Исследование уровня коммуникабельности как фактора социально-психологического климата (на примере работников торговли)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучить социально-психологический климат двух трудовых коллективов в продовольственных магазинах, а также уровень коммуникабельности и потребности в общении как один из факторов социально-психологического климата.
В результате проведенного исследования были изучены уровень коммуникабельности и способы взаимодействия членов двух групп, а также был оценен психологический климат в этих группах. После чего был поведен сравнительный анализ, на основе которого сделаны выводы о зависимости психологического климата в малой группе от уровня коммуникабельности её членов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть…………………………………………………………6
1.1Социально-психологический климат
1.1.1 Понятие «социально-психологический климат»……………...6
1.1.2 Сущность социально-психологического климата…………….7
1.1.3 Факторы формирования социально-психологического климата…………………………………………………………………..9
1.1.4 Показатели социально-психологического климата…………………………………………………………………10
1.1.5 Формирование и поддержание социально-психологического климата…………………………………………………………………13
1.2 Коммуникативная компетентность
1.2.1 Понятие коммуникативной компетенции…………………....15
1.2.2 Вербальные и невербальные средства общения………..……22
1.2.3 Барьеры коммуникации……………………………………….25
1.2.4 Методы диагностики и развития коммуникативной компетенции……………………………………………….................28
1.2.5 Активные методы группового обучения общению…………34
II. Практическая часть…………………………………………………………38
2.1 Исследование с помощью экспресс-методики по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе………..38
2.2 Исследование с помощью методики «Оценка уровня общительности»…………………………………………………………..40
2.3 Исследование методикой оценки потребности в общении………...42
2.4 Исследование с помощью методики определения индекса групповой сплоченности Сишора……………………………………..…43
2.5 Математическая обработка полученных данных для установления наличия и характера связи между изучаемыми признаками………..…44
Заключение………………………………………………………………..……..46
Приложения………………………………………………………………….…..59
Список литературы………………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

Исследование уровня коммуникабельности как фактора социально-психологического климата.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

Министерство Транспорта Российской Федерации

ГОУ ВПО

Дальневосточный Государственный  Университет Путей Сообщения

 

 

 

Кафедра «Психология»

 

 

 

Курсовая работа

На тему: «Исследование  уровня коммуникабельности как фактора  социально-психологического климата»

(на примере работников торговли)

 

 

 

 

 

Выполнила: Спринская А. В.

студентка 738 гр.

Проверила: Санжаева Р. Д.

 

 

 

 

 

Хабаровск, 2008

 Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Теоретическая часть…………………………………………………………6

1.1Социально-психологический климат

     1.1.1   Понятие «социально-психологический климат»……………...6

1.1.2   Сущность социально-психологического климата…………….7

1.1.3   Факторы формирования социально-психологического климата…………………………………………………………………..9

1.1.4   Показатели социально-психологического                                           климата…………………………………………………………………10

1.1.5   Формирование  и поддержание социально-психологического  климата…………………………………………………………………13

      1.2 Коммуникативная компетентность

1.2.1 Понятие коммуникативной компетенции…………………....15

1.2.2 Вербальные и невербальные средства общения………..……22

                     1.2.3 Барьеры коммуникации……………………………………….25

1.2.4 Методы диагностики и развития коммуникативной        компетенции……………………………………………….................28

                      1.2.5 Активные методы группового  обучения общению…………34

 

  1. Практическая часть…………………………………………………………38

2.1 Исследование с помощью экспресс-методики по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе………..38

2.2 Исследование с помощью методики «Оценка уровня общительности»…………………………………………………………..40

2.3 Исследование методикой  оценки потребности в общении………...42

2.4 Исследование с помощью  методики определения индекса  групповой сплоченности Сишора……………………………………..…43

2.5 Математическая обработка полученных данных для установления наличия и характера связи между изучаемыми признаками………..…44

Заключение………………………………………………………………..……..46

Приложения………………………………………………………………….…..59

Список литературы………………………………………………………………63

 

Введение

Исследование проводилось  в период с 29 марта по 27 апреля 2008 года. В исследовании приняли участие  работники двух продовольственных  магазинов в составе 13 человек  в одном магазине (далее именуемом  «Группа 1») и 12 человек в другом (далее  именуемом «Группа 2»).

