Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:42, курсовая работа
Цель работы: исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности.
Задачи работы:
Проанализировать теоретических подходов к исследованию уровня притязаний и акцентуаций характера;
Описание юношеского возраста как отдельного возрастного периода;
Проведение эмпирического исследования, направленного на изучение акцентуаций и уро раскрытие связи уровня притязаний и акцентуаций характера;
Обработка и интерпретация результатов исследования с целью выявления характера связи между уровнем притязаний и акцентуациями характера в юношеском возрасте.
Введение. 3
Глава 1 Понятие уровня притязаний в психологии. 6
1.1 Возникновение и развитие понятия «уровень притязаний». 6
1.2 Исследование уровня притязаний и его влияния на различные структуры личности. 10
1.3 Уровень притязаний как стратегия целеполагания. 13
Глава 2 Понятие акцентуации характера в психологии. 16
2.1 Возникновение и развитие понятия «акцентуации характера». 16
2.2 Классификация акцентуаций характера. 20
2.3 Динамика акцентуаций характера. 31
Глава 3 Юношеский возраст. 32
3.1 Понятие «юношеский возраст». Психологическое изучение как отдельного возрастного периода. 32
3.2 Развитие в подростковом и юношеском возрасте. Исторические предпосылки выделение нового возрастного периода. 34
3.3 Понятие юношеского возраста в отечественной психологии. 37
Глава 4 Исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности в юношеском возрасте. 39
4.1 Организация и методы исследования. 39
4.2 Описание методик. 39
4.3 Результаты. 43
Заключение. 5
Список литературы: 8
Неустойчивый тип
В детстве они отличаются непослушанием, непоседливостью, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части из них встречаются симптомы. Только при непрестанном и строгом контроле, нехотя подчиняясь, они выполняют задания, всегда ищут случая отлынивать от занятий. Вместе с тем рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Склонность к имитации у неустойчивых подростков отличается избирательностью: образами для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. С наступлением пубертатного периода такие подростки стремятся высвободиться из-под родительской опеки. Реакция эмансипации у неустойчивых подростков тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они никогда не питают. Неспособные сами занять себя, они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять в них место лидера. Их увлечения целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби, да азартными играми. К спорту они испытывают отвращение. Учеба легко забрасывается. Никакой труд не становится привлекательным. Работают они только в силу крайней необходимости. Побеги из дому и интернатов – нередкий поступок неустойчивых подростков. Слабоволие является, видимо, одной из основных черт неустойчивых. Именно слабоволие позволяет удержать их в обстановке сурового и жестко регламентированного режима. Самооценка неустойчивых подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо гипертимные, либо конформные черты.
Конформный тип
Основные черты
этого типа – постоянная готовность подчиниться
голосу большинства, шаблонность, банальность,
склонность к ходячей морали, благонравию,
консерватизму. Главная черта характера
этого типа – постоянная и чрезмерная
конформность к своему непосредственному
привычному окружению. Представители
конформного типа – это люди своей среды.
Их главное качество, главное жизненное
правило – думать "как все", поступать
"как все", стараться, чтобы все у
них было "как у всех" – от одежды
и домашней обстановки до мировоззрения
и суждений по животрепещущим вопросам.
Под "всеми" подразумевается обычное
непосредственное окружение. Конформность
сочетается с поразительной некритичностью.
Все, что говорит привычное для них окружение,
все, что они узнают через привычный для
них канал информации, – это для них и
есть истина. Ко всему этому конформные
субъекты – консерваторы по натуре. Они
не любят новое, потому что не могут к нему
быстро приспособиться, трудно осваиваются
в новой ситуации. От еще одного качества
зависит их профессиональный успех. Они
– неинициативны. Лишенные собственной
инициативы конформные подростки могут
быть втянуты в групповые правонарушения,
в алкогольные компании, подбиты на побег
из дому или науськаны на расправу с чужаками.
