Исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности.
Задачи работы:
Проанализировать теоретических подходов к исследованию уровня притязаний и акцентуаций характера;
Описание юношеского возраста как отдельного возрастного периода;
Проведение эмпирического исследования, направленного на изучение акцентуаций и уро раскрытие связи уровня притязаний и акцентуаций характера;
Обработка и интерпретация результатов исследования с целью выявления характера связи между уровнем притязаний и акцентуациями характера в юношеском возрасте.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1 Понятие уровня притязаний в психологии. 6
1.1 Возникновение и развитие понятия «уровень притязаний». 6
1.2 Исследование уровня притязаний и его влияния на различные структуры личности. 10
1.3 Уровень притязаний как стратегия целеполагания. 13
Глава 2 Понятие акцентуации характера в психологии. 16
2.1 Возникновение и развитие понятия «акцентуации характера». 16
2.2 Классификация акцентуаций характера. 20
2.3 Динамика акцентуаций характера. 31
Глава 3 Юношеский возраст. 32
3.1 Понятие «юношеский возраст». Психологическое изучение как отдельного возрастного периода. 32
3.2 Развитие в подростковом и юношеском возрасте. Исторические предпосылки выделение нового возрастного периода. 34
3.3 Понятие юношеского возраста в отечественной психологии. 37
Глава 4 Исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности в юношеском возрасте. 39
4.1 Организация и методы исследования. 39
4.2 Описание методик. 39
4.3 Результаты. 43
Заключение. 5
Список литературы: 8

Файлы: 1 файл

ШелухинаТ.В.2.docx

— 131.90 Кб (Скачать файл)




        


Что мне описать по акцентуациям? Самую выраженную? Сказать, что нет  средних значений равных наличию  акцентуации?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

  В данной работе исследовалась связь акцентуаций характера и уровня притязаний личности в юношеском возрасте.

     В ходе анализа  теоретических положений по проблеме  исследования было установлено,  что акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

     В зависимости  от степени выраженности выделяют  две степени акцентуации характера:  явную и скрытую. 

     Под уровнем  притязаний подразумевают стремления  индивида к цели такой сложности,  которой, по его мнению, соответствуют  его способности, а также достижения  в определённом виде действия, сфере общения, на которую рассчитывает  человек при оценке своих возможностей.

     На уровень притязаний оказывает влияние динамика успеха и неуспеха на жизненном пути, в конкретной деятельности. В связи с этим различают адекватные уровни притязаний (человек ставит перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям) и неадекватные, завышенные (претендует на то, чего не может достичь) или заниженные (выбирает легкие и упрощенные цели, хотя способен на большее).

     В эмпирической  части работы проверялась гипотеза  о наличии взаимосвязи между  уровнем притязаний и акцентуациями  характера на выборке студентов.

     В ходе  проведенного исследования было  выявлено, что большинство студентов  имеют низкий уровень притязаний. Эти студенты выбирают слишком  легкие и простые цели, что  может объясняться либо заниженной  самооценкой, неверием в свои  силы, «комплексом неполноценности», либо «социальной хитростью», когда,  наряду с высокой самооценкой  и самоуважением, человек избегает  социальной активности и трудных,  ответственных дел и целей.

     В целом  невысокий уровень притязаний, особенно  в ситуации неуспеха характерен  большинству студентам по данным  различных исследователей.

     Сопоставив  данные исследований уровня притязаний  и акцентуаций характера, было  установлено, что имеется значительная  отрицательная корреляционная взаимосвязь  между уровнем притязаний и  такими типами акцентуаций характера  как тревожность, эмотивность,  возбудимость, экзальтированность, то  есть наоичие этих акцентуаций  приводит к снижению уровня  притязаний. Можно предположить, что  на уровень притязаний оказывают  влияние те черты, которые являются  общими для данных акцентуаций,  а именно: импульсивность, боязливость,  чувствительность, эмоциональность. 