В результате проведенного исследования были изучены уровень коммуникабельности и способы взаимодействия членов двух групп, а также был оценен психологический климат в этих группах. После чего был поведен сравнительный анализ, на основе которого сделаны выводы о зависимости психологического климата в малой группе от уровня коммуникабельности её членов.

 

Целью исследования является изучить социально-психологический климат двух трудовых коллективов в продовольственных магазинах, а также уровень коммуникабельности и потребности в общении как один из факторов социально-психологического климата. 

Объектом исследования являются два трудовых коллектива, работающие в сфере торговли.

Предмет исследования: психологический климат в трудовом коллективе и уровень общительности как один из факторов социально-психологического климата коллектива.

Гипотеза: предполагается, что между уровнем общительности и качеством психологического климата существует прямо пропорциональная зависимость (чем выше уровень общительности у работников, тем благоприятнее психологический климат в коллективе). Что свидетельствует о том, что общительность является фактором социально-психологического климата в трудовом коллективе

 

 

 

Задачами настоящего исследования являются:

    1. подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особенностями психологического климата в группах и закономерностями общения внутри коллктива;
    2. выработку конкретных рекомендаций по оптимизации  психологического климата в коллективе.

Если для решения  второй группы задач необходимо создание в каждом случае специальной методики, то в первом случае , как показывает практика, возникает потребность делать периодические срезы с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех и или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т. д.

Основные методы исследования: экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе, методики определения индекса групповой сплоченности Сишора, методикой оценки потребности в общении и методика для оценки уровня общительности

.

Авторами экспресс-методики по изучению социально-психологческого  климата в трудовом коллективе являются О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто. Методика разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета.

 

Под психологическим  климатом первичного коллектива понимается социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности – на уровне «нравится – не нравится», «приятный – неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание – нежелание работать в данном коллективе», «желание – нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента выбрана переменная «знание – незнание особенностей членов коллектива».

В процедуру исследования входили:

               –   выбор методик

                         –   подготовка инструментария

    • организация и проведение тестирования;
    • количественная обработка протоколов исследования;
    • качественная обработка полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретическая часть

1.1 Социально-психологический  климат

1.1.1Понятие «социально-психологический климат».

Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует, особенно от руководителей и психологов, понимания психологии людей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

В психологию понятие  «климат» пришло из метеорологии и  географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует  невидимую, тонкую, деликатную, психологическую  сторону взаимоотношений между  людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон.

  • Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантированно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан.
  • Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
  • Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. Психологический климат - это климат, зона действия которого значительно локальнее социального и морального климата.

В целом этот феномен принято называть социально-психологическим  климатом коллектива. При его изучении внимание ученых концентрируется на трех основных вопросах:

1. какова сущность  социально-психологического климата?

2. какие факторы  оказывают влияние на его формирование?

3. по каким  показателям можно оценить состояние  климата?

 

 

1.1.2 Сущность социально-психологического климата.

В отечественной психологии наметились 4 основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.

Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин) климат рассматривается как общественно-психологический  феномен, как состояние коллективного  сознания. Климат - отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования. Под социально-психологическим климатом необходимо понимать такое социально-психологическое состояние первичного трудового коллектива, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов коллектива.

Сторонники  второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой коллектива. Климат - настроение группы людей.

Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский) анализируют  социально-психологический климат через стиль взаимоотношений  людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирования климата складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива.

Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.

При изучении климата  необходимо иметь в виду 2 его  уровня:

  1. Первый уровень - статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние коллектива, которое, однажды сформировавшись способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается коллектив. С этой т.з., сформировать благоприятный климат в коллективах довольно трудно, но в тоже время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее.
  2. Второй уровень - динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой работников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменение же климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним.

Многие психологи  утверждают, что социально-психологический  климат - это состояние психологии трудового коллектива как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Климат - это не сумма групповых состояний, а их интеграл.

 

 

1.1.3 Факторы формирования социально-психологического климата.

На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.

Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы.

Информация о работе Исследование уровня коммуникабельности как фактора социально-психологического климата (на примере работников торговли)