Исследование уровня коммуникабельности как фактора социально-психологического климата (на примере работников торговли)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучить социально-психологический климат двух трудовых коллективов в продовольственных магазинах, а также уровень коммуникабельности и потребности в общении как один из факторов социально-психологического климата.
В результате проведенного исследования были изучены уровень коммуникабельности и способы взаимодействия членов двух групп, а также был оценен психологический климат в этих группах. После чего был поведен сравнительный анализ, на основе которого сделаны выводы о зависимости психологического климата в малой группе от уровня коммуникабельности её членов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть…………………………………………………………6
1.1Социально-психологический климат
1.1.1 Понятие «социально-психологический климат»……………...6
1.1.2 Сущность социально-психологического климата…………….7
1.1.3 Факторы формирования социально-психологического климата…………………………………………………………………..9
1.1.4 Показатели социально-психологического климата…………………………………………………………………10
1.1.5 Формирование и поддержание социально-психологического климата…………………………………………………………………13
1.2 Коммуникативная компетентность
1.2.1 Понятие коммуникативной компетенции…………………....15
1.2.2 Вербальные и невербальные средства общения………..……22
1.2.3 Барьеры коммуникации……………………………………….25
1.2.4 Методы диагностики и развития коммуникативной компетенции……………………………………………….................28
1.2.5 Активные методы группового обучения общению…………34
II. Практическая часть…………………………………………………………38
2.1 Исследование с помощью экспресс-методики по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе………..38
2.2 Исследование с помощью методики «Оценка уровня общительности»…………………………………………………………..40
2.3 Исследование методикой оценки потребности в общении………...42
2.4 Исследование с помощью методики определения индекса групповой сплоченности Сишора……………………………………..…43
2.5 Математическая обработка полученных данных для установления наличия и характера связи между изучаемыми признаками………..…44
Заключение………………………………………………………………..……..46
Приложения………………………………………………………………….…..59
Список литературы………………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

Исследование уровня коммуникабельности как фактора социально-психологического климата.doc

— 353.50 Кб (Скачать файл)

Факторы микросреды - это материальное и духовное окружение личности в трудовом коллективе. К микрофакторам относятся:

1. объективные  - комплекс технических, санитарно-гигиенических,  организационных элементов.

2. субъективные - характер официальных и организационных  связей между членами коллектива, наличие товарищеских контактов,  сотрудничество, взаимопомощь, стиль руководства.

Благоприятный климат переживается каждым человеком  как состояние удовлетворенности  отношениями с товарищами по работе, руководителями, своей работой, ее процессом  и результатами. Это повышает настроение человека, его творческий потенциал, положительно влияет на желание работать в данном коллективе, применять свои творческие и физические силы на пользу окружающим людям.

Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями  в коллективе, с руководителями, условиями и содержанием труда. Это сказывается на настроении человека, его работоспособности и активности, на его здоровье.

 

 

1.1.4Показатели социально-психологического климата.

Социально-психологический  климат как интегральное состояние  коллектива включает в себя целый комплекс различных характеристик. Поэтому его невозможно измерить по какому-либо одному показателю. Разработана определенная система показателей, на основании которых оказывается возможным оценить уровень и состояние социально-психологического климата.

Характеристики  благоприятного социально-психологического климата:

1. В коллективе  преобладает бодрый, жизнерадостный  тон взаимоотношений между работниками,  оптимизм в настроении; отношения  стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.

2. В коллективе  существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

3. В коллективе  высоко ценят такие черты личности  как принципиальность, честность,  трудолюбие и бескорыстие. 

4. Члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в труде и профессиональной деятельности.

5. Успехи или  неудачи отдельных членов коллектива  вызывают сопереживание и искреннее  участие всех членов коллектива.

6. В отношениях  между группировками внутри коллектива  существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики  неблагоприятного социально-психологического климата:

1. В коллективе  преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, люди позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою т.з. главной и нетерпим к мнению остальных.

