Исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности.
Задачи работы:
Проанализировать теоретических подходов к исследованию уровня притязаний и акцентуаций характера;
Описание юношеского возраста как отдельного возрастного периода;
Проведение эмпирического исследования, направленного на изучение акцентуаций и уро раскрытие связи уровня притязаний и акцентуаций характера;
Обработка и интерпретация результатов исследования с целью выявления характера связи между уровнем притязаний и акцентуациями характера в юношеском возрасте.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1 Понятие уровня притязаний в психологии. 6
1.1 Возникновение и развитие понятия «уровень притязаний». 6
1.2 Исследование уровня притязаний и его влияния на различные структуры личности. 10
1.3 Уровень притязаний как стратегия целеполагания. 13
Глава 2 Понятие акцентуации характера в психологии. 16
2.1 Возникновение и развитие понятия «акцентуации характера». 16
2.2 Классификация акцентуаций характера. 20
2.3 Динамика акцентуаций характера. 31
Глава 3 Юношеский возраст. 32
3.1 Понятие «юношеский возраст». Психологическое изучение как отдельного возрастного периода. 32
3.2 Развитие в подростковом и юношеском возрасте. Исторические предпосылки выделение нового возрастного периода. 34
3.3 Понятие юношеского возраста в отечественной психологии. 37
Глава 4 Исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности в юношеском возрасте. 39
4.1 Организация и методы исследования. 39
4.2 Описание методик. 39
4.3 Результаты. 43
Заключение. 5
Список литературы: 8

Файлы: 1 файл

ШелухинаТ.В.2.docx

— 131.90 Кб (Скачать файл)

фантазии "как сокровеннейшую тайну и охотнее  признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии".

     Л. С. Выготский  отмечал  также еще  два   новообразования возраста.  Это развитие  рефлексии и  на  ее  основе  самосознания.  Развитие  рефлексии  у подростка не ограничивается только внутренними  изменениями самой личности, в  связи с  возникновением самосознания  для  подростка становится возможным  и  неизмеримо  более глубокое и широкое понимание  других  людей.

     В  концепции   Д. Б. Эльконина  подростковый  возраст, как всякий  новый период,   связан  с   новообразованиями,   которые   возникают  из   ведущей деятельности  предшествующего  периода.   Учебная   деятельность  производит "поворот" от направленности на мир к направленности на самого себя.  Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах: вновь  возникают  трудности  в  отношениях  со  взрослыми:  негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из  школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

    Сравнивая себя  со взрослым, подросток приходит  к заключению, что между ним и взрослым  никакой разницы нет.  Он начинает требовать  от  окружающих,

чтобы  его  больше не считали  маленьким,  он  осознает, что также  обладает

правами.   Центральное    новообразование   этого   возраста   возникновение

представления о себе как "не о ребенке". Подросток начинает чувствовать себя

взрослым и у него появляется огромная потребность в признании его взрослости

окружающими. 

     Деятельность общения чрезвычайно  важна  для  формирования личности  в

полном  смысле  этого  слова. В  этой деятельности формируется  самосознание.

Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное

внутрь. По  Л.  С.  Выготскому,  это  и есть самосознание.

     Контролирование   своего  поведения,  проектирование  его   на   основе моральных  норм  -  это   и  есть  личность.  По Д.  Б.   Эльконину,   все новообразования  подросткового  возраста,  как в капле  воды,  отражаются  в

отношении подростка к  девушке: достаточно посмотреть на эти  отношения, чтобы

увидеть всю систему моральных норм, усвоенных личностью.

     В переходный  период происходят преобразования  в самых различных сферах

психики. Кардинальные изменения  касаются мотивации. В содержании мотивов  на первый   план    выступают   мотивы,   которые   связаны   с   формирующимся мировоззрением,  с планами будущей  жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической   системой,  "наличием   определенной   системы  соподчиненных различных мотивационных  тенденций на основе ведущих общественно  значимых и ставших  ценными  для  личности  мотивов. [15]

  1. Исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности в юношеском возрасте.