     На основании проведенного теоретического и практического исследования влияния акцентуаций характера на уровень притязаний личности в юношеском возрасте можно сделать следующие выводы:

  1. Экспериментальное исследование выявило преобладание низкого уровня притязаний у студентов 3го курса факультета клинической психологии. Среди студентов данной выборки преобладает акцентуация (эмотивность), имеющая высокую отрицательную корреляционную связь с уровнем притязаний.
  2. Установлена значимая корреляционная взаимосвязь между акцентуациями характера и уровнем притязаний, такие типы акцентуаций как тревожность, возбудимость, экзальтированность и эмотивность приводят к снижению уровня притязаний.
  3. Установлена значимая корреляционная взаимосвязь между различными типами акцентуаций.

     В рамках данного исследования можно заключить, что задачи выполнены, гипотеза о взаимосвязи уровня притязаний и акцентуаций характера подтвердилась, цель достигнута.

     В ходе работы  был проведен подробный анализ, который позволил прийти к  следующему заключению: во-первых, проблема, затронутая в данной работе, весьма  актуальна, что объясняется особенностями  современного общества: активная, свободная  конкуренция (следовательно, имеется необходимость в наиболее полной самореализации и максимальном раскрытии собственного потенциала), а также быстрый ритм жизни современного человека (встает вопрос о возможности прогнозирования успешности социальной и профессиональной адаптации на основе ранней диагностики личности: выявлении слабых и сильных сторон). Во-вторых, было установлено, что, несмотря на вышеописанную актуальность, исследований по данной проблеме очень мало. Существующие исследования не могут ответить на все вопросы, информации пока не достаточно, чтобы делать какие-либо существенные выводы. Поэтому данная работа имеет несомненную практическую значимость, так как раскрывает новый взгляд на функционирование личности, на особенности социальной и профессиональной адаптации.

     Наш характер  определяет то, как мы думаем, действуем, чувствуем, то, какие цели перед собой ставим и как их достигаем. Начинающий формироваться еще в детстве, характер определят то, какими мы будем в будущем, в каких условиях нам будет наиболее комфортно, как мы будем взаимодействовать с людьми, окружающими нас. Изучение формирования и развития характера может помочь понять, почему мы поступили именно так, а не иначе в какой-либо ситуации, предсказать как мы будем вести себя в экстремальных или привычных условиях.

     Изучения влияния  акцентуаций характера – наиболее  ярко выраженных его вариантов  – на уровень притязаний позволит  определить как формируется самооценка  человека, раскрыть механизм и  стратегию целеполагания, которые  определяю то какими мы будем  себя видеть и как на основе  этого действовать.

 

 

Список литературы:

 

  1. Анастази А. Дифференциальная психология // психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982., 32 с.1970. №5.,
  2. Арестова, O.K. Возможности анализа уровня притязаний при применении компьютера / O.K. Арестова, Л.Н. Бабанин, О.Н. Тихомиров // Вопросы психологии . психол., 1992.
  3. Бороздина, Л. В. Исследование уровня притязаний : учеб. пособие / Л.В. Бороздина. - М. Рос. акад. наук, Ин-т психологии, 1993. - 140 с.
  4. Джемc, У. Психология/ У. Джеймс, под ред. Л. А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991.-368 с.
  5. Зейгарник, Б.В. Патопсихология/ Б.В.Зейгарник - М.: Эксмо, 2008 – 364 с.
  6. Карпинский, К.В.Психология жизненного пути личности: учеб. пособие / К.В.Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с.
  7. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1978.
  8. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь / И.М. Кондаков. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007. – 783с.
  9. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981., 79 с.
  10. Личко А. Е. Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей).— Л.: Медицина, 1979., 118 с.
  11. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков/Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.
  12. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 2001.- 475 с.
  13. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности/ В.С.Мерлин - М.: МПСИ, 2005 – 544 с.
  14. Мясищев, В.И. Психология отношений /В.И. Мясищев под ред. А.А. Бодалева. – М. : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 400 с. 

Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, 374 с.

 


Информация о работе Исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности в юношеском возрасте