2. В коллективе  отсутствуют нормы справедливости  и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на  «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.

3. Такие черты  личности, как принципиальность, честность,  трудолюбие, бескорыстие, не в  почете.

4. Члены коллектива  инертны, пассивны, некоторые стремятся  обособиться от остальных, коллектив  невозможно поднять на общее  дело.

5. Успехи или  неудачи одного оставляют равнодушными  остальных членов коллектива, а  иногда вызывают нездоровую зависть  или злорадство.

6. В коллективе  возникают конфликтующие между  собой группировки, отказывающиеся  от участия в совместной деятельности.

7. В трудных  случаях коллектив не способен  объединиться, возникают растерянность,  ссоры, взаимные обвинения; коллектив  закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Для изучения психологического климата в группе используются определенные приемы, направленные на:

1. определение  неформальной структуры группы, выявление лидера и его роли  в группе;

2. определение  уровня развития группы, социально-психологическая коррекция групповых процессов и состояний;

3. определение  причин конфликтов в группе  и применение социально-психологических  способов их конструктивного  разрешения;

4. коррекция  формальной и неформальной структуры  группы (например, посредством перевыборов формального лидера);

5. социально-психологическая  коррекция взаимоотношений в  коллективе (проведение социально-психологических  тренингов и психологических  консультаций).

Итак, можно  сделать вывод, что социально-психологический климат - это интеграл более частных групповых состояний. Он не возникает спонтанно, а является результатом усилий многих людей - руководителей и членов коллектива.

1.1.5 Формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата

В значительной мере формирование благоприятного социально-психологического климата зависит от учета основных шести групп факторов, влияющих на него. Например, наблюдения показывают, что часто причиной неудовлетворенности  сотрудников являются эргономические факторы (условия труда, удобство рабочих мест, оптимальный режим сочетания труда и отдыха, материально-техническая обеспеченность деятельности и др.), функциональные факторы (неопределенность должностного положения, неясность обязанностей, полномочий и ответственности, неравномерность загруженности персонала, нечеткость критериев и показателей оценки результатов труда и др.), управленческие факторы (неясность управленческой концепции руководителя в отношении подчиненных, жесткий и порой грубый стиль управления персоналом, необъективность и несправедливость руководителей в оценках, привлечение руководством подчиненных к выполнению ими несвойственных функций и др.), экономические факторы (несвоевременность выдачи денежного содержания, ошибки в распределении материального вознаграждения и премий и др.), правовые факторы (отсутствие должностной инструкции, правовых актов, непосредственно регулирующих деятельность, наличие дублирующих друг друга нормативно-правовых актов, слишком много приказов и инструкций и др.), и, наконец, психологические факторы (противоречия и конфликты, социально-психологическая несовместимость людей, недостаточный учет неформальных статусов работников в коллективе, отклонения в групповых нормах, мнении и традициях и др.). Если в повседневной работе с персоналом стараться устранять указанные отрицательные факторы, то это обстоятельство, несомненно, будет способствовать развитию благоприятного социально-психлогического климата, хорошего трудового настроя сотрудников и удовлетворенности от нахождения в данном профессиональном коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Коммуникативная компетентность

1.2.1 Понятие коммуникативной компетенции.

Единственная настоящая роскошь  – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общениии. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.

Коммуникативная компетентность рассматривается  как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной  коммуникации в определённом круге  ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Развитие компетентного общения  в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности, важно ограничить такие виды общения, как служебно-деловое или ролевое и интимно-личностное. Основание для различия является обычно психологическая дистанция между партнёрами, это я – ты контакт. Здесь другой человек приобретает статус ближнего, а общение становится доверительным в глубоком смысле, поскольку речь идет о доверии партнёру себя, своего внутреннего мира, а не только «внешних» сведений, например, связанных с совместно решаемой типовой служебной задачей.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт  на разной психологической дистанции  – и отстранённой и близкой. Трудности  порой могут быть связаны с  инерционностью позиции – владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций – один из существенных показателей компетентного общения [9].

