Исследование уровня коммуникабельности как фактора социально-психологического климата (на примере работников торговли)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучить социально-психологический климат двух трудовых коллективов в продовольственных магазинах, а также уровень коммуникабельности и потребности в общении как один из факторов социально-психологического климата.
В результате проведенного исследования были изучены уровень коммуникабельности и способы взаимодействия членов двух групп, а также был оценен психологический климат в этих группах. После чего был поведен сравнительный анализ, на основе которого сделаны выводы о зависимости психологического климата в малой группе от уровня коммуникабельности её членов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть…………………………………………………………6
1.1Социально-психологический климат
1.1.1 Понятие «социально-психологический климат»……………...6
1.1.2 Сущность социально-психологического климата…………….7
1.1.3 Факторы формирования социально-психологического климата…………………………………………………………………..9
1.1.4 Показатели социально-психологического климата…………………………………………………………………10
1.1.5 Формирование и поддержание социально-психологического климата…………………………………………………………………13
1.2 Коммуникативная компетентность
1.2.1 Понятие коммуникативной компетенции…………………....15
1.2.2 Вербальные и невербальные средства общения………..……22
1.2.3 Барьеры коммуникации……………………………………….25
1.2.4 Методы диагностики и развития коммуникативной компетенции……………………………………………….................28
1.2.5 Активные методы группового обучения общению…………34
II. Практическая часть…………………………………………………………38
2.1 Исследование с помощью экспресс-методики по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе………..38
2.2 Исследование с помощью методики «Оценка уровня общительности»…………………………………………………………..40
2.3 Исследование методикой оценки потребности в общении………...42
2.4 Исследование с помощью методики определения индекса групповой сплоченности Сишора……………………………………..…43
2.5 Математическая обработка полученных данных для установления наличия и характера связи между изучаемыми признаками………..…44
Заключение………………………………………………………………..……..46
Приложения………………………………………………………………….…..59
Список литературы………………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

Исследование уровня коммуникабельности как фактора социально-психологического климата.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

1. Да, очень хотел бы перейти.

2. Скорее перешел бы, чем остался.

3. Не вижу никакой  разницы.

4. Скорее всего остался  бы в своей группе.

5. Очень хотел бы остаться в своей группе.

6. Не знаю, трудно сказать.

III. Каковы взаимоотношения  между членами вашей группы?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.

3. Хуже, чем в большинстве коллективов.

4. Не знаю, трудно сказать.

IV. Каковы у  вас взаимоотношения с руководством?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.

3. Хуже, чем в большинстве  коллективов.

4. Не знаю.

V. Каково отношение  к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?

1. Лучше, чем в большинстве коллективов.

2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов.

3. Хуже, чем в большинстве коллективов.

4. Не знаю.

 

 

Приложение 5

Индивидуальные оценки компонентов отношения в Группе 1

 

 

Участники опроса

Эмоциональный компонент:1,5,8

Когнитивный компонент 3,4,7

Поведенческий компонент 2,6,9

+

+

+

2

+

+

0

3

+

+

+

4

0

-

-

5

+

+

0

6

+

+

+

7

0

-

-

8

+

+

+

9

+

+

0

10

+

+

+

11

+

+

+

12

0

-

+

13

0

0

0

Сред. знач.

0,69

0,46

0,39




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Индивидуальные оценки компонентов отношения в Группе 2

 

Участники опроса

Эмоциональный компонент 1,5,8

Когнитивный компонент 3,4,7

Поведенческий компонент 2,6,9

1

0

-

-

2

0

+

+

3

0

0

0

4

+

+

-

5

+

+

-

6

+

0

0

7

0

+

+

8

+

-

0

9

+

-

+

10

-

0

+

11

-

+

0

12

+

-

+

Cред. знач.

0.5

0.42

0.42


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

Сводный протокол по Группе 1

 

№ испыт.

Индекс групповой сплоченности

Коммуникативный уровень

Оценка потребности  в общении

1

11

12

25

2

14

10

29

3

4

18

19

4

13

11

28

5

13

11

27

6

6

14

23

7

12

12

27

8

10

12

26

9

12

11

29

10

15

9

31

11

12

10

28

12

12

10

28

13

10

12

26

Среднее арифмет.

11,08

11,69

26,62


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 8

 

Сводный протокол по Группе 2

 

 

№ испыт.

Индекс групповой сплоченности

Коммуникативный уровень

Оценка потребности в общении

1

12

9

20

2

14

9

27

3

10

12

25

4

11

14

28

5

4

18

24

6

7

13

13

7

8

14

25

8

4

17

14

9

9

11

25

10

10

13

23

11

11

9

24

12

12

8

24

Среднее арифмет.

9

13

22,4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Расчет  коэффициента корреляции Пирсона 

№ испыт.

Индекс групповой сплоченности

Коммуникативный уровень

X*Y

X*X

Y*Y

1

12

9

108

144

81

2

14

9

126

196

81

3

10

12

120

100

144

4

11

14

154

121

196

5

4

18

72

16

324

6

7

13

91

49

169

7

8

14

112

64

196

8

4

17

68

16

289

9

9

11

99

81

121

10

10

13

130

100

169

11

9

12

108

81

144

12

8

13

104

64

169

13

11

12

132

121

144

14

14

10

140

196

100

15

4

18

72

16

324

16

13

11

143

169

121

17

13

11

143

169

121

18

6

14

84

36

196

19

12

12

144

144

144

20

10

12

120

100

144

21

12

11

132

144

121

22

15

9

135

225

81

23

12

10

120

144

100

24

12

10

120

144

100

25

10

12

120

100

144

Сумма

250

307

2897

2740

3923


 

 

 

Использованная  литература:

  1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989г.
  2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие - 2-е изд., доп. - Мн.: ТетраСистемс, 2000г.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989г.
  4. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология. - СПб.: Изд-во С.-Петеребургского ун-та, 1997г.
  5. Реан А.А. Психология изучения личности. - СПб.: Питер, 1999г.
  6. Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1996. – 376с.
  7. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996.-373с.
  8. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФА-М; Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997.-224с.1988г.
  9. Прикладная социальная психология / под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача.- М.: Воронеж , 1998
  10. Бодалева А.А. Психологическое общение. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 1996.- 256с.
  11. Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 1986.- 265с.
  12. Мир мудрых мыслей (сост. Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская).- Иркутск. «Символ», 1995.- 608с.
  13. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.
  14. Большая энциклопедия психологических тестов / сост. А. Карелин.- М.: Эксмо, 2006.- 416 с.
  15. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов.- 2-е изд.., испр.- М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.336 с.

 




Информация о работе Исследование уровня коммуникабельности как фактора социально-психологического климата (на примере работников торговли)