмишека),
  • статистический. (как описать?)

Указать про выборку, колво, мужчины и женщины и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие уровня притязаний в психологии.

    1. Возникновение и развитие понятия «уровень притязаний».

     Проблема уровня  притязаний входит в комплекс  исследований психологических механизмов  регуляции деятельности тесно  связана с вопросом анализа  личностной сферы человека.

     Понятие уровня  притязаний ввела сотрудница  К.Левина – Т.Дембо, для обозначения  стремления индивида к ели  такого уровня сложности, который,  по его мнению, соответствует  его способностям. Его составляют 2 фактора: стремление к успеху  и боязнь неудачи. Стремление  к успеху определяет уверенность  человека в возможности достижения  намеченной цели. Боязнь неудачи  – опасения, что ожидания не  оправдаются, и человек испытает  разочарование. 

     В литературе имеется много различных определений уровня притязаний.

В.Н.Мясищев понимал уровень  притязаний как качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с точки зрения исследуемого лица, его производительность [14] Согласно В.С.Мерлину уровень притязаний отражает ту степень оценки субъектом своих возможностей, в которой он нуждается, чтобы испытать удовлетворение [13] У Е.А.Серебряковой уровень притязания — это потребность в определенной самооценке, принимаемой и одобряемой человеком [3] По мнению Н.Л. Коломинского уровень притязаний представляет собой модель самосуществования, образ - Я, который личность считает для себя приемлемым и т.д. [3]

     Уровень  притязаний отражает степень  трудности задачи, которую человек  ставит перед собой.

      Анализируя  даваемые различными авторами  определения, Л.В.Бороздина отмечает, что в них выделяются отдельные  аспекты и, следовательно, термин  обретает много вариативных значений, что приводит к неоднозначности  в понимании данного феномена.

     Все же  большинство авторов сохраняет,  в качестве наиболее общего, понимание  уровня притязаний близкое к  исходному: уровень трудности  выбираемых человеком целей.

     Первым  теорию уровня притязаний предложил  Ф.Хоппе в 1930г. Теория намерения (или преднамеренной деятельности), предложенная К.Левиным исходила из двух постулатов:

1. Действие, соответствующее  намерению, детерминировано особым  состоянием напряжения, которое  оказывает давление в направлении  выполнения намерения.

2. Если цель действия  достигнута, давление "системы внутриличностного напряжения" стремится к нулю.

Таким образом, возникновение  целенаправленной деятельности, согласно данной теории, определяется особым гомеостатическим механизмом: действие возникает в  условиях нарушения равновесия между  системами напряжения и выполняет  функцию восстановления этого равновесия. Развитие гомеостатической модели поведения  поставило вопрос: как успех или неудача в достижении поставленной цели влияют на возникновение нового действия? Более всего интересовал вопрос о возникновении нового действия в случае успешной реализации намерения, так как в соответствии с теорией К.Левина в этом случае напряженная система, определяющая поведение индивида, должна вернутся в равновесие. В ходе изучения спонтанного возобновления действия, Ф.Хоппе приходит к выводу, что возобновление действия совершается с новой целью, не тождественной цели предыдущего действия. По его мнению, новое действие, начавшееся после успешного выполнения, не просто повторяет предыдущее, а имеет своей целью улучшение прежнего результата, то есть ряд действий направлен на выполнение одной задачи: сделать как можно лучше. [13]

     Рассматривая ситуацию, в которой проявляется характерный для данного человека уровень притязаний, Ф.Хоппе обращает внимание на то, что эта ситуация конфликтна. Уровень притязаний является результатом решения конфликта двух разнонаправленных стремлений: стремления как можно выше поднять притязания, чтобы достичь успеха, и стремления снизить их, чтобы избежать неудачи. Причем, успех или неудача рассматриваются как переживания, возникающие вследствие достижения или недостижения цели, находящейся в некотором интервале трудности - "рабочей зоне задания". Уровень притязаний колеблется между верхней и нижней границами этого интервала. Переживание успеха возникает, если уровень достижения равен или превышает уровень притязаний. Если уровень достижения оказывается ниже уровня притязаний, переживается неудача. Чувства неудачи не возникает, если неуспех соответствует уровню трудности, находящемуся выше верхней границы интервала существования уровня притязаний, т.е. выше "слишком трудных задач". Аналогично, достижение успеха в задачах, уровень трудности которых ниже, чем нижняя граница, ("слишком легкие задачи"), не вызывает переживания успеха.