Реакция эмансипации ярко проявляется
только в случае, если родители, педагоги,
старшие отрывают конформного подростка
от привычной ему среды сверстников, если
они противодействуют его желанию "быть
как все", перенять распространенные
подростковые моды, увлечения, манеры,
намерения. Самооценка характера конформных
подростков может быть неплохой.
Можно выделить две основные группы динамических изменений при акцентуациях характера.
Первая группа – это преходящие, транзиторные изменения. По сути дела они по форме те же, что и при психопатиях.
На первом месте среди них стоят острые аффективные реакции.
Встречается несколько видов острых аффективных реакций.
1. Интрапунитивные реакции
представляют собой разряд
2. Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессии на окружающее.
3. Иммунитивная реакция
проявляется в том, что аффект
разряжается путем
4. Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в "спектакль".
Другой вид транзиторных изменений при акцентуациях характера, наиболее выраженный в подростковом возрасте, – это преходящие психопатоподобные нарушения поведения ("пубертатные поведенческие кризы").
Наконец, еще один вид транзиторных изменений при акцентуациях характера - это развитие на их фоне разнообразных психогенных психических расстройств – неврозов, реактивных депрессий и т. п.
Ко второй группе динамических изменений при акцентуациях характера принадлежат его относительно стойкие изменения. Они могут быть нескольких типов.
1. Переход "явной"
акцентуации в скрытую,
2. Формирование на почве
акцентуаций характера под
3. Трансформация типов
акцентуаций характера
Юношеский возраст (англ. juvenile age) - период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен как 17-21 г. - для юношей и 16-20 лет - для девушек. Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления (англ. adolescence; на русский язык этот термин часто переводят как "отрочество" или в зависимости от контекста и внимательности переводчика - "подростковый возраст", либо - "юность"), содержанием которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12-14 до 25 лет. В отечественной науке принято рассматривать юношеский возраст как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают до 15-17 лет, и тогда юношеский возраст оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы. [7]
Психологическое изучение юношеского возраста началось в конце XIX в. с описания юности выходцев из высших слоев общества. В результате в конце XIX - начале XX в. господствовала так называемая романтическая модель юности как периода внутреннего кризиса, пробуждения чувств, как эпоха "бури и натиска". Начиная с 1920-х гг. ситуация резко изменилась: после работ М. Мид, Л. С. Выготского, а позднее Б. Заззо и многих других становится невозможен анализ юношеского возраста без учета этнокультурных и социокультурных различий. Главный конституирующий момент социальной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то, что юноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход от подросткового к юношескому возрасту связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности (Э. Эриксон) превращаются в "аффективный центр" (Л. И. Божович) жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка. В юношеском возрасте психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи, врастание в культуру (Э. Шпрангер), когда индивид конституирует себя как представителя определенного поколения (А. В. Толстых). [8]
Типология Юношеского Возраста Шпрангера.
В типологии
юношеского возраста Э.
Первое концептуальное
представление отрочества - юности
было дано Г. Стэнли Холлом
в его фундаментальном
Биология. Ученые биологической ориентации подробно описали физический рост и половое созревание, которые имеют место в начале данного возрастного периода (с разницей в год или два). В это время подростки довольно быстро прибавляют в росте на несколько сантиметров. Этот "скачок роста" происходит одновременно с началом полового созревания, в ходе которого развиваются репродуктивные органы и появляются вторичные половые признаки. В отрочестве происходят разительные биологические изменения, которые могут самым серьезным образом сказываться на др. аспектах развития. Воздействие биологического развития лучше всего показано в исследованиях рано и поздно созревающих мальчиков и девочек, выбивающихся из графика роста, характерного для большинства их сверстников. Как рано, так и поздно созревающие мальчики и девочки, обнаруживают психологические и социальные отличия от большинства детей их возраста, однако у мальчиков эти отличия выражены отчетливее. Например, рано созревающие мальчики часто имеют преимущество перед сверстниками, которое сохраняется на протяжении юности и ранней взрослости. Они демонстрируют социальную уравновешенность, лидерский потенциал и множество других ценимых обществом характеристик. Поздно созревающие мальчики, однако, предстают в невыгодном свете по сравнению со сверстниками. Они часто агрессивны, безответственны и зависимы в то же самое время. Хотя эти различия постепенно сглаживаются, а в некоторых случаях могут в последующем измениться на противоположные, влияние биологического развития лучше всего заметно в тех случаях, когда молодые люди выбиваются из нормативного графика созревания.
