Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:42, курсовая работа
Цель работы: исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности.
Задачи работы:
Проанализировать теоретических подходов к исследованию уровня притязаний и акцентуаций характера;
Описание юношеского возраста как отдельного возрастного периода;
Проведение эмпирического исследования, направленного на изучение акцентуаций и уро раскрытие связи уровня притязаний и акцентуаций характера;
Обработка и интерпретация результатов исследования с целью выявления характера связи между уровнем притязаний и акцентуациями характера в юношеском возрасте.
Введение. 3
Глава 1 Понятие уровня притязаний в психологии. 6
1.1 Возникновение и развитие понятия «уровень притязаний». 6
1.2 Исследование уровня притязаний и его влияния на различные структуры личности. 10
1.3 Уровень притязаний как стратегия целеполагания. 13
Глава 2 Понятие акцентуации характера в психологии. 16
2.1 Возникновение и развитие понятия «акцентуации характера». 16
2.2 Классификация акцентуаций характера. 20
2.3 Динамика акцентуаций характера. 31
Глава 3 Юношеский возраст. 32
3.1 Понятие «юношеский возраст». Психологическое изучение как отдельного возрастного периода. 32
3.2 Развитие в подростковом и юношеском возрасте. Исторические предпосылки выделение нового возрастного периода. 34
3.3 Понятие юношеского возраста в отечественной психологии. 37
Глава 4 Исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности в юношеском возрасте. 39
4.1 Организация и методы исследования. 39
4.2 Описание методик. 39
4.3 Результаты. 43
Заключение. 5
Список литературы: 8
фантазии "как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии".
Л. С. Выготский отмечал также еще два новообразования возраста. Это развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у подростка не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей.
В концепции Д. Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя. Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах: вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.
Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих,
чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает
правами. Центральное новообразование этого возраста возникновение
представления о себе как "не о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя
взрослым и у него появляется огромная потребность в признании его взрослости
окружающими.
Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в
полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание.
Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное
внутрь. По Л. С. Выготскому, это и есть самосознание.
Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм - это и есть личность. По Д. Б. Эльконину, все новообразования подросткового возраста, как в капле воды, отражаются в
отношении подростка к девушке: достаточно посмотреть на эти отношения, чтобы
увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.
В переходный
период происходят
психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, "наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. [15]
Теоретический
анализ психологических теорий
позволил разработать
Задачи эмпирического исследования:
Выборку составили студенты 3го курса факультета клинической психологии МГМСУ в возрасте 19-21 год в количестве 18 человек. Тестирование проводилось в бланковом варианте, испытуемые были мотивированы на добросовестное отношение к диагностическим процедурам и имели возможность получить результаты.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие психодиагностические методики:
- для определения уровня притязаний - моторная проба;
- для изучения характера и акцентуаций характера - К. Леонгарда-Г. Шмишека.
Как описать использованные статистические методы?
Процедура исследования уровня притязаний (моторная проба Шварцландера)
Исследование проводится в паре, состоящей из экспериментатора и испытуемого. Задание дается как тест на моторную координацию, об истинной цели исследования испытуемый не должен знать вплоть до окончания исследования.
Экспериментатор удобно усаживает испытуемого за хорошо освещенный стол, дает бланк с четырьмя прямоугольными секциями, ручку и проводит исследование, состоящее из четырех проб, давая инструкции и отмечая время их выполнения с помощью секундомера.
В каждой пробе дается
задание проставить крестики в максимальное
количество квадратов одной из прямоугольных
секций за определенное время. Перед
каждой пробой испытуемого просят назвать
количество квадратов, которое он может
заполнить крестиками, расставляя их
по одному в каждом квадрате за 10 секунд.
Он записывает свой ответ в верхнюю
большую ячейку первой прямоугольной
секции соответствующий уровню притязаний
(УП). После пробы, начинающейся и
заканчивающейся по сигналу экспериментатора,
испытуемый подсчитывает количество проставленных
крестиков и записывает это количество
в нижней большой ячейке прямоугольной
секции соответствующий уровню достижений
(УД). Важно, чтобы количество предполагаемых
и реально заполненных
Инструкция испытуемому: «Вам необходимо за 10 секунд проставить как можно большее количество крестиков в квадраты данной прямоугольной секции. Прежде, чем начать работу, определите, сколько квадратов Вы сможете заполнить. Запишите это число в верхней большой ячейке этой прямоугольной секции. Расставляйте крестики в квадраты по сигналу. Все ли понятно? Если да, то «Начали!»
Вторая проба проводится по той же схеме, что и первая. Перед ее началом дается такая инструкция: «Подсчитайте количество заполненных Вами квадратов и запишите свой результат в нижнем прямоугольнике первой секции. После этого подумайте и определите, сколько Вы расставите крестиков в следующей таблице. Запишите это число в верхней большой ячейке второй прямоугольной секции».
На третьей пробе время выполнения задания уменьшается до 8 секунд. После ее проведения точно так же проводят четвертую пробу.