    1. Организация и методы исследования.

     Теоретический  анализ психологических теорий  позволил разработать программу  эмпирического исследования.

     Задачи эмпирического исследования:

      1. Определить/выявить акцентуацию характера у студентов.
      2. Определить уровень притязаний у студентов;
      3. Выявить характер связи между уровнем притязаний и акцентуацией характера студентов.

     Выборку составили студенты 3го курса факультета клинической психологии МГМСУ в возрасте 19-21 год в количестве 18 человек. Тестирование проводилось в бланковом варианте, испытуемые были мотивированы на добросовестное отношение к диагностическим процедурам и имели возможность получить результаты.

     Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие психодиагностические методики:

- для определения уровня притязаний - моторная проба;

- для изучения характера и акцентуаций характера - К. Леонгарда-Г. Шмишека.

     Как описать использованные статистические методы?

    

 

 

 

 

 

 

 

    1. Описание  методик.

Процедура исследования уровня притязаний (моторная проба Шварцландера)

Исследование проводится в паре, состоящей из экспериментатора и испытуемого. Задание дается как  тест на моторную координацию, об истинной цели исследования испытуемый не должен знать вплоть до окончания исследования.

Экспериментатор удобно усаживает испытуемого за хорошо освещенный стол, дает бланк с четырьмя прямоугольными секциями, ручку и  проводит исследование, состоящее из четырех проб, давая инструкции и  отмечая время их выполнения с  помощью секундомера.

В каждой пробе дается задание проставить крестики в максимальное количество квадратов одной из прямоугольных  секций за определенное время. Перед  каждой пробой испытуемого просят назвать  количество квадратов, которое он может  заполнить крестиками, расставляя их по одному в каждом квадрате за 10 секунд. Он записывает свой ответ в верхнюю  большую ячейку первой прямоугольной  секции соответствующий уровню притязаний (УП). После пробы, начинающейся и  заканчивающейся по сигналу экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных  крестиков и записывает это количество в нижней большой ячейке прямоугольной  секции соответствующий уровню достижений (УД). Важно, чтобы количество предполагаемых и реально заполненных квадратов  записывал сам испытуемый.

Инструкция испытуемому: «Вам необходимо за 10 секунд проставить как можно большее количество крестиков в квадраты данной прямоугольной секции. Прежде, чем начать работу, определите, сколько квадратов Вы сможете заполнить. Запишите это число в верхней большой ячейке этой прямоугольной секции. Расставляйте крестики в квадраты по сигналу. Все ли понятно? Если да, то «Начали!»

Вторая проба проводится по той же схеме, что и первая. Перед ее началом дается такая  инструкция: «Подсчитайте количество заполненных Вами квадратов и запишите свой результат в нижнем прямоугольнике первой секции. После этого подумайте и определите, сколько Вы расставите крестиков в следующей таблице. Запишите это число в верхней большой ячейке второй прямоугольной секции».

На третьей пробе  время выполнения задания уменьшается  до 8 секунд. После ее проведения точно  так же проводят четвертую пробу.

Цель обработки результатов  – получить среднюю величину целевого отклонения, на основании которого определяют уровень притязаний испытуемого. Целевое отклонение (ЦО) – это разность между количеством графических элементов (крестиков), которые испытуемый намечал расставить, и реально расставленным количеством элементов. Они отмечаются на бланке каждым испытуемым самостоятельно в графах «УП» и «УД». При этом «УП» – это число, находящееся в верхней большой ячейке той или иной прямоугольной секции, а «УД» – в нижней.

Целевое отклонение подсчитывают по формуле

 

 

УП2, УП3 и УП4 – величины уровней притязаний в расстановке  крестиков в квадраты каждой из 2-ой, 3-ей и 4-ой проб;

УД1 УД2, УД3 – величины уровня достижения в 1-ой, 2-ой и 3-ей пробах соответственно.

Примечание для экспериментатора:

1) размеры таблиц 10х3  см, размеры маленьких квадратиков  в таблицах 1х1 см;

2) длительность 1-го, 2-го, 4-го опытов 10 секунд, а в 3-м  опыте — 8 секунд для искусственного  создания ситуации неудачи.