Познание. Исследование когнитивного развития в подростковом и юношеском возрасте в значительной степени опирались на теоретические труды Ж. Пиаже. Пиаже считал, что дети и подростки проходят в своем развитии ряд когнитивных стадий. На каждой такой стадии мыслительные структуры отвечают специфическому образу реальности. Стадию когнитивного развития, соответствующую отрочеству-юности, он назвал "формальными операциями". На этой стадии мышление становится абстрактным и гипотетическим. Подростки приобретают способность отделять внутренние чувства от внешних событий и исследовать субъективный и объективный миры в знач. расширившихся пределах. Стадия формальных операций, согласно Пиаже, открывает перед подростками более широкие возможности, что, бесспорно, сказывается на их психол. и соц. развитии. Теперь подростки могут вообразить себя "влюбившимися" и, как следствие этого, влюбляются, переживая на самом деле все связанные с этим состоянием душевные терзания. Они также могут создавать в своем воображении идеальные миры, которые значительно лучше их собственного, и вследствие этого становятся нетерпимыми к несовершенству реального мира. Подростки теперь способны представить себе, какими они кажутся другим людям, и эта их способность видеть свой образ (часто искаженный) глазами других, приводит к росту самосознания. Когнитивные изменения могут также быть причиной психологических и социальных изменений в этом возрасте и предрасполагать некоторых молодых людей к переживанию "кризиса" в понимании себя. [15] Другие исследователи менее склонны, чем Пиаже, признавать резкий характер когнитивных изменений. Они приводят доказательства того, что когнитивные изменения являются постепенными, растянутыми во времени, и что психологические перемены приходятся на разные возрастные этапы отрочества-юности, соответственно ходу созревания молодых людей. Несмотря на то что множество психологов не привлекает взгляд на отрочество-юность как на период драматических перемен, они, тем не менее, используют стадии Пиаже как "указатели на перекрестках", чтобы не сбиться с пути при изучении когнитивного
Личность. Другие теоретики связывают кризис переходного возраста с иными причинами. Э. Эриксон отводит центральное место "кризису идентичности". Г. С. Салливан полагал, что подростковые конфликты возникают тогда, когда молодые люди пытаются наладить отношения со сверстниками - сначала своего, а затем и противоположного пола. Дж. Ловингер охарактеризовала отрочество-юность как время, когда молодые люди изо всех сил стараются урегулировать противоречия, внесенные их возросшим знанием себя и других. Однако многие психологи указывали на то, что рост личности может не обнаруживать ни одного из этих признаков напряжения и борьбы. Связана ли удовлетворенность подростков собой с успешной адаптацией к социальному окружению или с уклонением от важных психологических проблем - вопрос спорный. Ясно одно: многие молодые люди в процессе формирования представлений о себе не бунтуют и не испытывают смятения чувств, а ведут себя совершенно спокойно и уравновешенно, как в отрочестве-юности, так и за пределами этого периода.
В периодизации,
используемой в отечественной
психологии развития, юношескому
возрасту соответствует
Многосторонний анализ подросткового возраста в европейской и американской психологии развития, несмотря на неадекватную, в основном биологизаторскую трактовку этого периода жизни, составляет необходимый фон для раскрытия и понимания новых тенденций в изучении отрочества, которые намечаются в культурноисторической концепции Л. С. Выготского и его школы. Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка".
Л. С. Выготский, как и Ж. Пиаже, особое внимание обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения.
Согласно Л. С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение "уходит в сферу фантазии". Говоря о фантазии подростка, Л. С. Выготский отмечал, что "она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя". Подросток прячет свои