Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:56, курсовая работа
Целью исследования является изучить социально-психологический климат двух трудовых коллективов в продовольственных магазинах, а также уровень коммуникабельности и потребности в общении как один из факторов социально-психологического климата.
В результате проведенного исследования были изучены уровень коммуникабельности и способы взаимодействия членов двух групп, а также был оценен психологический климат в этих группах. После чего был поведен сравнительный анализ, на основе которого сделаны выводы о зависимости психологического климата в малой группе от уровня коммуникабельности её членов.
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть…………………………………………………………6
1.1Социально-психологический климат
1.1.1 Понятие «социально-психологический климат»……………...6
1.1.2 Сущность социально-психологического климата…………….7
1.1.3 Факторы формирования социально-психологического климата…………………………………………………………………..9
1.1.4 Показатели социально-психологического климата…………………………………………………………………10
1.1.5 Формирование и поддержание социально-психологического климата…………………………………………………………………13
1.2 Коммуникативная компетентность
1.2.1 Понятие коммуникативной компетенции…………………....15
1.2.2 Вербальные и невербальные средства общения………..……22
1.2.3 Барьеры коммуникации……………………………………….25
1.2.4 Методы диагностики и развития коммуникативной компетенции……………………………………………….................28
1.2.5 Активные методы группового обучения общению…………34
II. Практическая часть…………………………………………………………38
2.1 Исследование с помощью экспресс-методики по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе………..38
2.2 Исследование с помощью методики «Оценка уровня общительности»…………………………………………………………..40
2.3 Исследование методикой оценки потребности в общении………...42
2.4 Исследование с помощью методики определения индекса групповой сплоченности Сишора……………………………………..…43
2.5 Математическая обработка полученных данных для установления наличия и характера связи между изучаемыми признаками………..…44
Заключение………………………………………………………………..……..46
Приложения………………………………………………………………….…..59
Список литературы………………………………………………………………63
Ещё больший интерес для совершенст
В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. На первый план выдвигаются активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического тренинга. Психическая активность в игровых методах достигается в результате взаимодействия и соизменения всех сторон интра и интерпсихических проявлений индивидов.
Групповая терапия, процесс, который существует независимо от того осуществляется ли он с помощью научных методов или нет, речь идёт лишь о том, что неорганизованная групповая психотерапия может быть усовершенствована научными средствами. Одним из инструментов такого усовершенствования является психодрама, понимаемая как набор диагностических и терапевтических приёмов психокоррекционной работы. На практике сеанс психодрамы заключается в разыгрывании определённой ситуации, включающей так называемого протагониста (основное действующее лицо, чьи конфликты предстоит разрешить) и и других действующих лиц. Во всех ролевых играх психологу-тренеру отводится ведущая роль. Однако в последнее время наметилась тенденция к выдвижения на первый план взаимодействия между участниками.
Сензитивный тренинг.
Особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.
Группа тренинга сензитивности не имеет очевидной цели. В ходе сензитивного тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.
Практическая часть
Исследование с помощью экспресс-методики по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе
Исследование экспресс-методикой по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе включало в себя:
Был произведен опрос 13 работников из первого магазина(далее именуемых «Группа 1») и 12 работников из второго магазина (далее именуемых «Группа 2»). Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо было:
Итогом исследования с помощью экспресс-методики по изучению социально-психологического климата трудового коллектива являются оценки по трем компонентам: эмоциональному, когнитивному, поведенческому. На опросном листе вопросы 1,5,8 относятся к эмоциональному компоненту; вопросы 2,6,9 – к поведенческому; 3,4,7 – к когнитивному.
Обработка результатов
Обработка результатов, полученных с помощью данной методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллективу для каждого человека в отдельности. Каждый компонент тестируется 3 вопросами, причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +, –, 0. Для целостной характеристики компонента сочетания ответов каждого испытуемого по данному компоненту могут быть оценены следующим образом:
Полученные по всей выборке данные приведены в приложениях 3 и 4.
На следующем этапе
обработки для каждого
Ср.знач.=
где ∑(+) – количество положительных ответов, содержащихся в столбце; ∑(-) – количество отрицательных ответов; n – количество участников опроса.
Таким образом получилось, что в Группе 1 среднее значение по эмоциональному компоненту равно 0,69 , по когнитивному – 0,39 , по поведенческому – 0,46 . В Группе 2 среднее значение по эмоциональному компоненту равно 0,5 , по когнитивному – 0,42, по поведенческому – 0,42.
Исследование с помощью методики «Оценка уровня общительности»
Коммуникативный уровень респондентов исследовался с помощью теста «Оценка уровня общительности» (Тест В. Ф. Ряховского). Исследование включало в себя следующие этапы:
Тест дает возможность изучить компетентность человека в общении, в частности определить уровень коммуникабельности. Опросник включает в себя 16 вопросов, отвечать на которые надо «да», «нет» или «иногда». Оценка ответов производится по такому принципу: за ответ «да» начисляется 2 очка, за ответ «иногда» – 1 очко, за «нет» – 0 очков. Максимальное количество очков, которое можно получить, в результате обработки опросных листов – 32, минимальное – 0. Минимальному количеству баллов соответствует наибольший уровень общительности. Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой из 7 категорий относится испытуемый.