 

Процедура исследования акцентуаций  характера.

Характерологический опросник К. Леонгарда  – Г. Шмишека.

     Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.

     Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается.

     Инструкция: "Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак "+" (да), если нет – знак "-" (нет). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет".

     При подсчете баллов на каждой шкале опросника для стандартизации результатов значение каждой шкалы умножается на определенное число. Это указано в ключе к методике. Акцентуированные личности не являются патологическими. Они характеризуются выделением ярких черт характера.

     Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Результаты.

Моторная проба Шварцландера – исследование уровня притязаний.

     Подсчет результатов проводился по формуле:

  ЦО

 

     Интерпретация результатов - стандарты целевого отклонения:

 

    • 5 и выше - нереалистично высокий УП (завышенный);
    • 3 - 4.49    - высокий УП (адекватный);
    • 1 - 2.99   -  умеренный УП (внутри нормальных границ);
    • - 1.49 - +0.99 - низкий УП (адекватный);
    • - 1.5  и ниже  - нереалистично низкий УП (заниженный).

     По данной методике были получены следующие результаты:

Испытуемый

Возраст

Уровень притязаний

1

20

0,33 (низкий)

2

19

-2 (не реаличтично низкий)

3

20

0 (низкий)

4

20

-6 (не реалистично низкий)

5

19

2 (умеренный)

6

20

-1 (низкий)

7

20

-1 (низкий)

8

20

-1 (низкий)

9

21

1 (умеренный)

10

20

-1,33 (низкий)

11

19

-0,33 (низкий)

12

20

-0,33 (низкий)

13

19

1,33 (умеренный)

14

21

0 (низкий)

15

19

1 (умеренный)

16

21

0 (низкий)

17

21

1 (умеренный)

18

22

2,66 (умеренный)

 

среднее

0,2 (низкий)


 

 

Что мне сказать в описании кроме  того, что преобладает низкий уровень  притязаний?

 

Характерологический опросник К. Леонгарда  – Г. Шмишека – исследование акцентуаций характера.

Интерпретация результатов.

     Максимальная сумма баллов получаемых в результате тестирования - 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной. В данном случае интерпретация результатов проводилась следующим образом:

  • 0 – 14 баллов – отсутствие акцентуации;
  • 15 – 18 баллов – тенденция к акцентуации;
  • 18 и выше – наличие акцентуации.

По данной методике были получены следующие результаты:

1 – возраст испытумого;

2 – демонстративность;

3 – застревание;

4 – педантичность;

5 – возбудимость;

6 – гипертимность;

7 – дистимность;

8 – тревожность;


9 – экзальтированность;

10 – эмотивность;

11  -циклотимность.

 

Испытуемый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

20

24

10

8

18

21

6

12

18

24

21

2

19

10

10

6

18

18

6

18

24

21

21

3

20

14

14

14

6

15

6

6

12

18

21

4

20

8

12

12

12

15

3

12

12

24

9

5

19

14

14

10

9

15

9

9

18

15

18

6

20

14

10

10

15

24

6

18

24

18

24

7

20

14

18

16

15

18

18

15

12

15

15

8

20

16

16

10

18

18

9

21

18

15

21

9

21

8

14

16

12

6

18

15

18

18

15

10

20

16

12

6

3

21

3

15

12

21

15

11

19

16

16

8

12

9

12

6

12

12

12

12

20

12

16

8

24

21

9

15

18

24

15

13

19

8

6

2

6

9

6

12

18

18

12

14

21

6

14

18

15

15

15

21

18

24

21

15

19

24

12

8

9

21

0

0

18

18

15

16

21

10

16

10

6

15

12

9

15

12

6

17

21

6

14

18

18

0

15

15

24

12

9

18

22

14

16

14

3

18

9

3

12

6

9

 

Среднее значение

13

13

11

12

15,5

9

12

17

12,5

15,5

Информация о работе Исследование связи акцентуаций характера и уровня притязаний личности в юношеском возрасте