Компетентность во всех видах общения  заключается в достижении трёх уровней  адекватности партнёров – коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно можно говорить о различных видах компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые помогают полноте самовыражения партнёров, всем граням их адекватности – перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

Реализация личностью своей  субъективности в общении связана  с наличием у неё необходимого уровня коммуникативной компетентности.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей:

  1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
  2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
  3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [10].

Прогноз формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне коммуникативных установок.

Коммуникативная установка партнёра – это своеобразная программа  поведения личности в процессе общения. Уровень установки может прогнозироваться в ходе выявления: предметно-тематических интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям, отношение к форме общения, включенности партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений, эмоциональных оценок форм общения [9,10].

При таком подходе к характеристике коммуникативной компетентности целесообразно рассмотреть общение как системно -интегрирующий процесс, который имеет следующие составляющие:

  • Коммуникативно-диагностическую (диагностика социопсихологической  ситуации в условии будущей коммуникативной деятельности, выявление возможных социальных, социально-психологических и других противоречий, с которыми возможно предстоит столкнуться личности в общении)
  • Коммуникативно-программирующую (подготовка программы общения, разработка текстов для общения, выбор стиля, позиции и дистанции общения
  • Коммуникативно-организационную (организация внимания партнёров по общению, стимулирование их коммуникативной активности и т.д.)
  • Коммуникативно-исполнительскую ( диагноз коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогноз развития этой ситуации, осуществляемый по заранее осмысленной индивидуальной программе общения).

Каждая из этих составляющих требует  специального социотехнологического  анализа, однако рамки изложения  концепции дают возможность остановиться только на коммуникативно-исполнительской части. Она рассматривается как коммуникативно-исполнительское мастерство личности.

Коммуникативно-исполнительское мастерство личности проявляется как два  взаимосвязанных и всё же относительно самостоятельных умения найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения, и умение реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику общения. В коммуникативно-исполнительском мастерстве личности проявляются многие её навыки и прежде всего навыки эмоционально-психологического саморегулирования как управление своей психофизической органикой, в результате чего личность достигает адекватного коммуникативно-исполнительской деятельности эмоционально-психологического состояния.

Эмоционально-психологическая саморегуляция  создаёт настрой на общение в  соответствующих ситуациях, эмоциональный  настрой на ситуацию общения, означает прежде всего перевод обыденных  эмоций человека в тональность, соответствующую ситуации взаимодействия.

В процессе эмоционально-психологической  саморегуляции следует различать  три фазы: длительное эмоциональное  «заражение» проблемой, темой и  материалами предстоящей ситуации общения; эмоционально-психологическую  идентификацию на стадии разработки модели своего поведения и программы предстоящего общения; оперативную эмоционально-психологическую перестройку в обстановке общения.

Эмоционально-психологическая саморегуляция  приобретает характер целостного и  завершенного акта в единстве с перцептивными и экспрессивными навыками, которые также составляют необходимую часть коммуникативно-исполнительского мастерства. Она проявляется в умении остро, активно реагировать на изменения обстановки общения, перестроить общение с учётом перемены эмоционального настроя партнёров. Психологическое самочувствие, эмоциональный настрой личности прямо зависят от содержания и результативности общения.

Перцептивные  навыки личности проявляются в умении управлять своим восприятием  и организовывать его: верно оценивать социально-психологический настрой партнёров по общению; устанавливать необходимый контакт; по первому впечатлению прогнозировать «ход» общения. Они позволяют личности верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнёров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения.

Экспрессивные навыки коммуникативно-исполнительской деятельности принято рассматривать как систему  умений, создающих единство голосовых, мимических, визуальных и моторнофизиолого-психологических процессов. По своей сути это навыки самоуправления выразительной сферой коммуникативно-исполнительской деятельности

Информация о работе Исследование уровня коммуникабельности как фактора социально-психологического климата (на примере работников торговли)