В результате обработки полученных результатов выяснилось, что 11 человек в Группе 1 и 7 человек в Группе 2 попали в категорию от 9 до 13 баллов, они характеризуются как люди весьма общительные (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Люди этой категории охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. В данной категории люди вспыльчивы, но отходчивы. Единственное, что вызывает проблему, так это недостаток усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, можно себя заставить не отступать.
Два человека в Группе 1 и 4 человека в Группе 2 попали в категорию от 14 до 18 баллов, они характеризуются как люди с нормальной коммуникабельностью. Любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Эти люди идут на встречу с новыми людьми без неприятных переживаний. В то же время они не любят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение.
Один человек в группе 2 набрал 8 баллов и получил следующую оценку своей общительности по классифкатору: « Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.»
Средние оценки результатов исследования в двух группах определялись путем вычисления среднего арифметического по формуле:
Сред.знач.=
где ∑ – сумма результатов всех участников опроса, а n – количество участников опроса.
Таким образом поучилось, что средняя оценка коммуникативного уровня в Группе 1 равна 11,69, а в Группе 2 – 13,0.
Исследование с помощью методики оценки потребности в общении
Анкета направлена на то, помочь уточнить свои мнения, интересы и то, как человек оценивает себя.
Исследование включало в себя следующие этапы:
Вопросник включает в себя 33 вопроса, на которые надо отвечать «да» или «нет». Далее заполненный бланк ответов сравнивается с ключом. После чего на основании процентного соотношения совпадения ответов в бланках и в ключе, дается заключение о потребности в общении.
Высокая потребность в общении диагностируется при количестве баллов свыше 23. Очень высокой потребностью в общении характеризуются люди, набравшие 29-33 балла.
В первой группе 2 человека имеют среднюю потребность в общении, 8 человек набрали высокие оценки при исследовании потребности в общении, а 3 человека – очень высокие. В Группе 2 4 человека имеют среднюю потребность в общении, а 8 человек – высокую.
Средние оценки результатов исследования в двух группах определялись путем вычисления среднего арифметического по формуле:
Сред.знач.=
где ∑ – сумма результатов всех участников опроса, а n – количество участников опроса.
Таким образом поучилось, что средняя оценка потребности в общении в Группе 1 равна 26,62, а в Группе 2 – 22,4.
Исследование с помощью методики определения индекса групповой сплоченности Сишора
Групповая сплоченность
– чрезвычайно важный параметр,
показывающий степень интеграции группы,
её сплочения в единое целое. Её можно
определить не только путем расчета
соответствующих социометрическ
В ходе проведенного исследования с помощью методики определения индекса групповой сплоченности Сишора были получены следующие результаты: в Группе 1 индекс групповой сплоченности равен 11,8, а в Группе 2 – 9.
Математическая обработка полученных данных для установления наличия и характера связи между изучаемыми признаками
Для установления наличия и характера связи между изучаемыми признаками был выбран коэффициент корреляции Пирсона . Величина коэффициента линейной корреляции Пирсона не может превышать +1 и быть меньше, чем – 1. если коэффициент корреляции по модулю оказывается близким к 1, то это соответствует высокому уровню корреляции между переменными.
Знак коэффициента корреляции очень важен для интерпретации полученной связи. Если знак коэффициента линейной корреляции положительный, то связь между коррелирующими признаками имеет прямо пропорциональную зависимость. То есть с увеличением одного признака будет увеличиваться и другой. Если же знак коэффициента линейной корреляции отрицательный, то связь между коррелирующими признаками имеет обратно пропорциональную зависимость. Другими словами, большей величине одного признака соответствует уменьшение другого.
Формула для подсчета коэффициента корреляции такова:
При нахождении критических значений для коэффициента линейной корреляции Пирсона число степеней свободы рассчитывается как k=n-2. Далее критические значения для выбранного числа степеней свободы смотрятся в таблице Приложений к любому учебнику по математической статистике.
Переменными, между которыми устанавливалась связь, являются
индекс групповой сплоченности Сишора (для простоты далее Переменная Х) и уровень общительности (далее Переменная Y).
Для упрощения расчета коэффициента корреляции были проведены дополнительные вычисления которые представлены в таблицах Приложения 9 и Приложения 10, в которых введены дополнительные столбцы, необходимые для расчета коэффициента корреляции. В таблицах даны индивидуальные значения переменных X и Y, построчные произведения переменных X и Y, квадраты переменных всех индивидуальных значений переменных X и Y, а также суммы всех вышеперечисленных величин.
В нижеприведенном выражении даны расчеты эмпирической величин коэффициента корреляции по формуле:
Далее были определены критические значения для вычисленного коэффициента линейной корреляции по таблице Приложений к учебнику по математической статистике.
При числе степеней свободы k=n-2=25-2=23 критические значения коэффициента корреляции равны: