Исследование уровня коммуникабельности как фактора социально-психологического климата (на примере работников торговли)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучить социально-психологический климат двух трудовых коллективов в продовольственных магазинах, а также уровень коммуникабельности и потребности в общении как один из факторов социально-психологического климата.
В результате проведенного исследования были изучены уровень коммуникабельности и способы взаимодействия членов двух групп, а также был оценен психологический климат в этих группах. После чего был поведен сравнительный анализ, на основе которого сделаны выводы о зависимости психологического климата в малой группе от уровня коммуникабельности её членов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть…………………………………………………………6
1.1Социально-психологический климат
1.1.1 Понятие «социально-психологический климат»……………...6
1.1.2 Сущность социально-психологического климата…………….7
1.1.3 Факторы формирования социально-психологического климата…………………………………………………………………..9
1.1.4 Показатели социально-психологического климата…………………………………………………………………10
1.1.5 Формирование и поддержание социально-психологического климата…………………………………………………………………13
1.2 Коммуникативная компетентность
1.2.1 Понятие коммуникативной компетенции…………………....15
1.2.2 Вербальные и невербальные средства общения………..……22
1.2.3 Барьеры коммуникации……………………………………….25
1.2.4 Методы диагностики и развития коммуникативной компетенции……………………………………………….................28
1.2.5 Активные методы группового обучения общению…………34
II. Практическая часть…………………………………………………………38
2.1 Исследование с помощью экспресс-методики по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе………..38
2.2 Исследование с помощью методики «Оценка уровня общительности»…………………………………………………………..40
2.3 Исследование методикой оценки потребности в общении………...42
2.4 Исследование с помощью методики определения индекса групповой сплоченности Сишора……………………………………..…43
2.5 Математическая обработка полученных данных для установления наличия и характера связи между изучаемыми признаками………..…44
Заключение………………………………………………………………..……..46
Приложения………………………………………………………………….…..59
Список литературы………………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

Исследование уровня коммуникабельности как фактора социально-психологического климата.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

1=0,40 для уровня значимости 5%,

1=0,51 для уровня значимости 1%.

На оси значимости графически отображено, куда попало эмпирическое значение. Вследствие чего дается заключение о характере зависимости между переменными.

 

 

Ось значимости

 

Заключение

Для любого компонента средние  оценки могут располагаться в  интервале от – 1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок (от – 1 до +1) делится на три равные части: от –1 до – 0,33; от – 0,33 до + 0,33; от + 0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал считаются отрицательными; средние оценки, попадающие во второй  интервал считаются противоречивыми, неопределенными; оценки, попадающие в третий  интервал считаются положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру  отношения к коллективу каждого члена двух изучаемых групп. С учетом знака каждого компонента психологический климат характеризуется как весьма благоприятный, но с небольшими недочетами в области когнитивного компонента.

 На то же самое  указывают и результаты проведенного  тестирования с помощью методики определения индекса сплоченности Сишора, балл по которому выше среднего, что говорит о том, что коллективы достаточно сплочены, и в них обитает достаточно дружественная атмосфера.

 

Согласно полученным результатам уровень общительности в Группе 1 составляет 11,69 баллов. Классификатор теста определяет членов коллектива  в среднем как людей весьма общительных  (порой, может быть, даже сверх меры), которые любят высказываться по любому поводу, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Работники этой группы охотно знакомятся с новыми людьми, любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя некоторые не всегда могут их выполнить. Люди такого типа вспыльчивы, но быстро отходчивы, однако неусидчивы и нетерпеливы, хотя при желании могут заставить себя не отступать от намеченной цели.

Уровень общительности  в Группе 2 составляет 13,0 баллов. Классификатор теста определяет членов коллектива  в среднем как людей весьма общительных, которые любят высказываться по любому поводу, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Работники этой группы охотно знакомятся с новыми людьми, любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя некоторые не всегда могут их выполнить. Люди такого типа вспыльчивы, но быстро отходчивы, при желании могут заставить себя не отступать от намеченной цели.

Вследствие обработки  полученных результатов исследования выяснилось, что результаты по исследованию индекса групповой сплоченности и психологического климата в коллективе совпадают в каждой группе соответственно, также обнаружилось совпадение результатов по уровню общительности и потребности в общении в каждой группе испытуемых. На основании этого можно сделать вывод, что характеры связей одной пары переменных (индекс групповой сплоченности и уровень общительности) в каждой из групп отдельно переносятся и на другие пары переменных (индекс групповой сплоченности и потребность в общении, оценка параметров психологического климата в коллективе и потребность в общении или оценка параметров психологического климата в коллективе и уровень общительности).

На оси значимости  видно, что эмпирическое значение попало в Зону значимости. Таким образом на уровне значимости в 1% отклоняется нулевая гипотеза и подтверждается альтернативная гипотеза о наличии различий.

Величина коэффициента корреляции по модулю не превышает 1, но близка к нему, это означает наличие высокой связи между переменными. Знак коэффициента корреляции отрицательный, что говорит об обратно пропорциональной зависимости между исследуемыми признаками. То есть чем меньше балл по уровню общительности (а сам уровень общительности больше, так как наименьшему баллу по классификатору соответствует наивысший уровень общительности), тем выше уровень сплоченности в коллективе, а следовательно и весь психологический климат.

Из всего вышесказанного следует, что поставленная в начале исследования гипотеза подтвердилась  и уровень общительности членов коллектива действительно является фактором социально-психологического климата в трудовом коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Тест дает возможность  определить уровень коммуникабельности человека.

Вашему вниманию предлагаются несколько вопросов, на которые следует  отвечать, используя 3 варианта ответов: «да», «иногда», «нет». Пишите ответ прямо после каждого вопроса.

 

Опросник

  1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас        ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или ином мероприятии?
  3. Откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?
  4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не  бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтоб избежать этой командировки?
  5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, сказать время, ответить на какой-то опрос)?
  7. Верите ли вы, что существует проблема отцов и детей и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
  9. В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассержено отодвинув тарелку?
  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения и не встанете в хвост этой очереди?
  12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Так ли это?
  14. Услышав где-либо высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в разговор?
  15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином вопросе?
  16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

Просим вас принять  участие в исследовании, целью  которого является совершенствование  психологического климата в вашем коллективе.

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

  1. Внимательно прочитать варианты ответа
  2. Выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению

 

Опросник

1. Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны:

  1. большинство членов вашего коллектива – хорошие, симпатичные люди
  2. в вашем коллективе есть всякие люди
  3. большинство членов вашего коллектива – люди малоприятные

 

2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?

  1. нет, конечно
  2. скорее нет, чем да
  3. не знаю, не задумываюсь об этом
  4. да, я не против

 

3. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых качеств большинства членов вашего коллектива?

  1. да
  2. пожалуй,да
  3. не знаю
  4. пожалуй, нет
  5. нет

 

4. Как вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику личных качеств большинства членов вашего коллектива?

  1. да
  2. пожалуй,да
  3. не знаю
  4. пожалуй, нет
  5. нет

 

5. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который вам очень нравится, а цифра 9 – коллектив, который вам очень не нравится. В какую клетку вы поместите ваш коллектив? Отметьте крестиком.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                 

6. Если бы у вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами вашего коллектива, как бы вы к этому отнеслись?

  1. меня это вполне бы устроило
  2. не знаю, мне все равно
  3. нет, мне этого не хочется

 

7. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам?

  1. нет, я не могу
  2. не могу сказать, я не задумываюсь об этом
  3. да, я могу

 

8. В приведенной ниже шкале цифра 1 соответствует нездоровой атмосфере в коллективе, а цифра 9 – наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения. В какую из клеток вы бы поместили ваш коллектив? Отметьте крестиком.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

                 

 

9. Как вы думаете, когда вы закончите учебу, вы будете стремиться встречаться с членами вашего коллектива?

  1. да, конечно
  2. скорее да, чем нет
  3. не знаю
  4. скорее нет, чем да
  5. да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Методика оценки потребности в общении

 Инструкция. На все вопросы есть два варианта ответов: «да» и «нет».Если вы согласны с утверждением вопросника, поставьте «да» рядом с номером вопроса, если не согласны, поставьте «нет». Отвечайте обязательно на все вопросы, старайтесь представить себе типичную ситуацию, связанную с вами. Отвечайте свободно — плохих или хороших, правильных или неправильных ответов здесь нет и не может быть.

Анкета направлена на то, чтобы помочь вам уточнить свои мнения, интересы, то, как вы оцениваете себя.

Вопросник

  1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.

2. Я могу подавить  свои желания, если они противоречат  желаниям моих товарищей.

3. Мне нравится высказывать  кому-либо свое расположение.

4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.

5. Я чувствую, что в  отношении к моим друзьям у  меня больше прав, чем обязанностей.

6. Когда я узнаю  об успехе моего товарища, у  меня почему-то ухудшается настроение.

7. Чтобы быть удовлетворенным  собою, я должен кому-то в чем-то помочь.

8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.

9. Мои друзья мне  основательно надоели.

10. Когда я делаю  важную работу, присутствие людей  меня раздражает.

11. Прижатый к стене,  я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.

12. В трудной ситуации  я больше думаю не столько  о себе, сколько о близком мне  человеке.

13. Неприятности у друзей  вызывают у меня такое сострадание, что я могу заболеть.

14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставляет мне значительные трудности.

15. Из уважения к  другу я могу согласиться с  его мнением, даже если он и не прав.

16. Мне больше нравятся  приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.

17 Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.

18. В одиночестве я  испытываю тревогу и напряженность  больше, чем когда нахожусь среди людей.

19. Я считаю, что основной  радостью в жизни является  общение.

20. Мне жалко бездомных  собак и кошек.

21. Я предпочитаю иметь  поменьше друзей, но зато близких.

22. Я люблю бывать  среди людей.

23. Я долго переживаю  после ссоры с близкими.

24. У меня определенно  больше близких людей, чем у  многих других.

25. Во мне больше  стремления к достижениям, чем  к дружбе.

26. Я больше доверяю  собственной интуиции и воображению в мнении о людях, чем суждениях о них со стороны других людей.

27. Я придаю большое  значение материальному благополучию  и престижу, чем радостям общения  с приятными мне людьми.

28. Я сочувствую людям,  у которых нет близких друзей.

29. По отношению ко  мне люди были часто неблагодарны.

30. Я люблю рассказы  о бескорыстной любви и дружбе.

31. Ради друга я могу  пожертвовать своими интересами.

.32. В детстве я входил  в компанию, которая всегда держалась  вместе.

33. Если бы я был  журналистом, мне бы нравилось писать о силе дружбы

 

 

 

 

Приложение 4

 

ОПЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА

Групповая сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции ее сплочения в единое целое и позволяющий выявить степень психологического климата трудового коллектива. На каждый из пяти вопросов выберите ответ, который больше всего Вам соответствует.

I. Как вы оценили бы свою принадлежность к группе?

1.Чувствую себя ее членом, частью коллектива.

2.Участвую в большинстве видов деятельности.

3. Участвую в одних  видах деятельности и не участвую в других.

4. Не чувствую, что являюсь членом группы.

5. Живу и существую отдельно от нее.

6. Не знаю, затрудняюсь  ответить.

II. Перешли  бы вы в другую группу, если  бы вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

Информация о работе Исследование уровня коммуникабельности как фактора социально-психологического климата (на примере работников торговли)