     В работе  «Успех и неуспех» Ф.Хоппе употребляет  термин «уровень притязаний»  в двух значениях: первое значение  – ситуативный уровень притязаний. Данный уровень притязаний относится  к достижению в определенных  отдельных областях деятельности  или человеческих отношений. В  основе такого частного уровня  притязаний лежит самооценка  в соответсвующей области. Второе  значение – общий (личностный) уровень притязаний, который определяется  последовательностью притязаний, соответсвующих  общей, «идеальной» цели. Он относится  ко всем областям жизни и  деятельности человека, прежде всего,  к тем, в которых проявляются  интеллектуальные и нравственные  качества индивида. [5]

     Переход от изучения отдельных действий к исследованию их связи приводит к тому, что уровень притязаний начинает рассматриваться как общая характеристика тактики целеполагания. Д.Франк, развивая эту мысль, определяет уровень притязаний как уровень трудности будущих действий при решении знакомой задачи, который индивид, знающий свой уровень прошлых действий в этой задаче, явно предполагает достичь. Необходимо обратить внимание на то, что в этом определении речь идет о достаточно знакомой задаче, в которой известен уровень прошлых достижений. По мнению Ф.Хоппе, уровень притязаний влияет на процесс целеполагания лишь в тех случаях, когда испытуемый внутренне принял цель и субьективно относится к исходу действия. Если цель выступает для индивида лишь как внешний фактор (например, инструкция, приказ или желание другого лица), уровень притязаний не формируется: "...яснее всего это проявляется в тех случаях, где, несмотря на существование цели действия, вообще не образуется никакого или почти никакого собственного уровня притязаний" [5]. Следовательно, феномен уровня притязаний проявляется не во всех ситуациях неопределенности достижения и риска, а лишь в тех, где субъект личностно заинтересован в выполнении действия и сознательно соотносит свои возможности и объективную трудность выполнения задачи. Предварительное ознакомление с трудностью задания определяет степень реалистичности идеальной цели. В случае успешного достижения частной промежуточной цели идеальная цель становится более реальной. "После успеха идеальная цель обычно остается на том же уровне, т.к. она в большинстве случаев с самого начала является максимально высокой для данного испытуемого при выполнении данного задания. Успехи и неудачи изменяют степень реальности идеальной цели, т.е. идеальная цель становится тем более реальной, чем больше фактическое достижение приближается к ней, и теряет в реальности при увеличении расстояния между возможным и желаемым". [5]

     Дальнейшее развитие системы понятий, описывающих феномен уровня притязаний и указывающих на степень его реалистичности, прежде всего выразилось во введении различного типа целевых отклонений. Так, для обозначения субъективного расстояния между актуальной целью (уровень притязаний в данный момент) и идеальной целью был введен термин "внутреннее противоречие"; несоответствие между актуальной целью и уровнем ожидаемого исполнения было обозначено как "несоответствие цель - ожидание"; разница между уровнем притязаний в настоящий момент и уровнем трудности цели, выбранной в предыдущей попытке, была названа отклонением "прошлый поступок - цель" или просто "целевым отклонением"; "несоответствие достижения" определялось как разница между уровнем притязаний и величиной достижения. [5]

     Таким образом, для более подробного описания особенностей уровня притязаний личности выделяются различные по степени реальности уровни; "уровень идеальной цели", "уровень ожиданий", "уровень прошлого достижения", "уровень настоящего достижения". Отклонение уровня притязаний от различных уровней реальности служило для психологов основной характеристикой процесса целеполагания. Развитие описанной выше системы понятий приводит к тому, что одной из основных характеристик уровня притязаний как черты личности становится "реалистичность" индивида, то есть человек ставит перед собой задачи, соответствующие его реальным возможностям.

    1. Исследование уровня притязаний и его влияния на различные структуры личности.

     Как уже не  раз говорилось выше, понятии  «уровень притязаний», являясь  составляющей личностной активности, непосредственно связано с целеполаганием: ставя перед собой какие –  либо задачи, мы предполагаем  определенный результат при их  достижении. От характера уровня  притязаний зависит успешность самореализации в труде и учебе, высота и реалистичность целей , которые индивид ставит перед собой, стратегия достижения этих целей.

     В результате  многочисленных исследований в  зарубежной и отечественной психологии  было выявлено значительное влияние,  которое оказывают особенности  уровня притязаний на самосознание, самоотношение, отношение к деятельности  и на мотивы (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, Н.А. Батурин, Л.И. Божович, А.А. Бодалев, Л.В. Бороздина, В.К. Гербачевский, И.С. Кон, К. Леонгард, X. Хекхаузен, Ф. Хоппе и др.).

     Было проведено много исследований, касающихся влияния притязаний на успех-неуспех в профессиональной сфере. В исследовании Т.Тивана и Б.Смита высказывается мысль о том, что люди с высокой боязнью неудачи и с низкой потребностью в достижении имеют низкие профессиональные притязания и низкий профессиональный престиж. [5]

Информация о работе Исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности в юношеском возрасте