Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:56, курсовая работа
Целью исследования является изучить социально-психологический климат двух трудовых коллективов в продовольственных магазинах, а также уровень коммуникабельности и потребности в общении как один из факторов социально-психологического климата.
В результате проведенного исследования были изучены уровень коммуникабельности и способы взаимодействия членов двух групп, а также был оценен психологический климат в этих группах. После чего был поведен сравнительный анализ, на основе которого сделаны выводы о зависимости психологического климата в малой группе от уровня коммуникабельности её членов.
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть…………………………………………………………6
1.1Социально-психологический климат
1.1.1 Понятие «социально-психологический климат»……………...6
1.1.2 Сущность социально-психологического климата…………….7
1.1.3 Факторы формирования социально-психологического климата…………………………………………………………………..9
1.1.4 Показатели социально-психологического климата…………………………………………………………………10
1.1.5 Формирование и поддержание социально-психологического климата…………………………………………………………………13
1.2 Коммуникативная компетентность
1.2.1 Понятие коммуникативной компетенции…………………....15
1.2.2 Вербальные и невербальные средства общения………..……22
1.2.3 Барьеры коммуникации……………………………………….25
1.2.4 Методы диагностики и развития коммуникативной компетенции……………………………………………….................28
1.2.5 Активные методы группового обучения общению…………34
II. Практическая часть…………………………………………………………38
2.1 Исследование с помощью экспресс-методики по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе………..38
2.2 Исследование с помощью методики «Оценка уровня общительности»…………………………………………………………..40
2.3 Исследование методикой оценки потребности в общении………...42
2.4 Исследование с помощью методики определения индекса групповой сплоченности Сишора……………………………………..…43
2.5 Математическая обработка полученных данных для установления наличия и характера связи между изучаемыми признаками………..…44
Заключение………………………………………………………………..……..46
Приложения………………………………………………………………….…..59
Список литературы………………………………………………………………63
Министерство Транспорта Российской Федерации
ГОУ ВПО
Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения
Кафедра «Психология»
Курсовая работа
На тему: «Исследование уровня коммуникабельности как фактора социально-психологического климата»
(на примере работников торговли)
Выполнила: Спринская А. В.
студентка 738 гр.
Проверила: Санжаева Р. Д.
Хабаровск, 2008
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.1Социально-психологический к
1.1.1 Понятие «социально-психологический климат»……………...6
1.1.2 Сущность социально-психологического климата…………….7
1.1.3 Факторы формирования социально-психологического
климата……………………………………………………………
1.1.4 Показатели социально-психологического
1.1.5 Формирование
и поддержание социально-
1.2 Коммуникативная компетентность
1.2.3 Барьеры коммуникации……………………………………….25
1.2.5 Активные методы группового обучения общению…………34
2.1 Исследование с помощью экспресс-методики по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе………..38
2.2 Исследование с помощью методики «Оценка
уровня общительности»…………………………………………
2.3 Исследование методикой
оценки потребности в общении……
2.4 Исследование с помощью
методики определения индекса
групповой сплоченности Сишора…
2.5 Математическая обработка полученных данных для установления наличия и характера связи между изучаемыми признаками………..…44
Заключение……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Исследование проводилось в период с 29 марта по 27 апреля 2008 года. В исследовании приняли участие работники двух продовольственных магазинов в составе 13 человек в одном магазине (далее именуемом «Группа 1») и 12 человек в другом (далее именуемом «Группа 2»).
В результате проведенного
исследования были изучены уровень коммуникабельн
Целью исследования является изучить социально-психологический климат двух трудовых коллективов в продовольственных магазинах, а также уровень коммуникабельности и потребности в общении как один из факторов социально-психологического климата.
Объектом исследования являются два трудовых коллектива, работающие в сфере торговли.
Предмет исследования: психологический климат в трудовом коллективе и уровень общительности как один из факторов социально-психологического климата коллектива.
Гипотеза: предполагается, что между уровнем общительности и качеством психологического климата существует прямо пропорциональная зависимость (чем выше уровень общительности у работников, тем благоприятнее психологический климат в коллективе). Что свидетельствует о том, что общительность является фактором социально-психологического климата в трудовом коллективе
Задачами настоящего исследования являются:
Если для решения второй группы задач необходимо создание в каждом случае специальной методики, то в первом случае , как показывает практика, возникает потребность делать периодические срезы с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать действенность тех и или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т. д.
Основные методы исследования: экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе, методики определения индекса групповой сплоченности Сишора, методикой оценки потребности в общении и методика для оценки уровня общительности
.
Авторами экспресс-методики по изучению социально-психологческого климата в трудовом коллективе являются О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто. Методика разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета.
Под психологическим
климатом первичного коллектива понимается
социально обусловленная, относительно
устойчивая система отношений членов
коллектива к коллективу как целому.
Методика позволяет выявить эмоциональны
В процедуру исследования входили:
– выбор методик
– подготовка инструментария
1.1 Социально-психологический климат
1.1.1Понятие «социально-психологический климат».
Благоприятный
социально-психологический
В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон.
В целом этот феномен принято называть социально-психологическим климатом коллектива. При его изучении внимание ученых концентрируется на трех основных вопросах:
1. какова сущность
социально-психологического
2. какие факторы
оказывают влияние на его
3. по каким
показателям можно оценить
1.1.2 Сущность социально-психологического климата.
В отечественной психологии наметились 4 основных подхода к пониманию природы социально-психологического климата.
Представителями
первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин)
климат рассматривается как
Сторонники
второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н.
Лутошкин) подчеркивают, что сущностной
характеристикой социально-
Авторы третьего
подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский) анализируют
социально-психологический
Создатели четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов коллектива, их морально-психологического единства, сплоченности, наличия общих мнений, обычаев и традиций.
При изучении климата необходимо иметь в виду 2 его уровня:
Многие психологи утверждают, что социально-психологический климат - это состояние психологии трудового коллектива как единого целого, которое интегрирует частные групповые состояния. Климат - это не сумма групповых состояний, а их интеграл.
1.1.3 Факторы формирования социально-психологического климата.
На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды.
Факторы макросреды - это тот общественный фон, на котором строятся и развиваются отношения людей. К этим факторам относятся: общественно-политическая ситуация в стране, экономическая ситуация в обществе, уровень жизни населения, организация жизни населения, социально-демографические факторы, региональные факторы и этнические факторы.