Цель обработки результатов – получить среднюю величину целевого отклонения, на основании которого определяют уровень притязаний испытуемого. Целевое отклонение (ЦО) – это разность между количеством графических элементов (крестиков), которые испытуемый намечал расставить, и реально расставленным количеством элементов. Они отмечаются на бланке каждым испытуемым самостоятельно в графах «УП» и «УД». При этом «УП» – это число, находящееся в верхней большой ячейке той или иной прямоугольной секции, а «УД» – в нижней.
Целевое отклонение подсчитывают по формуле
УП2, УП3 и УП4 – величины уровней притязаний в расстановке крестиков в квадраты каждой из 2-ой, 3-ей и 4-ой проб;
УД1 УД2, УД3 – величины уровня достижения в 1-ой, 2-ой и 3-ей пробах соответственно.
Примечание для
1) размеры таблиц 10х3 см, размеры маленьких квадратиков в таблицах 1х1 см;
2) длительность 1-го, 2-го, 4-го опытов 10 секунд, а в 3-м опыте — 8 секунд для искусственного создания ситуации неудачи.
Процедура исследования акцентуаций характера.
Характерологический опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека.
Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.
Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается.
Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+" (да), если нет – знак "-" (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет".
При подсчете баллов на каждой шкале опросника для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.
Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации.
Моторная проба Шварцландера – исследование уровня притязаний.
Подсчет результатов проводился по формуле:
ЦО
Интерпретация результатов - стандарты целевого отклонения:
По данной методике были получены следующие результаты:
Испытуемый |
Возраст |
Уровень притязаний |
1 |
20 |
0,33 (низкий) |
2 |
19 |
-2 (не реаличтично низкий) |
3 |
20 |
0 (низкий) |
4 |
20 |
-6 (не реалистично низкий) |
5 |
19 |
2 (умеренный) |
6 |
20 |
-1 (низкий) |
7 |
20 |
-1 (низкий) |
8 |
20 |
-1 (низкий) |
9 |
21 |
1 (умеренный) |
10 |
20 |
-1,33 (низкий) |
11 |
19 |
-0,33 (низкий) |
12 |
20 |
-0,33 (низкий) |
13 |
19 |
1,33 (умеренный) |
14 |
21 |
0 (низкий) |
15 |
19 |
1 (умеренный) |
16 |
21 |
0 (низкий) |
17 |
21 |
1 (умеренный) |
18 |
22 |
2,66 (умеренный) |
среднее |
0,2 (низкий) |
Что мне сказать в описании кроме того, что преобладает низкий уровень притязаний?
Характерологический опросник К. Леонгарда – Г. Шмишека – исследование акцентуаций характера.
Интерпретация результатов.
Максимальная сумма баллов получаемых в результате тестирования - 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. В данном случае интерпретация результатов проводилась следующим образом:
По данной методике были получены следующие результаты:
1 – возраст испытумого;
2 – демонстративность;
3 – застревание;
4 – педантичность;
5 – возбудимость;
6 – гипертимность;
7 – дистимность;
8 – тревожность;
9 – экзальтированность;
10 – эмотивность;
11 -циклотимность.
Испытуемый |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
20 |
24 |
10 |
8 |
18 |
21 |
6 |
12 |
18 |
24 |
21 |
2 |
19 |
10 |
10 |
6 |
18 |
18 |
6 |
18 |
24 |
21 |
21 |
3 |
20 |
14 |
14 |
14 |
6 |
15 |
6 |
6 |
12 |
18 |
21 |
4 |
20 |
8 |
12 |
12 |
12 |
15 |
3 |
12 |
12 |
24 |
9 |
5 |
19 |
14 |
14 |
10 |
9 |
15 |
9 |
9 |
18 |
15 |
18 |
6 |
20 |
14 |
10 |
10 |
15 |
24 |
6 |
18 |
24 |
18 |
24 |
7 |
20 |
14 |
18 |
16 |
15 |
18 |
18 |
15 |
12 |
15 |
15 |
8 |
20 |
16 |
16 |
10 |
18 |
18 |
9 |
21 |
18 |
15 |
21 |
9 |
21 |
8 |
14 |
16 |
12 |
6 |
18 |
15 |
18 |
18 |
15 |
10 |
20 |
16 |
12 |
6 |
3 |
21 |
3 |
15 |
12 |
21 |
15 |
11 |
19 |
16 |
16 |
8 |
12 |
9 |
12 |
6 |
12 |
12 |
12 |
12 |
20 |
12 |
16 |
8 |
24 |
21 |
9 |
15 |
18 |
24 |
15 |
13 |
19 |
8 |
6 |
2 |
6 |
9 |
6 |
12 |
18 |
18 |
12 |
14 |
21 |
6 |
14 |
18 |
15 |
15 |
15 |
21 |
18 |
24 |
21 |
15 |
19 |
24 |
12 |
8 |
9 |
21 |
0 |
0 |
18 |
18 |
15 |
16 |
21 |
10 |
16 |
10 |
6 |
15 |
12 |
9 |
15 |
12 |
6 |
17 |
21 |
6 |
14 |
18 |
18 |
0 |
15 |
15 |
24 |
12 |
9 |
18 |
22 |
14 |
16 |
14 |
3 |
18 |
9 |
3 |
12 |
6 |
9 |
Среднее значение |
13 |
13 |
11 |
12 |
15,5 |
9 |
12 |
17 |
12,5 |
15,5 |